Методическая разработка литературы для 6 класса. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Дата _____________________________

Тема: Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

Цель урока:

Планируемые результаты:

1. Личностные: развитие информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры учащихся, волевой саморегуляции.

2. Метапредметные: (целеполагание, планирование, контроль, оценка; операции анализа, сравнения, обобщения).

3. Предметные: совершенствовать умения распознавать басни Крылова.

Тип урока:

Основные понятия:

Методические приемы

Оборудование:

Структура урока

I. Этап мотивации.

Цель этапа

  • Здравствуйте!

– Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.

  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.
  • Готовы! Тогда начинаем наш урок. Садитесь, пожалуйста.

Критерии оценивания.

Индивидуальная работа., Устная работа на уроке.

Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:

«5» — слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» — больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» — больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» — только слушал, не участвовал в дискуссиях

II. Этап актуализации знаний.

Цель этапа:

Индивидуальная работа. Приложение 1.

Работа с классом.

Беседа

— что называется басней?

— как построены басни?

14 стр., 6513 слов

Нестандартные уроки

... строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно ... Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие ...

— что такое мораль?

— где в басне может быть расположена мораль?

— что называется аллегорией?

— как называется прием, когда изображаются животные и растения, которые думают, чувствуют? (Олицетворение.)

— как мы назовем писателя, создающего басни?

— что такое «эзопов язык»?

— назовите известных вам баснописцев.

III. Этап целеполагания и построения плана по разрешению возникших затруднений.

Цель этапа:

Вступительное слово учителя

И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX, читают их и в XXI веке.

Н.В. Гогол

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец.

К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира.

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник, около которого всегда ребятишки. Старый человек глубоко задумался, сидя в кресле, а у ног его теснятся бронзовые звери. Человека зовут И.А.Крылов. А звери- герои его басен. Здесь герои басен «Квартет», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Слон на воеводстве» и другие известные вам с первых лет учебы крыловские герои.

На передней части пьедестала надпись «Крылову. 1855 год». Это год, когда на том месте, где Крылов любил гулять с Пушкиным и другими своими друзьями, русский скульптор П.К.Клодт на народные деньги поставил памятник великому баснописцу.

  • Сегодня на уроке мы вспомним басни И. А. Крылова.
  • Поставьте конкретные задачи на урок. Именно для себя.

IV . Этап реализации на практике выработанного плана.

Цель этапа

Из каких басен извлечена мораль?

1. Когда в товарищах согласья нет,, На лад их дело не пойдет… («Лебедь, Рак, Щука»)

2. Невежи судят точно так:, В чем толку не поймут, то все у них пустяк («Петух и жемчужное зерно»)

3. А вы, друзья, как ни садитесь,, Все в музыканты не годитесь («Квартет»)

4. Хоть видит око, да зуб неймет («Лиса и виноград»)

5. Кто про свои дела кричит всем без умолку,

В том, верно, мало толку. («Две бочки»)

●Назовите басни, в которых действует Волк

1. «Волк и ягненок»

2. «Волк на псарне»

3. «Волк и кот»

31 стр., 15296 слов

Русская басня, ее истоки и роль в формировании нравственного ...

... басен И. И. Дмитриева, И. А. Крылова, В. С. Филимонова; творчество этих поэтов исследуется целенаправленно и в тесной связи с эволюцией басенного жанра в русской литературе. I. Истоки русской басни. Жанр басни ...

4. «Волк и журавль»

5. «Волк и пастух»

6. «Волк и лисица»

7. «Волк и волчонок»

8. «Волк и кукушка»

«Узнайте басню по ключевым словам»

  • Лещик, потроха, соседушка. («Демьянова уха»)
  • Вертит, прижмет, понюхает, полижет.

(«Мартышка и очки»)

  • Волк, кость, Журавль, коварный. («Волк и журавль»)
  • С помощью предмета, который изображен в басне Крылова, можно было увидеть, «что

там за рожа» (зеркало)

  • Героиня одной из басен таких «с полдюжины себе достала» (очки)
  • Какая вещь пустая. Не глупо ль, что его высоко так ценят (жемчуг)
  • На взгляд-то он хорош, да зелен (виноград)

— Назовите басню, из которой вышла поговорка

Ты виноват, что хочется мне кушать («Волк и ягненок»), Делом, не сведя конца, не надобно хвалиться («Синица»), Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет («Лебедь, Щука и Рак»), А Васька слушает да ест («Кот и повар»), А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь («Квартет»)

Вспомните «крылатые» выражения из басен Крылова.

«Слона-то я и не приметил» («Любопытный»)

«А ларчик просто открывался» («Ларчик»)

«Ты всё пела? Это дело: так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» («Квартет»)

«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» («Кукушка и Петух»)

«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» («Лебедь, Щука и Рак »)

«Спой, светик, не стыдись!» («Ворона и Лисица»)

«У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»)

«Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона» («Слон и Моська»)

V . Этап включения в систему знаний и умений.

Цель этапа:

— За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова. Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей.

  • Басни Крылова будут актуальны всегда, потому что …

— В. Г. Белинский: “Слава Крылова все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского”.

Почему басням суждена долгая жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины, почерпнутые художником из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного — и всё. Поэт Сергей Михалков возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

И всё же дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном жанре.

  • Дома вам предстоит написать сочинение на тему: «Что осуждается в баснях?»

Приложение 2., Что осуждается в русских баснях?

План

2 стр., 913 слов

Эзопов язык в баснях Крылова

... С этими же образами мы встречаемся еще раз в басне “Волки и Овцы”. Крылов ясно дает понять, что пока государство, сила, власть ... Все в музыканты не годитесь”. Среди достоинств басен Крылова хочется отметить краткость и образность языка; он умел создать целую картину или ... жаркое” Баснь эту можно бы и боле пояснить Да чтоб гусей не раздразнить. В самом деле, Крылову приходилось опасаться того, как бы ...

Вступление.

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?, Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?, Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение.

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

VI . Этап рефлексии и оценивания.

Цель этапа:

  • Подходит к концу наш урок. Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке?
  • Какие задачи перед собой ставили?
  • Достигли ли их и как?
  • Какие задания были трудными, и в чём состояла трудность?
  • Получили ли удовольствие, работая на уроке?
  • Оцените свои знания.

Приложение 1. Критерии оценивания работы на уроке:

«5» — слушал и говорил, помогал другим, высказывал и отстаивал свою точку зрения.

«4» — больше слушал, чем говорил, помогал другим, высказывался, но не всегда отстаивал свою точку зрения.

«3» — больше слушал, чем говорил, высказывался, но не отстаивал свою точку зрения.

«2» — только слушал, не участвовал в дискуссиях

VII .

Цель этапа:

Написать сочинение «Что осуждается в русских баснях?»

По желанию. Приложение 3.

Источники

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/urokpo-basnyam-kryilova/

https://globuss24.ru/doc/plan-k-sochineniyu-chto-osuzhdaetsya-v-russkih-basnyah-6-klass

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/22/urok-vneklassnogo-chteniya-po-literature-mir-basen-ia-krylova

?mid=33336

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/21/urok-vneklassnogo-chteniya-ego-basni-perezhivut-veka-basni-i-a

https://infourok.ru/urokigra-basni-ia-krilova-klass-2928154.html

https://урок.рф/library/urok__viktorina_po_basnyam_ia_krilova_123743.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/08/test-po-basnyam-krylova-ia

https://multiurok.ru/files/otkrytyi-urok-na-tiemu-basni-i-a-krylova.html

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/12/21/urok-vneklassnogo-chteniya-ego-basni-perezhivut-veka-basni-i-a

Приложение 1.

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

  • Угадать название басни по началу.

1. Когда в товарищах согласья нет,, На лад их дело не пойдет… __________________________

2. Голодная кума Лиса залезла в сад,, В нем винограду кисти рделись ______________________

3. Мартышка к старости слаба глазами стала;, А у людей она слыхала … ___________________________

4. Свинья под дубом вековым, Наелась желудей досыта, до отвала … _____________________

5. Случается нередко нам, И труд и мудрость видеть там… _____________________________

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

5 стр., 2478 слов

Почему мне нравятся басни Крылова?

... что-то полезное, мудрое и доброе. Автор: И. А. Крылов Произведение: Басни Крылова Это сочинение списано 67 003 раз Крылов Иван ... о коварной лисичке и вороне Крылов высмеивает такое человеческое качество, как любовь к лести. Опасность лести в ... женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […] Философская лирика Заболоцкого Творчество талантливого русского поэта ...

— Угадать название басни по морали.

1. У сильного всегда бессильный виноват… ___________________________

2. Уж сколько раз твердили миру,, Что лесть гнусна, вредна … _______________________________

3. Случается нередко нам, И труд, и мудрость видеть там,, Где стоит только догадаться,, За дело просто взяться ________________________

4. Избави Бог и нас от этаких судей ___________________

5. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука ______________________________

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

Укажите название басни, из который взяты строки:

  • «Очков с полдюжины она себе достала; вертит Очками так и сяк…» _______________________
  • «Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол, и дом»

_________________________________________________

  • «Спой, светик, не стыдись!» ___________________________________
  • «А только воз и ныне там!» _____________________________________
  • «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» ____________________________
  • «Ты сер, а я приятель сед, И волчью вашу я давно натуру знаю» ____________________

ФИ _____________________________________________класс___________ дата ________

АЗ. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

1. пустое мудрствование 3) невежество жадность 4) самолюбование

А4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто бе­рутся судить невежды?

1. «Листы и Корни» 3) «Осел и Соловей» «Ларчик» 4)«Ворона и Лисица»

В1. Из какой басни эти строки? Запишите автора и название.

От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были., Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили! Мы решили!» _________________________________________________

В2. Какой художественный прием лежит в основе басни?

Приложение 2

Что осуждается в русских баснях?

План

Вступление.

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?, Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?, Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение.

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

7 стр., 3137 слов

Социальный смысл басен И.А. Крылова

... Было здесь и желание перенести близкие автору мысли, мотивы, сюжетные перипетии, образы на родную почву, познакомить с ними соотечественников. Басня Крылова «Разборчивая невеста» - его раздумье об избранном ... В басне «Лягушки, просящие Царя», он утверждал, что только в приступе безумия возможно отказаться от того, чтобы «на' воле жить». Последовательный ряд царей, обретаемых лягушечьим обществом, ...

Что осуждается в русских баснях?

План

Вступление.

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?, Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?, Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение.

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

Что осуждается в русских баснях?

План

Вступление.

В чём особенность басни как литературного жанра? О творчестве, какого русского баснописца ты хотел бы рассказать?

Основная часть

Какие человеческие пороки осуждает басня? Какие человеческие черты характера противопоставляются в баснях порокам? (Показать на примерах. )

Как применяется антитеза? Что противопоставляется?, Как эпитетами автор показывает своё отношение к героям? Как автор использует аллегорию?, Какие басни тебе понравились и почему? Чему они тебя научили?

Заключение.

(В человеческом обществе всегда есть те, кого нужно учить правильному поведению в обществе. У каждого человека есть недостатки, над которыми нужно задуматься.)

Приложение 3

ФИ _________________________________класс____________дата________________

«Выбери правильный ответ».

1. Басня – это:

  • а) Юмористическое стихотворение;
  • б) Сатирический рассказ;
  • в) Краткое иносказательное нравоучительное произведение.

    2.

По глаголам определите басню, Думая, залезть, попал, поднялся, почуял, залились, рвутся, кричат, бегут.

а) «Волк на псарне»;

  • б) «Мартышка и очки»;
  • в) «Волк и ягнёнок».

3. Кто сказал «Вперёд чужой беде не смейся…”:

а) Ворона;

  • б) Голубь;

в) Чиж.

4. Героиня, которая увидела «в зеркале образ свой..”:

а) Мартышка;

  • б) Лисица;
  • в) Свинья.

5. Какой литературный прием использован Крыловым в названии басен: «Слон и Моська», «Волк и ягнёнок».

а) гипербола;

  • б) антитеза;
  • в) олицетворение.

ФИ _________________________________класс____________дата________________

«Выбери правильный ответ».

6. У кого к зиме » Под листком был готов и стол и дом”:

а) Рак;

б) Муравей;

  • в) Стрекоза.

7. Она осталась без обеда, польстившись на лесть:

а) Ворона;

  • б) Моська;
  • в) Лисица.

8. Кто без драки «Хочет попасть в большие забияки”?:

а) Лисица;

11 стр., 5112 слов

Моя любимая басня крылова 5 класс

... 5 классе. Сочинение не тему «Мои любимые басни И.А.Крылова» 5 кл литератра Тема: РР. Написание сочинения «Мои любимые басни И.А. Крылова» Цели: научить писать сочинение ... сочинение Из басен Ивана Андреевича Крылова больше всего мне нравится басня «Свинья под Дубом». В ней автор высмеивает невежество, глупость, эгоизм, неблагодар­ность, лень. Все эти человеческие ... и пороки общества, в котором ...

  • б) Моська;
  • в) Ягненок.

9. Один из героев, который «везти с поклажей воз взялся”?:

а) Слон;

б) Косолапый Мишка;

в) Рак.

10. Кого «По улицам водили, как будто на показ”?:

а) Слона;

б) Осла;

в) Козла.


Скачано с www.