«Цивилизация шла и шла и зашла в тупик. Дальше некуда. Все обещали, что наука и цивилизация выведут нас. Но теперь уже видно, что никуда не выведут; надо начинать новое» (Л. Н. Толстой)
Выбранное мною высказывание посвящено осмыслению сущности, направленности общественного прогресса. Данный вопрос является актуальным, поскольку обществу важно понимать, каково направление его развития. Проблема прогресса не относится к вечным. Само её возникновение обусловлено исторической эпохой конца XVIII — начала XIX века. С развитием техники возрастают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустриальная цивилизация. На этом этапе люди начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречивости. Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.
Великий русский писатель и мыслитель JI.H. Толстой считает, что «цивилизация зашла в тупик», что «дальше некуда» и «наука с цивилизацией никуда нас не выведут». Таким образом, Толстой подчёркивает, что отдельно взятый научно-технологический прогресс не способен решить других проблем, например кризиса культуры и засилия безнравственности. Я полностью согласен с высказыванием Толстого и думаю, что действительно прогрессивное развитие техники и технологии порой обедняет другие области жизни, например духовную. Более того, общественный прогресс может даже способствовать новым проблемам, таким как ядерная война, демографический и экологический кризисы. Высказывание автора наиболее точно показывает, что прогресс — это противоречивое явление, которое несёт не только благо, но и зло. К сожалению, не всегда прогресс считается с гуманностью, он может приводить к плачевным последствиям.
Приведём теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание общественного прогресса. Общественный прогресс — это совокупность всех поступательных изменений в развитии общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В разное время разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии человеческого разума, распространении просвещения. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперёд по состоянию общественной нравственности, приближению её к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. В XIX в. марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, степени развития производительных сил. Некоторые социологи считали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности. Современные же учёные приходят к выводу, что критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития её потенциальных возможностей.
«Цивилизация» против «варварства»: к историографии ...
... 204]. И здесь цивилизация не является принадлежностью одной лишь современности: говорится, например, о цивилизации древних греков [9, p . 61] (очевидно, как о ступени, стадии развития). Состояние же цивилизации в ... 1794 г., посвящены прогрессу человеческого разума; их названия в оригинале очень похожи 1 . У Тюрго еще отсутствуют слова "цивилизация", "цивилизованный", и варварству у него противостоят ...
По мнению большинства учёных, общественный прогресс — это явление сложное и неоднозначное, его нельзя представить в виде строго линейного вектора. В чём можно заметить неоднозначность прогресса? Человеческое общество — это сложный организм, развитие которого происходит неравномерно, по разным линиям. Существует много областей жизни, где прогресс выявить совершенно невозможно. Например, область духовного творчества и искусства. Допустим, сложно утверждать, что произведения, созданные в эпоху Возрождения или Античности, менее прогрессивны, чем формы современного искусства.
Кроме того, неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены как во благо, так и во зло. К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию оружия массового уничтожения.
Следует выделить целый ряд критериев, которые помогли бы оценить те или иные явления как прогрессивные. Первый критерий — совершенствование техники и технологий, а также способов воздействия человека на окружающую среду. Вторым критерием представляется рост качества жизни, изменения характера труда. Далее — утверждение гуманистических принципов в жизни людей и расширение спектра прав и свобод современного гражданина.
Подтвердим высказанные нами теоретические доводы конкретными примерами. Положительные стороны прогресса можно заметить в улучшении качества жизни людей, процесса труда. Ярким примером послужит поточное производство сборочных конвейеров Г. Фордом в США в 1908 году, что заметно облегчило труд рабочих и способствовало улучшению процесса производства. Прогресс содействовал гуманизации общественных отношений. Это подтверждает отмена смертной казни в большинстве стран современного мира. Более того, сокращаются санкции физического и морального воздействия на человека. Также современный спектр свобод затрагивает и права животных, в современных правовых документах появляются статьи о жестоком обращении с животными.
Что же касается недостатков общественного прогресса, то их можно рассмотреть на примере развития биотехнологий. Генетические изменения, как правило, происходят в хозяйственных целях. В настоящее время всё чаще производят продукты с использованием трансгенов. Несмотря на увеличение количества урожая и его внешних признаков, ГМО всё же может служить источником заболеваний и мутаций организма человека. Ещё один простой пример — это возрастание количества машин на дорогах. Машина сегодня — это не только способ передвижения, но и один из основных факторов загрязнения окружающей среды, стимулирующих глобальное потепление.
Культура, её значение в жизни человека и общества
... Человек в своей жизни имеет 2 опоры: знание и веру. Сегодня вроде бы открыты все двери – веруй во что хочешь, знай всё, что пожелаешь. Грамотность способствует овладению культурой, ... сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса. 1.3. Единство и разнообразие культуры У нас десятилетиями настойчиво укоренялось представление о ...
Из личного опыта могу сказать, что появление новых средств связи, таких как мобильный телефон, Интернет несут противоречивые последствия. С одной стороны, они укрепляют связи между людьми, способствуют развитию коммуникативных способностей и позволяют заводить друзей по всему миру. С другой стороны, они способствуют развитию замкнутости человека, страха общения лицом к лицу и недостатка тактильных ощущений.
Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что проблема общественного прогресса комплексная и прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга: «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце его пути — благо или зло».