Ключевой сценой, в которой раскрываются суждения Болконского о славе и подвигах, является сцена, в которой князь Андрей лежит раненый после Аустерлицкого сражения на Праценской горе. Он видит над собой высокое, вечное небо с бегущими по нему облаками, Наполеона, который когда-то был для него кумиром, великим человеком, пишущим историю. Теперь же, пройдя через страдания, князь Андрей понимает, как ничтожно величие французского императора перед лицом смерти, как ничтожна сама жизнь человеческая в сравнении с этим высоким небом.
Высокое
небо, сквозь которое виднеется сияющая бесконечность, – повторяющаяся деталь пейзажа, формирующая объемное художественное пространство этого эпизода. Думая, что Болконский убит, Наполеон, как он любил это обычно делать, решил сказать какую-нибудь красивую фразу для истории. “Вот прекрасная смерть”, – с достоинством произнес он. Но Болконскому эти слова показались жужжанием мухи: “Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким бесконечным небом с
бегущими по нему облаками”. На протяжении главы (глава XIX, том 1) Л. Н. Толстой несколько раз возвращается к рассуждениям о смысле жизни.
Болконскому “так ничтожны, казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен, казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом…”. Болконский понимает, что Наполеон, по сути, упивается несчастием других. Не случайно перед описанием величественной фигуры императора Л. Н. Толстой помещает натуралистическую картину гибели русского гренадера, который с почернелым затылком лежал с уткнутым в землю лицом, откинув закоченевшую руку.
Вот она, разница между тем, кто на коне, кто имеет власть и право посылать людей на смерть, и тем, кто в этом мире выполняет роль пешки в шахматной игре.
Л. Н. Толстой постоянно подчеркивает роль божественного помысла, как в истории, так и в человеческой судьбе. Болконский выжил после тяжелого ранения в кровопролитном сражении благодаря золотому образку, который повесила на грудь ему княжна Марья. После ранения Андрей переосмысливает свое представление о жизни, ему рисуется тихое семейное счастье в Лысых Горах.
Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и ...
... trID=295 https://slovo. ws/geroi/033.html «Война и мир» Болезнь и смерть князя Андрея Болконского (Толстой, «Война и мир») (стр. 2 из 2) ... бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал ... смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения ...
Болконский возвращается в отчий дом практически перед самой смертью жены от родов. “Душенька моя”, – он успел сказать ей перед вечной разлукой. Раньше он никогда не обращался к ней так нежно.
После смерти жены Болконский, словно тоже умер для счастливой, радостной жизни. Однако проходит время, и ситуация меняется. Л. Н. Толстой показывает эту перемену в жизни князя Андрея на примере двух сюжетно связанных друг с другом эпизодов.
Князь Андрей по дороге в рязанские имения сына проезжает мимо старого дуба с обломанными сучками и болячками. Он словно отождествляет себя, свою жизнь с этим дряхлым деревом. Князь Андрей решает доживать, “не делая зла, не тревожась и ничего не желая”.
По дороге Болконский заезжает к Ростовым в Отрадное, где слышит разговор Сони и Наташи, которая любуется красотой летней ночи. Возвращаясь обратно, Андрей вновь видит тот же дуб, но теперь его трудно было узнать: “Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, – ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их”.
Душа Болконского вновь возрождается к жизни. Он возобновляет прежние знакомства, вступает в члены комитета о воинском уставе. Желая реформировать вольных хлебопашцев, Болконский встречается с Кочубеем, Аракчеевым, Сперанским.
Однако достигнуть каких-либо существенных результатов на этом поприще ему не удается.
Князь пытается вновь устроить свою личную жизнь, мечтает о счастье с Наташей. Но этим надеждам не суждено было сбыться.
Свое знакомство с жизнью светского петербургского общества Пьер Безухов продолжает визитом к Анатолю Курагину, человеку пустому и непорядочному. Пьянство, кутежи и нелепые споры – вот то, чем занимаются молодые люди его круга. Если Болконский едет на войну, рискуя собой, то Пьер лезет на подоконник, чтобы повторить глупый поступок Долохова – выпить бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
Вместо того чтобы делать карьеру, Пьер берется за разные проделки и, в конце концов, высылается из Петербурга за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем.
Получив огромное состояние в наследство, Безухов почувствовал себя в центре внимания: “Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так, казалось бы, неестественно, ежели бы кто-нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его”.
Затем Пьер увлекается масонством. Безухов разрабатывает целую программу по улучшению жизни крестьян: отмена телесных показаний, строительство школ и больниц, облегчение физических работ, а затем – полное освобождение.
Его спор с Андреем Болконским – спор о народе, в ходе которого князь говорит, что физический труд для крестьянина – такое же естественное состояние, как труд умственный для дворянства, что крестьянин не перенесет физической праздности, растолстеет и умрет. Но Пьер не соглашается с другом, считая, что так его настроил отец. Пьер говорит Андрею: “Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем”.
Почему князь Андрей и Пьер Безухов-друзья?
... друг друга хоть и было противоположным, однако все равно подталкивало к пересмотру своих идей и играло немаловажную роль в их жизни. Вывод Так почему же Пьер и князь Андрей стали друзьями? ... этих персонажей переменила война. И граф Безухов, и князь Болконский переосмыслили свою жизнь и пришли к изменению собственных взглядов. Часто герои пересекаются друг с другом и делятся своими мыслями по ...
Символично, что слова Пьера словно поддерживает полосканье волн. Это для Л. Н. Толстого традиционный прием: природа не является безучастной к словам и мыслям героев.
Пообщавшись с представителями масонских лож. Безухов вскоре понял, что для многих их них вступление в братство воспринимается лишь как путь к чинам и наградам. Будучи такими же богатыми людьми, как Пьер, многие члены общества не стеснялись выделять 20-30 рублей в качестве милостыни.
Существовала и категория братьев, интересующихся мистической стороной ордена, которую Безухов уважал, но не разделял эти интересы. Знакомство с зарубежным масонством подтолкнуло его на путь самопознания и самосовершенствования.
В глазах света же в это время он прослыл умным чудаком, славным малым, никому не делающим ничего плохого: “Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех”. Пьер не жалел денег ни на кутежи, ни на благотворительность. С женщинами, не ухаживая ни за кем, он был со всеми любезен.
Поддержав Наташу Ростову после ее измены Болконскому, Пьер становится ее другом. Символично, что в этот день при въезде на Арбатскую площадь Безухов видит комету: “Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто с невыразимою быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя другими, мерцающими звездами”. Поэтичная картина дарит Пьеру надежду на новую жизнь.
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Нравственный смысл духовных исканий Пьера Безухова
... Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путь нравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, ... сражения. И в жизни Пьера Безухова — это решающий момент. ... искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки ... его арестовывают. Главная веха на пути Пьера — его встреча с ... смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив…» ...