Сочинения. : Любовь Аксиньи в романе Тихий Дон, Шолохов Григорий Мелехов и Наталья

Это роман-эпопея, который повествует о жизни донских казаков в эпоху трагических для нашей страны исторических событий, таких как Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война. На их фоне развиваются судьбы главных героев, в частности Аксиньи Астаховой и Григория Мелехова . Оба они: и эта гордая и сильная женщина, и этот «звероватый» и напористый мужчина, так же, как и все люди, любят, страдают и переживают свою личную драму.

Когда казачке Аксинье было всего семнадцать лет ее выдали замуж за Степана Астахова . Поначалу ей очень понравился этот мужчина, но уже на следующий день после свадьбы муж «обдуманно и страшно избил молодую жену» и начал «прихватывать на стороне».

Жизнь Аксиньи в доме Астаховых была очень тяжела, поскольку девушка не только постоянно подвергалась издевательствам мужа, но и вынуждена была полностью тянуть на себе хозяйство. Вскоре у них со Степаном родился первенец, который умер, не дожив и до года.

Конечно же, такая тяжелая ситуация угнетала женщину. Хоть после рождения ребенка Аксинья и привязалась к мужу, но это была не любовь, а лишь «горькая бабья жалость да привычка». Не удивительно, что тогда, когда героиня увидела интерес к себе со стороны Григория Мелехова, сама она также отметила, что «ее тянет к черному ласковому парню».

Это «новое, заполнявшее всю ее чувство», пугало казачку, но она ничего не могла с собой поделать. Гришка Мелехов стал ее единственной радостью, и, вспоминая о нем, даже занимаясь привычными домашними делами, она улыбалась.

Сам Григорий упорно преследовал Аксинью, заигрывал с ней и постоянно искушал «своей настойчивой и ждущей» любовью. Именно поэтому, когда Степан уехал в майские казачьи лагеря, девушка поддалась своим чувствам.

С тех пор по хутору поползли слухи об их отношениях с Григорием, но Аксинья имела свое женское достоинство, и потому она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Конечно же, счастье замужней женщины с молодым возлюбленным не могло быть долгим, поскольку вскоре вернулся ее муж. Девушка все ждала, что Григорий сможет что-то сделать ради их отношений, но он отступился от нее.

Но Аксинья была очень сильна духом, и ничто не могло сломить ее. Если уж она полюбила кого-то, то она должна была за него бороться. Именно поэтому, когда ее Гришку родители собираются женить на Наталье Коршуновой , женщина решается отнять его у девушки.

15 стр., 7144 слов

Правда григория мелехова в романе тихий дон

... Мелехова. Внешность Григория в начале романа можно описать следующими цитатами: Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде Как уже говорилось, Мелеховы ... Аксинье и просит, чтобы она оставила в покое ее мужа). После измены Аксиньи, Григорий возвращается в дом. Вскоре ... себя на стенке! Сочинение: Григорий Мелехов в поисках правды в романе «Тихий ... и робкая девушка, влюбляется в Григория с первого ...

И это ей удается, они с Григорием снова начинают встречаться, за что отец выгоняет сына из дома. Аксинья идет вслед за любимым работать «черной стряпухой» в доме Листницких. К тому моменту она уже беременна их общим с Григорием ребенком.

Далее начинается война и Григория забирают на фронт. Тяжело Аксинье оставаться одной вдали от любимого и опять тянуть на своих плечах все бытовые трудности. Отчаяние окончательно одолевает женщину, когда ее дочь умирает от скарлатины. Неспособная справиться со своим горем, Аксинья падает в объятья Евгения Листницкого , который уже долго ухаживает за ней.

Измена Аксиньи приводит к тому, что Григорий уходит от нее. Бедной покинутой женщине со временем ничего не остается делать, как вернуться к мужу Степану. Но Григорий все равно не может забыть свою горделивую казачку, без нее его сердце огрубело и «зачерствело, будто солончак в засуху».

Не в силах больше жить друг без друга влюбленные опять начинают встречаться. Аксинья открыто говорит Наталье, что теперь она «завладала Григорием» и постарается больше никогда «не выпустить его из рук».

Так оно и происходит. Еще много трудностей приходится пережить влюбленным, поскольку идет Гражданская война, и жизнь Григория постоянно находится под угрозой. В конце концов молодые люди вместе решаются ехать на Кубань.

Выходя из дома, Григорий смотрит на «опухшие от слез, сияющие счастьем» глаза Аксиньи, и в тот момент им обоим кажется, что спокойная и хорошая жизнь уже близко. На Кубани мужчина хочет обустроиться, найти работу, затем забрать туда детей и начать жить с любимой Аксиньей, но у судьбы на их счет свои планы.

На пути к их совместному счастью героиню убивают красноармейцы. Держа на руках умирающую Аксинью, Григорий, «мертвея от ужаса», понимает, что все кончено. Десятилетняя история их страстной, мучительной и трагической любви оборвалась в один момент вместе с жизнью женщины.

Конечно, для Григория это было самым страшным из всего, что когда-либо могло с ним случиться. Но Аксинья умерла счастливой женщиной, ведь она добилась всего, чего хотела и завоевала своего любимого, не отступив ни перед какими трудностями и достойно справившись со всеми испытаниями, которые приготовила ей судьба.

Тема урока

«Вечные» темы в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон». Любовь и долг».

Цель урока

Задачи:

Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор. слайд-презентация (как сопровождение урока).

Предварительная подготовка., Задания по группам:

Ход урока.

I . Вступительное слово учителя.

В дни страшных исторических потрясений, когда вдруг рушатся все привычные устои, жизнь принимает какие-то чудовищные формы, человек так беспомощен! Как устоять, выжить, не сломаться? Что может стать той соломинкой, которая поддержит, спасет? Любовь – вот основа жизни.

Что такое истинная любовь — страсть или долг? Безумство, порыв или покой, защищенность? Какое понимание любви созвучно с народными христианскими традициями и, в частности, казачьим укладом жизни?

II . Работа над темой урока.

Учитель. Традиционно народное понимание любви – это продолжение рода, а значит выбор за семьей, долгом, в конечном итоге — детьми.

2 стр., 766 слов

Нравственные уроки моей семьи (родительское собрание)

... Дети на бумаге моделируют свою лестницу жизни. Ход собрания: 1. Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить ... жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы не старалась школа и педагоги ...

Обратимся к русской классической литературе – произведениям А.С.Пушкина, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, Н.А.Некрасова. Каков выбор главных героинь?

I группа обучающихся.

ТатьянаЛарина выбирает честь и долг («Но я другому отдана / И буду век ему верна»), несмотря на всю силу своей любви к Онегину. Она не может нарушить обет верности, данный в церкви.

Любовь Катерины, героини пьесы Островского «Гроза»,- стремление к свету из темноты и невежества мира Кабановых; страсть противопоставляется ханжескому укладу семьи мужа. Но порочной любовью нарушен патриархальный порядок, следовательно, трагический исход неизбежен.

Наташа Ростова (Л.Н.Толстой «Война и мир») от ложной (страстной) любви к Анатолю Курагину (готова пойти даже против семьи, опорочить имя свое и поставить под удар честь семьи) через осмысление своего долга приходит к любви истинной, приводящей человека к пониманию высшего предназначения женщины, когда уже не важно, как выглядит она, но важны дети, муж, семья.

Жены декабристов покинули родных, пожертвовали положением в обществе, благополучием ради того, чтобы облегчить участь своих мужей, поддержать в трудную минуту, выполняя данное перед Богом и людьми обещание быть рядом в горе и в радости, в болезни и здравии.

Вывод : в русской классической литературе немало примеров понимания семьи как союза мужчины и женщины, основанного на верности, уважении, взаимопомощи, главной целью которого является продолжение рода (слайд 1).

Учитель : Эта позиция наиболее близка казачьему пониманию сути семьи. Духовный мир казаков невозможно понять, не осознав семейных отношений, которые строились на основе патриархальных православных традиций, что нашло отражение и в фольклоре. Приведем в качестве примера строки лишь из некоторых песен.

Казак, выполняя свой воинский долг, мечтает поскорее вернуться домой, к жене, семье, детям (учитель цитирует строки из песни «Калинушка»):

Ой, да как один-то из них Богу молится,

Ой, да Богу молится, домой просится.

Ай, да ты, полковничек мой, отпусти домой,

Ой, да отпусти домой к нам на Тихий Дон.

Ой, да отпусти домой к нам на тихий Дон,

Ой, да к нам на Тихий Дон, к отцу с матерью.

Ой, да к нам на тихий Дон, к отцу с матерью,

Ой, да к отцу с матерью да к жене молодой.

Ой, да к жененке да молодой, к малым детушкам,

Ой, да к малым детушкам, малолетушкам.

Особое место занимали представления о казачьих традициях, среди которых следует выделить свободолюбие, преданность воинскому долгу, веротерпимость, нравственное и физическое здоровье. Все это очень важно для казака, если дома его ждет верная казачка (учитель зачитывает строки песен «Поехал казак», «При лужку»- смотри приложение).

Если ж подруга неверна, жизнь без любви и верности теряет смысл («Скакал казак»).

Обратимся к роману Шолохова «Тихий Дон» и попытаемся понять отношение к любви, семье, народным традициям главных героев произведения.

Перед нами разворачивается не только социальная, но и личная трагедия.

Проанализируйте отношения Григория, Аксиньи и Натальи с точки зрения двух типов любви: «любовь – страсть» и « любовь семейная».

4 стр., 1912 слов

Отношения и любовь. Семья. Мир. Мир женщины и любви

... жизни, ты найдешь свой уголек, который загорится в твоих руках. Ты нашел.Себя. Дело, которому я хочу посвятить жизнь Нас трое: ты, болезнь и я. ... Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих ... всех медиков объединяет одно - любовь к больному, сострадание, стремление помочь. ... жизнь? На наш выбор больше всех влияет школа, а точнее учителя. Это наша вторая семья, которая ...

II группа обучающихся.

(Слайд 2:«Григорий и Аксинья»).

Отношения Григория и Аксиньи — любовь – страсть, вызов патриархальному укладу казачьей жизни, разрушении нормы, невозможность покоя. «Возжелав жены ближнего своего», Григорий повинуется безрассудному влечению. Аксинья (слайд 3) прекрасна в своей страстности, готовности пойти за возлюбленным на край света, в неугасимом желании свободы. Презрев все во имя любви к Григорию, нарушив все законы и устои, она борется за свою любовь («И мужа и все кину, лишь бы ты был…», «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь!», «Везде пойду за тобой, хоть на смерть»).

Аксинья выстрадала свое право на любовь: через многое пришлось переступить, многим поступиться. Сила, гордость, прямота героини заслуживают уважения. Несомненно, она достойна счастья, но не ценой несчастья других людей.

Учитель: Мерилом истинности отношений между мужчиной и женщиной в казачьей среде, как и во всем христианском мире, являются семейный очаг и дети. Бог одарил Аксинью счастьем материнства. Почему Пантелей Прокофьевич уже не настаивал на возвращении сына на хутор после рождения дочери?

Вспомните сцену в Ягодном – попытку Натальи отстоять свою любовь и отступление перед глядящими на нее с лица ребенка «угрюмоватыми черными глазами Григория» (1-3-XIX ).

(Слайд 4)

Обучающиеся:

Но Бог отнимает дочку у Аксиньи, словно карая ее за грехи.

Учитель: Какова любовь Григория к Наталье?

Любовь к Наталье (слайд 5) воплощает тягу к норме, казачьим традициям, покою, семейному очагу, оседлой жизни. Наталья, верная своему долгу, награждается рождением детей (слайд 6).

Она воплощение истинной любви, о которой говорится в Писании:

  • «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине;
  • все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упраздниться».

Отношения Григория и Натальи полны драматизма: осознание себя как «нелюбой», робкая попытка отстоять свою любовь, материнство и гордость за детей, измены Григория, оскорбленное чувство матери и жены, смерть родных, разрыв с братом, рухнувшие надежды на сохранение семьи.

Учитель: Можно назвать Наталью идеалом женщины?, Обучающиеся:

Учитель: Гибель Натальи – трагический итог жизни и расплата за насилие над естеством. Горе и отчаяние заслонили от нее простую, общечеловеческую истину: будущий ребенок ни в чем не виноват и не должен расплачиваться за грехи отца. За гибель ребенка Наталья заплатила собственной жизнью. Но перед смертью героиня, как истинная христианка и любящая женщина, простила все обиды («…любовь покрывает все грехи»).

Что побеждает в Григории: любовь – страсть или любовь – долг?, Обучающиеся:

Учитель: Как разрешилась эта ситуация?

13 стр., 6450 слов

Григорий Мелехов в поисках правды в романе Тихий Дон, Шолохов. ...

... жизнь. Одним из таких правдоискателей является Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о нем следующее: родился в потомственной семье донских казаков, ... Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком». 13.1915 г. Спасение Степана Астахова. 14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого. 15. Предчувствие беды, ранение. 16. Григорий и его дети, желание ...

Обучающиеся:

Учитель: Герой возвращается к тому, от чего ушел: к семье, к родному куреню. Правда, от семьи остались лишь младшая сестра и сынишка, да и курень уже давно чужой. На последних страницах с новой силой звучит « мысль семейная», понимание великого значения семьи, дома, очага, любви и верности. Именно они являются смыслом жизни и спасением. «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Учитель: Дайте оценку с точки зрения человека патриархального уклада отношениям Дарьи и Петра Мелеховых.

III группа обучающихся.

Эти отношения нельзя считать подлинно семейными. Не дано Дарье, бесстыжей и гулящей, разрушающей цинизмом своего поведения веками складывавшиеся устои казачьей семьи, стать любящей матерью (рано умер единственный, еще не названный ребенок).

Никогда не вспоминала она о ребенке, никогда не пожалела, что больше не имела детей. Нет в этой семье ни верности, ни любви.

Учитель: Обошло Дарью стороной глубокое чувство к мужчине. Она оказалась способной лишь на «собачью любовь». Всю жизнь шла она на поводу собственных плотских желаний, не зная других радостей, и это ее сгубило. Бездумно пролетела Дарья по жизни, не оставив после себя ни потомства, ни доброй памяти.

Вывод: Чуждо казачьей среде подобное отношение к браку. Попраны все устои: верность, взаимопонимание, продолжение рода. Всегда предавались осуждению порочные женщины, позорящие род, презревшие свои обязанности, уронившие свою честь и честь мужа.

Учитель: В страшные годы Гражданской войны вставал вопрос: возможна ли любовь во время социальных потрясений? Возможно, стоит отложить мечты о счастье на более подходящее время, на будущее? В эпоху революций нужно посвятить себя целиком исполнению долга. Подобная позиция присуща Бунчуку и Анне. Что отличает отношения Анны и Бунчука от любви главных героев романа?

IV группа обучающихся.

Отношения Бунчука и Анны и не любовь – страсть, как у Григория и Аксиньи, и не любовь семейная, как у Натальи. Своеобразие изначально определилось характерами и их родовой историей: Бунчук – казак, но городской, Анна — в прошлом гимназистка, потом рабочая с Асмоловской фабрики, «верный товарищ» — эпитет, лишенный полового признака. В истинно народном понимании женской сути война и женщина — понятия не совместимые, тем более женщина и убийство. А Анна – пулеметчица, поднимающая солдат — мужчин в атаку, поддерживающая Бунчука в нелегкой службе палачом ревтрибунала, т.е. в убийстве безоружных людей. Единственная естественная женская доля выпала Анне, когда ухаживала она за больным Бунчуком. Но как Бунчука выхолостила его «расстрельная» служба (невозможность оправдать чудовищные жертвы для сегодняшнего завтрашним счастьем, невозможность взрастить прекрасный сад для сына на крови казненных подтверждается фактом, что именно служба в ревтрибунале отнимает у Бунчука возможность стать отцом), так и Анна потеряла способность воплотить подлинно народный идеал любви женщины – матери. Анна служение идее ставит выше возможного материнства.

4 стр., 1855 слов

«Место православной религии в жизни казаков»

... жизни казаков. Православное мироощущение не противоречило таким нравственным основам казачества, как свободолюбие, стремление к независимости, мужество. Религия была составной частью казачьей культуры. Самодержавие и церковь формировали православное сознание казаков. Православное духовенство воспитывало казачество ... – МЫ КАЗАКИ. Заключение Православная религия определяла всю жизнь казака с рождения ...

Смерть Анны (слайд 7) была для Бунчука не только потерей близкого человека, но и окончательным крушением надежд на рождение сына, что лишало смысла всю его деятельность, да и жизнь (2-5-XXV ).

Вывод: Анна Погудко и Бунчук отдают себя делу построения счастливого будущего, того «светлого завтра», в котором будет жить и их сын. Но, чтобы вырастить прекрасный сад для сына, как им кажется, сначала нужно «истреблять человеческую пакость», «грязь счистить». Однако жизнь убеждает в обратном: на крови и насилии нельзя построить человеческого счастья.

Учитель: Расскажите об истории отношений Тимофея и Лизы Моховой. Чем их «свободная любовь» отличается от любви Аксиньи и Григория? (1-3-XI )

Примечательно, что рассказ об этой любви появляется в главе, повествующей о войне, нравственно калечащей простые души своей убийственной вседозволенностью. В перечень изменений, происходящих с казаками на фронте, вдруг вставляется история из дневника убитого студента, нескромно прочитанная писарями. Поэтому и сама любовь воспринимается опошленной и безнравственно откровенной изначально. Содержание ее лишь дополняет первоначальное ощущение: были деньги у студента- подъем, кончились — спад, разрыв.

Общее у Лизы и Аксиньи лишь первоначальное описание: обе красивы и порочны. Однако к концу романа эпитет этот в описании Аксиньи исчезает, потому что она начинает думать только о Григории, забыв о себе. Лиза же остается порочной.

Можно ли эти отношения назвать любовью?

Учитель: Что такое любовь – каждый понимает по–своему. Но как бы не менялась жизнь, люди, «вечные ценности» остаются неизменными. Любовь, семья – суть жизни любого человека. Каков же идеал любви по Шолохову?

VI группа.

Идеал – «любовь семейная». Ни одна из пар не соответствует идеалу в полной мере. Ближе всего к нему отношения Григория и Натальи, потому что благодаря им не пресекся род Мелеховых. Возможность создания полноценной семьи Аксиньи и Григория, наметившаяся после их последней встречи, разрушена войной. Григорий возвращается домой, чтобы растить сына. Следовательно, идеал – дом, семья, дети.

Отрадно видеть, что в последнее время настолько возросло внимание к семье, детям. Сильное государство состоит из счастливых людей. Полноценное счастье возможно лишь в семье. Закончить хочется словами из Писания: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Примерные темы сочинений:

Приложение 1.

КАЛИНУШКА

Ой да ты,калинушка, размалинушка,

Ой да ты не стой, не стой на горе крутой.

Ой да ты не стой,не стой на горе крутой,

Ой да не спущай листа во синё море

Ой да не спущай листа да во сине море.

Ой да во синём морю корабель плывет,

Ой да корабель плывет, аж вода ревет.

Ай да корабель он плывет, аж вода ревет.

Ай да как на том корабле три полка солдат

Ой да на том корабле три полка солдат,

Ой да три полка солдат, молодых ребят.

Ой да три полка да солдат, молодых ребят,

Ой да как один то из них Богу молится.

Ой да как один то из них Богу молится,

25 стр., 12490 слов

Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

... в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории. Трагедия Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Большое искусство создавалось ... как и он сам. Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Данная точка зрения, восходя ещё к статье Б. Емельянова «О «Тихом Доне» и его критиках», ...

Ой да Богу молится, домой просится.

Ай да ты, полковничек мой, отпусти домой

Ой да отпусти домой к нам на Тихий Дон

Ой да отпусти домой к нам на Тихий Дон,

Ой да к нам на Тихий Дон, с отцу с матерью.

Ой да к нам на Тихий Дон, с отцу с матерью,

Ой да к отцу с матерью да к жене молодой.

Ой да к женёнке да молодой, к малым детушкам,

Ой да к малым детушкам, малолетушкам.

Приложение 2.

НЕ ДЛЯ МЕНЯ

Не для меня придет весна,

Не для меня Дон разольется,

И сердце девичье забьется

С восторгом чувств — не для меня.

Не для меня цветут сады,

В долине роща расцветает.

Там соловей весну встречает,

Он будет петь не для меня.

Не для меня журчат ручьи,

Текут алмазными струями.

Там дева с черными бровями,

Она растет не для меня.

Не для меня придет Пасха,

За стол родня вся соберется,

“Христос Воскрес” из уст польется.

Пасхальный день не для меня.

Не для меня цветут цветы,

Распустит роза цвет душистый.

Сорвешь цветок, а он завянет.

Такая жизнь не для меня.

А для меня кусок свинца,

Он в тело белое вопьется,

И слезы горькие прольются.

Такая жизнь, брат, ждет меня.

Приложение 3.

ПОЕХАЛ КАЗАК

Поехал казак во чужбину далеку

На добром коне он своем вороном.

На время краину свою он покинул,

Не мог возвратиться в отеческий дом.

Напрасно казачка его молодая

И утро, и вечер на север глядит,

Все ждет-поджидает: с далекого края —

Казак ее милый, душа прилетит.

Казак умирал, и просил, и молил

Насыпать землицы курган в головах,

На том на кургане калинка б родная

Росла б, красовалась в лазурьвых цветах.

На том на кургане в далекой сторонке,

Когда на Дону разольется весна,

Быть может, родная, залетная пташка

Порой прощебечет про жизнь казака.

Давно за горами, где вьюги, метели,

Где злые морозы от ветра трещат,

Где сдвинулись грозно и сосны, и ели —

Казачии кости под снегом лежат.

Приложение 4.

ПРИ ЛУЖКУ

При лужку, лужку, лужку,

При широком поле,

При станишном табуне

Конь гулял на воле.

Конь гулял на воле,

Казак поневоле.

«Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока твоя воля.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока твоя воля.

Как поймаю, зануздаю

Шелковой уздою.

Уж я сяду на коня,

На свово гнедого.

Вдарю, вдарю под бока,

Полечу стрелою.

Ты лети, лети, конёк.

Лети, не споткнися.

Против милкнна двора

Стань, остановися.

Стань пред воротами,

Ударь копытами,

Чтобы вышла любезочка

С чёрными бровями.

А сам слезу я с коня,

Пойду во святлицу.

Разбужу я сладкий сон

Душечки девицы».

А девочка не спала,

За рученьки взяла,

За рученьки взяла,

Да поцеловала.

Приложение 5.

СКАКАЛ КАЗАК

Скакал казак через долину,

7 стр., 3272 слов

Сочинение аксинья и григорий

... сердце, чтобы так незабываемо написать любовные сцены романа: любовь-страсть Григория и Аксиньи; любовь Натальи - несчастную, горькую любовь верной жены, бесконечно преданной своему мужу, отцу их ... малюток; любовь матери - Ильиничны - много страдавшей, мудрой, прожившей в вечных ...

Через германские поля.

Под ним конь-ворон беспокойный,

Дрожит под конником земля.

Скакал он, всадник одинокий,

Прижавшись к седельной луке,

А мысль — о милой, о далекой —

Кольцо блестело на руке.

Кольцо казачка подарила,

Когда казак шел во поход.

Она дарила, говорила:

«Твоей я буду через год».

Вот год прошел — казак стремится

В село родное поскорей,

Увидел хату под горою —

Забилось сердце казака.

Навстречу шла ему старушка,

Шутливы речи говоря:

«Напрасно ты, казак, стремишься,

Напрасно мучаешь коня.

Тебе казачка изменила,

Другому счастье отдала».

Тут взял казак свернул налево

И в чисто поле поскакал.

Он снял с себя свою винтовку

И жизнь покончил навсегда.

Пускай казачка вспоминает

Меня, донского казака.

Меня, лихого, молодого,

Что жизнь покончил навсегда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

по литературе

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/tihiy-donna-temu-lyubvi/

На тему: «Тема любви в романе «Тихий Дон»»

Подготовила: Усова Татьяна

студентка группы: 19фм5(2)

Преподаватель: Стеценко Л.А

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» это прежде всего историческое произведение, отражающее характерные черты и особенности эпохи Первой мировой и гражданской войн. Это один из наиболее сложных периодов в истории нашей страны, коренным образом изменивших судьбы людей, живших тогда. Он нашёл отражение в произведениях многих писателей XX века, роман М.А. Шолохова одно из самых выдающихся и незаурядных среди них. В нём писатель отражает не только политические взгляды казаков, их восприятие исторических событий, но много внимания уделяет и их быту, жизненному укладу, традициям, взаимоотношениям и, конечно, их душе, чувствам, затрагивая те философские вопросы, которые всегда волновали и будут волновать человечество.

В романах М. Шолохова любят бурно, страстно, трагически. Любовная драма Натальи, трагическая история любви Григория и Аксиньи, любовь Нагульнова и Лушки — всякий раз перед нами открываются новые и новые грани человеческой личности, ее возможности.

Каждая из женщин героинь романа «Тихий Дон» мучительной, но всегда подлинной.

Тема любви в этом романе является одной из основных, ведь любовь —

1. СПАСИТЕЛЬНАЯ ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ ПО РОМАНУ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

«Тихий Дон» М. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц романа. Сложно складываются и женские судьбы, отмеченные глубоким и ярким чувством любви.

Образ матери Григория Мелехова, Ильиничны, олицетворяет трудную долю женщины-казачки, ее высшие нравственные качества. Жизнь с мужем была для нее несладкой. Порой, вспылив, он тяжко избивал ее. Ильинична рано постарела, много болела, однако до последнего дня оставалась заботливой и энергичной хозяйкой.

14 стр., 6552 слов

Рассуждение: “тема любви в русской литературе”

... писатель в своем творчестве затрагивает «вечные» вопросы бытия, по-своему осмысливая эти проблемы. Тема любви стала интерпретироваться по-новому писателями в ... – именно об этом. В произведении Бунин развертывает перед читателем повествование не только о любви-страдании, но и о ... сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина: Я вас любил: любовь еще, быть может, В ...

Ильиничну М. Шолохов называет «мужественной и гордой» старухой. Ей присущи мудрость и справедливость. Ильинична хранительница семейного уклада. Она утешает своих детей, когда им плохо, но она же сурово судит их, когда они совершают неправедные поступки. Она пытается отговорить Григория от чрезмерной жестокости: «Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай…». Все ее мысли связаны с судьбами детей, особенно младшего Григория. Но любит она не только детей и мужа, но и родную землю, терзаемую войнами и революциями.

Внешней и внутренней красотой отличен образ Аксиньи. Она полностью поглощена любовью к Григорию, в борьбе за счастье она проявляет гордость и мужество. Рано испытавшая всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним это борьба за утверждение своих человеческих прав.

Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, вызывая злые толки и пересуды. Через всю свою жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию. Сила и глубина ее чувства выразилась в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет с Григорием на фронт, делит с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сила характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве любви к Григорию.

Любит Григория и Наталья, женщина высокой нравственной чистоты. Но она нелюбима, и ее судьба отмечена страданием. Однако Наталья надеется на лучшую долю. Она проклинает Григория, однако любит его бесконечно. И счастье приходит, в семье воцаряются согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей и заботливой матерью, какой была и женой. Но, в конце концов, Наталья не может простить неверность мужа, отказывается от материнства и погибает. Уничтоженной и оскорбленной Наталья не хотела жить, потому что идеал ее жизни чистота.

Полная противоположность ей Дарья Мелехова, разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час час испытаний, и за этой уличной моралью, за развязностью открывается что-то другое, доселе скрытое, что обещало другие возможности, другое направление и развитие характера. Дарья решила умереть, чтобы не быть обезображенной «дурной болезнью». В этом решении гордый вызов и человеческая сила.

2. СЕРДЦЕ, УМЕВШЕЕ ЛЮБИТЬ (ОБРАЗ АКСИНЬИ В РОМАНЕ М. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»)

В романах М. Шолохова любят бурно, страстно, трагически. Любовная драма Натальи, трагическая история любви Григория и Аксиньи, любовь Нагульнова и Лушки — всякий раз перед нами открываются новые и новые грани человеческой личности, ее возможности.

Особым обаянием выделяется образ Аксиньи. Ей присущи и внешняя и внутренняя красота. Она упорно борется за свое счастье, рано испытав всю горечь женской доли, Аксинья смело и открыто восстает против рабского, приниженного положения женщины, против патриархальной морали.

В страстной любви Аксиньи к Григорию выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. Борьба ее за Григория, за счастье с ним это борьба за утверждение своих человеческих прав. Мятежная и непокорная, с гордо поднятой головой, шла она против предрассудков, лицемерия и фальши, отвоевывая свое счастье с любимым человеком, вызывая злые толки и пересуды.

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженности, в готовности следовать за любимым на самые тяжкие испытания. Во имя этого чувства она бросает мужа, хозяйство и уходит с Григорием батрачить к Листницким. Во время Гражданской войны она идет за Григорием на фронт, разделяя с ним все невзгоды походной жизни. И в последний раз по его зову она покидает хутор с надеждой найти вместе с ним свою «долю» на Кубани. Вся сипа характера Аксиньи выразилась в одном всеохватывающем чувстве любви к Григорию.

Одним из постоянных определений человеческой сущности Аксиньи, ее борьбы за счастье становится в романе эпитет «гордая». У Аксиньи «гордое» лицо, презирая хуторские сплетни, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». После ссоры с Мелеховыми она не здоровается с ними, «с сатанинской гордостью, раздувая ноздри, проходила мимо». Неоднократно повторенное определение «гордая» служит для выделения одной из самых существенных черт характера Аксиньи. Аксинья гордится не только своей яркой, волнующей красотой. Гордость ее выражает постоянную готовность отстаивать свое человеческое достоинство, показывает жизненную стойкость, силу и благородство характера.

Тяжкие жизненные испытания не сломали Аксинью, а наоборот, раскрыли в ней все самое лучшее. Если в начале романа она могла под влиянием минутного настроения изменить Григорию с Листницким, оскорбить Наталью, накричать на Пантелея Проко-фьевича, то в последнем томе она изменяется, проявляет любовь и понимание по отношению к другим людям. Новое чувство возникает у Аксиньи по отношению к нелюбимому мужу Степану она начинает понимать его и жалеть по-своему. Меняется и отношение к Наталье: в последнем разговоре, когда Наталья приходит узнать, действительно ли Аксинья снова «завладала» Григорием, Аксинья уже не глумится над Натальей, как раньше, а здраво, почти как Ильинична, рассуждает: «Знаешь что? Давай об нем больше не гутарить. Жив будет… вернется сам выберет». Аксинья любит детей Григория со всей полнотой материнских чувств («Они сами, Гриша, стали звать меня матерью, не подумай, что я их учила»).

Не случайно Ильинична, так непримиримо раньше относившаяся к отношениям Григория с Аксиньей, как говорит Дуняшка, «прилюбила Аксинью в последнее время».

Мятежный характер Аксиньи, ее всеохватывающее чувство к Григорию открывают читателю красоту и богатство человеческих переживаний. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.

Каждая из женщин —

Тема любви в этом романе является одной из основных, ведь любовь это чувство, заставляющее совершать подвиги и идти на преступление, чувство, способное свернуть горы, изменить ход истории, чувство, дающее счастье и вдохновение и заставляющее страдать, чувство, без которого жизнь не имеет смысла

3. ЖЕНСКАЯ ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ «ТИХИЙ ДОН»

любовь женский дон тихий

Главные женские образы романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» — это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается он очень трагически. К финалу романа умирают и Наталья и Аксинья. Что же привело двух почти во всем различных между собой женщин к печальному исходу? В самом общем виде на этот вопрос можно ответить так: любовь к Григорию. Наталья не может перенести того, что муж продолжает любить Аксинью, не хочет из-за этого иметь от него еще одного ребенка и совершает самоубийственный аборт, фактически ища смерти, а не просто стремясь избавиться от нежелательной беременности. Аксинью же любовь к Григорию гонит вместе с ним на Кубань. А поскольку Мелехов скрывается от властей, им приходится бежать от попавшегося навстречу патруля. Пуля патрульного случайно ранит Аксинью, и ранит смертельно.

Конец каждой из героинь по-своему закономерен. Наталья — женщина нервная, рефлектирующая. Она трудолюбива, красива, добра, но несчастна. Наталья, только узнав о сватовстве Мелеховых, заявляет: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!.. Не нужны мне, батенька, другие… Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…» Она — человек глубоко верующий, богобоязненный. И чтобы решиться сперва на попытку самоубийства, а потом на убийство не родившегося еще ребенка, она должна была переступить через столь важные для нее христианские заповеди. Только сильнейшее чувство «любви и ревность подвигли Наталью на такие поступки. Горе свое она переживает в себе, не выплескивая его наружу. Аксинья же с самого начала «решила отнять Гришку у счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей Натальи Коршуновой… Одно лишь решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью» владеть им, как раньше», до женитьбы. Но в столкновении двух любящих Григория женщин победителей, как мы знаем, не будет.

Когда из-за измены мужа Наталья временно возвращается в родительский дом, то «ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый нашепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной незаслуженной обидой». Аксинья, в отличие от Натальи, любит Григория не только сердцем, но и умом. Она готова бороться за любимого всеми доступными средствами. Аксинья активно стремится к своему счастью, делая при этом несчастной Наталью. Однако доброта свойственна ей в не меньшей степени, чем сопернице. После смерти Натальи именно Аксинья ухаживает за ее детьми, и они называют ее мамой.Натальяезадолгодо смерти склоняется к тому, чтобы вместе с детьми уйти в родительский дом, позволив Григорию уже открыто взять в свой курень Аксинью. Однако мать Григория, Ильинична, по авторскому определению, «мудрая и мужественная старуха», делать ей это категорически запрещает: «Смолоду и я так думала, — со вздохом сказала Ильинична. — Мой-то тоже был кобелем не из последних. Что я горюшка от него приняла, и сказать нельзя. Только уйтить от родного мужа нелегко, да и не к чему. Пораскинь умом — сама увидишь. Да и детишков от отца забирать, как это так? Нет, это ты зря гутаришь. И не думай об этом, не велю!» Тут «все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую»землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез». В исступлении Наталья посылает самые страшные проклятия на голову неверного мужа: «Господи, накажи его проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..» И обрекает себя на мучительную смерть, пытаясь избавиться от его ребенка. Ильинична собиралась с помощью Пантелея Прокофьевича «отговорить от неразумного поступка взбесившуюся с горя сноху», но не успела. Наталья именно «с горя взбесилась». Аксинья уравновешеннее Натальи. Она тоже хлебнула немало горя, пережила смерть дочки. Однако воздержалась от резких, необдуманных поступков. Аксинье хочется, чтобыони с Григорием могли соединиться навсегда, избавиться от людских пересудов, зажить нормальной жизнью. Ей кажется, что эта мечта может сбыться после смерти Натальи. Аксинья нянчит Мелехов-ских детей, и те почти что признают в ней мать. Но Григорию так и не довелось спокойно пожить с ней. Почти сразу после возвращения из Красной Армии он вынужден бежать из родного хутора, поскольку опасается ареста за старые грехи — активное участие в Вёшенском восстании. Аксинья тоскует без него, боится за его жизнь: «Видно, и ее, такую сильную, сломили страдания. Видно, солоно жилось ей эти месяцы…» Тем не менее Аксинья с готовностью откликается на предложение Григория бросить дом, детей (их Мелехов рассчитывает забрать позднее) и отправиться с ним на Кубань навстречу неизвестности: «Как бы ты думал?.. Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пети пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни Лучше убей, но не бросай опять!..» Она, разумеется, не подозревает, что в этот раз они с Григорием будут очень недолго, что ждет ее скорая и нелепая гибель. Григорий переживает смерть обеих женщин- Но переживает. по-разному. Узнав, что на роковой шаг Наталью толкнул разговор с Аксиньей, рассказавшей его жене всю правду, Григорий «из горницы вышел постаревший и бледный; беззвучно шевеля синеватыми, дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив их к себе на колени…» Он понимает, что виноват в смерти жены: «Григорий представил, как Наталья прощалась с ребятишками, как она их целовала и, быть может, крестила, и снова, как тогда, когда читал телеграмму о ее смерти, ощутил острую, колющую боль в сердце, глухой звон в ушах Как замечает автор: «Григорий страдал не только потому, что по-своему он любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти. Если бы при жизни Наталья осуществила свою угрозу — взяла детей и ушла жить к матери, если бы она умерла там, ожесточенная в ненависти к неверному мужу и непримирившаяся, Григорий, пожалуй, не с такой силой испытывал бы тяжесть утраты, и уж, наверное- раскаяние не терзало бы его столь яростно. Но со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором, заставляло по-новому осмысливать прошлое и свое поведение в нем…» Григорий, который ранее относился к жене безразлично и даже неприязненно, потеплел к ней из-за детей: в нем проснулись отцовские чувства. Он готов был одно время жить с обеими женщинами, каждую из них любя по-своему, но после смерти жены на время почувствовал неприязнь к Аксинье «за то, что она выдала их отношения и тем самым толкнула Наталью на смерть».

Однако гибель Аксиньи вызывает у Григория еще более глубокие страдания. Он видел, как «кровь текла… из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле. И Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, — уже случилось…» Опять Мелехов невольно способствовал гибели близкой ему женщины, и на этот раз она умерла буквально у него на руках. С гибелью Аксиньи жизнь для Григория почти потеряла смысл. Хороня любимую, он думает; что «расстаются они ненадолго…».

В «Тихом Доне» вообще очень много смертей. Умирают почти все члены семейства Мелеховых, и ни один курень на хуторе Татарском не обошла смерть. Так действительно было в гражданскую войну, когда погибло очень много казаков. И гибель двух главных героинь в этом смысле закономерна. Смерть Натальи и смерть Аксиньи, по замыслу писателя, должны углубить одиночество Григория к финалу повествования, оставив его только с единственным уцелевшим сыном Мишаткой: «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети» (Григорий еще не знает, что дочь Полюшка померла «от глотошной»).

Обречены на гибель в шолоховском романе и сильная волевая Аксинья, и более слабая Наталья. Трагедия гражданской войны усиливает трагизм и любовной линии «Тихого Дона».

Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… предайте!..»

Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: «Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы… Что жвы гля-ди-те-е-е?.. Аха-ха-а-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!..»

Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов… Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и так черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья.

Поистине, «что делается с людьми»! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: «Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь — Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам». Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков и от «кадетов», но быстро понимает, что никакой «третьей силе» в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилия над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления «временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части». ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек понимает, что такое любовь, по-своему. В романе М.Шолохова раскрываются все грани этого чувства, автор позволяет нам взглянуть на него с разных сторон, помогает понять, что любви нельзя дать однозначного определения. Даже один и тот же человек может чувствовать так по-разному! Ярким доказательством тому является любовь Григория Мелехова, главного героя романа.

Вообще традиции и моральные устои, сложившиеся в казачьем обществе, не располагают к проявлениям нежных чувств. Нрав казака отличается предельной простотой, отсутствием каких-либо предрассудков, присущих аристократическому обществу. Но в то же время казаки в большинстве своём грубы и жестоки, неуважительны по отношению к женщинам. В самом раннем детстве мальчик видит, как отец пренебрежительно, даже презрительно обращается с матерью, и эту модель отношений переносит на свою семью. Мелехов выделяется из всех казаков особенной чувствительностью, человечностью, способностью сопереживать, тонко чувствовать чужую боль. Он обладает доброй душой, огромным потенциалом теплоты и нежности. Но мягким и жалостливым не пристало быть казаку. Неудивительно, что, боясь насмешек, Григорий заглушает в себе голос сердца и светлые душевные порывы скрывает за напускной чёрствостью. Вспомним, например, эпизод с утёнком, случайно перерезанным косой на лугу: проснувшееся внезапно чувство жалости Гришка стыдливо прячет от других и от себя самого. Он не знает о том, что должно существовать какое-то уважение к женщине, не знает о романтике, и смешно, наверное, ему представить рыцаря, поющего серенады под окном своей возлюбленной. Но вот он встречает Аксинью, свою первую любовь. По представлениям казаков, она несказанно красива. Но не простая её красота, а словно порочная, запретная и оттого ещё больше влекущая. Какая-то загадка и призыв таятся в этих “бесстыдно-жадных, пухловатых” губах, в пушистых завитках на шее, в чёрных глазах, горящих неистовым огнём. Этот огонь будил в душе Григория страсть, а жизнь без душевной бури, без пожара не была для него жизнью. Поэтому Аксинья стала просто необходима ему, словно в её душе он черпал жизненные силы. Тот факт, что она была замужем, только подзадоривал его. И Гришка стал для Аксиньи не безразличен, а любим. Повидавшая в жизни много горестей и страданий, не знавшая ласки, ещё девчонкой изнасилованная собственным отцом, а в замужестве чуть ли не каждый день избиваемая Степаном, она обрадовалась вниманию “чёрного ласкового парня”, потянулась к нему: “На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, ещё не сознавая отчего, вспоминала: «Нынче есть что-то радостное. Что же? Григорий… Гриша…»” Это чувство, сначала вроде шутливое и несерьёзное, перерастало в настоящую любовь. Этих гордых, своевольных, свободолюбивых, страстных людей, таких похожих друг на друга, свела сама судьба. Они были предназначены друг другу свыше.

Любовь Аксиньи и Григория была так сильна, что заставляла их пренебрегать общественным мнением, взглядами людей на хуторе.

Шолохов проводит своих героев через испытания. Первое испытание — женитьба Григория. Женившись на Наталье и бросив Аксинью, он поступил подло. Сколько боли, моральной и физической, должна была перенести она из-за эгоистичности Мелехова! “Сучка не захочет кобель не вскочит”, отвечал он Аксинье, когда та попыталась его обвинить. Виноваты были, действительно, оба, но ответственность несла одна она.

Григорий был молод и неопытен тогда, но его сердце было мудрее его, оно тянулось к Аксинье. В далёких походах, на войне, в объятиях какой-нибудь жалмерки, где бы ни был Мелехов, всегда он вспоминал свою любимую, её пушистый завиток на шее, и нежность переполняла его душу: “Григорий в мыслях, спутанных, как сетная дель, ворошил пережитое, натыкался в этой ушедшей куда-то в невозвратное жизни на Аксинью, думал: «Любушка! Незабудняя!»” Даже её измена с Листницким не вытравила этого чувства. Как ни пытался Григорий возненавидеть, забыть, всегда перед глазами стоял гордый, “победный” взгляд Аксиньи. Сам Гришка был не без греха, так что же Аксинью попрекать? Пережитые вместе горести и радости роднили их: “А я, Ксюша, всё никак тебя от сердца оторвать не могу. Вот уж дети у меня большие, да и сам я наполовину седой сделался, сколько годов промеж нами пропастью легли… А всё думается о тебе”. Он вновь возвращался к ней, с новой силой загоралась их любовь, в ней они находили силы, и ничто в мире больше не существовало для них.

Но Шолохов дарит своему герою и другую любовь Наталью. Пантелей Прокофьич женил Гришку как будто со злости, насильно. Сразу после свадьбы Наталья, хотя и милая, добрая, простодушная, открытая, покорная, безответная, заботливая, но по-девичьи несмелая, застенчивая, скромная и неопытная в любви, со своей “равнодушной, медлительной кровью”, опротивела Григорию: “Чужая ты какая-то… Ты как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя…”

Аксинья тогда занимала все его мысли. А наивная девчонка уже влюбилась в своего мужа без памяти, ещё толком не зная его. Обменявшись с женихом кольцами, Наталья отдала ему душу. Оставив её, Григорий загубил её молодость. Мучительно было несчастной видеть насмешливые взгляды прохожих, узнавать о сплетнях. Легкомыслие Мелехова толкнуло Наталью на самоубийство. Но ей повезло: она выжила. Повезло потому, что не всю жизнь было суждено Григорию причинять людям боль. Он повзрослел, помудрел, в нём возникла потребность в мирном пристанище. Ему надоела вся эта суета, огонь, война, захотелось тишины и покоя. Этот покой он нашёл у себя дома, в преданных глазах своей законной жены Натальи.

Наталья изначально ассоциировалась у Григория с умиротворением, успокоением, а Аксинья с огнём, с бурей, со стихией. На сближение Натальи и Григория также очень сильно повлияло рождение детей. Дети были тем, что объединяло их, для Мелехова они были подарком: “Детская любовь возбудила у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонёк, перебросилось на Наталью”. Он действительно полюбил Наталью так же сильно, как Аксинью, но другой любовью: “Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки… слегка склонив голову набок, сидела она, такая жалкая, некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой”.

Мелехов любил и Аксинью, и Наталью одновременно, он никогда не думал, что одна может заменить ему другую. Для Григория, находившего повсюду лишь жестокость и кровь, единственной жизненной правдой оставалась любовь, которую он пронёс через все трудности и всегда хранил в своём сердце. Для Аксиньи любовь сама жизнь.

Вот таким многогранным, разноликим показывает нам М.А. Шолохов это великое, во многом непонятное, непознанное чувство.