Конспект и презентация » по картине В.П. Фельдмана «Родина»

«Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана»

Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

(урок русского языка в 9 классе)

Цели урока:

1.Образовательные:

  • учить создавать собственные тексты заданного жанра, типа, стиля речи по произведению живописи;
  • повторить сведения о видах придаточных в СПП.

2. Развивающие:

  • развивать умение понимать связь событий, изображённых в произведении живописи, строить последовательные умозаключения по поводу сюжета картины,
  • продолжить формирование способности эмоционально выражать собственное отношение произведениям искусства,
  • работать над коррекцией памяти, внимания, чтения, логического мышления и самооценки.

3.Воспитательные:

воспитывать патриотизм, расширять и совершенствовать круг культурных потребностей обучающихся.

Тип урока:

Оборудование:

презентация «Сочинение по картине Владимира Петровича Фельдмана «Родина»

  • учебник русского языка для 9 класса (Л.А. Тростенцова и др.) с репродукцией с картины В.П. Фельдмана «Родина»

Эпиграф (слайд2)

По всей стране от края и до края

Нет города такого, нет села,

Куда бы не пришла Победа в мае

Великого девятого числа.

Наша жизнь, наша светлая радость в жестоких боях

Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,

В вашу честь на земле обелиски до неба стоят,

Нет, никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Отгремела война, c вой кровавый собрав урожай.

Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито.

Время мчится вперёд, время к новым спешит рубежам.

Но никто не забыт, и навеки ничто не забыто!

Михаил Ножкин

Портрет В. Фельдмана, беседа по тексту эпиграфа (слайд 3)

О чём стихотворение поэта Михаила Ножкина?

Как, по вашему мнению, оно связано с сегодняшним уроком?

Художник не только писал картины о войне, он сам прошёл Великую Отечественную войну.

Слово учителя. Знакомство с творчеством художника. Рассматривание картин.

. (сайт 4)

Скончался в 1961 году в возрасте 37 лет от ран, полученных на фронте.

(слайд 6)

(слайд 7)

  • (слайд 8)

(слайд 9)

Работа по картине «Родина» (слайд 10), Слушаем песню, которая тематически перекликается с картиной В.П. Фельдмана, На дальнем берегу

Музыка Игоря Кантюкова

8 стр., 3661 слов

Что такое родина сочинение рассуждение

... важным, понять для себя, что же, всё-таки, это такое, Родина. 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11 класс ` Популярные сочинения Сочинение Что такое Родина (Что значит для меня Родина) рассуждение У меня, наверное, ... как и у всех людей, Родина это то место, где я родилась, где ...

Автор текста песни Константин Фролов.

В доме моём,

Где пахнет хлебом и дымком из печи,

Сад за окном

И на столе рядком стоят куличи.

В красном углу

Лик богородицы в лампадном огне,

Кот на полу

И шашка деда на стене

Припев:

Ты защити и сбереги меня,

Небесный ангел мой.

От малодушья и бесчестия,

От пули роковой

Я чую сердцем твой магнит

И верный путь.

Пройти смогу,

Пока ты есть, пока горит костёр

На дальнем берегу.

Сколько дорог

В скитаньях пройдено

В чужой стороне.

Но видит Бог,

При слове Родина

Мы стонем во сне.

Снится мне дом,

Где нет тревог среди ночной тишины,

И в доме том

Царит любовь и нет войны.

Пусть нет от Бога новостей

И кто-то целит мне в висок.

Сочится кровь из- под ногтей

И на зубах скрипит песок,

Я буду твёрдым, как гранит,

И верный путь пройти смогу,

Пока ты есть, пока горит костёр

На дальнем берегу.

(слайд 11)

Фельдман Владимир Петрович – известный художник в жанре военного искусства. Его молодость проходила в годы Великой Отечественной войны. Большинство его картин военной тематики. Одно из таких произведений – картина «Родина». Написана она в пятидесятые годы. И хотя война уже позади, но ее отголоски долго еще будут отражаться в картинах многих художников

  • Как перекликаются слова песни и сюжет картины?

Словарная работа (слайд 12)

  • Как вы думаете, почему автор назвал картину «Родина», а не «Россия», «Отечество?
  • В каком значении использовал художник слово родина ?

Работа по картине (слайд 13), Что представляет собой родина солдата?

(Средняя полоса России, деревня).

2) Что он видит с лесного холма, за которым спряталась деревня? Какое время года?

(Прямо к деревне подступает берёзовая роща, ряд деревенских домов, за деревней распаханное поле, высокое светлое теперь уже мирное небо, первая послевоенная весна, май, пожухлая жёлтая трава под ногами, весенние цветы, еле заметная зелень на берёзках).

3) Почему остановился у берёзки, обняв её? Куда устремлён его взгляд?

(Очень соскучился по родным местам, не может наглядеться, взгляд его отдыхает, вокруг всё так, будто бы и не было войны, боли, страданий).

4) О чём говорит его одежда, поза?

(Он только с дороги, ещё не был дома, на нём походная шинель, вещмешок за плечами, пилотка в кармане – уже не нужна субординация, он одновременно как будто расслаблен и напряжён – прошлое ещё не отпускает его).

5) Какие краски подобрал художник? О чём это говорит?

(Подобраны тёплые тона: жёлтый, коричневатый, красно-коричневый, зелёный, движение идёт вверх, берёзы будто утопают в небе, много света, простора, раздолья, хочется глубоко дышать).

6) Используя вариант начала рассказа, дополните данный вариант придаточными предложениями и определите их вид (слайд 14)

Я лежал в госпитале, когда ( ): «Война закончилась!» Все, кто может,- по домам! Настал и мой черёд. И вот я еду… Думаю о том, как ( ).

И вот, наконец, знакомый полустанок. Схожу с поезда, мешок за плечо — и пешком до родной деревни. Знакомые до боли просёлочные дороги, перелески, овраги… Но как много изменилось за годы войны! Изрытая воронками и окопами земля, обгоревшие деревья, остатки искорёженной техники.

Вот и знакомый пригорок, с которого ( ).

За ней— моя деревенька, моя родина, откуда ( ).

Горло перехватывает от волнения — что увижу я здесь? Родные избы, сараи, дворы или только остовы печных труб?

Наконец, поднимаюсь на пригорок и вижу мирную картину, как ( ).

Мирная жизнь вступает в свои права.

Прислонился к стволу берёзки, обнял её, прижался щекой, стараясь унять колотящееся сердце, и подумал о том, что ( )! Сколько за войну истоптано дорог, сколько чужих земель я повидал, но нет ничего милее родного края!

Итог урока

Сегодня на уроке мы с вами смогли задуматься над таким вроде бы знакомым словом «родина», познакомились с творчеством художника Владимира Петровича Фельдмана, ещё раз потренировались в определении видов придаточных предложений, и главное – смогли накопить необходимый материал для домашней творческой работы.

Возможный план домашнего сочинения (слайд 15)

1. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Фельдмана.

2.Описание картины «Родина», смысл названия:

  • А) главный герой – солдат;
  • Б) изображение деревни;
  • В) окружающая природа.

3.Чувства, вызываемые картиной.

Интернет-ресурсы:

1. Сочинение по картине В.П. Фельдмана: «Родина“

2. Фельдман | Русская живопись artlibrary.ru/feldman

3. ФЕЛЬДМАН Владимир Петрович / Художники прошлых лет — Студия военных…

grekovstudio.ru/artists/old/170

Сочинение по картине Фельдмана «Родина»

rus.fizolimpiada.ru/kartina/v.-..

5. parashutov.livejournal.com СТО ВОСЕМЬ МИНУТ ДЛИНОЙ В ПОЛВЕКА (ЮРИЙ ГАГАРИН В…

6. agniart.ruФельдман Владимир Петрович. Родина.

7. sovcom.ru/avtori/avtor/ф/189?p_f..

8. nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk…

9. Изобразительное искусство СССР. Пограничники. — «Впе… – Живой Журнал

kykolnik.livejournal.com/1017992.

10. АртРу.инфо — Художники — Фельдман Владимир Петрович

artru.info/ar/14204

11. ww2.ru Акварельный эскиз триптих Фельдмана В.П. к