Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров. Он – нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить её осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И всё это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам, готовый идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути.
Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича – извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета». Он и к своим родителям подходит с той же меркой.
Своё отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии он даже завидует муравью, который имеет право «… не признавать чувства сострадания, не то, что наш брат, самоломанный…»
Трагедия Базарова обусловлена его политическими взглядами. По представлениям нигилистов, необходимо разрубить всё старое, чтобы на расчищенном месте построить новое. Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем.
Любовь- это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров. Этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведёт себя в её присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.
Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он всё больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это белиберда, непростительная дурь, болезнь.
Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознаёт в самом себе романтика. Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит её позаботиться о его родителях.
Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит – Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.
Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый ...
... ли Базаровы России? Что такое нигилизм? Базаров как олицетворение нигилизма. Его сторонники. Польза и вред нигилизма. Базаров как новый человек русского общества Евгений базаров герой или трагическая личность. Базаров — новый человек В ... ещё не знакомые ему нежные чувства по отношению к этой женщине. Любовь ломает уверенного в своих убеждениях Базарова, однако даже невзаимность Одинцово не лишает ...
В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос – одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи.
Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила ещё есть в нем. Это намёк на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.
Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но всё же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения. С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой – уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»
Сочинение на тему: В чем трагедия Евгения Базарова? По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и Дети», написанного Тургеневым как отклик на разночинное движение в России 60-х годов 19 века, когда все в стране, по словам Л. Толстого, «переворачивалось и укладывалось» (идеология, мораль, экономика, наука).
Личность яркая, самобытная, Базаров не только стал центром притяжения романа, но и породил массу споров как среди нигилистов, так и либералов.
Нигилист (от латинского слова, означающего «ничто»), по словам Аркадия Кирсанова, — это человек, «который относится ко всему с критической точки зрения» и не принимает на веру ни одного принципа, закона жизни.
Читая роман, мы проникаемся мыслью о сложности, неоднозначности характера героя, вобравшего в себя самые спорные идеи, которые волновали русское общество.
Трагизм Базарова заключается в его глобальном одиночестве. У него нет единомышленников, ему не на кого опереться.
Вспомним Кукшину и Ситникова, которые считали себя нигилистами, но далее чтения глупых книжек у них дело не шло. И в нигилизме они усматривали только моду. А на «моду» (не только костюм, прически, манера держаться, образ жизни, но и идеи) они были падки.
Аркадий Кирсанов, товарищ Базарова по университету, считая себя учеником Базарова, в конце концов отошел от него, увлекшись Катенькой и хозяйственной деятельностыо в имении отца. Писарев называет незадачливого друга «временным попутчиком» нигилиста, променявшего спокойную, тихую, сытую жизнь на волнения, беспокойство, споры. Острая революционность Базарова, его мятежный дух, его неприкаянность и требовательность к себе и к окружающим пугают доброго, мягкого Аркадия. Их дружба обречена.
Тургенев проводит своего героя и через испытание любовью как высшим счастьем. Базаров до встречи с Одинцовой никого не любил, считая чувство к женщине «вздором», «романтизмом» и презирая всякую расслабленность перед прекрасным полом. Впервые увидев Одинцову, он произнес: «Какое богатое тело!». «Физиологический» подход к отношениям с женщиной не поза, не бравада. Это позиция. Любовная страсть, проснувшаяся в Евгении, едва не сбила его с ног, но чувство не было взаимным. Впереди бобыльское одиночество, трагизм не заполненного любовью существования.
Нужен ли Базаров России? в романе Отцы и дети, Тургенев
Нужен ли Базаров России? Это сложный и неоднозначный вопрос. Конечно же, он, как и любой другой человек нужен в обществе. Он приносит определенную пользу, занимаясь исследованиями в области медицины и помогая ... нужен. Казалось бы, за свою короткую жизнь Базаров не сделал ничего выдающегося, но он всегда помогал окружающим. За угрюмой внешностью героя пряталось доброе сердце. На мой взгляд, ...
Но можно жить идеей служения России, народу, науке, противопоставив эти благородные задачи тесноте, духоте тихого семейного счастья. Не высокой ли целью грезит Базаров, чувствуя в себе силы необъятные?
Роман кончается смертью героя. Она трагична, потому что он умирает в расцвете сил. В ней кроется какой-то символический смысл: время Базаровых еще не наступило.
Возникает вопрос: нужны ли вообще Базаровы России? На него сам герой отвечает отрицательно, не нашедши языка ни с просвещенным дворянством, ни с невежественным крестьянством. «Нет, видно я не нужен России», — горько замечает он.
И. С. Тургенев считает иначе: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса», а значит, для писателя передовой класс — все-таки Базаровы, так как они во все времена дают толчок новой идее, новому мышлению, переменам во всех сферах жизни.
РЕЦЕНЗИЯ
Это не самое худшее сочинение, которое мне приходилось читать на эту тему: его отличает композиционная стройность, ясность мысли и понимание места образа Базарова в контексте эпохи.
Основной недостаток работы — отсутствие глубины в осознании трагической сущности всякого нигилиста, объявляющего борьбу общечеловеческим ценностям в период «ошибки» вечного, непреложного в отношениях к жизни и к человеку (Природа, Красота, Дружба, Любовь, Семья, Бог как абсолютный критерий ценностей нашего духа и поведения) с материализмом и атеизмом.
Другой не менее серьезный недостаток — какая-то выхолощенность сочинения: бедный язык, простенькие идеи, лежащие на поверхности, бесстрастность повествования, сведение мятущейся натуры героя (прошедшего через антипатию и презрение аристократа П. Кирсанова, дуэль, похожую на фарс, через пошлость Ситниковых, отвержение женщиной, грустную встречу в дорогими родителями; через споры с Аркадием о наполненности нашего жизненного «чемодана» высокой целью и мрачные раздумья о принесении себя в жертву «Филиппам и Сидорам», которые настроят себе новые избы, когда из него будет лопух расти) к голой констатации факта глобального одиночества.
Не согласна я и с основным тезисом: «трагизм…заключается в одиночестве, Базарову не на кого опереться». Может быть, скорее всего в том, что он не хочет ни на кого опираться? И неуступчиво, бескомпромиссно, подчас грубо идет по жизни, разрушая ее целостность?