Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

Образ и характеристика Пьера Безухова в романе «Война и мир»

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

Пьер Безухов – один из центральных героев романа Льва Толстого «Война и мир». В представленной здесь краткой характеристике Пьера сложно выразить все движения души главного героя, все этапы развития и личностного его формирования.

Чтобы понять, чем жили молодые люди в XIX веке, как повлияла война на некоторых из них, нужно прочитать роман «Война и мир».

Создавая собирательный образ Пьера Безухова, Лев Николаевич ознакомился с несколькими биографиями декабристов, изучал по возможности их дневники, чтобы понять, что привело их на Сенатскую площадь через 12 лет после Отечественной войны.

Внешность и манеры Пьера Безухова

С Пьером Безуховым читатель знакомится на первых страницах романа в салоне известной светской львицы Анны Павловны.

Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

Вначале он производит не очень приятное впечатление своей массивностью и неуклюжей неловкостью. И хотя прибыл из-за границы, он не отличается светскими манерами.

Слабое зрение, вынуждавшее его носить очки, еще более усиливали его неловкость. Так, покидая салон Анны Павловны, он по рассеянности, вместо своей шляпы схватил генеральскую треуголку. И теребил в руках султан шляпы, пока генерал не попросил возвратить ему шляпу.

Образ жизни Пьера Безухова до войны, во время ее и после войны

Десять лет Пьер Безухов провел за границей. И теперь, когда ему исполнилось 20 лет, отец вызвал его и отправил в Петербург, давая время осмотреться и выбрать службу.

В Петербурге Пьер жил у князя Василия Курагина, и вот уже три месяца не мог выбрать, где ему служить. Светскому обществу Пьер Безухов был интересен как единственный наследник богатого графа Безухова и выгодный жених.

После смерти графа Кирилла Владимировича он получит в наследство 40 тыс. душ крепостных и миллионы.

Важно

Образ жизни Пьера Безухова в начале его жизненного пути можно назвать беспутным и бесшабашным. Он участвовал в кутежах вместе с сыном князя Василия. Однажды Пьер пообещал князю Андрею не ездить к Курагину и не кутить, но обещания своего не сдержал. И все это закончилось тем, что он был выслан из Петербурга в Москву за буйство.

14 стр., 6972 слов

Жизненный путь исканий пьера безухова в романе война и мир толстого

... Пьер Безухов в романе Война и мир | Литерагуру Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Война и мир, образ Пьера Безухова. Характеристика и духовные искания героя. Жизненный путь Пьера Безухова. Описание, внешность и цитаты Безухова. «Война ... вносит новое в мировоззрение Пьера Безухова к простому народу. Конечным пунктом исканий Безухова становится стан декабристов, где он обретает себя. ...

После смерти отца, Графа Безухова Пьер наследует его состояние и графский титул. Князь Василий не упускает случая подобраться поближе к миллионам Пьера и принимает деятельное участие в его судьбе.

Тут же находятся непонятно откуда взявшиеся долги, которые князь Василий взимает с рязанских имений.

По возвращении Пьера в Петербург князь устраивает Пьера в дипломатический корпус и сводит Пьера со своей дочерью Элен.

Став богачом, Пьер ощутил на себе необычайную любовь и поклонение со стороны всех тех, кто еще недавно пренебрегал им и смеялся над его неловкостью.

Получив наследство, он не умеет удержать его, не отличается практичностью и цепкостью. Сначала его обворовывает управляющий, потом еще и жена, дочь князя Василия Курагина – Элен. Он несчастлив в браке. Элен вела распутный образ жизни, а Пьер, не имея возможности с ней развестись, оставил ее, вызвав сначала на дуэль любовника жены Долохова и ранив его.

Разуверившись в Боге, Безухов стремился найти смысл жизни в масонстве. Война и пребывание в плену мало изменили его внешне, но Пьер изменился духовно.

Только после смерти Элен и плена он женился второй раз на Наташе Ростовой. Герой обрел смысл своего существования в детях, в любви к жене и почувствовал себя счастливым человеком.

Характер Пьера и становление его, как личности

Пьер Безухов был простодушен, как дитя. Будучи искренним сам, он не предполагал в людях коварства и предательства. Князь Андрей Болконский ценил Пьера за его искренность и доброту.

Проведя 10 лет за границей, он получил хорошее образование. Знает французский и немецкий языки, много читает. У него сложилось собственное мнение о внешней и политике. И если он не мог определиться с выбором места службы, то только потому, что с высоты своего образования он видел фальшь и ненужность службы в тех департаментах, которые ему предлагали.

К военной службе Пьер Безухов был непригоден физически из-за плохого зрения и своей неловкости. До случая с Долоховым он не держал в руках пистолета. Тем не менее, он ранил Долохова.

Совет

После пребывания в плену Пьер несколько изменился. Он научился ценить и любить жизнь.

После женитьбы на Наташе Ростовой Безухов пересмотрел свое отношение к деньгам, стал их более разумно тратить. Ведь теперь он был не один. Он нес ответственность за жену и детей.

Пьер Безухов

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

В монументальном романе-эпопее “Война и мир” Л.Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века.

Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть – вот только наиболее важные из проблем, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему. Мы по-разному относимся к героям романа.

Но в кульминационный момент произведения – войне 1812 года – почти все внушают нам глубокое уважение, так как весь русский народ поднялся в едином патриотическом порыве. Война повлияла на судьбы всех героев книги.

3 стр., 1285 слов

Жизненный путь андрея болконского в романе “война и мир”: история ...

... жизнь полную смысла. Андрей Болконский прошел путь от некой эгоистичности и тщеславия к человеколюбию и прощению. кратко 10 класс Другие: ← Детство образ бабушки↑ По литературеОбраз Маши Мироновой → Путь исканий Андрея Болконского (Жизненный путь) ... доме Болконских не предавался безделью. Андрей Болконский видит фальшивость и лицемерие светского общества, поэтому он ценит и любит Пьера Безухова, его ...

Одним из моих любимых героев является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах “Войны и мира” в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, “толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”. Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Но он же и внушает страх.

Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорожденный сын русского вельможи. В салоне Шерер его принимают лишь на всякий случай, а вдруг граф Кирилл официально признает сына. Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже – и не умеет вести себя в обществе.

И лишь позже мы поймем, что непосредственность, искренность, горячность – сущностные черты Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усредненной форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера – центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки.

Роман “Война и мир” построен в виде семейной хроники. История народа воспринимается сквозь призму семейной истории. Пьер на этом фоне уникален. За ним единственным нет никого, официально признанный и любимый отцом, он так и не узнает своего родителя, ничего не сможет от него перенять. Пьер изначально лишен семьи, он начинается с себя.

Обратите внимание

Это составляет сущность личности этого героя, отражает черты не его рода, а общие черты его характера.

Как и другие герои Толстого, Пьер пройдет свой путь “от Наполеона к Кутузову”. Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея.

Первой трагической ошибкой Пьера стал брак с Элен. Автор подробно повествует о том, как завлекали развратные Элен и князь Василий наивного Пьера, как вовремя прибежали с иконой благословлять их.

И описав все это, Толстой пристально всматривается в несчастного Пьера. Кого он обвиняет в своем нелепом браке? И Пьер одерживает свою первую победу – он обвиняет себя.

Духовная установка Пьера изначально опирается на принцип истинной нравственности: прежде всего суди самого себя.

Вторым серьезным испытанием станет для Пьера неожиданная дуэль. Оскорбленный Долоховым, он бросает вызов и оказывается вновь вовлеченным в чужую и чуждую игру.

Казалось бы, исход дуэли – торжество справедливости: впервые взяв в руки пистолет, Пьер попадает в своего обидчика. Но после всего этого, бессмысленной представляется графу вся его жизнь. Пьер переживает глубокий душевный кризис.

Этот кризис – и сильное недовольство собой, и желание изменить свою жизнь.

Торжок стал для Пьера его Аустерлицем. На этой почтовой станции он отрекся от своего раннего нравственного бонапартизма и выбрал новый путь. Этот путь указал ему масон Баздеев, который становится его наставником. Обращение Пьера к масонам понятно. Баздеев предлагает ему начать жизнь с нуля, возродиться в новом, очищенном состоянии.

2 стр., 540 слов

Рассуждение Влияние языка в жизни людей

... иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». И всё же какое влияние на человека оказывает быстро изменяющийся язык? Непосредственное. Язык помогает выражению чувств и мыслей людей ... в речи, что уж говорить об остальных, и как ориентироваться если: « …одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер»…». Одна из показательных сфер деятельности, ...

Важно

Но оно оправдано и исторически. Известно, что через масонство прошли почти все декабристы, и искали они в масонстве то же, что и Пьер – нравственные очищения. Судьбу Пьера Лев Толстой выстраивает цепью нелогических закономерностей, закономерностей исторических.

Не будучи военным, он едет на Бородинское поле, ибо исторически для победы необходимо участие всех, кому дорого отечество. И Толстой заставил нас увидеть это сражение глазами Пьера, так как именно ему видится нравственная основа этого события. Пьер останется в Москве, чтобы убить Наполеона и спасет девочку.

И, наконец, в плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем.

Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.

Сочинение: Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова – Сочинение

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — величайшее эпическое произ­ведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяже­нии пятнадцати лет.

Немногим писателям удавалось соединить описа­ние крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни геро­ев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сли­вались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации.

Однако в бушующем море лиц, напол­няющих роман, выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, — это Пьер Безухов.

Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в велико­светском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми — «веретенами», вы­деляются так контрастирующие с этим обществом искренность и естест­венность Пьера. «Один живой человек среди всего нашего света», — го­ворит о Пьере князь Андрей Болконский.

Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и по­чти не разбирается в людях.

Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике. Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индиви­дуальность и идти по жизни своим собственным путем.

Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, зама­нивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя. В дальнейшем так будет всегда.

Совет

Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долохо­вым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.

2 стр., 837 слов

Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? (2 варианта)

... «Я бы в сундуке берег свое добро — в сумке сломается и помнется». Перед нами уже не ребенок, а взрослый человек. К ... службой в полку, близостью веселых товарищей и другими радостями жизни богатого наследника. Николай не интересовался, откуда берутся деньги, не ... и экономным. Темная полоса в судьбе научила Ростова хозяйственности. Когда герой выгодно женился, он смог преумножить богатство жены и ...

В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет буду­щее. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?

Для чего жить и что такое я…» В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очи­щающая звезда засияла над ним.

Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столк­нулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью.

В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян — Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню.

Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным пере­ломным этапом.

Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пье­ра, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдата­ми.

Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравст­венно выше и чище Пьера.

Обратите внимание

Он начал задумываться над тем, как стать по­хожим на них, «как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бре­мя этого внешнего мира».

Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Напо­леона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных.

Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека. И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.

«Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе». Изумленный и очарован­ный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросерде­чие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни.

Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал. Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и ес­тественных потребностей человека.

Встреча с Каратаевым помогла Пье­ру ощутить себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлени­ях. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог». Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском. Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.

Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья — семья Безуховых.

3 стр., 1292 слов

Зеленая палочка, или интересные факты из жизни Льва Толстого

... «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Старший брат Льва Толстого, Николай Толстой, играя с другими ... ходил босиком, так и остается невыясненным. Одни исследователи жизни и творчества классика считают, что таким образом он ... писатели, Толстой опробовал перо еще в раннем детстве. Первым рассказом, написанным маленьким Левой, стал «Кремль» — небольшое сочинение, в ...

Важно

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изме­нения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение «ложных надежд» и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.

В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, харак­терную личность своей эпохи, с другой — показал нравственные иска­ния человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Толь­ко стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мне­нию автора, к таким высоким духовным рубежам.

Здесь искали:

  • эволюция личности пьера безухова
  • эволюция пьера безухова
  • становлкние безухова

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Пьер Безухов – один из самых любимых героев Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в духовном плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи. Первая встреча с Пьером происходит в салоне Анны Шерер.

Уже тогда этот “опасный молодой человек” не вписывался в светскую жизнь, где главное – мелкие эгоистические интересы, где вместо людей – маски, а настоящие человеческие чувства подменены их жалкой имитацией. Пьер же с самого начала ищет чего-то более глубокого.

В начале своего жизненного пути он, как и князь Андрей, увлеченный успехами Наполеона, представляет себе свои будущие подвиги и достижения, но все это так и остается мечтаниями.

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в пирах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни.

С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека он превратился в обыкновенного помещика-паразита: “Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным”.

Пьер знает, что светские правила и нормы поведения ничего не стоят по сравнению с “чем-то необъятным и таинственным”, однако он слишком слаб, чтобы владеть собой, и совершает ошибку, чуть не ставшую роковой: вызывает на дуэль Долохова.

К этому времени он не умом, а сильно развитой интуицией понял настоящую сущность Элен: “Пустая, глупая и развратная женщина”, однако ложный страх, что пострадала его честь, приводит его в бешенство. Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя.

Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной, несмотря на то, что многое из окружавшей их сложной символики было ему непонятно. Позднее он переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность. Этому этапу жизни Безухова предшествует его наивная влюбленность в Наполеона.

Совет

Он, как и Андрей Болконский, увлекается образом великого императора и полководца, видя в нем центр вселенной. Культ личности Наполеона был типичен для многих молодых представителей светского общества того времени. Пьер очень болезненно переживает разочарование в своем кумире: от восхищения и обожания он приходит к непреодолимому желанию убить его.

8 стр., 3717 слов

Эволюция личности Пьера Безухова –

... и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по образу Пьера Безухова; осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа; раскрытие ... Пьер Безухов всегда искал ответа на вопрос: в чем смысл жизни человека? Каково его предназначение на земле? Как же нужно жить, чтобы «быть вполне хорошим?» Пьер на наших глазах ...

Уверенность в правильности такого поступка и твердая решимость осуществить его заставляют Безухова идти по горящей Москве, забыв обо всем. В тот момент он был буквально одержим своей идеей. Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь.

С радостью бросает он “богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время”, и идет на войну. Смысл жизни он начинает видеть лишь после сближения с народом, с его самыми простыми представителями.

Впервые герой соприкасается с ними на Бородинском поле, видит их подлинный, а не показной, как в высшем обществе, патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину, любовь к ней. Он и сам ощутил эту “скрытую теплоту патриотизма”, когда оказался в плену. Выжить ему удалось, лишь выдав себя за простого крестьянина, скрыв свое настоящее социальное положение.

Именно в этот период жизни Пьера и начинается его сближение с народом. Здесь, на войне, видя смерть, кровь и страх, Пьер входит в народную жизнь, здесь начинается его духовное перерождение. Он получает простые и ясные ответы на вопросы “кто прав, кто виноват и какая сила управляет всем”, так долго мучившие его. Пьер начинает жить общей жизнью, не теоретически, а всем сердцем.

В разоренной и сожженной Москве герой получает “то спокойствие и довольство собой, к которым стремился прежде”. Встреча с Платоном Каратаевым пробуждает в его душе гармоничное народное начало, основанное на счастье в этой жизни, на этой земле: “То, что ранее он искал и не нашел в масонстве заново открылось ему здесь, в тесном бараке”.

Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, потому понял, что жить на свете – огромное счастье. Только сблизившись с ним, Пьер начал понимать истинную логику жизни и ее законы. Через ужас смерти, страдания, лишения, через непосредственное ощущение жизни он пришел к “миру” с самим собой, нашел то, к чему всегда стремился.

В 1820 году, он назовет дни, проведенные в общении с Платоном Каратаевым, одними из самых счастливых дней в своей жизни. Ведь именно тогда он наконец осознал, что “человек создан для счастья”, а “жизнь есть Бог”. Правда, Пьер все же отходит от Каратаева, хотя кое в чем, по его мнению, тот одобрил бы его. Это кое-что – семейная жизнь Наташи и Безухова.

Обратите внимание

В отличие от мертвой сущности первой жены Безухова, Элен, Наташа Ростова – духовно богатая натура; в ней было сосредоточено главное достоинство женщины – способность любить, понимать, чувствовать. Она “растворилась” в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная Толстым, – как маленькая модель мира, без которой невозможно существование общества Пьер показывает желание вступить в тайное общество.. Жизнь меняется, так и Пьер не останавливается на достигнутом, продолжает искать что-то новое. Жизнь героя показана в динамике, в постоянном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа – противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.

Непосредственность Наташи близка с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей новой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. В образе Пьера Толстой хотел показать, как появляется в человеке высшее понимание земной жизни, как тяжело приходит оно и какое счастье приносят благородные человеческие радости

2 стр., 777 слов

Интересные факты из жизни Льва Толстого

... из первых в Российской империи, кто получил графский титул за безупречную службу. Лев Николаевич за работой, Ясная Поляна Лев Толстой ... лет, дело чуть не дошло до дуэли. Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, ... Толстых родилось 13 детей, из которых 5 умерли в детстве, жена его была младше на 16 лет. Лев Николаевич Толстой был вегетарианцем. В 1910 году, последнем году своей жизни, ...

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Готовые школьные сочинения

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

марта

08 2010

Развитие образа Пьера Безухова в романе «Война и мира»

Толстой думал над написанием произведения о декабристах. Поэтому эта тема находит отражение и в «Войне и мире».

Толстой хотел проследить каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из аристократической среды в эпоху войн 1805-1812 годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые провели его к отрицанию той среды, где он родился, а потом и полному разрыву с ней.

Задачу раскрытия облика такого человека Толстой решает образами Андрея Болконского и Пьера Безухова. Но только Пьеру автор позволяет остаться в живых после войны. Болконский в романе погибает.

Впервые мы встречаемся с Пьером в блистательном салоне Анны Павловны Шерер, где собирались сливки высшего общества. Пьер только что вернулся из Парижа, Автор описывает его как толстого, неуклюжего, огромного человека с красными руками, но с умным и наблюдательным взглядом. Почувствовав этот взгляд, Анна Павловна испытывает беспокойство и страх.

Несмотря на то что Пьер приглашен в салон, относятся там к нему свысока. Здороваются с ним только наклоном головы, как бы показывая тем самым, что он среди остальных находится на самой низкой ступени. Это неудивительно, Пьер – незаконнорожденный сын старого графа Безухова.

В обществе, где ценили золото и титул, Пьера не могли поставить вровень с собой. Забегая наперед, скажу, что Пьер в будущим станет законным наследником старого графа и обладателем тысяч душ и миллионов. После этого отношение к нему сразу изменится. Он станет желанным гостем всех салонов и домов. А пока вернемся в салон Анны Шерер.

Пьер здесь отличается не только своим внешним видом. Он нарушает заведенный порядок. В соответствии с правилами гости должны подойти к старой тетушке и поцеловать ее руку, не потому, что ее все уважают, а потому, что так принято. Даже разговоры здесь ведутся только на определенные темы.

Важно

Пьер же нарушает слаженный ритм «разговорной машины», разразившись сумбурной речью в ответ на приветственные слова чопорной тетушки. Он пытается отстоять идею Французской революции, восхищается Наполеоном, что свойственно было в ту пору молодым людям. Пьер хорошо знаком с Андреем Болконским.

Они старые приятели, которым нравится общение друг с другом. Но Пьер в этот период еще только начинает искать себя. Пока еще большую часть своего времени он проводит в компании Анатоля Курагина, ведя самую что ни на есть разгульную жизнь в кругу печально прославленной в этом отношении столичной аристократической молодежи.

Борьба духовного с чувственным – одна из составляющих процесса внутреннего развития Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как развитие противоречий между порочными нравами, царившими в высшем дворянском обществе, и нравственными силами героя. Но пока у Пьера нет противоречий во взглядах на жизнь с этим обществом.

11 стр., 5144 слов

Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...

... №1 Преподаватель: Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер и сам не мог бы ... разгульно-барское начало. Бородинское сражение Толстой передал глазами Пьера. Бородинское сражение в романе описывается таким, каким его увидел Пьер. До этого он ... происходящее. При встрече князь Андрей холоден: Пьер напоминает ему о прежней жизни, о его жене и о Наташе ...

Кутежи, пьянки и сумасбродные развлечения считались почти нормой жизни. Кроме того Пьер характером пошел в отца, бывшего фаворита Екатерины, «вельможу в случае», который нажил свое богатство и титул, прославившись не столько ратными, сколько амурными подвигами.

Чувственное начало берет верх, и Пьер женится на блистательной петербургской красавице Элен Курагиной. Ее красота – это красота статуи, внутри она холодна и пуста. Пьер понимает это, но теряет голову. Большую роль в заключении брака сыграла сама Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть заранее для него написанную роль.

Сам того не желая, Пьер произносит роковые слова: «Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень скоро осознает, что за внешней красотой в его жене скрывается пустота и пресыщенность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым только усиливает его терзания внутренними противоречиями.

Нравственное потрясение, испытанное Пьером при столкновении с Долоховым, пробуждает в нем угрызения совести и еще больше обостряет внутреннюю борьбу. Задумавшись над смыслом жизни, Пьер приходит к масонству.

Поначалу его увлекает атмосфера таинственности, окружающая масонов, но прежде всего он ищет ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я…» На какое-то время здесь он обретает иллюзию душевного успокоения и пытается осуществить свою идею помощи ближнему в практической жизни.

Совет

Он искренне стремится облегчить положение своих крестьян, вплоть до освобождения их от крепостной зависимости. Здесь Пьер впервые соприкасается с народной средой, но соприкосновение это поверхностное. Все его благие намерения остаются непонятыми крестьянами. Более того, Пьера обманывает его же управляющий, «играя им как игрушкой».

Вот как описывает Толстой то, что получилось из нововведений Пьера: «…он не знал, что вследствие того, что перестали по его приказу посылать ребятниц – женщин с грудными детьми на барщину, эти самые ребятницы тем труднейшую работу несли на своей половине.

Он не знал, что священник, встретивший его с крестом, отягощал мужиков своими поборами и что собранные к нему ученики со слезами были отдаваемы ему и за большие деньги были откупаемы родителями.

Он не знал, что каменные, по плану, здания воздвигались своими рабочими и увеличивали барщину крестьян, уменьшенную только на бумаге… И потому Пьер был восхищен своим путешествием по имениям и вполне возвратился к тому филантропическому настроению, в котором он выехал из Петербурга».

Вскоре Пьер разочаровывается в масонстве, обнаружив, что большинство масонов ищет в организации лишь выгодных знакомств, стремясь к личной выгоде. Неудовлетворенность, поиски своего «я» подготовили его духовное возрождение в дни войны 1812 года. Льер не военный, но он не может стоять в стороне, когда родине угрожает опасность. Он продает свое имение и на эти средства формирует полк, который и берет на свое обеспечение. Сам же остается в Москве. Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его захватническую цель, он не смотрит уже на него, как на «освободителя народов». Пьер хочет убить Наполеона, видя в нем виновника всех народных бед. Оставшись в Москве, Пьер страдает и бедствует вместе с простыми москвичами. Здесь раскрывается подлинный характер Пьера, его доброта, способность к самопожертвованию, патриотизм. Он защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка.

Пройдя через огонь, кровь, слезы, прикоснувшись к людскому горю, увидев войну такой, какая она есть на самом деле, Пьер начинает осознавать всю ложность своих прежних умозаключений.

Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Богатый граф, который вместе со всеми ел лошадиное мясо, мучился от-вшей, стаптывал в кровь ноги, он научился ценить и понимать жизнь. В плену Пьер знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем. У Каратаева Пьер воспринял способность подчиняться естественному ходу событий и почерпнул те народные истины, которым потом следовал. Толстой описывает, как после возвращения из плена Пьер встречается с солдатами, которые расположились на привал. Он пьет с ними чай, а после думает, что прежде он заплатил бы солдатам за угощение, теперь же этого не сделает. Вот, оказывается, что нужно для того, чтобы быть понятым народом. Для этого необходимо бороться вместе с ним за общие интересы.

Граф Безухов так и остался толстым, неуклюжим и рассеянным человеком. Однако его внутренняя жизнь стала иной. В столице умирает его жена, и он женится на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер -видный общественный деятель, отец семейства.

Обратите внимание

Они с Наташей любят друг друга и счастливы вместе. Однажды, когда они остались вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем я думаю? – о Платоне Каратаеве. Как он? Одобрил бы тебя теперь?» Период становлений и исканий Пьера закончился.

Наступило время истинной духовной зрелости.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Развитие образа Пьера Безухова в романе «Война и мира» . Литературные сочинения!

Образ Пьер Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

Коллекция сочинений: Образ Пьер Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого” Война и мир»

Пьер Безухов – один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого” Война и мир». В этом произведении более пятисот персонажей, но яр­кий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев.

Изначально свой великий труд граф Толстой хотел посвятить судьбе дворян, участвовавших в восстании 1825 года, но впоследствии писатель решил вернуться к более раннему этапу развития России, к войнам нача­ла века, к тому периоду, на который приходилась юность героев, периоду формирования их жизненных взглядов и идеалов.

Пьев Безухов – один из любимых героев Толстого. В течение пове­ствования образ этого героя претерпевает значительные изменения, что является следствием его духовных исканий, поиска смысла жизни, ка­ких-то своих высших, непреходящих идеалов. Встретив Безухова впервые в салоне Анны Павловны Шерер и расставаясь с ним в эпилоге романа, мы видим двух совершенно разных людей.

“Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» – таким предстает Пьер на вечере в начале романа.

Внешность Безухова вряд ли дает возможность предположить в нем незаурядную личность, скорее, она вызывает усмешку у окружающих. В этом великос­ветском салоне Пьер чужой.

Его” умному и вместе с тем робкому, наблю­дательному и естественному взгляду» не место среди” механических» го­стей” мастерской» Анны Павловны.

Не находит себе места Пьер и после получения огромного наследства. Напротив, это событие еще больше связывает его со светским образом жизни, заставляет жениться на блестящей красавице с холодным сердце Элен Курагиной и сказать ей слова, в которых ему придется впоследствии раскаиваться.

Пожалуй, самой яркой чертой характера Пьера является его безгра­ничная доброта. В начале романа он необычайно простодушен и доверчив, как ребенок, он еще не искушен жизнью. Он живет по велению сердца, а не разума, отсюда его импульсивность и горячность, свойственная молодо­сти, огромная щедрость души и пылкая любовь.

Важно

Измена Элен и дуэль с Долоховым становятся первыми жизненными испытаниями Пьера. Они ввергают его в духовный кризис, из которого он не видит выхода.

Испытав разочарование в окружающей его реальной жизни, он вступает в масонскую ложу, где его привлекает идея всеобщего братства людей, совершенствования души, внутреннего мира человека.

Масон Баздеев, открывший для него этот путь, представляется ему инте­реснейшим человеком и наставником.

Посещая собрания масонского братства, жертвуя деньги, ведя дневник, в котором он анализирует происходящее, Пьер постепенно приходит к выводу о бесполезности такого пути. Разочарование в идеалах не оста­навливает Пьера. Он стремится найти смысл жизни, обрести свой соб­ственный взгляд на мир, стать ему полезным.

Большое значение имела для Пьера встреча с простым солдатом Пла­тоном Каратаевым во французском плену. Он оказал решительное влия­ние на изменение взглядов героя.

Речь Каратаева наполнена присказками и поговорками, в которых отражается народная мудрость.” Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить», – говорит Платон Безухову.

Эти про­стые добрые слова, несомненно, значат для Пьера гораздо больше, чем пустые и холодные трактаты масонов.

За время плена Пьер Безухов приобретает новые для него душевные качества. Он становится терпеливым к тяготам и невзгодам жизни, без ненависти относится к французам, переоценивает все происшедшее с ним ранее, по-новому начинает смотреть на жизнь.

Совет

Теперь для него глупой и бессмысленной представляется ссора с Элен, теперь он готов простить Долохова, Курагина.

” Он выучился видеть великое, вечное и бесконеч­ное… и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно вели­кую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Выйдя из плена, Пьер обретает полную духовную свободу: теперь у него совсем другое восприятие мира. В отношениях с людьми он также полностью изменился.

Теперь он стремится понять их, найти хорошие качества в каждом человеке.

Теперь ему легко отказать, например, фран­цузскому полковнику, безосновательно требовавшему от него денег, и во­обще, в денежных делах у Безухова, по выражению Толстого, появился центр тяжести.

Возможность полного человеческого счастья Пьер обретает, женив­шись на Наташе Ростовой. В эпилоге романа он уже опытный семьянин, счастливый отец четверых детей. В прошлом остались разгульные куте­жи в обществе Анатоля Курагина, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения.

Пьер Безухов нашел свое счастье, обрел радость и покой в душе, но не остановился на этом. Для него теперь существуют гораздо более важные, чем личное счастье и благополучие, вопросы. О них он говорит с братом своей жены Николаем Ростовым.

Но автор не показывает политической деятельности героя, ос­тавляет его в тихом, радостном и спокойном семейном кругу, видя свой Идеал счастья человека именно в этом.

Нравственная эволюция пьера безухова в романе л. н. толстого «война и мир»

Характер пьера безухова в романе “война и мир”: черты характера и эволюция личности

НРАВСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА. Пьер Безухов — один из самых любимых героев Л.Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизичёс- ком плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.

Одним из ценных качеств человека JI.H. Толстой считал способ­ность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенство­ванию. Поэтому мы видим, что его любимые герои — Наташа Рос­това, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов — меняются, эволю­ционируют, а противопоставленные им образы статичны.

Пьер — натура эмоциональная и мечтательная. Он умный, ис­ключительно добрый, но в то же время рассеянный и слабохарак­терный человек. Его главная цель — поиск «согласия с самим со­бой», спокойной гармоничной жизни, которая приносила бы ему моральное удовлетворение, но сама его жизнь при этом полна взле­тов и падений, радостных надежд и горьких разочарований.

Обратите внимание

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнени­ям, поэтому светская жизнь с ее соблазнами затягивает его, он ста­новится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни. С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека превратился в обыкно­венного помещика-трутня: «Все в нем самом и вокруг него предста­вилось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».

Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духов­ные искания привели его в масонскую ложу.

Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстан­ции, несмотря на то что многое из окружавшей их сложной симво­лики было ему малопонятно.

Масонство, как и все для Пьера, не маска и не средство для продвиженйя вверх по служебной лестни­це, — вся душевная работа предшествующих лет вылилась в искрен­нее и сильное чувство причастности к «огромному гармоническому целому».

Это была счастливая пора в его жизни, когда он видел смысл существования в религиозной истине. «Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит он своему другу Болконскому в Богучарове. Но позднее Пьер переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность.

Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испы­танием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, пре­рвав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он «богатство, удоб­ство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное вре­мя»^ идет на войну.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сраже­ния. И в жизни Пьера Безухова — это тоже решающий момент. Он, не будучи военным, принимает участие в сражении. Его глазами Толстой передает свое понимание исторической жизни России.

Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью остается в Моск­ве, но попадает в плен. В плену он встречается с Платоном Каратае­вым, и знакомство это ознаменовало сближение любимого героя Толстого с народом. В плену он «…узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей…»

Важно

Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем стано­вился все счастливее и счастливее, так как понял, что жить на све­те — огромное счастье.

Пьер всегда искал смысл жизни: «Он искал его в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге, самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его».

И вот, наконец, благодаря Платону этот вопрос разрешен. Пьер обретает «те спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который Пьер усвоил во время Отечественной войны 1812 года. Непосредственность, оду­хотворенная чувственность Наташи сходны с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей молодой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их се­мейную жизнь.

«Он так желал видеть во всем благообразие, счас­тье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас», — говорит герой, но на вопрос Наташи: «А одобрил бы он тебя сейчас?» — от­вечает отрицательно. Пьер возвращается к своим духовным иска­ниям «путем мысли». Благообразие, воспринятое от Каратаева, удер­жалось в семейной жизни Безуховых.

В отличие от мертвой сущно­сти первой жены Пьера, Элен, Наташа — духовно богатая личность, воплощение главного достоинства женщины — способности любить, понимать, чувствовать. Она «растворилась» в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная в эпилоге Толстым, — ма­ленькая модель мира, без которой невозможно существование.

Све­дя под крышей одного дома Болконских, Ростовых и Пьера Безухова, Толстой подчеркивает свою главную мысль: семья является выс­шей формой духовного единения людей.

Мы узнаем, что Пьер бесконечно счастлив, но выказывает жела­ние вступить в тайное общество. Таким образом, автор дает нам по­нять, что ничего еще не решено окончательно, рано подводить итог.

Да и невозможно, ведь жизнь не стоит на месте. Жизнь героя пока­зана в динамике, в беспрестанном движении.

Совет

Главное противоречие вновь звучит в финале романа — противоречие между жизнью со­знательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жиз­нью сердцем.

Пьер не останавливается на достигнутом, он продолжает искать что-то новое. Но теперь идет уже не каратаевским, а своим собствен­ным путем: «Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем… и радостно ощущал вокруг себя вечно изменяющуюся, веч­но великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив».