Так как роман М. Ю. Лермонтова оценивался неоднозначно, а особенно критике подвергался образ Григория Печорина, который, по мнению читателей, не мог походить на «героя времени», писателю пришлось написать Предисловие, в котором он рассказал подробнее о своем герое.
В Предисловии М. Ю. Лермонтов отмечал, что, несмотря на то что многие «обижались» тому, что им в пример ставят «безнравственного человека», некоторые видели в портрете Печорина себя или своих знакомых.
М. Ю. Лермонтов говорит, что Печорин – портрет поколения, причем портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Для автора было важно не высмеять или осудить пороки Печорина, а показать их читателю, раскрыть душу героя.
«Портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.»: Печорин — герой своего поколения»»
Печорин – герой своего времени
Роман «Герой нашего времени» — первый русский психологический и реалистический роман в прозе. В предисловии к журналу М.Ю.Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
А Печорин, по утверждению автора, —
это «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».
То есть Лермонтов указывает на типичность Печорина, на жизненную правду характера.
Душевная трагедия лермонтовского героя отражала трагическое состояние русского общества. Тем самым, по мнению В.Г.Белинского, решались важные проблемы времени: почему люди умные не находят применения своим недюжинным способностям, почему они становятся «лишними», «умными ненужностями».
Само название романа говорит о том, что М.Ю.Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов, — это годы николаевской реакции. Поэтому, главная проблема этого романа – судьба мыслящего, талантливого человека, который не мог найти себе применения в условиях общественного застоя.
В.Г.Белинский назвал его «умной ненужностью», «нравственным калекой».
М.Ю.Лермонтов показывает Печорина как бы через историю «души человеческой», через его судьбу, раскрывая образ своего героя через взаимоотношения с другими персонажами, которые не похожи на него ни по характеру, ни по положению на него.
Лермонтов и Печорин. Автор и герой
... его. И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на поверхность ... сочинитель нарисовал свой портрет..." На самом деле такое отношение Лермонтова к герою есть конечно поза. Его отношение очень неоднозначно, ... автора и героя, важно отметить, что Лермонтов, как человек того же поколения, хорошо понимал своего героя, видя все ...
В этом смысле особое значение имеет смена лиц, ведущих повествование. Сначала о Печорине рассказывает Максим Максимыч, «проезжий офицер». Потом о нем говорит автор-рассказчик, а дальше Печорин раскрывается в своих дневниках. Уже сам портрет Печорина характеризует его как незаурядную личность: глаза у него «не смеялись, когда он смеялся». Он словно соткан из противоречий: то он смел, энергичен, настойчив, то тих и кроток, углублен в себя. Так же он неровен в отношениях с людьми, и эти отношения еще больше подчеркивают противоречивость натуры этого человека.
Есть в Печорине качества, привлекающие людей, с которыми ему приходится общаться. Бывают ситуации, когда он даже выгодно отличается от других. Печорин, с кем бы он ни общался, производит на всех впечатление, не прилагая к тому больших усилий. Грушницкому же надо сильно постараться, чтобы обратить на себя внимание. Поведение этого человека вызывает у Печорина чувство раздражения. Весь свой ум, энергию он употребляет ради мелкого, ничтожного удовольствия: «побесить» Грушницкого. Так же Печорин прилагает все усилия, чтобы Мери полюбила его. Пустота жизни заставляет его действовать ради ощущения этой жизни, что и приводит к дуэли с Грушницким.
Что касается следующего человека, Вернера, то из всех героев романа именно он по своему интеллектуальному уровню ближе всех к Печорину. Это умная, проницательная личность. Так же, как и у Печорина, у Вернера иронический склад ума. Это единственный человек, с которым Печорину легко и просто. Они понимают друг друга с полуслова, и Печорин дорожит мнением Вернера. На дуэли Печорина с Грушницким Вернер выступает в
роли секунданта, но исход дуэли пугает его, и Вернер решает проститься с Печориным.
Также странно ведет себя Печорин и с женщинами: он не испытывает ни глубокой любви, ни настоящей привязанности ни к кому из них. С Белой он обращается, как с надоевшей игрушкой. Смеясь над предрассудками и инстинктами горцев, Печорин тратит свой ум и энергию на цель, недостойную порядочного человека.
В своем отношении к княжне Мери Печорин выглядит еще более отталкивающе. Он добивается любви молодой княжны лишь только для того, чтобы досадить Грушницкому. Он даже не задумывается ом, что обрекает Мери на страдание.
Способен ли вообще Печорин любить?
Из отношения его к Вере мы понимаем, что он ее любит. Сильнее всего это чувство проявляется в тот момент, когда возникает опасность потерять Веру: «Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!…Вера стала для меня дороже всех на свете…». Но такое состояние длится у Печорина недолго. Его начинают одолевать вопросы: зачем это ему — «гнаться за погибшим счастьем», что ем даст последняя встреча. Но больше всего он боится, что его могут увидеть рыдающим. И Печорин возвращается домой. Из моих наблюдений я сделаю вывод, что в отношениях с людьми Печорин проявляется более чем
«пустой нежностью».
Это и о нем М.Ю.Лермонтов сказал в своей «Думе»:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Чацкий, Онегин, Печорин — лишние люди своего времени
... разочаровался в людях. Чацкий, Печорин, Онегин — не только герои, но и жертвы ... Онегин и Печорин частично представляют светскую сторону своих авторов. Сочинение Печорин и Онегин Евгений Онегин, главный герой одноименного романа А. С. Пушкина и Григорий Печорин, ... Онегин близко сошёлся с ним. Несмотря на то, что герои были совершенно ... состоянием неудовлетворённости собственной жизнью и стремлением что-то ...
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,, И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови».
Да и Печорин
сам говорит
о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Печорин – энергичный, умный человек, он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Он – жестокий и равнодушный эгоист, потому что причиняет несчастья всем, с кем общается, и его совершенно не волнует состояние других людей. В.Г.Белинский говорил, что Печорин
«страдающийэгоист»,
потому что обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, и ничего не приносит ему удовлетворения. Виною всему то общество, в котором проявлялись талантливые люди, которые не смогли проявить свои способности, обратить свою энергию на добрые и нужные дела.
Интересно, что реакционная критика не смогла дать должной оценки образу Печорина. Ф.Булгарин оценил положительно в романе все, кроме образа главного героя, как бы отвергая тем самым тот беспощадный приговор условиям жизни русского общества, продуктом которого был Печорин. Оценка Ф.Булгарина совпала с оценкой Николая I, который поначалу решил, что главным героем будет старый служака Максим Максимыч. Когда роман был прочитан, царь пришел к мысли, что образ Печорина – дань западной моде. Именно так в письме к императрице оценил Николай I роман своего гениального современника, которого он ненавидел. И Печорин стал не только порождением русской действительности, не только героем, но и жертвой своего времени.
Да, мне совершенно очевидны недостатки героя М.Ю.Лермонтова, его эгоизм, равнодушие. Но судьба Печорина почему-то трогает и волнует меня. Я сочувствую его словам: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные».
Жаль, но для высокого назначения Печорина время еще не пришло: время декабристов уже прошло, эпоха демократов еще не наступила.
«Вот книга, которой суждено никогда не состариться… — Эта старая книга всегда будет нова».
Особенности образа
Печорин – вечно скучающий и вечно ищущий себя в жизни. Его судьба, его понимание собственной личности, его сомнения и рассуждения, его страдания – все это явилось признаком эпохи.
Печорин является представителем светского общества, который борется с этим обществом. Ему наскучило все то, что он видит вокруг себя. Ему наскучили все проявления жизни, включая и женщин, хотя только их он и любил в своей жизни.
Произведение построено так, что Печорин оказывается в совершенно разных ситуациях, помогая рассмотреть его характер с разных сторон. Все эти стороны Печорина и отражают особенности представителей той эпохи. Чтобы показать образ главного героя с разных сторон, писатель также вкладывает историю его жизни в уста других персонажей. Сначала читатель слышит про Печорина от Максима Максимыча, затем видит его глазами рассказчика, а после анализирует Печорина по его собственным выводам и умозаключениям, отраженных в его дневнике.
Разочаровавшись в жизни, Печорин ищет новых приключений, новых эмоций и чувств. Он понимает свою сущность, подчеркивая свое самолюбие и эгоизм. Главный герой уверен, что не способен никому принести счастья и не способен сам жить счастливо. Однако он пытается что-то сделать, найти себя, обрести истину жизни. От того, что у Печорина не получается найти собственное «я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает.
Двойники Печорина в романе Герой нашего времени Лермонтова
... для сочинения на тему «Положительные и отрицательные качества Печорина». Печорин Образ Григория Александровича Печорина в какой-то степени олицетворяет самого Лермонтова, хотя ... Также схож с Печориным и офицер Вулич. Как и главный герой, он верит в фатум. Только вот Печорин – не такой ... лечиться. В обществе говорит много и вычурно, и на все случаи жизни обзавелся пышными фразами, которыми, как ...
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин как представитель поколения», рассмотрит истинные цели М. Ю. Лермонтова, который дал своему роману название «Герой нашего времени», а также продемонстрирует особенности характера Печорина, которые подтверждают мысль о том, что он является портретом поколения.
Вариант 5
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» одним из основных персонажей является Печорин Григорий Александрович. Изучая текст, мы узнаем, что он приехал из Петербурга. О его внешности известно лишь то, что у него карие глаза, белокурые волосы и темные усы и брови. Человек среднего роста, широкоплечий. Он привлекателен, нравится женщинам. Их Печорин знает особенно хорошо, что, пожалуй, уже наскучило. Лермонтов позволяет познакомиться своему герою с Бэлой и Княжной Мери. Его судьба оказывается довольно сложной. В своем журнале персонаж описывает события и чувства на момент пребывания на Кавказе.
Григорий Александрович имеет как положительные качества, так и отрицательные. Мы видим, что он образованный, но не очень любит читать книги.
В главе «Княжна Мери» он встречает свою старую возлюбленную. Он поддается чувствам, а также, ради забавы влюбляет княжну Лиговскую. Сначала он хотел это сделать лишь из-за своего самолюбия, а также, это вызвало бы ревность его «приятеля». Он сделал больно ни в чем не виноватой Мери. Наказанием за этот поступок стал уезд Веры из Пятигорска. Печорин уже не смог ее догнать. С другой стороны, на дуэли он дал шанс Грушницкому отказаться от своих слов. Мы видим, что герой осознает последствия.
После всех событий с Лиговскими и Грушницким в главе «Бэла» Григорий обменивает княжну на лошадь. Для него она словно вещь. Мало того, что он разрушает семью, так еще и оценивает ее жизнь в лошадь. Жизнь человека бесценна, а он делает такой шаг. Герой любил ее, хотя, возможно, это была лишь влюбленность, а вскоре это наскучило ему. Он понимает, что исправить уже ничего не возможно и все чаще оставляет ее одну. Итогом оказалась трагичная смерть Бэлы. К счастью, он дал последний стакан воды умирающей героине. Эта ситуация сильно потрясла его.
Григорий Александрович страдал от того, что приносил несчастье окружающим его людям. Он искал свою радость, но никак не смог ее обрести. С одной стороны, мы ругаем его за все произошедшее, но с другой, он и сам понимает это и мучается. На его примере можно увидеть человека, который не смог достичь своего счастья. Он путался, терзал себя мыслями. В одних ситуациях его характер слабый, в других — сильный. Однако Григорий старался любым способом достичь своего внутреннего удовлетворения. Жаль только, что из-за этого пострадали невинные девушки. Читателю остается лишь понять его и, возможно, простить.