Тема эмиграции была для Бунина близка. После революции ему пришлось (в какой-то степени, возможно, была и его собственная инициатива, но этот вопрос оставим за рамками текущего обсуждения) оставить страну и перебраться за границу. Бунин страшно ругал всех, кто поддержал новую власть и оставался в недоумении от случившегося.
В рассказе Холодная осень главная героиня, которая теперь проживает в Ницце, вспоминает минувшие года, она вспоминает единственный день, который стал первым и последним днем с ее женихом. Когда они стали женихом и невестой началась война, и его забирали на фронт, у них был только один вечер холодной осени.
Как окажется потом, этот вечер вообще был, по сути, единственным для них, для всего существования героев. От этой мысли, как выражается сам главный герой «хорошо и грустно», ведь иногда люди действительно имеют в своей жизни только одно какое-то воспоминание, единственный миг или краткий период, который наполнен подлинным смыслом. Остальное остается несущественным и напускным, лишенным смысла.
Так, для главной героини рассказа основным является чувство любви к герою. Он не вернулся с фронта, она скиталась, была замужем, страдала, терпела и в итоге уехала за границу. Все переживания и события после этого холодного вечера были для героини как бы фоном существования, но не чем-то настоящим.
Настоящим остался только тот вечер и только та любовь, которая останется с ней навеки, к которой она отправится, когда оставит этот мир. Тем не менее, сама героиня счастлива этим фактом и читатели могут в какой-то степени разделить эти чувства. Некоторые не имеют и такого, некоторые вообще не знали подобной любви и искренности.
Конечно, Бунин в этом рассказе великолепно управляется с символами и эмоциями, он невероятно колоритно выстраивает атмосферу. Холодная осень – атмосфера ожидания неизбежной зимы, мрак и уныние, осознание прихода зимы от которой никуда не деться и в этом мраке вспышка любви, легкая искра, которая всполохом освещает пространство темноты и исчезает в небытии. Именно об этом всполохе непрестанно вспоминает и думает главная героиня, именно его хранит в собственном сердце, где огонь любви не угас.
Детально изучив творчество Ивана Александровича Бунина периода 30-40-х годов 20-го века, в глаза мне бросился и запечатлился весьма занимательный и душещипающий рассказ под названием «Холодная осень».
Холодная осень бунин анализ любви. «Холодная осень», анализ рассказа ...
... момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени. Анализ произведения Холодная осень Бунина Произведение под названием «Холодная осень» написано Буниным в 1944 году ... как основные стилевые доминанты рассказа отразились и в любви главных героев. В этот дивный, освещенный сиянием ... почти не значительных на вид, деталей, которые тем не менее, делают рассказ очень интересным и красочным ...
В сюжете мы лицезреем трогательную, и, как можно заметить по хронологии, типичную историю для возлюбленной пары накануне и в самом начале Первой мировой войны: незыблемости отношений грозит мобилизация войск, которая является тем пагубным фактором для любви и счастья, способная разьединить и поэтапно охладить чувства. Как дырокол пробивает сердце влюблённой девушки последняя фраза её избранного, обранённая во время прогулки холодной осенней ночью, о том, что в случае его кончины она должна будет прожить счастливую жизнь, помнить его, в то время как он будет ждать её на небесах. Слова эти свидетельствуют о масштабах заботы о любимом человеке, которая, вопреки лишениям, боли и смерти всегда будет поддерживать того, кто жив. Он уповает на свой императив, ведь её благосостояние для него – пуще патоки.
Спустя месяц он погибает на фронте. Череда последующих событий в её жизни явно идёт вразрез с его наставлениями : годы скитания, сопровождающиеся голодом и бедностью, второй брак с печальным исходом, опека чужого ребенка и странствования по европейским городам с целью прокормиться. И лишь глубокое раздумие в конце произведения о той холодной осенней ночи, которая, вероятнее всего, является ключевым и наиболее существенным моментом в её жизни.
Всего пару минут той беззаботной прогулки противопоставляются десяткам лет жизни. Жизни, но какой? Ставится вечная проблематика времени, его сглаживающих и порой выпячивающих «эффектов», которые влияют на жизнь человека в целом. Кого-то оно лечит, выхаживает и даёт возможность позабыть о истоках своего горя, для иных – это фактор, который давит и действует нагнетающе, не переставая терзать старые раны.
Характерность и этого произведения ИванаАлександровича Бунина – печальный итог любовных взамоотношений, который находит отклики спустя долгие годы. В этом и состоит трагедия двух возлюбленных, брошенных в круговорот военных лихолетий. Именно творчество Бунина этого периода я по праву считаю одним из самых драматичных и дающих понять человека таким, каким он есть на самом деле. Отдавая дань его знаниям, мы должны по крайней мере усвоить то, на что он хотел пролить хоть лучик света.
концептуально:
1) в оценках и комментариях повествователя или персонажа, включенных в текст: И многое, многое пережито было за эти два года, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым
(И. Бунин. Холодная осень);
2) в использовании тропов, характеризующих разные признаки времени: Время, робкая хризалида, обсыпанная мукой капустница, молодая еврейка, прильнувшая к окну часовщика, — лучше бы ты не глядела!
(О.Мандельштам. Египетская марка);
3) в субъективном восприятии и членении временного потока в соответствии с принятой в повествовании точкой отсчета;
4) в противопоставлении разных временных планов и аспектов времени в структуре текста.
длительность — однократность
в ситуацию речемыслительного действия воспоминания
Ситуация воспоминания становится при этом единственным главным сюжетом произведения»[207]. Перед нами, таким образом субъективное время героини рассказа.
Прочитайте отрывок из повести дом на набережной. Проблема характера ...
... -dom-na-naberejnoy-napishite/ ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ХАРАКТЕРА В ПОВЕСТИ ЮРИЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА ТРИФОНОВА «ДОМ НА НАБЕРЕЖНОЙ» 2.1 Исследователи о своеобра ... странный текст, где неопровержимая «правда жизни» и литературная условность (порою демонстративная, ироническая, ерническая) сосуществуют с разной степенью художественной оправданности. Причину этого рискованного гибрида выражает один из героев Трифонова ...
это все, что было в моей жизни
Неравномерность композиционных частей текста — способ организации его художественного времени: она служит средство субъективной сегментации временного потока и отражает особенности его восприятия героиней рассказа, выражает ее темпоральные оценки. Неравномерность частей определяет особый времен ной ритм произведения, который основан на преобладании ста тики над динамикой.
Крупным планом в тексте выделяется сцена последнего свидания героев, в которой оказываются значимыми каждый их же или реплика, ср.:
Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, — я вздумал раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спрос]
- Хочешь пройдемся немного? На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:
- Хорошо… Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот… [140]
Движение объективного времени в тексте замедляется, а затем останавливается: «миг» в воспоминаниях героини приобретает продолжительность, а «физическое пространство оказывается лишь символом, знаком некой стихии переживания, захватывающей героев, овладевающей ими»[209]:
Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:
- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома…
проспективностью:
связаны с образом смерти, а в эпитете
осенний
актуализируются семы ‘уходящий’, ‘прощальный’ (см., например:
Как-то особенно по-осеннему светят окна дома.
Или же:
Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах).
Холодная осень 1914 г. рисуется как преддверие роковой «зимы»
(Воздух совсем зимний)
с ее холодом, мраком и жестокостью. Метафора же из стихотворения А.Фета:
…Как будто пожар восстает —
в контексте целого расширяет свое значение и служит знаком грядущих катаклизмов, о которых не догадывается героиня и которые предвидит ее жених:
- Какой пожар?
- Восход луны, конечно… Ах, боже мой, боже мой!
- Что ты?
- Ничего, милый друг.
Все-таки грустно. Грустно и хорошо.
из Новороссийска в Турцию… Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца…
Сопоставляемые временные отрезки связаны, как мы видим, с разными пространственными образами: прощальный вечер — прежде всего с образом дома, длительность жизни — с множеством локусов, именования которых образуют неупорядоченную, открытую цепочку. Хронотоп идиллии трансформируется в хронотоп порога, а затем сменяется хронотопом дороги. [141]
Неравномерности членения временного потока соответствует композиционно-синтаксическое членение текста — его абзацное строение, которое также служит способом концептуализации времени.
Анализ рассказа Вечером Аверченко
... Сочинение 2 В рассказе автор, с мягким юмором, показывает разницу в мышлении и поведении взрослых и детей. Аверченко показывает, что ... Аркадия Аверченко. Рассказ «Вечером» является замечательной ... волшебной героини, принадлежности ... разносторонней жизнью. Начав ... нет!» А племянница, совершенно по-взрослому ... что от нее хотят отделаться, готова бесконечно задавать свои «зачем». Мужчина, не обладающий такой ...
Первая композиционная часть рассказа характеризуется дробностью абзацного членения: в описании «прощального вечера» сменяют друг друга разные микротемы — обозначения отдельных событий, обладающих особой важностью для героини и выделяющихся, как уже отмечалось, крупным планом.
Вторая же часть рассказа представляет собой один абзац, хотя в ней повествуется о событиях, казалось бы, более значимых как для личного биографического времени героини, так и для исторического времени (смерть родителей, торговля на рынке в 1918 г., замужество, бегство на юг, Гражданская война, эмиграция, смерть мужа).
«Отдельность этих событий снимается тем, что значимость каждого из них оказывается для рассказчика ничем не отличающейся от значимости предыдущего или последующего. В определенном смысле все они настолько одинаковы, что и сливаются в сознании рассказчицы в один сплошной поток: повествование о нем лишено внутренней пульсации оценок (монотонность ритмической организации), лишено выраженного композиционного членения на микроэпизоды (микрособытия) и заключено поэтому в один «сплошной» абзац»[210]. Характерно, что в его рамках многие события в жизни героини или вообще не выделяются, или не мотивируются, не восстанавливаются и предшествующие им факты, ср.: Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке…[211]
Таким образом, «прощальный вечер» — сюжет первой части рассказа — и тридцать лет последующей жизни героини противопоставляются не только по признаку «мгновение /длительность», но и по признаку «значимость / незначимость». Пропуски же временных отрезков придают повествованию трагическую напряженность и подчеркивают бессилие человека перед судьбой.
Ценностное отношение героини к разным событиям и соответственно временным отрезкам прошедшего проявляется в их прямых оценках в тексте рассказа: основное биографическое время •
определяется героиней как «сон», причем сон «ненужный», ему противопоставляется только один «холодный осенний вечер», ставший единственным содержанием прожитой жизни и ее оправданием. Характерно при этом, что и настоящее героини
(я жила и все еще живу в Ницце чем бог пошлет…)
интерпретируется ею как
[142] составная часть «сна» и тем самым приобретает признак ирреальности. «Сон»-жизнь и противопоставленный ей один вечер различаются, таким образом, и по модальным характеристикам: только один «миг» жизни, воскрешаемый героиней в воспоминаниях, оценивается ею как реальный, в результате снимается традиционное для художественной речи противопоставление прошлого и настоящего. В тексте рассказа «Холодная осень» описываемый сентябрьский вечер утрачивает временную локализованность в прошлом, более того, противостоит ему как единственно реальная точка в течение жизни — настоящее же героини сливается с прошлым и приобретает признаки призрачности, иллюзорности. В последней композиционной части рассказа временное соотносится уже с вечным: И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне…» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.
«События школьной жизни в нашей памяти» ( — учащихся 6 класса)
... учащихся 6 «А» класса МОУ СОШ №1 г.п.п. Чистые Боры. Нас очень заинтересовала тема «События школьной жизни в моей памяти», и мы подумали о ... забыть выпускной вечер в четвертом классе. Вот как она рассказала об этом празднике. Наступил мой первый в жизни школьный выпускной. В ... ребят я увидела слезы, потому что они боялись расстаться с родным учителем. Нам предоставили слово, и мы благодарили учителей ...
Причастной к вечности оказывается, как мы видим, память личности, устанавливающая связь между единственным вечером в прошлом и вневременностью. Память же живет любовью, которая позволяет «выйти из индивидуальности во Всеединство и из земного бытия в метафизическое подлинное бытие»[212].
Интересно в связи с этим обратиться к плану будущего в рассказе. На фоне преобладающих в тексте форм прошедшего времени выделяются немногочисленные формы будущего — формы «воления» и «открытости» (В.Н. Топоров), лишенные, как правило, оценочной нейтральности. Все они объединены семантически: это или глаголы с семантикой памяти / забвения, или глаголы, развивающие мотив ожидания и будущей встречи в ином мире, ср.: Буду жив, вечно буду помнить этот день; Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?.. — Неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок?.. Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне. — Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.
ведь все в конце концов забывается
В воспоминаниях героини продолжают жить и оказываются
[143] более реальными, чем ее настоящее, и покойные отец и мать, и погибший в Галиции жених, и чистые звезды над осенним садом, и самовар после прощального ужина, и строки Фета, прочитанные женихом и, в свою очередь, также сохраняющие память об ушедших (Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот…» Времена наших дедушек и бабушек…).
Энергия и творческая сила памяти освобождают отдельные моменты существования от текучести, дробности, незначительности, укрупняют их, открывают в них «тайные узоры» судьбы или высший смысл, в результате устанавливается истинное время — время сознания повествователя или героя, которое противопоставляет «ненужному сну» бытия неповторимые мгновения, запечатлевшиеся навсегда в памяти. Мерой человеческой жизни тем самым признается наличие в ней моментов, причастных к вечности и освобожденных от власти необратимого физического времени.