(1)После переезда в Кислово я почти не расставался с отцом. (2)Днём мы уходили в залитые солнечным светом поля, любовались зелёными рощами, в которых встречали нас весёлые голоса птиц. (3)Глазами отца я видел раскрывавшийся передо мною величественный мир родной русской природы. (4)Чудесными казались тропинки, широкий простор полей, высокая синева неба с застывшими белыми облаками.
(5)Мы ходили на реку, где я слушал журчание воды, протекавшей в заросших осокою берегах, треск кузнечиков и шелест листвы на деревьях. (6)Навсегда в моей памяти остались эти первые наши прогулки. (7)Особенно помню любимый Ровок, где в тени под дубами росли ландыши (эти лесные цветы, их тончайший аромат и теперь неизменно возвращают меня к первым радостным воспоминаниям о детстве), а в июньские жаркие дни я собирал в густой траве душистую землянику. (8)Счастливый, взволнованный новыми впечатлениями, я возвращался из этих прогулок.
(9)Особенно запомнил я зимние деревенские вечера, нашу семейную комнату в доме, скудно освещённую огоньком синей лампадки. (10)Нередко я засыпал на груди отца. (11)Вот я лежу подле него, всем детским тельцем чувствуя теплоту его большого, сильного тела. (12)Уступая моим настойчивым просьбам, сам увлекаясь своей выдумкой, он рассказывает мне сказку.
(13)Я не упомню всего, о чём рассказывал мне в долгие вечера отец. (14)Помню, что называлась наша любимая сказка «Плотик», что сказывалось в ней о приключениях двух смелых мальчиков Серёжи и Пети. (15)Связанные братской любовью, Серёжа и Петя построили из брёвен плотик и отправились на нём в далёкие, сказочные страны. (16)Уж не припомню теперь всех удивительных похождений Серёжи и Пети, всех чудесных встреч и приключений, но и теперь волнуют меня давние переживания, — отчетливо помню, как дрожал я, как впивался в каждое слово отца, придумывавшего новые и новые подвиги наших героев.
(17)Сказки отца, от которых, быть может, пошла моя страсть к путешествиям, распаляли воображение. (18)Чудесный плотик уносил меня в страны вымыслов и приключений. (19)3ажмурив глаза, я плыл в тридевятое царство, где нас ждали сказочные приключения, творились невиданные чудеса. (20)Сила вымысла мною владела. (21)Долго не засыпал я, поддавшись полёту фантазии. (22)Почти наяву слышал голоса, видел вымышленных героев.
(23)Хорошо помню, как, ёжась под одеялом от предстоящего удовольствия, говорю начинавшему похрапывать отцу:
Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...
... старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения ... превосходит встречу отца и сына Кирсановых. Сразу можно заметить безграничную любовь родителей к Евгению. Здесь помнят его как человека со всеми слабостями. Для них Базаров — ...
- Расскажи о плотике! (24)Ты обещал рассказать…
- (25)Спать пора, Сивый, — с напускной строгостью сонным голосом отвечает, бывало, отец.
— (26)Вчера я уже всё рассказал.(27) Спи!
- (28)Расскажи, пожалуйста. (29)Расскажи, как они повстречали медведя…
(30)И, уступая моей настойчивой просьбе, оживляясь по мере рассказа, в сотый раз начинает отец давно знакомую сказку. (31)Воодушевляясь вымыслом, отец сочиняет что придёт в голову, а я слушаю с замиранием сердца. (32)Вместе с Серёжей и Петей, с умной собакой Полканом отправляемся мы в воображаемое далёкое путешествие. (33)За тёмные леса, за синее море, за высокие горы несёт нас по речке Невестнице сказочный плотик.
(34)И неприметно мне, как гаснет в углу лампадка, как поднимается от бревенчатых стен что-то мохнатое и большое, ласково накрывает меня, шепчет в самое ухо: «Спи, Сивый, спи!»
(35) Не слышу, как отец вынимает из-под моей головы свою руку, укладывает рядом с собою.
(36) Не слышу, как он засыпает. (37)Мир ночных сновидений властвует надо мною. (38)В царство этих видений несёт меня сказочный плотик…
(39)Казалось, всё было светло, безоблачно, радостно в окружавшем меня мире, где в неведомые далёкие страны каждую ночь уносил меня наш сказочный плотик. (40)Светлы и почти безмятежны были дни. (41)Был молод, бодр, весел отец; тиха и нежна, ревнива своею любовью мать. (42)Нужда, непоправимые несчастья, болезни, утраты и самая смерть, казалось, щадили наш дом. (43)В раннем детстве я не знал и не видел тяжёлых обид, ожесточающих человеческие сердца. (44)Ласковые руки поддерживали меня и берегли. (45)И я благодарю судьбу, наградившую меня светлыми днями детства, — теми счастливыми днями, когда в нетронутых сердцах людей закладываются родники любви.
(По И.С. Соколову-Микитову*)
* Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент.
Сочинение
Примерный круг проблем
1. Проблема влияния отца на сына. (Каково влияние отца на сына?)
2. Проблема роли сказок в детстве человека. (В чём заключается роль сказок в детстве человеке?)
3. Проблема значения детства в жизни человека. (Какое значение имеет детство в жизни человека?)
Авторская позиция
1. Отец рассказчика оказал большое влияние на сына. «Глазами отца* сын видел раскрывавшийся перед ним «величественный мир родной русской природы*.
2. Несмотря на то что сказка построена на выдуманных героях и событиях, она необходима в детстве любому человеку. Сказка «распаляет воображение* ребёнка.
3. В детстве человека всё «светло, безоблачно, радостно*. Ничто не ожесточает человеческого сердца. Воспоминания об этих счастливых днях позволяют человеку испытать самые приятные чувства.