Об ораторском искусстве в России

Развитие теории красноречия связано с трудами русских ученых, с ораторской практикой проповедников, книжников, летописцев и песнотворцев Киевской Руси, Московского царства.

Митрополита Иллариона. Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского

Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале CVII.

митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий

В 1699 году появляется новая «Риторика» М. Усачева. Но в этой и других работах ещё сильно влияние богословско-церковной риторики.

Феофаном Прокоповичем, М. В. Ломоносов (1711-1765 г.г.)., Н. Ф. Кошанский (1781-1831 г.г.)., М. М. Сперанского (1772-1839 г.г.), И. С. Рижским, А. М. Мерзлякова (1778-1830 г.г.)., К. П. Зеленецкого (1812-1858 г.г.)

А. И. Галич (1783-1848 г.г.)

А. В. Миртова (1886-1961 г.г.)

школе русского академического красноречия

судебное красноречие

как И. Ф. Арманд, Н. И. Бухарин, А. М. Коллонтай, В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий

С. М. Блонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. З. Апресяна, А. В. Толмачева

В наши дни стремительно развивается митинговое, а также парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений. В последние годы развиваются и частные риторики, на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и прочее.).

Практикум

1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, что их объединяет?

Платон: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами не только в судах и других общественных местах, но и в чистом быту… Красноречие – мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота».

Аристотель:, Квинтилиан:, Ломоносов М. В.:, Рижский И. С., Кошанский Н. Ф., Сперанский М. М.

Галич А. И.

Лабрюйер Ж., Паскаль Б., Мурашов А. А., Об ораторском искусстве в России.

3.Подготовьте выступление на тему «Советы плохому оратору». Используйте ниже приведенный текст, дополните его своими наблюдениями.

«Никогда не начинай с начала, а всегда за семь вест от него. Например, так: «Уважаемые дамы и господа! Прежде чем я перейду к теме сегодняшнего вечера, позвольте мне вкратце остановиться на..»

3 стр., 1349 слов

По риторике М.В. Ломоносов и его вклад в риторику

... книгой для нескольких поколений русских людей, «Риторика» Ломоносова воспитывала в них чувство долга, справедливости и любви к отечеству. М.В. Ломоносов, прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил ... бывает слушателям невнятно, а от другого скучно». Во второй части «Руководства к красноречию» Ломоносов говорит об украшении речи, которое состоит «в чистоте штиля, в течении слова, ...

Теперь у тебя есть все, что необходимо для хорошего начала: штампованное обращение, начало перед началом, сообщение о том, что и как ты намереваешься говорить. Обещание быть кратким. Тем самым ты мгновенно завоевываешь сердца и уши слушателей.

Слушатель ведь очень любит, когда для него живая речь оказывается чем-то вроде трудного школьного урока, когда ты грозишь ему тем, что ты скажешь. Говоришь и уже сказал. И все это так обстоятельно.

Не говори экспромтом — это вызывает беспокойство. Лучше всего, если ты прочтешь свою речь. Это безопасно, надежно, а кроме того – каждого радует, когда оратор, читая, после каждого третьего слова бросает тревожный взгляд в зал: все ли ещё здесь?

Но если ты не прислушаешься к этому дружескому совету и захочешь непременно импровизировать … О ты, профан! Ты, доморощенный Цицерон! Бери пример с наших записных ораторов, заседающих в рейхстаге. Ты слышал когда-нибудь, чтобы они говорили экспромтом? Они наверняка дома помечают даже то, когда им нужно добавить патетики. Впрочем, если тебе все же приходится говорить экспромтом, говори так, как ты пишешь. А как ты пишешь — известно. Говори длинными-длинными предложениями, такими, какие ты конструируешь дома, в спокойной (несмотря на проказы твоих детей) обстановке, столь необходимой тебе, и о которых ты только сам, нанизывая один оборот на другой, знаешь, где они оканчиваются, так что слушатель, временами впадая в дрёму на своем стуле, снова видит себя в колледже, где ему так хорошо спалось, и нетерпеливо ждет конца этих периодов … Уф! Вот тебе пример: так должен говорить и ты.

Начинай всегда с Древнего Рима и постоянно, о чем бы ты ни говорил, воссоздай исторический фон. Это не только в немецком духе. Так делают все эрудиты. Однажды в Сорбонне я слышал речь одного китайского студента. Он гладко говорил по-французски, но к всеобщему веселью начал так: «Позвольте мне коротко затронуть историю моей китайской родины, начиная с двухтысячного года до нашей эры …» Он был страшно удивлен тем, что люди так смеются.

Так поступай и ты. И ты будешь прав, ведь иначе никто ничего не поймет. Да и как можно что-нибудь понять без исторического фона! Совершенно верно! Люди пришли на твое выступление не затем, чтобы услышать про живую жизнь сегодня, про сегодняшний день, а затем, чтобы узнать то, что они и без того могут узнать из книг… Абсолютно верно! Насыщай свою речь историей, побольше истории!

Не заботься о том, чтобы волны, которые катятся от тебя к публике, возвращались назад,- это вздор. Говори, не думая о результате, о людях, об атмосфере в зале, говори – и все, мой милый. И бог воздаст тебе.

Излагай все придаточными предложениями. Никогда не говори: «Налоги слишком высоки». Это чересчур просто. Гораздо лучше так: « Я хотел бы к тому, что я уже сказал, ещё заметить, что, как мне кажется, налоги далеко не …». Вот так.

4 стр., 1921 слов

Современная концепция культуры речи

... сказать и еще об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в ... речью (иначе — не оскорбление), оказание знаков внимания, одобрение (по возможности) партнера и в то же время ... а неисполнение в нужной ситуации ведет ... говорить с ним не о чем! Можно сделать вывод, что в языковых знаках речевого этикета заложены, а в речи ...

Почаще демонстрируй, как ты пьешь воду. Это нравится.

Если ты собрался пошутить, сначала засмейся сам, чтобы всем было ясно, где соль.

Речь – иначе и быть не может – монолог. Поэтому говори один. И после многолетнего краснобайства тебе ни к чему знать, что речь – не только диалог, а целая симфония, в которой все время участвует безмолвствующая масса. И ты должен слышать её. Но нет, тебе слушать её незачем. Говори, читай, громыхай, блистай эрудицией!

К тому, что я выше сказал о технике речи, я хотел бы ещё коротко добавить, что придает солидность обилие статистических данных. Они успокаивают необыкновенно, ведь любому ничего не составляет запомнить десяток различных цифр, и это всех забавляет. Обязательно возвещай о том, что скоро заканчиваешь, иначе со слушателями может случиться удар от неожиданной радости… Объяви о конце, начни сначала и витийствуй ещё полчаса. Все это можно проделывать много раз.

Составляй план не только для себя, излагай его людям. Это придаёт речи особый аромат.

Никогда не говори менее полутора часов, иначе не стоит и начинать.

Когда ты говоришь, другим приходится слушать. Насладись же этим правом!

Курт Тухольский (Германия)

4. Подготовьте сообщения:

1. Ораторский талант Т. Н. Грановского (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М., 1996. – с. 159-184;

2. Н. Н. Кохтев Риторика / гл. 3 Из воспоминаний о публичных выступлениях Т.Н.Грановского, М., «Просвещение».1994, с.42).

3. В. О. Ключевский – мастер академического красноречия (А. А. Мурашов Основы педагогической риторики/ гл .9, Риторика высшей школы М , 1996, с.159-184)

4. А. А. Ухтомский как преподаватель своей эпохи (см. материалы для подготовки сообщений).

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 591 ;