Роман-эпопея Льва Толстого «Война и мир» написан на основе академических источников войны русских против Наполеона Михайловского-Данилевского, что показывает высокий уровень исторического фактажа и ценности на поприще мировой литературы. Бессмысленность и жестокость войны раскрываются в этом глубоком труде, который можно понять и прожить, лишь глубоко углубившись в суть проблемы.
В основе романа «Война и мир» события 1812 года – отечественная война против Наполеона Бонапарта, намеревавшегося в свое время покорить себе Европу. Известные и реальные исторические деятели, такие как Кутузов, вели за собой простой русский народ, еще не знавший вкуса войны. Ужасы на поле боя, которые преследовали выживших весь отмеренный им срок, не дадут соврать о глубоком потрясении, какое перенес русский народ, и которое он до сих пор, вздрагивая, вспоминает. Видимо коллективное бессознательное провоцирует мурашки на коже тех, кто ищет ответы на тему войны в романе Льва Толстого «Война и мир».
Толстой, как писатель-реалист, с должным усердием подходил к решению этого вопроса. В русле доминирующего течения своего времени, он описывал войну реалистично, стараясь передать все детали, которые удосужились пронизать ту эпоху.
Образ русского народу выступает в масштабном ключе, как диалогическое против оставление баталиям на поле, в качестве другой силы, силы света, добра, правды и мира, которая выступает против ударной силы войны.
Русский народ, народ, который не терпит поражений, как показала историческая практика, поднял свою дубину против острой французской сабли гнобления и завоевания. Лев Толстой, как нельзя лучше, передает тонкости и погрешности в романе, особенно, вырисовывая интересную картину власти, тщеславия, предательства, перемены взглядов своих персонажей на протяжении всего военного периода. Война меняет всех – данный тезис можно с уверенностью провозгласить простым эпилогом к этому творению.
Сам роман раскрывает нам страшную сокровенную мысль, которая уже томиться на кончике нашего языка, но все никак не может сорваться и обрести форму, «война – это забава праздных и легкомысленных людей». Что нам пешки, что нам игральная доска, что поле боя – всё это идентичная картина, удачный ход или хождению по острие бритвы чьего-то эгоизма и амбиций. Война – это удел простых людей, крестьян, служащих, солдатов, но для великих государей, чья рука имеет право, пока еще имеет право, двигать фигуры на шахматной доске, это не более, чем роковая игра, забравшая не много не мало, пару часов жизни и несколько нервных клеток. Что теряет он, великий государь или великий Наполеон? Дюжину людей? Но вряд ли он теряет столько же, сколько семьи, чьих близких унесла война, чьи дома разрушены, чьи хлебницы пусты, а дети голодны и осиротевшие – вот что такое война, и Лев Толстой прекрасно это понимал, описывая тонкости русской души, последней капли человечности, последнего глотка жизни и взгляда на голубое небо перед вечным, глубоким забытьём. Вот что такое философия войны.
Война в изображении Льва Толстого в романе «Война и мир»
... не задумываться о тех последствиях, которые принесет современная война. И кровавая трагедия в Персидском заливе вновь подтвердила мысль Толстого, что даже самая справедливая, одобренная всем миром война, "не любезность, а самое гадкое дело в жизни". ... войны убийство, орудия войны — шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей..." Показывая патриотизм, справедливость борьбы русского народа с ...
Скачать данный материал:, Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
( 6 оценили, оценка: 3,33 из 5) Loading…
Похожие записи
- Философия Конфуция кратко
- Философия Египта
- Философия Платона кратко
- Философия жизни Ф. Ницше
- Обзор книги: Сунь-цзы — Искусство войны
- Конспект книги: Сунь-цзы — Искусство войны
- В чем заключается философия Аристотеля? Кратко и понятно
- Как жили люди после Великой Отечественной войны?
- Философия Ислама
- Конспект книги: Грег Тейн, Джон Брэдли —…
- Артур Шопенгауэр и его философия
- Конспект книги: Игорь Танцоров — Деньги или…
Сочинение: Москва в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)
(484 слова) Л.Н.Толстой писал: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Этот город сыграл большую роль в жизни писателя, в судьбе России, а также на страницах произведений Толстого. Так, в романе-эпопее «Война и мир» Москва стала не только одним из композиционных центров, но и полноправным участником происходящих событий.
Москва в романе имеет свой дух, своё лицо. Это хлебосольная, простая и весёлая купчиха, с распростертыми объятиями встречающая своих гостей. Именно в этом городе на улице Поварской находится особняк Ростовых. Они – типичные москвичи, олицетворяющие собой национальный менталитет, широту русской души. Толстой симпатизирует их семейству, поэтому поселяет своих героев в Москву, а не в холодную столицу империи.
В Санкт-Петербурге живёт семья Курагиных и весь высший свет, так негативно представленный в романе. Для них есть только выгода, лесть и внешнее соблюдение правил приличия. Курагины представляют собой людей, живущих наслаждениями, ненастоящими чувствами, ведущими аморальный образ жизни. Таков весь высший свет, который сосредоточен в Северной столице. Ему, как совершенно иному полюсу русской жизни, противопоставлена простая, настоящая, патриархальная жизнь москвичей с вечерами, именинами, и балами, заседаниями Английского клуба и охотой. Ростовы живут на широкую ногу, не экономя и собирая у себя в доме «самых разнообразных лиц». Так, Толстой противопоставляет на личностном уровне два семейства, а на социальном — два города.
Подробно автор описывает события, происходящие в Москве перед захватом города французской армией. Основная часть москвичей решила покинуть город:
Тема воспитания личности в трилогии Л.Н. Толстого ‘Детство. ...
... Толстого с романом «Подросток». Еще более категорично противопоставляет Толстого и Достоевского В.В.Вересаев в известной книге ... определяется их философией, жизненным опытом и предметом изображения. В центре внимания Толстого - ... главу (главы: «Детство», «Отрочество», «Юность»), в которой автор делает выводы общечеловеческого ... из деревни в Москву), все же в целом Толстой поет гимн поэтической ...
«Они (москвичи) ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».
Однако поведение горожан в этот критический момент разное. Например, граф Ростов обещает «пожертвовать всем» для народного ополчения. Его семья, покидая дом на Поварской, на своих повозках увозит раненых солдат. Многие же в то время заботятся лишь о личной выгоде, скупая имущество по дешёвке и увозя из города ценные вещи. Недостойно ведёт себя и градоначальник Растопчин. Поддавшись панике, он призывает жителей оборонять Москву «с топором» и «с рогатиной». Растопчин становится виновником жестокой расправы над купцом Верещагиным, действуя скорее как преступник, а не блюститель закона и порядка.
О массовом бегстве москвичей не подозревал Наполеон, мечтающий на Поклонной горе получить ключи от города из рук бояр. Французский император уверен, что захват восточной древней столицы станет для него победой во всей войне. Стоя на поклонной горе, Наполеон любуется неизвестной и прекрасной «восточной красавицей», он считает Москву сердцем России, поэтому не идёт в поход на Санкт-Петербург.
Огромное значение Москва имеет и в народном сознании. Перед Бородинским сражением каждый из солдат думает, что отступать некуда, за ними осталась Москва. Нежелание сдавать древнюю столицу стало важной причиной героической стойкости русских во время сражения. Толстой подводит читателей к выводу, что именно сдача Москвы стала тем событием, после которого поражение Наполеона стало неизбежно. После этого на французскую армию пала «дубина народной войны».
Таким образом, Москва в романе «Война и мир» несёт важное историческое и смысловое значение. Это город добрых и щедрых Ростовых, старая столица, являющаяся олицетворением народного сознания и русской истории.
Автор: Ксения Яблокова
Лев Толстой «Война и мир» 3 том С.Н.
Бородинский бой 1. Какую роль играют пейзажные зарисовки в этих сценах (образы солнца и тумана – 30,39 главы).
2. Анализ эпизода «На батарее Раевского» (30-32 главы).
Какое выражение лица у Пьера в первые часы Бородина? Какое впечатление производит на окружающих? Что особенное почувствовалось Пьеру на батарее? Как отнеслись к нему солдаты? Что удивляло солдат в Пьере? Какие два впечатления сильно повлияли на смену настроения Пьера? Как ведут себя солдаты батареи Раевского? В чём проявляется их героизм? Что объединяет их? 3. Как Кутузов поддерживал «дух армии»? Руководил ли он военными операциями? (35 глава).
4. Что удивляет и раздражает Наполеона с самого начала сражения? Как меняются его поведение, жесты, речь? К какому выводу приходит он относительно исхода сражения? Каким показывает Толстой Наполеона в конце сражения? Какие новые, необычные для него ощущения охватили Наполеона? (33,34,38).
5. На что были направлены все силы князя Андрея и его полка? Как показано единение Болконского с народом? Как он получил смертельное ранение? (36-37).
6. Какой смысл вкладывает Толстой в слова о нравственной победе русского войска? В чём видит значение Бородинской битвы? (39 глава).
Введение
Важнейшим идейно-композиционным принципом романа «Война и мир» является антитеза.
Антитеза (от греч. antithesis – «противоположение») – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, композиционных элементов и пр., создающее эффект резкого контраста.
Москва и Петербург – это два противоположных города, с точки зрения Толстого. Для начала подробнее разберем первые два эпизода книги (вечер у Анны Павловны и именины у Ростовых).
Когда-то в своем комментарии к «Евгению Онегину» Юрий Михайлович Лотман говорил о том, что у каждого из персонажей пушкинского романа есть свое пространство (рис. 1).
Рис. 1. Ю.М. Ло.
Такой же принцип принадлежности героя к определенному пространству можно проследить и в романе Толстого. Например, пространство Курагиных – это Петербург, пространство Ростовых – Москва и их имение в Отрадном, а пространство Болконских – Лысые Горы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Москва и Петербург в романе «Война и мир»
Роман «Война и мир» — одно из крупнейших произведений мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена «диалектика души», с большой точностью показаны исторические личности, и, наконец, отлично описаны два важнейших города – Москва и Петербург. Москва для Толстого – не просто город, в котором он часто бывал и подолгу жил. Москва стала героем его произведений, она связана с важнейшими этапами его жизни. Отношение писателя к древней столице менялось на протяжении жизни, детское восхищение величием древнего города сменялось неприятием светской пустоты. Но над всем этим всегда вставал образ Москвы, созданный в романе «Война и мир»: «Всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать…». Работая над романом «Война и мир», Толстой неоднократно приезжал в Москву. В этом произведении вымышленные и реально существовавшие персонажи оказываются на улицах и площадях столицы. Дом Ростовых – известный особняк на Поварской улице, дом 52, Английский клуб находится у Петровских ворот, дом князя Болконского – на Воздвиженке. Упоминаются в романе и Арбат, и Сокольники, и Маросейка, и Любянка. Противопоставление Москвы и Петербурга – одно из основных в композиции романа. Первые сцены показывают нам северную столицу. Мы попадаем в петербургские гостиные большого света и знакомимся со «сливками» этого общества: вельможами, сановниками, дипломатами, фрейлинами. Л.Н. Толстой срывает покровы внешнего блеска, утонченных манер с этих людей, и перед нами предстает их духовное убожество, нравственная низость. В их поведении, в их взаимоотношениях нет ни простоты, ни добра, ни правды. Всё не естественно, лицемерно в салоне А. П. Шерер. Всё живое, будь то мысль и чувство, искренний порыв или злободневная острота, гаснет в бездушной обстановке. Контрастирует с описанием петербургского салона картина именин в доме Ростовых в Москве. Хозяин дома – граф Илья Андреевич, типичный патриархальный барин, добродушный и хлебосольный, завсегдатай Английского клуба, восторженный устроитель праздничных обедов на великое множество персон. В доме Ростовых всегда звучит музыка, отношения меж! ду родителями и детьми доверительны и просты. Ростовы – настоящие москвичи, не думающие о том, что разоряют сами себя, беззаботные, но веселые и гостеприимные. И противоположность им – петербуржцы Курагины, семья, в которой отношения между людьми строятся на расчете. Петербург для Толстого – это источник искушения и всяких бед. Князь Андрей Болконский признается своему другу Пьеру Безухову: «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне». И на Пьера Безухова жизнь светского Петербурга влияет пагубным образом. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни. Зато как меняется настроение любимых героев Л. Н. Толстого, стоит им оказаться в Москве. Здесь иначе дышится, иначе думается, в душе героев воцаряется мир. Неудивительно, что Наташа Ростова совершает свою роковую ошибку, задумав убежать с Курагиным, именно в Петербурге, а излечивается в Москве с её церквами и соборами. В историческом плане Толстого интересует решающий эпизод войны 1812 года – Бородинское сражение и уход жителей из Москвы. Писатель показываем нам, насколько по-разному ведут себя москвичи в этот трагический момент. Граф Растопчин, московский генерал – губернатор, думает лишь о своей карьере да об опасности появления «нового Пугачева», а потому препятствует формированию народного ополчения. Он с радостью играет роль «руководителя народного чувства», но не имеет ни малейшего понятия о народе, которым решил управлять. Берг, зять Ростовых, радуется тому, что появилась возможность за бесценок скупать имущество москвичей, бросающих свои дома. Но все же таких людей немного. Толстой в своем романе подчеркивает, что «большое количество москвичей» надели мундиры и проповедовали патриотизм. Охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона и «прекратить несчастья всей Европы». Граф Ростов плачет, слыша ! манифест императора, и обещает: «… мы всем пожертвуем, ни чего не пожалеем». Наташа не только распоряжается разместить на половине дома раненых, но убеждает родителей в необходимости отдать подводы, на которых можно было вывести семейное «богатство, которому многие завидовали и за которое Ростовым предлагали огромные деньги». Великое значение Москвы для всех русских людей становится очевидным после прочтения строк, в которых описывается настроение русского войска перед Бородинским сражением. «Всем народом навалиться хотят; одно слово – Москва. Один конец сделать хотят», — говорит Пьеру простой солдат. По мнению писателя, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. И это чувство – народный патриотизм, необъятный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. «Завтра, что бы там ни было – говорит он, — мы обязательно выиграем сражение!» И с ним совершенно согласен Тимохин, который знает, что солдаты даже отказались перед боем водку, потому что это «не такой день». Писатель не сомневается, что именно сдача Москвы Наполеону должна была стать той последней каплей, которая сделала неизбежным конец блистательной военной кампании Наполеона, того самого, ком Москва долгое время не давала покоя. Стоящий на Поклонной горе Наполеон называет древнюю русскую столицу святой, видит ее красоту и величественность. Но он хотел сделать Москву лишь сценой для очередного спектакля, а город обманул его, показал все свое презрение и ненависть. Жители европейских столиц, завоеванных Наполеоном, не думали покидать свои дома, они сидели за одними столами с французами, но москвичи ощутили неизбежную необходимость уйти из города, занятого Наполеоном. И в этом поступке был залог скорой победы России. Л. Н. Толстой гордится подвигом Москвы в войне 1812 года. Сожженная столица становится для него символом вечно живого сердца страны. «Все было разрушено, — пишет он о Москве, лежащей в развалинах, — кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого…» |