УРОК ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН» «В мире, расколотом надвое» (Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)

Сочинение

(Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)

Цель урока:

Задачи:

Предметная, Личностная, Метапредметная, Используемые технологии:, Оборудование урока:

Ход урока

1.Слово учителя

— Здравствуйте, в декабре вы будете писать пробное сочинение, какие направления вы выберете? А кто из вас выбрал бы сочинение на тему войны? Какие аргументы вы использовали бы?

  • Посмотрите на экран (ролик «Русские рубят русских»)

Что же за война такая, где «Русские рубят русских»?

(Ответы учащихся)

— Михаил Шолохов был одним из первых, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Он рассказал о многих человеческих судьбах и драматических событиях народной жизни. Как ковыль на ветру метались люди в поисках правды.

Вся сложность в том, что у каждого своя правда и в поисках ее люди часто «упирались в стену» и, к сожалению, оказывались врагами. «На бранном поле друзей не угадывают», — говорил Григорий Мелехов, герой романа «Тихий Дон». Он живет стремлением найти свое место в жизни, найти того, кому стоит служить (красным или белым?)

  • Ребята, кто такие красные? Кто такие белые? За что воевали эти люди?

(Красные, большевики, поддерживали Советскую власть, а белые (меньшевики) –выступали против Советской власти)

-В романе «Тихий Дон» глазами главного героя мы наблюдаем две страшные сцены: расправа над чернецовцами и казнь подтелковцев.

2. Работа по группам.

-Давайте обратимся непосредственно к тексту романа. (На столах у учащихся раздаточный материал — отрывки из романа).

Предлагаю вам прочитать и проанализировать два отрывка из этого романа: 12 главы, где описана расправа с черницовцами, белыми, и 31 главы, где описана казнь подтелковцев, красноармейцев. Ваша задача — прочитать, проанализировать отрывки, выбрать из текста и внести в таблицу следующее:

Подтелковцы (красные)

сопоставление

Черницовцы (белые), Портретные: художественные детали, описание

2. Отношение друг к другу участников этих событий, И та и другая группа выполняют это задание. Ребята, у вас есть 4 минуты.

(Учитель приглашает ученика, который заполняет таблицу, она дублируется на экране)

11 стр., 5486 слов

По истории России «Годы Гражданской войны. На чьей стороне были ...

... против большевиков. Из наиболее важных причин гражданской войны в современной историографии принято выделять существовавшие в России до 1917 года и обострившиеся в результате Февральской революции глубокие социальные, политические и национально-этнические противоречия, а также готовность широко ...

— Посмотрите на ваши портретные описания. Какие детали описывает Шолохов? («поручик с красивыми женскими глазами, «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер»).

Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие «враги», перед нами люди.

— Посмотрите на ваши выводы в табличной строке «Отношения друг к другу». Есть что-то общее у этих героев, объединяющее их?

(Да, прежде всего, это ненависть и злоба, ведь любая война – это горе и страдание, на казнь подтелковцев люди шли как на праздник, но убийство человека, даже врага, противоречит человеческой природе, и изначальная ненависть, триумф над врагом меняется на страх, ощущение чужой боли, сострадание).

-За что воюют эти люди? (Все они выступают за будущее своей страны, за то, какой они ее представляют).

— Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в Гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека». На одной судьбе Григория Мелехова показан весь «излом» общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Вот ломка этого кормильца и есть Гражданская война.

  • Так кто же здесь победитель? (Русские режут русских)

(Нет ни победителей, ни проигравших, Гражданская война — война между гражданами одного государства, между членами одной семьи, между братом и братом, между отцом и сыном).

В последнем эпизоде 5 части романа Шолохов пишет:

Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

И еще — в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.

— Найдите в тексте образный ряд (часовня….)

— Что символизируют эти строки?

— Ребята, в этом эпизоде Шолохов противопоставляет гармонию вечного бескрайнего мира со страшными братоубийственными сценами.

  • Для чего он показывает этот контраст?
  • Как вы считаете, что хотел сказать им Шолохов?

— Ребята, мы рассмотрели «зеркальные эпизоды». Одинаковые события, одинаковые люди, одинаковые чувства они испытывают перед смертью, каждые считают себя правыми, а ведь не правы ни одни, ни другие. А для Шолохова, писателя- гуманиста, все равно, кто погибает, белый или красный, для него в этой страшной войне погибают люди. Внимание на экран

2 стр., 719 слов

Война в романе Тихий дон (гражданская война)

... войн, которые сильно различаются друг от дружки. Но так же, есть нечто схожее, что помогает соединить их и делает схожими, - бесцельность и алчность. Война в романе Тихий дон ... влияющая на работу. Безусловно, революция, гражданская война сильно отразилась на писателе. Взять, к примеру, произведение «Тихий Дон», он считается одним из самых лучших романов, воспроизведших образы исторической картины. ...

(Видео с песней Розенбаума)

3. Рефлексия

Ребята. Что расколола Гражданская война? «Через что прошла трещина»?

(ответы)

Самое главное, чтобы сохранилась память об этих событиях. Ребята, вы через несколько месяцев выходите в самостоятельную жизнь, знайте, что Гражданская война самая беспощадная и бессмысленная. Она раскалывает надвое самое дорогое — дом, семью, стол с хлебом.