«Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан». (Восприятие, истолкование, оценка)»

Основными темами творчества Тютчева являются природа, лю­бовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творче­ства пришелся на 40—60-е годы XIX века, когда громогласно пропа­гандировалось «чистое искусство» во имя практической пользы, ког­да декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатов которого должны были стать равенство, свобода и социальная спра­ведливость.

[sms]Многие современники Тютчева, придерживаясь других полити­ческих взглядов, отдавали должное таланту поэтов-лириков. Турге­нев писал: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Цикл, в который входит рассматриваемое стихотворение, посвя­щен любви, пережитой поэтом «на склоне лет» к Елене Александ­ровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет. Но в глазах общества это были «беззаконные», постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев про­должал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от «суда людского». Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, любви вечерней!

Тютчевские «пейзажи в стихах» неотделимы от человека, его ду­шевного состояния, чувства, настроения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

Образ фонтана помогает выявить и выразить сложную, противо­речивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собой гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философс­ким осмыслением жизни.

О смертной мысли водомет,

10 стр., 4656 слов

«ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ» (образ родины в поэзии М. Лермонтова)

... … Русский язык 11 из 24 (1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…», — написал когда-то Михаил Лермонтов, не ... свое печальное одиночество среди любимых, родных людей, не нашедших взаимопонимания (как известно, бабушка ... многие отечественные поэты в своих произведениях. Ф.И. Тютчев верил, что у России – «особенная ... променяет на жизнь в раю. В поэзии А.А. Ахматовой образ Родины непривлекателен — это ...

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Беспристрастное время все расставило по своим местам, все­му дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпа­ды и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А по­эзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Таких Поэтов, как он, можно назвать предтечами символизма. Их поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от сладкой тоски и боли, Потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.[/sms]