(Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)
Цель урока:
Задачи:
Предметная, Личностная, Метапредметная, Используемые технологии:, Оборудование урока:
Ход урока
1.Слово учителя
— Здравствуйте, в декабре вы будете писать пробное сочинение, какие направления вы выберете? А кто из вас выбрал бы сочинение на тему войны? Какие аргументы вы использовали бы?
- Посмотрите на экран (ролик «Русские рубят русских»)
Что же за война такая, где «Русские рубят русских»?
(Ответы учащихся)
— Михаил Шолохов был одним из первых, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Он рассказал о многих человеческих судьбах и драматических событиях народной жизни. Как ковыль на ветру метались люди в поисках правды.
Вся сложность в том, что у каждого своя правда и в поисках ее люди часто «упирались в стену» и, к сожалению, оказывались врагами. «На бранном поле друзей не угадывают», — говорил Григорий Мелехов, герой романа «Тихий Дон». Он живет стремлением найти свое место в жизни, найти того, кому стоит служить (красным или белым?)
- Ребята, кто такие красные? Кто такие белые? За что воевали эти люди?
(Красные, большевики, поддерживали Советскую власть, а белые (меньшевики) –выступали против Советской власти)
-В романе «Тихий Дон» глазами главного героя мы наблюдаем две страшные сцены: расправа над чернецовцами и казнь подтелковцев.
2. Работа по группам.
-Давайте обратимся непосредственно к тексту романа. (На столах у учащихся раздаточный материал — отрывки из романа).
Предлагаю вам прочитать и проанализировать два отрывка из этого романа: 12 главы, где описана расправа с черницовцами, белыми, и 31 главы, где описана казнь подтелковцев, красноармейцев. Ваша задача — прочитать, проанализировать отрывки, выбрать из текста и внести в таблицу следующее:
Подтелковцы (красные)
сопоставление
Черницовцы (белые), Портретные: художественные детали, описание
2. Отношение друг к другу участников этих событий, И та и другая группа выполняют это задание. Ребята, у вас есть 4 минуты.
(Учитель приглашает ученика, который заполняет таблицу, она дублируется на экране)
Роман Стендаля «Красное и черное»
... романе Стендаля «Красное и черное». СПб. Питер, 2009 Тимашева О.В. Стендаль / О.В. Тимашева. - М. : Знание, 1983. . Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества / Я. Фрид. – М. : Художественная литература, 1967 Эренбург И. Уроки Стендаля. ... «Красного и черного». Ее особая неотразимость - в приобщении нас к работе ... людей - оно как будто и не плохо. Но в клетке им будет не весело». Весь роман ...
— Посмотрите на ваши портретные описания. Какие детали описывает Шолохов? («поручик с красивыми женскими глазами, «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер»).
Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие «враги», перед нами люди.
— Посмотрите на ваши выводы в табличной строке «Отношения друг к другу». Есть что-то общее у этих героев, объединяющее их?
(Да, прежде всего, это ненависть и злоба, ведь любая война – это горе и страдание, на казнь подтелковцев люди шли как на праздник, но убийство человека, даже врага, противоречит человеческой природе, и изначальная ненависть, триумф над врагом меняется на страх, ощущение чужой боли, сострадание).
-За что воюют эти люди? (Все они выступают за будущее своей страны, за то, какой они ее представляют).
— Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в Гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека». На одной судьбе Григория Мелехова показан весь «излом» общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Вот ломка этого кормильца и есть Гражданская война.
- Так кто же здесь победитель? (Русские режут русских)
(Нет ни победителей, ни проигравших, Гражданская война — война между гражданами одного государства, между членами одной семьи, между братом и братом, между отцом и сыном).
В последнем эпизоде 5 части романа Шолохов пишет:
Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
И еще — в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.
— Найдите в тексте образный ряд (часовня….)
— Что символизируют эти строки?
— Ребята, в этом эпизоде Шолохов противопоставляет гармонию вечного бескрайнего мира со страшными братоубийственными сценами.
- Для чего он показывает этот контраст?
- Как вы считаете, что хотел сказать им Шолохов?
— Ребята, мы рассмотрели «зеркальные эпизоды». Одинаковые события, одинаковые люди, одинаковые чувства они испытывают перед смертью, каждые считают себя правыми, а ведь не правы ни одни, ни другие. А для Шолохова, писателя- гуманиста, все равно, кто погибает, белый или красный, для него в этой страшной войне погибают люди. Внимание на экран
По литературе : Образ войны и человека на войне в трилогии Константина ...
... Живые и Мертвые»; Проанализировать и выявить в трилогии К. Симонова образ войны и образ человека на войне. Объектом исследования является военная проза послевоенного времени (50-70 г). Предметом – образ войны и человека на войне ... сегодняшней ситуации, когда воспитание патриотизма и гражданского долга не может осуществляться без опоры на исторические примеры мужества и героизма русского народа. С ...
(Видео с песней Розенбаума)
3. Рефлексия
Ребята. Что расколола Гражданская война? «Через что прошла трещина»?
(ответы)
Самое главное, чтобы сохранилась память об этих событиях. Ребята, вы через несколько месяцев выходите в самостоятельную жизнь, знайте, что Гражданская война самая беспощадная и бессмысленная. Она раскалывает надвое самое дорогое — дом, семью, стол с хлебом.