В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отчетливо показана связь между добром и злом. Человек, по природе способный и создавать, и разрушать, в течение жизни может перебегать из одного состояния в другое, порой сам того не замечая. Поэтому добро не может существовать без зла, а зло – без добра.
Иешуа Га-Ноцри – воплощение Иисуса Христа в библейском сюжете М.А. Булгакова. Этот персонаж до конца своей жизни считал, что все люди добры от рождения, и только влияние внешних факторов способно изменить человека. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», – сказал он. Также Иешуа обращался ко всем «добрый человек», причем он никогда не сомневался в правдивости своих слов. Когда Понтий Пилат спросил, считает ли он Крысобоя добрым человека, тот ответил «да». И в доказательство этому он лишь отметил, что влияние других людей могло направить Крысобоя на неверный путь.
С другой стороны в романе появляется Воланд – воплощение сатаны. Вместе со своей свитой он вихрем проносится по современной Москве, наказывая людей, совершивших какой-либо грех.
Однако считается ли это злом? Неужели Воланд – это отрицательный персонаж? Все, что он делал, было направлено на сохранение равенства и ликвидацию тех пороков, которые он считал наиболее разрушительными в мире людей.
Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?
Воланд не любил ложь. Будучи, казалось бы, персонажем не самого положительного характера, он акцентировал внимание на низменности людей, которые врут. Причем врут систематически, специально и во благо собственным целям.
«Интереснее всего в этом вранье то, что оно – вранье от первого до последнего слова», – сказал он.
А что же Мастер? Он предстает перед нами как положительный персонаж, который пережил немало неудач в своей жизни. Причем некоторые моменты схожи с жизнью Иешуа – персонажа из книги Мастера, которую он писал на протяжении романа М.А. Булгакова. Например, предательство Иешуа Иудой можно перенести на Мастера, когда того обвиняли в антисоциалистических наклонностях его романа.
Однако в итоге Мастер становится замкнутым. Он уже не доверяет людям так, как раньше. Мастер становится безразличен к ним и к тому, что происходит вокруг.
Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик.
3 стр., 1235 слов«Повествование от первого лица обеспечивает читателю близость ...
... главного героя повествования. Это определенный персонаж? Это вы? Это сам автор? Если сам автор и является рассказчиком, то повествование ведется от первого лица. Это как будто автор сидит ... не радуется, кроме нас. Вон в телефонной будке какой-то серьёзный человек. Вот собака снег нюхает – в новинку ей. И следов почти нету ещ ...
Кажется, ничто не разбудит в Мастере былые чувства, однако в его жизни появляется человек, в которого он влюбился с первого взгляда. Это Маргарита – также несчастная девушка, желающая истинной любви.
Когда Мастер понял, что полюбил по-настоящему, его отношение к миру немного изменилось в лучшую сторону. Это видно в том, как он ждет Маргариту и жаждет встречи с уже родным человеком. «Она приходила ко мне каждый день, а ждать ее я начинал уже с утра. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы».
И опять появляется Воланд, который помогает влюбленным остаться наедине друг с другом. Для этого, например, Маргарита становится ведьмой и входит на время в свиту Сатаны. Тем не менее, разве поступок Воланда отрицательно сказался на жизни Мастера и Маргариты? Сатана, как отрицательный персонаж, на протяжении всего романа наказывал людей со злыми намерениями, а теперь помогает влюбленным. Маргарита знала, на что она идет. Ей уже надоела несчастная жизнь, и она хотела получить то, о чем давно мечтала – истинную, вечную любовь. Уже по пути к Воланду она догадалась, с кем ей предстоит встретиться.
«После всех волшебств и чудес сегодняшнего вечера она уже догадывалась, к кому именно в гости ее везут, но это не пугало ее. Надежда на то, что там ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделала ее бесстрашной».
Как видно из романа, добро и зло переплетаются между собой. М.А. Булгаков, возможно, хотел показать, что добра в мире больше, и даже отрицательные персонажи способны менять мир к лучшему. Не стоит забывать и о Иешуа, который если и не научил до конца, то хотя бы показал людям истину, которая кроется в слове «добро». Исходя их этого, можно сделать вывод, что добра, справедливости, любви в мире больше, чем зла, алчности, жестокости.