Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Одиночество Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».
На страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» отражены социальные и политические разногласия в жизни общества середины XIX века. Время действия — 1853-1861 годы — сложный для России период. Закончилась «позорная» для России война с Турцией. Конец 50 — начало 60-х годов XIX века — время подготовки крестьянской реформы. На смену Николаю I пришел Александр II, в годы правления которого процветала образованность различных слоев общества. Интеллигенты-разночинцы, ставшие реальной общественной силой, вступали в дискуссию с либералами-дворянами, утрачивающими свою передовую роль. Споры шли относительно всех ключевых аспектов современной действительности: вопросы культуры, литературы, искусства, образования, аграрный вопрос, вследствие обсуждения которого выяснилась неспособность дворянской интеллигенции к дальнейшей борьбе. Представителем взглядов разночинцев-демократов, считавших причиною всех социальных бед, творящихся в России, неправильное обустройство общества, является Евгений Базаров. Его оппонент и антагонист в романе — либерал, дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович — подлинный антипод Базарова. Это проявляется во всем, начиная от одежды и кончая внешностью и образом мыслей.
Павел Петрович был аккуратен, делал маникюр, что особенно раздражало Базарова, всячески следил за своей внешностью и одеждой. Базаров был небрежен, он не придавал внешности особого значения. Ему было все равно, как он выглядит. Социальное положение у обоих героев различно. Павел Петрович — выходец из старого аристократического общества. Несмотря на «энглизированность», явление, типичное в дворянской среде, в Павле Петровиче постоянно проглядывает подлинный русский барин: «Я эфтим хочу доказать, милостивый государь…» Базаров же гордится своим простым происхождением: «Мой дед землю пахал…» Он единственный сын незнатного и небогатого отставного штаб-лекаря. Поступив в университет, Базаров сам начинает зарабатывать деньги, чтобы оплатить учебу: «Каждый человек должен сам себя воспитывать». Базаров — талантливый врач, ученый, занимающийся естественными науками (для шестидесятых годов девятнадцатого века было характерно увлечение естественными науками).
Павел Петрович учился в Пажеском корпусе, затем поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства Павел Петрович отличался красотою, был немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться». А Базарова трудно назвать красивым. Лицо его было «длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, с большими зеленоватыми глазами». При первой же встрече Евгений Базаров и Павел Петрович почувствовали взаимную неприязнь. Базаров заявляет, что дядя Аркадия чудаковат, и классифицирует его как «архаическое явление». Павел Петрович с первых минут почувствовал «тайное раздражение» к Базарову. Именно раздражение стало причиной затеянного Павлом Петровичем ненужного и не совсем искусного спора. Павел Петрович в этом споре проигрывает, заявляя Базарову: «Что делать! Видно, молодежь, точно, умнее нас». Базаров же с уверенностью изрекает Аркадию: «Ты говоришь, что твой дядя несчастлив; тебе лучше знать, но дурь у него не вся еще вышла. Я уверен, он не шутя воображает себя дельным человеком, потому что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит мужика от экзекуции». Чем больше Павел Петрович общается с Базаровым, тем больше в нем накипают жуткая ненависть и неприязнь к последнему.
Духовный конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
... центр своего романа "Отцы и дети". Сам Тургенев писал, что Базаров для него — действительно "герой нашего времени". В основу романа лег ... изображении Павла Петровича и Базарова Тургенев проводит не только в отношении различия их мировоззрений и подхода к жизни, но и ... -х годах, и разночинцами-демократами, ставшими во главе передового общественного движения. Споры велись вокруг самых различных ...
Павел Петрович считал, что Базаров с неуважением относится к его аристократической особе. Он «всеми силами души возненавидел лекаришку, считал его нахалом, гордецом, циником, плебеем; подозревал, что Базаров едва ли не презирает его — его, Павла Кирсанова». Павел Петрович признается брату, что считает Базарова «шарлатаном», он желает проучить «самоуверенного выскочку». Но ему особенно и противопоставить нечего базаровскому «отрицанию». По своему мировоззрению Базаров — нигилист, человек, не признающий никаких авторитетов, не уважающий любые порядки и социальные нормы. Он относится ко всему с точки зрения полезности и ценности человека, поэтому считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник». Базаров берет от природы все, считая это нравственным, потому что, по его мнению, нравственно то, что полезно. Он предвзято Относится к литературе, считает, что любой математик лучше поэта, «Рафаэль — дурак», а «Пушкин гроша ломаного не стоит». Но его высшая цель — служить прогрессу общества и уничтожать и опровергать все, что мешает его развитию, — чиста и нравственна. И тем не менее все силы Базарова направлены на уничтожение и разрушение пошлых устоев и правил аристократического общества.
В разговоре с Павлом Петровичем он все критикует, отрицает, но ничего не предлагает взамен: «Сперва нужно место расчистить, а строить — будут другие». Хоть он и с неуважением относится к порядкам в доме Кирсановых: позволяет себе не приходить вовремя к завтраку, отвергает основы дворянского общества, — тем не менее видит в Павле Петровиче достойного соперника. Павел Петрович не был нигилистом — опровергателем устоявшихся воззрений. У него иные взгляды на жизнь. Он любит ораторствовать, многословен, сибаритствует, что не может не раздражать великого труженика Базарова. Социальные взгляды в отношении народа, ради которого и предпринимались все попытки общественного переустройства, у обоих героев различны. Базаров не в восторге от своего народа: «Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения». В споре с Павлом Петровичем Базаров чуть ли не презирает народ и заявляет, что свобода вряд ли пойдет ему впрок, потому что «русский мужик готов сам себя обокрасть, лишь бы только напиться дурману в кабаке». И тем не менее Базаров работает на людей и ради людей. Несмотря на резкость своих суждений, он демократичен, умеет найти общий язык с народом и «обладает особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших».
Дуэль базарова и павла петровича кирсанова анализ эпизода
... 5.Ру Сочинение на тему: Сущность конфликта Базарова с Павлом Петровичем (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети») Конфликт в романе построен на спорах между представителем старой, дворянской культуры Павлом Петровичем Кирсановым и представителем нового, демократического течения Евгением Базаровым. Павел Петрович ...
Независимость Базарова и способность 1авла Петровича попадать под влияние других людей раскрывается в их отношении к женщине. Евгений держится с Одинцовой гордо и высокомерно, а Павел Петрович, однажды влюбившись в княгиню, уже не может совладать со своими чувствами. Когда же княгиня охладела к нему, он чуть «с ума не сошел». Ничто уже, кроме своей любви, не интересовало его. нигилистов любовь — физиологическое влечение самцов самок. Реплики Базарова о любви циничны и грубы. Когда эн впервые увидел Одинцову, то высказал свое мнение о ней: «На других баб не похожа». Став свидетелем поцелуя Базарова Фенечкой, Павел Петрович вызывает его на дуэль. На всем протяжении дуэли Павел Петрович ведет себя достойно, если не считать легкого обморока, приключившегося у него в результате ранения. Но сам Павел Петрович собой недоволен. Он «старался не глядеть на Базарова; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела». Но все же «старая гвардия» все еще была способна противостоять молодому поколению. Хоть Павел Петрович и презирает Базарова, он испытывает к нему странное «влечение, род недуга». Он не раз просит у Базарова разрешения присутствовать при его опытах.
Но он ни в коей мере не хотел быть ни в чем зависимым от «лекаришки». Павел Петрович всю ночь промучился, но ни разу не прибег к «искусству Базарова». По теории Льва Гумилева (хотя конкретно о Базарове он не пишет), в отдельные исторические периоды появляются люди, способные повести за собой других людей. Пассионарий — наиболее исчерпывающая характеристика Евгения Базарова. А шестидесятые годы девятнадцатого столетия были именно таким историческим периодом, когда на арене политической деятельности могли появиться личности, подобные нашему герою. Павел Петрович же был обычным, нормальным человеком, дворянином. Он мог позволить себе увлекаться, восхищаться чем-то новым, незнакомым на какое-то время. Он мог позволить себе неоднократно ошибаться и прожить долгую и в общем-то спокойную жизнь. Жизнь Евгения — яркая, как вспышка молнии, его смерть — подвиг. Так почему же такой незаурядный и необычный человек, как Евгений Базаров, заболевает и умирает? Смерть, болезнь, любовь — это экстремальные ситуации в жизни каждого человека. И с наибольшей полнотой характер Базарова раскрывается во время болезни. Мы видим, каков он на самом деле. Базаров умирает. Не сбылись пророчества Аркадия о его большом и славном будущем.
Автор не знает, какое будущее у его героя, время Базаровых в России еще не пришло. В заключение необходимо отметить одиночество Базарова. В романе у него нет ни сторонников его идеи, ни единомышленников. Казалось бы, Аркадий — его друг и товарищ — должен был занять это место рядом с Евгением, но Аркадий — продолжатель традиций своего отца — Николая Петровича Кирсанова. Кукшина и Ситников — карикатурные образы, это пародия на революционеров-демократов. Но Базаров и не нуждается в чьем-либо сочувствии. Он просто говорит без стеснения то, что думает, и не обращает внимания на то, как реагируют окружающие на его слова. «Личность Базарова замыкается сама в себе, потому что вне ее и вокруг нее почти вовсе нет родственных ей элементов». Тургенев в своем произведении попытался изобразить передового представителя своей эпохи, но в котором многое писателя не устраивало, с которым он во многом не соглашался. Таким образом, в «Отцах и детях» Тургенев изобразил конфликт настоящего с прошедшим, характерный для шестидесятых годов девятнадцатого века. Либералы-дворяне утрачивают свою ведущую роль в обществе, и на переднем плане оказывается новая социальная сила — разночинная интеллигенция.
Спор базарова и павла петровича в романе отцы и дети тургенева
... «отцов», а «отцы» не прислушиваются к своим «детям». Евгений Базаров и Павел Петрович (сочинение по роману «Отцы и дети» Тургенева) Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был написан и опубликован в 1862 ... а еще смеет спорить. Проблема «отцов», защищаемых Кирсановым, и «детей», представленных Базаровым, поднятая Тургеневым в романе, не потеряла актуальности и в наши дни. И сегодня людям разных ...
Почему одинок Базаров
Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года.
Черты героя Тургенев мог наблюдать и у соседа — провинциального врача В. И. Якушкина. Базаров изображен в романе одиноким, не имеющим единомышленников. Он «рано родился». Он говорит Аркадию о будущем поколений: «Умницы они
будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой».
Базаров является противником пустых фраз. Он хорошо понимает недостатки и опасности современного ему общества, «…когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок…» Слова, вновь ставшие актуальными в нынешнее неустойчивое время. Тургенев критикует устами Базарова детей дворян. Он идет на решительный разрыв даже с теми, кто сочувствует его взглядам, но не имеет готовности к предстоящей борьбе. Характерна
в этом смысле сцена прощания с Аркадием.
Базаров говорит приятелю: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки». Тургенев в «Отцах и детях» критикует и попутчиков революционеров — Ситникова и Кукшину.
В статье «Базаров» Писарев разъяснил, что Ситников — безмозглый прогрессист, а Кукшина — эмансипированная женщина. Базаров является представителем демократической молодежи, разночинцев. «Мой дед землю пахал», — с гордостью признается Базаров. Он сам не мыслит жизни без труда. В романе нет указаний на связь Базарова с революционной интеллигенцией.
А момент был как раз перед падением крепостного права! Тургенев не знал, как распорядиться дальше судьбой Базарова. Поэтому в романе героя постигает случайная смерть. Герцен считал, что, «уцелей Базаров от тифа, он, наверное, развился бы вон из базаровщины, по крайней мере в науку, которую он любил и ценил».
К. А. Тимирязев восхищается образом Базарова, о На мой взгляд, одиночество Базарова связано и с его занятиями наукой. Научные исследования захватывают интеллект человека, особенно в его возрасте, отнимают все его время, сознание и подсознание, день и ночь. Честолюбие, творческий азарт, упорство в работе — все это было в Базарове с избытком.
Образ Базарова как художественное открытие Тургенева в романе ...
... годов находили материал для своих новых теорий, гипотез и политических и эстетических программ. «Истинными отрицателями» Тургенев называет Белинского, Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева. Как известно, роман «Отцы и дети» посвящён авторитетному критику В. ...
А общественное признание его творческих успехов могло быстро изменить приложение кипучей энергии окончательно в сторону именно научной работы. В то время не так уж много было научных работников. Секреты природы приходилось штурмовать индивидуально. Да и сейчас метод «мозгового коллективного штурма» — вспомогательный инструмент в решении проблем. Базаров — экспериментатор.
Любой, кто хоть немного пробовал заниматься научными экспериментами, знает, как тяжело это происходит, какую массу непредвиденных осложнений приходится устранять для получения «чистого» результата. Не будет преувеличением утверждение, что ученый-экспериментатор понимает физическое явление лучше теоретика. Экспериментальная работа в науке тяжела даже просто физически: нужно собрать установку, макет собственными руками по собственному проекту при плохом материальном снабжении. Базаров борется за медицину на материалистической базе.
Тургенев, как глубокий художник, верно почувствовал эти особенности творчества в науке и дал понять читателю причины духовного одиночества Базарова.