1) подготовить учащихся к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»; закрепить умение детей создавать связный текст – описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений;
2) закрепить понятие о натюрморте, полученное детьми на уроках изобразительного искусства;
- толковыми словарями и словарями синонимов);распечатанные таблицы, приложение.
ЦЕЛИ урока
1. Образовательные :
картины, при помощи учителя — план рассказа-описания.
2. Обогащать активный словарь учеников описательной лексикой
2 развивающие :
1 . развитие речи, процессов внимания, мышления,
памяти.
2. Развитие эмоциональной сферы учащихся.
3 . Воспитательные :
Воспитание положительно-направленных нравственных качеств личности – упорства, трудолюбия,
Словарно – стилистическая работа.
Накануне сочинения ученикам дается задание найти в толковом словаре значение слова натюрморт.
Оформление доски:
Девятнадцатое февраля.
Классная работа.
Тема урока:Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».
Знать:о натюрморте.
Уметь: работать со справочной литературой,с опорными таблицами, составить план сочинения.
Сирень(какая?) |
бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок |
голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди |
тяжелые, крупные, пышные |
листья |
светло-зеленые, темно-зеленые |
фон |
темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление |
прекрасная, великолепная |
отношение к картине |
наслаждаться, любоваться, восхищаться |
Ход урока.
I . Организационный момент.Здравствуйте, ребята и учителя!Тема нашего урока (слайд 1) Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Ребята, запишите в тетрадях число, классная работа, тему урока.
II . Сообщение темы и задачи урока.
На этом уроке развития речи мы познакомимся с картиной русского художника Петра Петровича Кончаловского «Сирень в корзине»,внимательно её рассмотрим , поработаем с ней для того, чтобы вы смогли успешно написать сочинение.
III . 1).Сначала мы повторим синтаксическую роль подчинительных союзов. Расскажите о синтаксической роли подчинительных союзов по таблице. Вы знаете об условно принятом обозначении союза.
2).Откройте, пожалуйста, учебник, упражнение 750-е.Заголовок текста «Сирень» (слайд 2 и 3)- происхождение слова и значение (зачитать).
Поработаем с текстом. Проведём орфографический и пунктуационный анализ текста…..Теперь прочитаем его выразительно…Ответим на следующие вопросы:1.Какие оттенки сирени называет автор?
2.С помощью каких слов и выражений автор передаёт чувства, которые он испытывает при созерцании сирени и ощущении её аромата?
3. Согласны ли вы с мыслью автора, выраженной в 3-м предложении текста? Объясните, почему.
IV . Обратимся к упражнению 751, первой части.
‑ Рассмотрите репродукцию картины. Попробуйте определить, к какому жанру живописи относится эта картина. (Натюрморт)
Кто скажет, что означает слово натюрморт?
(Натюрморт – картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.)
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.
IV .(Слайд 4)
Рассказ учителя о художнике.Натюрморт «Сирень в корзине» принадлежит кисти известного русского художника Петра Петровича Кончаловского (1876–1956).
Он очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат.
П.П.Кончаловский говорил, что в цветах есть всё, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах. И в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. Он писал: «Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучать так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица . В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы…».
Любимые цветы П.П.Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: (
V . Беседа по картине «Сирень в корзине» (упр.751).(слайд картина «Сирень в корзине»).Обратимя к приложению № 3,к картине Кончаловского «Сирень в корзине».
Какое время года вы вспоминаете, глядя на эту картину?
(Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег.)
‑ Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали с куста?
(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Оно такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)
Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)
Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
‑ Какого цвета сирень в верхней части букета?
Как распределено освещение на полотне художника?
Свет падает справа, наиболее ярко освещены белоснежные , розовато-белые, лиловые, нежно-сиреневые и фиолетовые грозди сирени в правой части букета, солнечные лучи играют на светло-зелёных тонких листьях. Ярко-фиолетовые, розовато-сиреневые ,тёмно-лиловые кисти в правой части букета затенены, так же как и тёмно-зелёная листва.
Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
‑ Почему?
(П.П.Кончаловский стремился передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.)
Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?
(Тяжелые, крупные, богатые, пышные кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много.)
Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.
(Душистый, пахучий, благоухающий.)
Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображённому?
(Сирень на картине изумительная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)
В чем находится сирень?
(В корзине, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.)
Почему художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе?
(Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.
На каком фоне изображена сирень?
(На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)
Почему художник избрал такой фон?
(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)
VI .Ребята, давайте сопоставим картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
Сопоставление картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
- Что в них общего? А чем они различаются? Одинаковое ли настроение передают?
(Обе картины проникнуты любовью к природе, к тем ее обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными, поэтому красоты их мы чаще всего не замечаем. Эти картины заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым теплым летним дождем воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное настроение, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь.
V . Словарно-стилистическая работа (составление таблицы).
Давайте запишем слова и словосочетания, которые вы можете использовать в своих сочинениях:
Написать (что?) (натюрморт, картину);
- синонимы к слову художник (автор, живописец);
Сирень(какая?) |
бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок |
голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди |
тяжелые, крупные, пышные |
листья |
светло-зеленые, темно-зеленые |
фон |
темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление |
прекрасная, великолепная |
отношение к картине |
наслаждаться, любоваться, восхищаться |
VI . Обратимся к опорной таблице и составим план сочинения. Составление плана сочинения.
ЦЕЛЬ: Развитие логического мышления, монологической речи. Активизация словаря.
— Кто нарисовал картину? 1.- Что мы видим на картине? — Какую сирень изобразил художник? — Как вы думаете, когда срезали букет? — Как можно озаглавить 1 пункт плана? |
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА. |
— Каких оттенков больше в правой стороне букета? — Каких оттенков больше в левой стороне букета? -О чём мы с вами говорили? Что описывали? |
2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА. |
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях? – Чётко ли прорисованы цветы? — Какие гроздья изображенной сирени? — Что мы с вами описывали? — Озаглавьте 3 пункт плана. |
3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ. |
— Какие они? — Их много или мало? — Назовите 4 пункт плана. |
4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ. |
— Каким должен быть запах у нарисованной сирени? — Почему запах сильный? — О чем только что говорили? Что описывали? — Назовите 5 пункт плана. |
5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА).
|
— Какие чувства она вызывает? — Что хочется делать, глядя на картину? — Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине. — Озаглавьте 6 пункт плана. |
6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ. |
Какой план получился у вас? Послушаем ( кто?)
Какой стиль будет уместен в нашем сочинении? (Художественный), Какой тип речи будет основным в сочинении: повествование, описание или рассуждение? (, Как начнёте своё сочинение? Например, какими предложениями во вступлении?
VIII . Слово учителя.
Эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.
Чтение стихотворения «Сирень».
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу сбежать наугад,
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?
(Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые.
Найдите в толковом словаре значение слова лиловый.
(Лиловый – светло-фиолетовый)
Чем является сиреневый сад для поэта?(слайд «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется»)
(Сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь)
И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом каждый из них использует разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски, музыкант – звуками. СЛАЙД 8 Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание. Сирень художника мы видим.СЛАЙД 9 Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П.Кончаловский очень любил родную природу, восхищался ее щедростью и красотой. Он так сказал о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».
VII .Домашнее задание: Слайд 10 моделирование текста.
(Натюрморт
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи. Но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке.
Написать (что?) (натюрморт, картину);
- синонимы к слову художник (автор, живописец);
Сирень(какая?) |
бледно-розовая, темно-красная, лиловая, жемчужная |
оттенок |
голубоватый, серебристый, сиреневый |
грозди |
тяжелые, крупные, пышные |
листья |
светло-зеленые, темно-зеленые |
фон |
темно-зеленый с серо-коричневым оттенком |
впечатление |
прекрасная, великолепная |
Опорная таблица для составления плана
— Кто нарисовал картину? — Что мы видим на картине? — Какую сирень изобразил художник? — Как вы думаете, когда срезали букет? — Как можно озаглавить 1 пункт плана? |
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ БУКЕТА. |
— Каких оттенков больше в правой стороне букета? — Каких оттенков больше в левой стороне букета? -О чём мы с вами говорили? Что описывали? |
2. ЦВЕТА И ОТТЕНКИ БУКЕТА. |
– Можно ли сосчитать цветочки на гроздьях? – Чётко ли прорисованы цветы? — Какие гроздья изображенной сирени? — Что мы с вами описывали? — Озаглавьте 3 пункт плана. |
3. ГРОЗДЬЯ СИРЕНИ. |
— Какие они? — Их много или мало? — Назовите 4 пункт плана. |
4. ЛИСТЬЯ СИРЕНИ. |
— Каким должен быть запах у нарисованной сирени? — Почему запах сильный? — О чем только что говорили? Что описывали? — Назовите 5 пункт плана. |
5. ЗАПАХ СИРЕНИ (БУКЕТА).
|
— Какие чувства она вызывает? — Что хочется делать, глядя на картину? — Всеми этими словами вы выражаете свое отношение к увиденной картине. — Озаглавьте 6 пункт плана. |
6. МОЁ ОТНОШЕНИЕ К КАРТИНЕ. |
Беседа по картине «Сирень в корзине» (упр.751)., Какое время года вы вспоминаете, глядя на эту картину?
(Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег.)
‑ Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только что срезали с куста?
(На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Оно такая сочная и как будто влажная от утренней росы или дождя.)
Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую.)
Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета.
‑ Какого цвета сирень в верхней части букета?
Как распределено освещение на полотне художника?
Свет падает справа, наиболее ярко освещены белоснежные , розовато-белые, лиловые, нежно-сиреневые и фиолетовые грозди сирени в правой части букета, солнечные лучи играют на светло-зелёных тонких листьях. Ярко-фиолетовые, розовато-сиреневые ,тёмно-лиловые кисти в правой части букета затенены, так же как и тёмно-зелёная листва.
Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени?
‑ Почему?
(П.П.Кончаловский стремился передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ.)
Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину веток и величину цветов сирени?
(Тяжелые, крупные, богатые, пышные кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много.)
Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный.
(Душистый, пахучий, благоухающий.)
Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображённому?
(Сирень на картине изумительная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная.)
В чем находится сирень?
(В корзине, которая сплетена из прутьев. Верхняя ее часть скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями.)
Почему художник изобразил сирень в корзине, а не в хрустальной вазе?
(Главное на этом полотне – цветы, и именно к их красоте, свежести, обилию оттенков прежде всего привлечено внимание зрителей. Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных цветов. Кроме того, в широкой корзине пышные грозди ничто не стесняет, они могут расположиться свободно и выглядят естественно.
На каком фоне изображена сирень?
(На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками.)
Почему художник избрал такой фон?
(На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень.)
Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?
(Конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им.)
VI .Ребята, давайте сопоставим картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
Сопоставление картин «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского и «После дождя» А.М. Герасимова.
- Что в них общего? А чем они различаются? Одинаковое ли настроение передают?
(Обе картины проникнуты любовью к природе, к тем ее обыкновенным явлениям, которые стали для нас привычными, поэтому красоты их мы чаще всего не замечаем. Эти картины заставляют вспомнить знакомые каждому ощущения: наслаждение промытым теплым летним дождем воздухом, чистотой и свежестью, разлитой в природе, нежным благоуханием свежей сирени, богатством оттенков прекрасных цветов. Художникам удалось передать светлое, радостное настроение, восхищение красотой родной природы и свою к ней любовь
План.
I . Вступление. (Название картины. Автор. Жанр.)
II . Основная часть.
1. Сирень (ее цвет, грозди, листья, запах)
2. Корзина.
3. Фон натюрморта.
4. Какое настроение передает картина?
III . Заключение.
Личное отношение к картине (Если нравится / не нравится, то почему?)
8