Дайте характеристику творческой истории драмы островского гроза

История создания произведения начинается летом 1859 года и вся работа длится всего несколько месяцев. Автор решил написать эту пьесу после путешествия по Волге, которое он совершил.

За основу города Калинова автор брал такие города как Торжок, Осташково и Тверь, а также детали дополнялись из других близлежащих городов, так как Островский был исследователем и перед написанием пьесы он записывал все свои наблюдения касательно жизни русского народа в тетрадь, а потом использовал свои записи в пьесе.

Многие думали, что сюжет «Грозы» был основан на реальных событиях. Якобы жила в Костроме некая Александра Клыкова, тело которой было найдено в Волге. Известно также, что у нее не складывались отношения с свекровью. Девушке было всего 16 лет, в то время, как Катерине из пьесы чуть больше — 19.

И одна, и другая девушки страдали от своих родственников. Им приходилось делать всю грязную работу по дому. В обеих семьях не было детей и, это не последнее совпадение. У обеих девушек были отношения, как говорится, «на стороне»: у Александры это работник почты, а у Катерины — Борис.

Однако, действия в пьесе были описаны месяцем ранее, чем это произошло в реальной жизни, так что через какое-то время споры и догадки прекратились. Но от этого история не становится более скучной. Народ даже думал, что автору удалось «предсказать будущее» в своем произведении, от чего ажиотаж вокруг произведения вспыхнул с новой силой.

Если вернуться к героям пьесы, то стоит сказать, что также прототипом главного женского персонажа стала актриса Любовь Косицкая, которая, в дальнейшем воплотила этот образ в жизнь, сыграв его. Отметим, что у Любви Косицкой и Островского был роман, который ни к чему не привел, по причине того, что у обоих были семьи. Актриса родилась в Поволжье и жила там до 16 лет, после чего решила, что нужно что-то менять в своей жизни.

В заключение отметим, что история появления этого произведения Островского очень интересна. В ней присутствует личная драма, которая перемежается со сказаниями, что делает историю невероятно занимательной и трогающей. Это то произведение, которое не оставит равнодушным, после него хочется переосмыслить все свои поступки по отношению к своим близким, ценить их больше и любить.

История создания пьесы Гроза. Дополнительная информация

Премьера пьесы Островского «Гроза» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого Театра. Созданию её предшествовал целый ряд событий, которые, ко всему прочему, обросли мифами в народном сознании.

13 стр., 6201 слов

Паратов в пьесе бесприданница островского характеристика героя (2)

... Сочинение >> Литература и русский язык [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/u-nih-arifmetika-vmesto-dushi/ Характеристики героинь Островского В сорока оригинальных пьесах ... произведению: «Бесприданница» По писателю: Островский, ... характеристику творческой истории «Грозы». Почему » … Сочинение >> ... сравнивает жизнь в ... в душу, ни ... с ними довольно ... обручен — у него «золотые ...

Александр Николаевич Островский прославился многими пьесами, однако лидирующее положение сохраняет именно пьеса «Гроза». Александр Николаевич был определенным культурным столпом своего времени и внес огромнейших вклад в развитие национального театра. Известно, что написание данного произведения началось летом 1859г и уже осенью, в октябре, пьеса была завершена.

Однако Александр Николаевич не просто так задел тему провинциальной жизни Поволжья, написанию пьесы поспособствовала этнографическая экспедиция, организованная правительством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Островский был одним из участников данной миссии. Не секрет, что Калинов – город вымышленный, собирательный образ городов Поволжья, однако от этого он не теряет своей убедительности.

Во время своего путешествия Александр Островский собирал «живой» материал для создания своего произведения, в этом одна из причин правдоподобности «Грозы». Но не только это, известно, что история главной героини пьесы повторилась (во всяком случае, внешне) в реальной жизни и в то же время в городе Кострома. Данный факт поспособствовал укоренению мифа в сознании людей, что Островский попросту переписал реальную историю на страницы своего детища, т.к. совпадений действительно много. В той и другой истории девушка спрыгнула со скалы в Волгу, обе были молоды, обеих мучала свекровь и у обеих был бесхребетный муж, неспособный защитить их, обе полюбили другого. Однако у этой версии есть промах. Реальная история , произошедшая в Костроме случилась месяцем позже, в то время, когда пьеса уже была напечатана. Впрочем, не вызывает никакого диссонанса факт того, что Островский, будучи опытным писателем, мог выдумать подобную историю на основе нравов и обычаев, что он отметил по ходу экспедиции.

Интересен факт, что сон Катерины – это прототип реально записанного сна актрисы Любови Павловной Косицкой, которая, кстати, впоследствии сыграла роль самой Катерины.

История создания пьесы «Гроза» уникальная история, в ней есть и миф, и личная драма, и, что главное, убедительность, вера в происходящее.

10 класс

Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова “не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что она ее сильно притесняла, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену”.

В действительности Островский, когда создавал “Грозу”, не знал и не мог знать о “клыковском деле”. Пьеса “Гроза” была начата не позже июля, а окончена 9 октября 1859 года, т.е. ровно за месяц до происшествия в семье Клыковых.

6 стр., 2740 слов

Анализ и история создания пьесы Островского «Бесприданница»

... сочинений Островского сильно разочаровались пьесой — они не понимали ее, потому сочли заурядной и скучной, при этом с тривиальным сюжетом. Анализ «Бесприданница» Островский Настоящим шедевром отечественной драматургии по праву считается пьеса Александра ... Ее главная задача в жизни — удачно отдать замуж дочку без приданого. У нее нет денег, но она пытается держаться на уровне богачей. Организует ...

“Литературная экспедиция”, сделанная Островским в 1856 и 1857 гг., сильно повлияла на пьесу “Гроза”. Прототипом города Калинова служат такие приволжские города как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был Островский, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер. “Гроза” представляет собой поэтическое обобщение дореформенной провинциальной России, данное в жизненной и художественно-конкретной форме верхневолжского бытового уклада и пейзажа.

Второстепенные персонажи , . Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:

  • Варвара. Сестра Тихона, дочь Кабанихи. Хитрая и смелая девушка, живущая согласно своим принципам. Для неё главное, чтобы всё было шито-крыто, а сплетни и материнские поучения Варвару мало волнуют.
  • Кудряш. Дерзкий и развязный молодой человек, дружок Варвары, который не боится самого Дикого. Это типичный калиновец, для которого главное — материальное благополучие. Уже в первом действии понятно, каков он по характеру.
  • Кулигин. Благородный и добрый человек, мечтающий о всеобщем благе. Будучи механиком-самоучкой, Кулигин пользуется авторитетом у местного населения, однако защитить кого-либо он не в состоянии.
  • Дикой Савел Прокофьевич. Купец, привыкший запугивать и унижать бедных. Его многие боятся, а сам Дикой относится к людям с ненавистью. Ему чуждо всё новое, он активно выступает против прогресса.
  • Глаша. Тёмная прислуга в доме Кабановых.
  • Феклуша. Невежественная, но хитрая нищенка, которая умеет устроиться за чужой счёт. Поселившись в доме Кабанихи, она пресмыкается перед сильными и нападает на слабых.
  • Борис. Племянник Дикого, сначала вызывающий симпатию, а затем показывающий прогнившую натуру. Уезжая, он говорит Катерине, что не имеет возможности взять её с собой. Из контекста понятно, что его слова — ложь и проявление трусости.

Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.

5 стр., 2267 слов

Нравственная проблематика драмы гроза. «Проблемы пьесы «Гроза» Островского

... Сочинение 3 Произведение Островского «Гроза» после опубликования было встречено критиками неоднозначно. Кто-то воспринял его, как свежий глоток воздуха в то непростое время, другие не приняли пьесу ... это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как ... остается только выживать. Образ грозы в пьесе Сочинение на тему «Гроза» невозможно без краткого ...

Творческая история драмы «Гроза» Островского

Первая комедия Островского, получившая признание, очень тесно связана с гоголевской традицией. В «Банкроте» драматург, следуя призыву Гоголя, вытащил на сцену «наших плутов, наших чудаков», чтобы казнить их смехом. Здесь, как и в «Ревизоре», нет ни одного положительного лица. Все герои в большей или меньшей степени мошенники. Но, вглядываясь в народную жизнь, Островский стремится найти в ней и светлые стороны. В следующих словах драматурга выражено его творческое кредо:

«Пусть лучше русский человек радуется, видя себя на сцене, чем тоскует… Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее…»

Желательно познакомиться также с комедиями «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» и т. д. Задумайтесь над следующей особенностью: пьесы этого периода часто названы пословицами, причём если в «Банкроте» смысл пословицы иронически опрокидывался (свои люди в расчётах были непримиримее посторонних), то в пьесах начала 1850-х годов заглавная пословица действительно отражает идею пьесы. А сюжет становится иллюстрацией пословицы. Почему Островский выбирает такую манеру? О каких свойствах мироощущения писателя это говорит? Даже не зная содержания пьес, можно догадаться, что в пьесах-пословицах Островский выразил доверие к мудрости народа, веру в здоровые начала народной жизни.

Это не мешает драматургу изображать сложные, подчас трагические житейские ситуации, конфликты в семьях, пороки и слабости людей из народа. Но в драматических обстоятельствах ярче высвечиваются сила и чистота лучших представителей народа. Очень часто — и в ранних произведениях, и позднее — Островский свой идеал воплощает в образе русской девушки, самоотверженной и цельной. Название одной из пьес: «Горячее сердце» — может служить характеристикой целой галереи его героинь: Любови Гордеевны («Бедность не порок»»), Анны («На бойком месте»), Насти («Горячее сердце»), Аксюты («Лес») и многих других. Судьба таких героинь всегда трудна. Им приходится преодолевать испытания, даже искушения, многое претерпевать и надолго смиряться, но в борьбе с ложью, корыстью и бездушием они бескомпромиссны.

Тема горячего сердца звучит и в «Грозе». Важно понимать, что Катерина, с её нравственным максимализмом, страстностью, горячим сердцем, не уникальное явление в мире Островского, драматург считает, что такие натуры не исключение, их много в народе.

В конце 1850-х годов в России обострились все застарелые конфликты, все неразрешённые противоречия. Тяжёлые последствия Крымской войны, смена царствования, ожидание реформ и т. д. рождали чувство неустроенности, катастрофичности жизни. В эти годы Островский создает «Грозу».

Конфликт между старым суровым семейным укладом купеческой жизни и стремлениями молодого поколения к свободе чувств, быта, общения — так можно сформулировать проблему пьесы. Реально он выражается в противостоянии молодой женщины, ощутившей потребность в любви, счастье, личной свободе, косной, патриархальной среде, худшие стороны которой воплотились в жестокой и властной свекрови.

Первое приближение к проблематике «Грозы» можно завершить вопросом: в какие исторические эпохи могут возникать подобные конфликты?

Ответить однозначно нельзя. Житейская ситуация, изображённая в пьесе, может возникнуть в любые времена, не случайно она так часто обыгрывается в народных песнях. С другой стороны, если в частном случае видеть нечто большее, отражение глубинных жизненных процессов, то нужно признать, что почвой для такого конфликта должна выступать кризисная эпоха, время смены ценностей, взглядов, идеалов.

3 стр., 1371 слов

А.Н. Островский, пьеса «Снегурочка», жанр: сказка. Краткое содержание

... Снегурочка Сказка-пьеса Островского А.Н. «Снегурочка» В усадьбе «Щелыково», расположенной в Костромской области, находится малая родина драматурга, написавшего произведение «Снегурочка». Сказка Островского Александра Николаевича «Снегурочка» раскрывает образ девушки ... Владимира Сутеева. Снегурочка появляется там эпизодически. Озвучивает героиню Ольга Громова. История появления В русском фольклоре ...

В драме Островского конфликт развивается в двух этих планах — и как история Катерины Кабановой, во всей своей психологической конкретности, и как история России на сломе исторических эпох. Способность Островского возводить житейскую ситуацию до уровня социального обобщения, видеть в судьбе конкретного человека общенациональный символ выразится во всех лучших его произведениях. Именно это сделает пьесы Островского основой русской драматургии.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014

Композиционные особенности , Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:

  • Объёмная экспозиция. Она раскрывает перед читателем обстановку в Калинове и нравы этого города. Островский создаёт декорации, на фоне которых будут происходить драматические события.
  • Завязка. В этой части показан конфликт Катерины и семьи, в которой она живёт. Обстановка в доме становится всё более напряжённой. Катерина и Кабаниха не желают понять друг друга, а слабовольный Тихон предпочитает не вмешиваться.
  • Развитие действия. Катерина борется и с обстоятельствами, и с собой. Её натуре претят навязанные порядки, но и что-либо изменить она не в силах. Глотком свежего воздуха становится любовь к Борису, но Катя, будучи совестливой и воспитанной в религиозных традициях, понимает, что предала супруга и совершила тяжкий грех. Её чувство вины вдвое тяжелее по сравнению с тем, какое испытывала бы другая девушка на её месте.
  • Кульминация. Стеснение обстоятельств приводит к тому, что Катерина признаётся супругу в измене. На необдуманный шаг её толкают гроза и проклятия сумасшедшей старухи, на которые накладываются душевные терзания. После этого Кабаниха измывается над ней ещё сильнее, и девушка бросается в Волгу.
  • Развязка. Тихону нечего терять, и он открыто протестует против деспотизма матери, а Варвара убегает из дома с возлюбленным.

Реакция прогрессивных умов на появление пьесы

Новая драма известного тогда уже «Колумба Замоскворечья» была встречена бурными отзывами и комментариями, как положительными (например, оценка Н.Добролюбова, И.Гончарова, П.Плетнева), так и осуждающими (Л.Толстой, А.Фет).

Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д.Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены.

Главные герои , Главные герои и их краткая характеристика:

  • Катерина. Покорная девушка, воспитанная в худших традициях домостроя. Катя боится свою свекровь и не любит супруга. Последнего она искренне жалеет, а его матери безуспешно пытается угодить. Девушка пытается найти утешение в любви к симпатичному мужчине, однако впоследствии раскаивается в своём поступке и принимает решение покончить собой.
  • Кабаниха. Настоящее имя — Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина — свекровь Катерины. У неё властный характер, она груба и держит в страхе всю семью. Слова и поступки Кабанихи продиктованы не злобой или вредностью, а искренним убеждением в том, что крепкая семья основывается на страхе жены перед мужем. Женщина должна бояться супруга, а он обязан колотить её и детей, только тогда союз будет прочным. Нежелание молодёжи подчиняться мерзким обычаям шокирует пожилую женщину. Она то и дело сетует, что только благодаря ей и другим старикам держится мир, а молодые совсем не хотят уважать старших.
  • Тихон Кабанов. Добрый и безвольный человек, привыкший подчиняться матери, находит утешение в пьянстве, потому что тоже страдает. Окружающие воспринимают пристрастие к спиртному благосклонно, так как для общества тех времён пороки считались чем-то вроде привилегии.