Каким должен быть герой нашего времени? рассуждение

Сочинение

Григорий Печорин считается знаковым персонажем. Анализ образа этого героя – тема обширная. Весь роман Лермонтова строится именно вокруг образа Печорина, автор уделяет внимание не только его характеру, но и подробно описывает внешность. Детали внешнего облика также служат раскрытию героя и на них можно обратить внимание при написании работы. При анализе образа Печорина первую очередь стоит обратить внимание на проблему лишнего человека. Лермонтовский герой – яркое воплощение этого типа. Его образ можно рассмотреть в контексте освещения темы лишних людей в русской и мировой литературе.

Печорин показан как человек, «приносящий людям горе», он – игрок человеческими судьбами. Это не положительный, но и не отрицательный герой, положительных качеств у Печорина немало. Печорин оказывается «чужим» в обществе, где, по его мнению, нет места ни любви, ни дружбе. Разбирая образ персонажа в итоговой работе, можно поразмышлять на эту тему.

Печорин как герой своего времени

Эта тема также предполагает анализ образа Печорина, но сформулирована она более узко и конкретно. Здесь нужно сделать акцент именно на «типаже» героя, разобрать Печорина как архетип и порассуждать, почему в этом персонаже воплощен «типичный образ молодежи 1830-х» годов. Речь пойдет уже не только о личных качествах героя, а о судьбе целого поколения. Знания из курса истории и понимание общественных настроений той эпохи помогут глубже раскрыть этот аспект. Прописывая образ Печорина в своём романе, Лермонтов ставит диагноз поколению, в образе героя воплощены «симптомы болезни», проявившиеся в обществе.

Как построить сочинение по этой теме?

В начале следует рассказать о том, кто такой Печорин, дать внешнюю характеристику героя, то есть обрисовать его место в обществе, кратко обратиться к теме «лишнего человека». Далее нужно вписать героя в исторический контекст эпохи, обрисовать «чаяния» того поколения, которое он представляет и тем самым раскрыть характерные черты поколения и его отношения к жизни, выраженные в образе героя. Завершить работу можно кратким сопоставлением Печорина с другими романтическими героями, наиболее очевидным объектом для сравнения является Пушкинский Евгений Онегин.

Зачет №3-2 литература 9 класс 2020 методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Зачет № 3(часть 2).

4 стр., 1787 слов

Печорин — портрет своего поколения (по роману «Герой нашего времени»). ...

... кипит в крови». Да и Печорин сам говорит о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого ... я», не получается найти себе применения в обществе, он сильно страдает. Данная статья, которая поможет написать сочинение «Печорин как представитель поколения», ... дать должной оценки образу Печорина. Ф.Булгарин оценил положительно в романе все, кроме образа главного героя, как бы отвергая ...

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

Темы сочинений

  1. Смысл названия романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (подробный план к сочинению см. ниже)
  2. «Пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и нравах человеческой личности» (В. Г. Белинский).

  3. Образ поколения в лирике М. Ю. Лермонтова.
  4. Тема гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
  5. Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова.
  6. «Герой нашего времени» — нравственно-психологический роман.
  7. Особенности композиции романа «Герой нашего времени».
  8. Личность и общество в романе «Герой нашего времени».
  9. Жизнь и судьба Печорина.
  10. Женские образы в романе «Герой нашего времени».

Контрольный тест «М.Ю. Лермонтов»

Часть А

Выберите правильный ответ

Биография

1. Бросив учебу в Московском университете и получив отказ в Петербургском университете, Лермонтов получает образование:

  • а) в Царскосельском лицее;
  • б) в Военно-инженерном училище в Петербурге;
  • в) в Императорском Казанском университете;
  • г) в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

2. Первая ссылка на Кавказ произошла из-за

а) нашумевшей любовной истории; б) дуэли; в) «непозволительных стихов»; г) участия в «кружке шестнадцати».

3. Из первой ссылки Лермонтов возвращается благодаря хлопотам бабушки и заступничеству

а) К.Г. Чавчавадзе; б) А.Х. Бенкендорфа; в) В.А. Жуковского; г) А.П. Ермолова.

4. Назовите факт биографии, не относящейся к жизни М.Ю. Лермонтова:

  • а) был арестован;
  • б) дуэль с сыном французского посла;
  • в) представлен к награде за храбрость; г) сражался на бастионах Севастополя.

5. Шестнадцати лет Лермонтов пишет стихи — лирические исповеди («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем…» и др.) Кому они адресованы?

а) Е.А. Сушковой; б) Н.Ф. Ивановой; в) А.Г. Хомутовой; г) М.А. Щербатовой.

6. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым произошла:

  • а) в Москве;
  • б) в Тарханах;
  • в) в Петербурге;
  • г) в Пятигорске.

Обзор творчества

7. Произведение, которое было воспринято как «призыв к революции» и из-за которого Лермонтов был арестован и сослан:

  • а) «Демон»;
  • б) «Мцыри»;
  • в) «Дума»;
  • г) «Смерть Поэта».

8. В отличие от Чацкого, которого обвиняют в сумасшествии, герой этого произведения Лермонтова, как и герой «Медного всадника» Пушкина, сходит с ума на самом деле

а) «Герой нашего времени»; б) «Мцыри»; в) «Маскарад»; г) «Демон».

9. Единственное законченное и опубликованное при жизни прозаическое произведение

а) «Герой нашего времени»; б) «Вадим»; в) «Княгиня Литовская»; г) «Ашик-Кериб».

10. Наиболее сильное влияние из русских писателей и поэтов на Лермонтова оказал

а) Грибоедов; б) Жуковский; в) Пушкин; г) Одоевский.

11. Какое, из произведений Лермонтова написано «онегинской строфою»?

а) «Мцыри»; б) «Смерть Поэта»; в) «Дума»; г) «Тамбовская казначейша».

10 стр., 4810 слов

Рене как романтический герой в романе Р. Шатобриана

... против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое ... (фр. romantisme, от средневекового фр. romant — роман) — направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного ... доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Романтический герой — личность сложная, страстная, внутренний мир ...

«Герой нашего времени»

12. Каждая повесть романа опиралась на определенную литературную традицию: путевой очерк, романтическая новелла о любви европейца к дикарке, светская повесть, авантюрная новелла и т.д. Какая повесть соответствует романтической новелле на философскую тему?

а) «Тамань»; б) «Бэла»; в) «Фаталист»; г) «Княжна Мери».

13. Лермонтов поступки, мысли и чувства своего героя

а) восхваляет; б) анализирует; в) защищает; г) осуждает.

14. Кто из героинь не относится к любовной сюжетной линии романа?

а) Мери; б) Бэла; в) княгиня Лиговская; г) Вера.

15. Какая из географических реалий упоминается не в «Журнале Печорина»?

а) Тамань; б) Персия; в) Пятигорск; г) Москва.

Часть В

Напишите правильный ответ

1. Назовите произведение М.Ю. Лермонтова, первоначальное название которого было «Один из героев нашего века».

2. О влиянии какого литературного направления говорят в романе «Герой нашего времени» одиночество героя, описание местного колорита, горные пейзажи, наличие героя, попадающего в неординарные ситуации?

3. Найдите в предлагаемом списке произведение, которое не является частью романа «Герой нашего времени»: «Тамань», «Княгиня Лиговская», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».

4. В романе «Герой нашего времени» три рассказчика. От чьего лица ведется повествование в главе «Максим Максимыч»?

5. Какая из глав, романа «Герой нашего времени» соединила в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца и «дикарки»?

6. «В ней было много породы… порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело…Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно». Чей портрет рисует Печорин?

7. Какая из повестей является последней в «собрании повестей», объединенных в роман и получивших общее название «Герой нашего времени»?

Часть С1

Дайте развернутый ответ на один из вопросов

1. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»?

2. Каким предстает образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова?

3. Как вы понимаете смысл названия романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

4. Почему в качестве места действия романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов выбирает Кавказ?

5. Почему роман М.Ю. Лермонтова называют первым русским психологическим романом? (По роману «Герой нашего времени»).

План сочинения: Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  1. Вступление Заглавие романа можно понимать по-разному, тем более что сам автор дал читателям такую возможность в предисловии к журналу Печорина.
  2. Главная часть Что такое «герой времени»? Это выражение можно понимать двояко: либо это характер, типичный для своего времени, либо лучший человек своего времени. Время Печорина, 30-е годы — особая эпоха в России. Она наступила после разгрома декабристского движения и характеризовалась прежде всего тем, что в обществе начался пересмотр прежних идеалов и попытки выработать идеалы новые. С особой остротой вставал вопрос: «Для чего жить?» Попытки ответить на него в эту эпоху были в основном неудачны и часто приводили личность к скептическому неверию ни во что, к отрицанию смысла жизни. Формировалось целое поколение, точную характеристику которому дал Лермонтов в стихотворении «Дума». В этом смысле Печорин, безусловно, является, героем своего времени, его наиболее полным выразителем. Он устал от жизни, ему все скучно, потому что он все знает наперед; его высшая ценность — свобода, но без всякого представления о том, к чему эту свободу применить. Для него не существует идеалов, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, ему доставляет удовольствие играть с людьми, над которыми он чувствует свое бесспорное превосходство. Вообще едва ли не все характеристики поколения 30-х годов, данные Лермонтовым в стихотворении «Дума», вполне приложимы к Печорину.

Можно ли назвать Печорина героем своего времени в другом смысле и говорить о нем’ как о лучшем представителе своего поколения? На первый взгляд нет, да и сам Лермонтов в предисловии к роману заявлял, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Однако не все так просто.

4 стр., 1854 слов

Лирический герой Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта

... что в "Демоне", например, воплощен "пессимистический", а в "Мцыри" - "гармонический вариант лирического героя". Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), ...

Во-первых, на страницах романа мы не находим ни одного персонажа, который был бы лучше Печорина и так же возбуждал бы нашу симпатию (Максим Максимыч не в счет, потому что это человек другого поколения).

Во-вторых, совершая свои «эгоистические» поступки, Печорин не просто развлекается: в острых и часто рискованных ситуациях он ищет смысл жизни, испытывает себя и судьбу. Наконец, он напряженно размышляет, стараясь понять, ради чего стоит жить. Он задумывается над своим высоким предназначением, которого он не угадал, и не находит в жизни ничего достойного своим «необъятным сипам». Все это делает Печорина характером трагическим, незаурядным и вызывающим вопреки всем «порокам» уважение и симпатию читателя.

  1. Заключение Образ Печорина противоречив и непрост; отношение к нему автора также нельзя назвать однозначным. Но героем своего времени он, без сомнения, может быть назван по прав

Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Помимо Печорина на страницах романа Лермонтов создает и другие яркие образы. Часто в сочинении учащимся предлагают обратиться к характеристике женских персонажей романа. Как правило, эта тема предполагает сравнение образов трех героинь – Веры, Бэллы и Княжны Мэри. В сочинении можно последовательно охарактеризовать каждую из них, а потом провести сравнения. Героини очень различны, можно даже сказать, противоположны, раскрывая эту тему стоит отметить эти различия. В заключении стоит объяснить, почему именно эти женские типажи привлекли Лермонтова, и какова их роль в романе.

История человеческой души в романе «Герой нашего времени»

Тема посвящена Печорину как литературному герою и типажу. Формулировка предполагает раскрытие эволюции персонажа. В работе нужно показать «духовный путь» героя. Для иллюстрации своих суждений и размышлений по данному вопросу нужно обратиться к сюжету произведения, определить события в жизни героя, которые повлияли на его становление, формирования характера, нужно показать, как менялась личность героя, и что этому способствовало. Составляя план и выстраивая логику сочинения, проще всего расставить события жизни Печорина по хронологии, хотя в романе они намеренно перепутаны. Однако, сочинение не должно представлять собой лишь краткий пересказ «биографии Печорина». Необходимо провести развернутый анализ с опорой на факты и ответить на вопрос, почему герой стал таким?. Этот вопрос можно сформулировать в самом начале сочинения и постепенно «раскручивать клубок» сложной личности Печорина, описать его детство, юность и зрелость. В конце уделить внимание трагедии героя и проблеме «лишнего человека».

15 стр., 7452 слов

Печорин – герой своего времени

... герой нашего времени? Встреча с Печориным в виртуальном мире. сочинение Нужна ли дополнительная глава произведению М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Имеются ли у Печорина друзья и недруги в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”? сочинение Сочинение: Печорин – герой своего времени http://www.yurii.ru/ref10/particle-29087.php Печорин – герой своего времени Роман Герой нашего ...

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В данной теме вновь стоит отталкиваться от центрального образа, суть которого и отражена в названии. Во многом содержание этого сочинения будет перекликаться со второй представленной в данном списке темой, однако акценты необходимо расставить несколько иначе. Нужно провести не анализ героя в контексте своего поколения и эпохи, а, наоборот, дать характеристику поколения и показать, как его характерные черты, проблемы и болезни воплощены в образе конкретного литературного героя. Работа должна представлять собой ответы на вопросы, почему в образе Печорина воплощена трагедия поколения, и в чем универсальность образа героя. Этот персонаж – олицетворение моды на «тоску по романтическому идеалу», пример романтического героя, которому подражали многие. В конце сочинения нужно объяснить «диагноз», поставленный Лермонтовым «печоринскому поколению».

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы. Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы. Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу. Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова. Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей. Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

13 стр., 6223 слов

Идея, суть и смысл романа лермонтова герой нашего времени

... какова основная мысль романа Герой нашего времени, какие проблемы хотел раскрыть автор написав этот роман. Идея, суть и смысл романа «Герой нашего времени» Лермонтова (темы, проблемы, главная мысль) Григорий Печорин.Художник П. Боклевский Роман «Герой нашего времени» ...

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

Любимые страницы или любимый герой романа «Герой нашего времени»

Эта тема очень индивидуальна, здесь необходимо выразить своё мнение об одном из эпизодов или героев книги. С одной стороны, это просто, ведь необходимо высказать своё субъективное мнение об определенном эпизоде или персонаже книги. Но у этой темы есть свои сложности, ведь собственное мнение надо грамотно преподнести, дав обоснованный ответ на вопрос, что в книге Лермонтова понравилось и почему. Задание ориентировано на проверку способности сформировать личное отношение к литературному произведению и умение сформулировать и объяснить свою точку зрения. Создавая творческую работу по этой теме нужно подумать, что в романе Вам более всего запомнилось. Если речь пойдет об эпизоде, лучше его перечитать, чтобы аргументы и анализ были более убедительны. Рассказывая о герое, стоит решить, что именно привлекает в этом персонаже, может быть он чем-то похож на Вас или на кого-то из Ваших близких. В сочинении обязательно стоит уделить место тому, что полезного для себя Вы извлекли из конкретного фрагмента или персонажа. Героя или эпизод правильно характеризовать в контексте книги, подумать о том, какое место он занимает в повествовании.

Герои и природа

Человек оценивает по отношению к миру, важной частью которой является природа. Сильные характером люди покидают уютные дома, познают новые явления и миры. Они путешествуют по планете, распространяя свой оптимизм. Печорин не сидит на месте. Он любит природу Кавказа, восхищается мощью моря. В описании пейзажей столько эмоций, что сложно не создать образную картину увиденного. Природа улучшает человека, она дает духовную силу, наделяет надеждой и уверенностью, что человечество ждет будущее. Индивидуалист по характеру Григорий, меняется среди деревьев и просторов для быстрой скачки коней.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»

О судьбе и об отношении к ней человека, речь идет в новелле «Фаталист». Как правило, написание сочинения на данную тему предполагает анализ этой части романа. В ней представлены разные точки зрения на проблему судьбы. Ключевым является ответ на вопрос, есть судьба или нет. В тексте творческой работе нужно раскрыть позицию героя, показать логику его размышлений и попытаться выразить отношение автора к этой теме. Подумайте, почему Лермонтов раскрывает эту тему на страницах романа и посвящает ей целую новеллу, которая занимает важное место в романе.