Природа и человек в Древнем Риме

Открывая книгу Лидии Винничук «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима», мы как бы входим в пестрый мир, повседневности, быта, простых жизненных проявлений античного человека. Мы не видим в ней человека в водовороте политических событий, в минуты высочайших взлетов философского или политического гения, но застаём его в его обыденности, разных фазах его жизненного цикла — от рождения и детских игр до смерти и погребения. Мы видим его в школе и театре, на брачном пиру и в библиотеке, на безмятежных веселых празднествах и в пору ужасающих стихийных бедствий. Мы узнаем, как он считал часы и как он считал деньги, как путешествовал, как лечился, как называл своих детей. Но — что может быть, еще интереснее — мы немало узнаем и о его внутреннем мире, о нравах, об идеалах и предрассудках, об отношениях между людьми, тогда, как и сегодня, несовершенных.

Книга эта — о реальностях человеческого бытия, на которых стоит блестящее знание здание античной культуры, «о несовершенстве в совершенном».

Где можно проследить развитие античных культурных и бытовых традиций на протяжении полутора тысячелетий.

«…Более, чем дети о своей матери,

должны граждане заботиться о

родимой земле, ведь она богиня —

добытчица смертных созданий…»

(Платон).

Хозяйственное развитие Римского государства было значительно более сложным, чем в Греции, которое хотя и состояла из множества весьма различных, с экономической точки зрения, областей, однако не расширяла своих границ так, как это делал Рим.

Началось все с маленького поселения в Лациуме, и это поселение Рома, Рим — распространило свою власть не только на земли соседей, на территории Италии, но и на прилегающие обширные страны. Уже тогда, в древности, современники искали объяснения этим впечатляющим достижениям: историки и поэты видели их причины главным образом в силе римского оружия, в героизме римлян, но обращали внимание и учитывали также важную роль географических условий, которым этот край, в особенности низины Северной Италии, был обязан своими обильными урожаями и богатствами.

Полибий (историк-грек) писал во II в. до н. э., когда еще существовала во всей своей силе Римская республика, что ее жители сохраняли свою гражданскую позицию и думали о государстве, чем о своих личных выгодах. Однако, и грек Страбон (географ), живший позднее (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.), и явившийся основоположником региональной географии, исходил в своих рассуждениях из учета 2-х важнейших факторов — географической среды и человека.

3 стр., 1095 слов

Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?

... сказка. Но она очень поучительна. Недаром говорят, что каждый человек - сам хозяин свои судьбы. Сочинение: Есть ли в человеке силы, чтобы противостоять судьбе?. Война это то, что подавляет человеческие морали. Жестокость, ... секунду можно было распрощаться с жизнью, люди находили в себе силы идти дальше. Какими бы не были суровыми войны, люди всегда пойдут на встречу друг к другу. Ведь нас ...

Первое — безопасность Италии (подобно острову) охраняют кругом моря, за исключением только немногих областей, но даже и эти последние защищены труднопроходимыми горами. Второе условие, то, что она большей частью лишена гаваней, а существующие, обширны и замечательны.

Первое из этих обстоятельств выгодно для защиты от нападения извне, второе помогает самим нападать на врагов, способствуя развитию торговли.

Климат и температура страны отличаются большим разнообразием,, чем и вызываются величайшие изменения… животного и растительного мира и вообще всего, что полезно для поддержания жизни… На долю Италии выпало еще следующее преимущество: так как Апеннинские горы тянутся по всей длине и оставляют по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы.

Нет ни одной части страны, которая ни пользовалась бы богатствами горных и равнинных местностей. К этому следует добавить множество больших рек и озер, и сверх того, во многих местах еще и источники горячих и холодных вод, самой природой созданные для здоровья, а особенно обилие всевозможных рудников.

Без человеческих усилий все выгоды географического положения Италии остались бы нереализованными и Рим не смог бы достичь того могущества и славы.

Считалось, что греки при основании городов особенно удачно достигали цели, стремлением к красоте, неприступности, наличию плодородной почвы и гаваней, то римляне как раз заботились о том, на что греки не обращали внимания: на постройку дорог, водопроводов, клоак, по которым городские нечистоты можно спускать в Тибр. Они построили дороги по всей стране, срывая холмы, и, устраивая насыпи в лощинах, так, что их повозки могут принимать грузы купеческих судов.

Водопроводы подают такое огромное количество воды, что через город и по клоакам текут настоящие реки. Именно римляне, по мнению географов, сумели, владея Италией, превратить ее в опорный пункт своего владычества над всем миром.

О выгодном географическом положении Рима и Италии писали также Цицерон, Плиний старший, Витрувий.

Большое значение, по их мнению, имели климатические условия, влиявшие на физический облик человека, на его склад ума. «Благодаря разряженному воздуху неба, полуденные народы, обладая, из-за зноя, острым умом, легче и быстрее соображают и принимают решения; у северных же племен, окутанных густым воздухом неба, ум, охлажденный влагою из-за сопротивления воздуха, цепенеет».

Осваивая природу и приспосабливая её элементы к собственным нуждам, древний человек неустанно занимался мелиорацией.

В одних местах он веками боролся с избытком грунтовых вод, в других, ощущая нехватку влаги, собственным умом и руками должны были «поправлять» окружающую среду — снабжать водой засушливые области.

Вода для утоления жажды, для ведения хозяйства, для лечения — не всегда была легкодоступным даром природы или богов, источником бесплатной выгоды.

Первоначально это были долговременные водосборники или колодцы. Выбор того или иного приспособления для снабжения людей водой зависел от местных географических условий.

Крупные поймы, места, затопляемые при разливах, соседствуют с районами, где для орошения служит только дождевая вода. Поэтому — то устойчивое водоснабжение было проблемой весьма нелегкой. Однако из древнейших форм накопления и сбора воды — устройство гротов, оборудование источников, защищенных от загрязнения. Устроенные таким образом подземные родники напоминали колодцы.

34 стр., 16579 слов

Архитектура, скульптура, живопись в Италии в эпоху Возрождения. ...

... половины XIII века до первой четверти XVI века. Начало эпохи Возрождения в Италии положил Джотто ди Бондоне, который работал во Флоренции основные его работы — фрески. Конец Возрождения в Италии исследовате ... -VI вв; Арабский золотой век VIII в.; Каролингское Возрождение IX в.; Оттоновское Возрождение кон.X в.; эпоха Возрождения с XII в. и до пер.четв.XVII в.». «Ф.Энгельс, к примеру, охарактеризовал ...

Выявить источник воды и оборудовать доступ к нему значило решить лишь половину задачи. Не менее важна была проблема транспортировки, доставки воды потребителям.

Иногда привозили сразу большой запас воды в объемистых кувшинах.

Создавали также огороженные бассейны с углублениями, оттуда легко было черпать воду. Использовали и дождевую воду, собирая ее в приспособленные для этого цистерны.

В строительстве колодцев также происходили прогрессивные изменения, колодцы становились все глубже, достигая подчас более чем 30-метровой глубины.

Они облицованы камнем. Воду из колодцев черпали вручную, сосудом, к которому была привязана веревка.

В классическую эпоху был известен колодезный журавль, а затем стали пользоваться вращающимся валом — катушкой. Можно, с полной уверенностью, утверждать, что люди того времени знали уже все виды колодцев, какие встречаются и сегодня.

На основе многочисленных каналов, в том числе подземных, возникали первые водопроводы.

Однако подлинно великим достижением древних в этой области явились римские акведуки (водопровод — мост с лотком или трубопроводом, по которому вода (из водопровода, оросительных или гидроэнергетических каналов) переводится через овраги, ущелья, долины рек, дороги — от латинского aquaeductus).

Следующий дар природы — это огонь. Сначала открытый огонь, костер, а затем печь давали древним тепло и свет. В повседневной жизни пользовались очагом «стационарным», сооружением из камня и глины.

Настоящим достижением было создание «печек» переносных, жаровен, согревавших дом изнутри. Это были сосуды из терракоты, обожженной глины, самых разных форм и размеров.

Центральное отопление, прежде всего в гимнасиях, для нагревания воды в бассейнах.

Римляне в отличие от греков рано стали думать о строительстве дорог.

Избежать морских путешествий они, конечно, не могли, но — опять — таки в противоположность грекам — моря не любили, чарующих прелестей его словно не замечали, а сосуществование с морем воспринимали как вынужденную необходимость.

Быстрый рассвет Рима, политическое и экономическое расширение и экспансия Римского государства заставляли его граждан вступать в контакты со многими странами и народами.

Они хорошо понимали, что города, расположенные на хороших, часто используемых трассах, имели больше шансов для экономического прогресса, к строительству дорог, прокладке коммуникаций и удовлетворению их личных потребностей: римляне охотно ездили в курортные местности, ища исцеления разным недугам, а римская молодежь все чаще отправлялась за границу учиться — в Афины.

Овладение морскими коммуникациями способствовало расцвету римской внешней торговли и вообще развитию мореплавания.

Это, в свою очередь, требовало создания удобных и хорошо оснащенных портов, хотя римские порты еще долго не могли равняться с портами других стран.

2 стр., 715 слов

Бережное отношение к воде в нашей жизни

... родились строчки: Берегите, люди, воду! Это важно для природы. Это важно для цветка, Бабочки и мотылька, Это важно для зверька, Рыбки, птички и грибка. Для берёзки, тополя, для тебя и для меня! ... «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», «В капле воды видна граница мира», «Хлеб - батюшка, вода - матушка». Вода - самая распространённая жидкость на поверхности Земли, заполняющая глубокие ...

Гостиницы в крупных городах располагались близ городских ворот — как сейчас близ железнодорожных вокзалов — или в центре, а в портовых городах — недалеко от пристани. На вывесках гостиниц и постоялых дворов было обозначено имя владельца.

Расширение политического горизонта римлян на восток и на запад обусловило заметные изменения в обычаях граждан Вечного города, в их повседневной жизни.

«… Некоторые утверждают, что ничто не

происходит случайно, но для всего,

возникновение чего мы

приписываем самопроизвольности или

случаю, имеется определенная причина…

Природа есть причина… Искусство в одних

случаях завершает, то, что природа не в

состоянии завершить, в других — же —

(Аристотель).

Заключение.

«Познай самого себя…»

(Фалес из Милета)

«А что лучшее в человеке? Разум, который

выделяет его среди животных и приближает к

богам. Значит, совершенный разум есть благо,

присущее именно человеку, ибо все остальное

он делит с животными.

Человек силен? И львы тоже!

Он красив? И павлины красивы!

Он проворен? И лошади проворны!

Он может двигаться и произвольно направлять

движения? Но так же и звери, и черви!

У него есть голос? Но у собак голос звонче, у

орлов — пронзительней, у быков — гуще, у

соловьев — приятней!

Что же присуще именно человеку? Разум!

(Сенека)

Познай самого себя… Нелегко заглянуть вглубь себя, и заглянуть критически. Нелегко познать человека вообще, просто человека. Все больше становится сегодня наук, изучающих человека, все насущнее необходим синтез добытых знаний. Такой синтез наук о человеке явился бы исходным пунктом развития, дальнейшей эволюции философского знания.

Именно философы в древности первыми обратили внимание на проблемы человеческой сущности, смысла жизни людей, на заметные различия между отдельными личностями и на то общее, что всех их объединяет. Философы щедро делились советами, как надлежит поступать, как достичь идеала, как стать счастливым.

Изречения древних мыслителей, поэтов, законодателей заботливо собраны в книге Диогена Лаэртского:

«Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим».

«Не богатей дурными средствами».

«Чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей».

(Фалес)

«Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай».

«Не советуй угодное, советуй лучшее».

(Солон Афинский)

«Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься».

«Кто силен, тот будь и добр».

«Старость почитай».

(Хилон из Спарты)

«Победы должны быть бескровными».

«Неудачей не кори — бойся себе того же».

(Питтак)

Все это дает людям представление о том, какими они должны быть, как относиться друг к другу, к законам, религии, государству.

Просто человек… Античность сама рассказывает нам о себе, о своих светлых и темных сторонах, сама требует отнестись к ней критически, освоить ее опыт и не повторять ее ошибок. Мы должны знать прошлое, историю культуры эпохи, в которую всеми корнями уходит наша культура, наша цивилизация. Мы должны вновь и вновь обращаться памятью к античному миру, к его людям, обычаям, нравам. Будем помнить прекрасные слова Цицерона:

15 стр., 7140 слов

Создает человека природа, но развивает его общество

... высказыванием В.Г. Белинского по этому поводу. Принадлежность человека к природе подметил еще древнегреческий философ Платон: «Человек – двуногое животное без перьев». Но человек ... социализации общество «образует и развивает» человека. Эссе на тему “«Создает человека природа, но образует и развивает его ... примеров можно привести пример из повседневной жизни. В процессе взаимодействия с обществом, под ...

Не знать, что случилось до твоего рождения, — значит всегда оставаться ребенком».

«Разум бессмертен, а остальное смертно».

(Пифагор)

«Природа породила нас с тем, чтобы мы

казались созданными не для развлечений и

шуток, не для суровости и, так сказать, для

более важных и более значительных

стремлений. Развлечения и шутки нам,

конечно, дозволены, но так же, как сон и

другие виды отдыха: тогда лишь, когда мы

уже совершили важные и ответственные

дела».

(Цицерон)

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/yaya-drevnem-rime/

Винничук Л. «Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима» Пер. с польск. В.К. Ронина. – М.: Высш. шк. 1988 – 496 с.