Каждое произведение Михаила Афанасьевича Булгакова интересно. Читателям открыты важные вопросы, актуальность которых сегодня неоспорима. Но одно из булгаковских творений уникально с точки зрения его проблематики. Автором вскрываются вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» через одну общую тему. Это борьба тьмы и света. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», — цитирует Мефистофеля из Гете писатель в эпиграфе.
Замысел автора
М. Булгаков писал роман несколько лет. Но учёные считают его незавершённым. Автор сжигал часть работы, оставлял черновые варианты и принимался за них спустя годы. Елена Сергеевна Булгакова, жена писателя, после смерти мужа приняла на себя заботу о рукописях. Работа над ними длилась около двадцати лет.
Основных героев можно представить кратко в таблице:
Древний Ершалаим | Москва 30-х годов | Дьявольский мир |
Понтий Пилат | обитатели Дома Грибоедова (Берлиоз, Иван Бездомный, Латунский, Александо Рюхин, Арчибальд Арчибальдович) | Воланд |
Марк Крысобой | Барон Майгель | Коровьев |
Левий Матвей | Босой Никанор Иванович | Азазелло |
Иуда из Кириафа | Алоизий Могарыч | кот Бегемот |
Иешуа Га-Ноцри | доктор Стравинский | Гелла |
Афраний | «театралы» (Лиходеев, Варенуха, Бенгальский, Семплеяров, Римский) |
Два героя — Мастер и Маргарита — находятся во всех измерениях. Они связывают три времени, зримо или незримо присутствуя в них.
Проблематика романа «Мастер и Маргарита» широка:
- добро и зло;
- любовь;
- настоящее творчество;
- нравственный выбор;
- свобода;
- власть;
- вера;
- истина и ложь;
- одиночество;
- трусость.
Каждый пункт писатель осветил в историях жизни основных героев. И объединил их в схватке добрых и злых сил.
Мотивы булгаковского романа
Произведение подходит для создания итогового сочинения при сдаче ЕГЭ. В «Мастере и Маргарите» есть аргументы для тем всех направлений экзамена по русскому языку.
Нравственные проблемы , В одной только сцене московское общество обнажает многие пороки:
- жадность (зрители Варьете теряют головы при виде денег);
- развязность («женщины рвались на сцену» за бесплатными нарядами);
- обман (раскрытие тайны Аркадия Семплеярова);
- жестокость («Голову ему оторвать!», — кричали люди о ведущем шоу).
Воланд и его свита в романе вершат справедливость. Они карают людей за их деяния. Варенуха становится вампиром за то, что постоянно лжёт. Берлиоз попадает под трамвай за безверие. Пожар в МАССОЛИТе происходит потому, что его сотрудники погрязли в корысти и забыли о настоящем искусстве.
Иван Бездомный, псевдопоэт, оказался в больнице с диагнозом шизофрения. Этот урок он получил за роман против религии об Иисусе Христе. Дьявольские силы дают молодому человеку шанс увидеть собственную бездарность. Осмысление жизни приходит к Бездомному, в финале романа он становится другим человеком.
В произведении поднимается и проблема ценности настоящего искусства. Члены МАССОЛИТа — бесталанные люди. Их работы нельзя назвать творениями, ведь в них нет души. Мнимые литераторы пишут стихи на заказ, чтобы иметь достаток. А картина ресторанной жизни создана Булгаковым неслучайно. Люди стоят у истоков искусства. Но заняты сплетнями, дорогими вещами, карточными играми. И всё это вместо того, чтобы оттачивать мастерство и работать со словом.
Совсем по-другому ведёт себя Мастер, он настоящий творец. Чтобы завершить историю о Понтии Пилате, он купил комнатку в маленьком подвале. Это уголок тишины и покоя. Роман о прокураторе для него стал смыслом жизни. Рукописи потому и не горят, что являются истинным искусством. Но оценить талант Мастера смогли Сатана и Маргарита, остальным это оказалось не под силу.
Любовные линии
«…Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? <…> я покажу тебе такую любовь!» Так начинает Булгаков вторую часть своего романа. Читатель встречается с Маргаритой и узнаёт подробности её жизни. Замужняя женщина ни в чём не нуждается, но глубоко несчастна.
проблематика любви не вторична
Мастер живёт творчеством, терпит нападки братьев по перу. Писатели не понимают его рукописи. Он потерял веру в себя, и ему уже трудно подняться. Встреча с Маргаритой вносит смысл в его бытие: «Любовь выскочила перед нами… и поразила нас сразу обоих!» Влюблённые становятся безумными.
Ответ на вопрос автора в начале второй части романа читатель получает в финале. Да, есть на свете вечная, верная любовь. Несмотря на сложности, расстояния, преграды любовь жива.
Философские вопросы
Вечная борьба добра и зла проходит ощутима с первых до последних страниц романа Булгакова. Автор доказывает, что человек волен сам выбирать, быть ему добрым или злым.
Иешуа Га-Ноцри в беседе с прокуратором говорит, что «злых людей нет на свете». Обозлились они потому, что другие люди сделали им больно. Иешуа прощает Иуду, который предал его за деньги. Он понимает и Понтия Пилата, который приговорил его к смертной казни. Вопрос Воланда в одной из глав романа становится риторическим: «…что было бы твоё добро, если бы не существовало зла?»
- Перед ним встаёт выбор:
Спустя тысячи лет Пилат получает прощение. «Свободен!», — кричит ему Мастер. И вместе со своей верной собакой прокуратор Иудеи уходит по лунной дорожке навстречу Иешуа. Им есть о чём поговорить.
Выбор делает и Маргарита. Это ярко представлено автором в эпизоде бала Сатаны. Женщина просит не подавать Фриде платок, только это прекратит мучения несчастной. Маргарита выбирает не для себя. Этим она покоряет Воланда. Милосердия просят и зрители театра, когда умоляют вернуть голову Бенгальского.
Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»
М. А. Булгаков написал шедевр о любви, отношениях людей, о сложности и двойственности поступков. В романе есть всё. И благородство, и честь, и достоинство, и предательство, и наказание, и мистическое предсказание.
Главными героями выступают Маргарита и безымянный Мастер. Их неожиданная любовь спасает Маргариту от одиночества и Мастера от творческой смерти. Вместе они обрели счастье. Попав в больницу, Мастер думал о своём романе. А Маргарита сделала всё, чтобы вернуть Мастеру его имя.
Женщина поверила Азазелло и заключила договор с Воландом. Она отомстила критику Латунскому, спасла роман о Пилате и заслужила покой с любимым человеком. Любовь прошла серьёзные испытания, но осталась сильной. Вера друг в друга и уважение к личности помогли Мастеру и Маргарите быть вместе.
Московское общество было уличено в корысти. Дьявольская свита — Воланд, Коровьев, Азазелло и кот Бегемот устроили в Варьете зрелище, где обнажили человеческие души. Булгаков открыто обличает людей в жадности, предательстве, лжи. Он без прикрас показывает, как человек обманывает самого себя в угоду другим.
роман Мастера о Понтии Пилате
Несчастный Иешуа Га-Ноцри воплощает в себе образ Христа. Он помогает прокуратору Иудеи понять истину жизни. Понтий Пилат отправляет бродягу на казнь, но именно она становится для него мучением всей жизни. Много лет Пилат не может обрести покой, потому что когда-то сделал выбор. Власть прокуратора оказалась важнее правды. Но Мастер в финале отпускает Понтия Пилата на вечный покой.
Булгаков соединяет в романе три мира. Первый — общество Москвы советского периода. Второй — мистический мир Сатаны, странные образы дьявола и его слуг. Третий — период правления жестокого Понтия Пилата. Общая нить связывает разные измерения. Каждый человек сам решает, на какой путь нужно ступить — добра или зла. Честный выбор, любовь, счастье, искусство — воля каждого человека.