Сочинение. Русская природа в лирике Есенина
Сочинение.
Русская природа в лирике Есенина
В своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины — родины поэта. “Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб” стали колыбелью его поэзии.
Известно, что первыми произведениями Сергея Есенина стали частушки для деревенских девушек. Да и как же иначе? Ведь поэт сам сказал:
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.
Поэт одушевляет ее:
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Немногие поэты так видят, так чувствуют красоту родной природы, как Сергей Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, который сумел передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси:
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Поэт ощущает себя частью этого огромного мира. На лоне природы его душа очищается:
Позабыв людское горе,
Сплю на вырубках сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Жизнь природы неотделима от жизни человека:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.
Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:
Природа в лирике сергея есенина
... Мир природы в лирике С. А. Есенина Тема родины одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной… Мастерство есенина – художника в изображении вечерней природы Сочинения ... босиком. Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни: Будь ...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвестъ и умереть.
В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. Содержание стихотворения “Отговорила роща золотая…” также передается нам при помощи образов природы. Осень — это пора подведения итогов, тишины и покоя (только “журавли печально пролетают”).
Образы золотой рощи, уходящего странника, горящего, но не согревающего огня, передают нам грустные мысли поэта о закате жизни.
Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”.
Любовь к родной рязанской земле перерастает у поэта в большое, всеобъемлющее чувство к России:
О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту. Ну разве можно сказать лучше?
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…
Сочинение Природа в лирике Есенина
Сергей Есенин родился и вырос в самом центре России, в Рязанской губернии. Там же прошли детство и юность будущего поэта. В селе Константиново жил в семье деда под присмотром трех дядек и тети Шуры, родственников со стороны матери. Они водили Сережу в поля, на речку, в лес. Учили плавать на лодке, брали охотиться. Поэтому природа с детства стала частью Сергея Есенина. Потом органически вплелась в его произведения.
Родная природа в душе русского лирика оставалась до конца короткой жизни. Пейзажные зарисовки пронизывают лирику Есенина. Поэт относится к природе с любовью, олицетворяет ее. Березку сравнивает с девушкой, у которой « зеленая прическа, девическая грудь ». Васильки напоминают светящееся сердце. Клен в стихотворении напоминает человека с трудной судьбой. Роща – замолчавшая женщина.
Для пейзажной лирики Сергея Есенина характерна религиозно-церковная лексика: Матерь Божья, радуница, Троица, монашки. Богомолец, в ризах образа, господь. Использование таких слов придает стихотворениям торжественность, показывает силу, величие, красоту русской природы, подчеркивает ее значимость для человека. Он просто «захожий богомолец» в природном храме.
Как в природе переплетается весь спектр цветов, так и лирика Есенина пронизана яркими красками. Иногда это противопоставление белого и черного: месяц и ночь. Мрачных цветов в пейзажах мало. Это говорит об общем позитивном настрое поэта по отношению к окружающему миру.
Же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина ...
... пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где ... на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и ...
Синий и голубой цвета очень любит поэт: синь сосет глаза, завораживает синь, вечером синим, голубая солома, вечер голубой. В них – безграничная нежность к родной деревне, рязанским пейзажам. Не чужды поэту и сочные краски: красный, огненный, малиновый. Красная вода, алый цвет зари, розовые дни, на закат розовый – это красота и тревожность.
Желтый, ржавый – оттенки увядания: коричневые руки берез, желтизна увядания. Напротив, зеленый и золотой – утверждение жизни, вера в светлое будущее: желтая позолота, злат бугор, желтые кошки.
В стихотворениях поэт создает пейзажи простыми словами. Из них получается картина сложного мира. От этого стихотворения поэта становятся напевными, звучащими. Эти звуки навеяны полями, лесами, реками, цветами.
В русской природе поэт находил вечную гармонию мира, красоту, вдохновение, поднимает настроение. Верил, что она лечит душу, которая должна быть чистой и светлой, как сама природа.
2 вариант
Сергей Есенин оставил читателям в своем творческом наследии светлые и яркие образы нашей природы. Этого поэта, прежде всего, связывают с деревней, родной для него Рязанщиной. Как известно, Есенин отбыл из родных мест совсем молодым. Он жил вначале в Москве, а затем в Петербурге. В родном же селе наведывался редко. Но вот эта разлука придала его произведениям всю теплоту воспоминаний.
В раннем творчестве можно услышать, как поэт пишет о своей любви к Родине. В стихотворении «Гой ты Русь моя родная» Русь показана как святой элемент. Здесь представлены сравнения крестьянских изб с иконами и образами святых. Мир Есенина – это мир крестьянских, убогих изб, где радости мало, в основном преобладает печаль от такой тяжелой жизни. Боль о состоянии дел в России продолжается у поэта после первой мировой войны. Деревня у него остается покинутой, ждущей вестей с военных действий. Иногда, читая стихи поэта, видишь, насколько строчки проникнуты грустью, а лирический герой показан отвергнутым всеми и забытым. И единственное, что остается неизменным, это любовь к природе и России. Есенин жил в тяжелую для того времени и переломную эпоху. Многие поэты, как и Сергей Александрович верили, что революция внесет изменения, и наступит светлое будущее. Поэт был полон думами и много философствовал на эту тему. Мы видим, как в работе «Сорокоуст» Есенин раскрыл тему столкновения природы с человеческим образом, где особенно это ярко было показано через образы жеребенка и поезд. При этом жеребенок отражает всю красоту природы, а поезд как разрушающее чудовище.
Если вникнуть в творчество Есенина, то трудно у него найти труды, где в отображении природы показан пейзаж. Сердечные волнения и природные моменты у него объединены. Позже он отходит от изображения пейзажных эпизодов. Как любой поэт он не мог быть только певцом. В есенинских стихах чаще стали звучать слова любви к Родине, которая выражалась у него через привязанность к природе. В творчестве можно проследить, как поэт представляет нам образ русской березки, которая показана и как дерево, и олицетворяет природу родного края.
«Земное и небесное в художественном мире Есенина. Учебный проект ...
... Есенина, что в мире нет ничего неживого. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевленности в нем всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы- дети единой матери Природы. ... ранних стихотворений, которое поэт счел достойным включить в свое собрание сочинений. Это четверостишие - своеобразный пролог ко всему творчеству поэта. В нем впервые использован ...
Две темы – Родина и природа проходят параллельно у Сергея Есенина. Нельзя сохранить любовь к отечеству, не любуясь пейзажами родных мест с детства. И когда мы восторгаемся природными красотами, то начинаем больше любить отчий край. Есенин создал в своих стихах светлый и прекрасный мир. И для читателей он остается поэтом, воспевающим красоту родной природы.
Образ природы в лирике Есенина
Есенин родился в селе в Рязанской области, поэтому, он ближе к природе, чем горожане. Он чувствует её душой. Да и как можно не любить нашу природу! Одни берёзки чего стоят, стоят тонконогие красавицы в белых с чёрными чёрточками колготках. Страной берёзового ситца назвал Россию Есенин. Более красивого сравнения я не встречала!
Есенину 15 лет и он пишет стихотворение о своей родной деревне «Вот уж вечер. Роса…» На зелёную травку легла вечерняя роса. Взошла луна и осветила деревенские хаты. Березы стоят, как свечки. За рекой постукивает специальной колотушкой сторож. Наверное, отпугивает воров. И так хорошо и спокойно на душе. Так не хочется ни чего менять в своей жизни и уезжать из этих мест.
Вот про зиму ещё красочней стихотворение. По словам поэта, она даже поёт и аукает, и лес баюкает, как родная мамка. И зима уже не кажется такой суровой, морозной, снежной. Мы знаем, что следом всё-равно придёт весна. Есенин всё-таки уехал в город из своего тихого спокойного края. И в его стихотворении «Я покинул отчий дом» такая щемящая душу, тоска по родным местам.
Только природа естественна и натуральна, никакой лжи и притворства. Есенин любит природу, как живое существо. Кроме него никто не относился так трепетно к ней. Может быть, только Пушкин может с ним соперничать в её описании. Особенно, золотой осени. Достаточно вспомнить его «в багрец и золото, одетые леса».
Любить свою родину, значит, любить природу. Только человек с широкой русской душой и тонкой романтической натурой может любоваться закатом солнца, вставать раньше всех, чтобы встретить восход и посидеть на зорьке с удочкой. Запрокинув голову, любоваться пролетавшим клином журавлей, не отрываясь, смотреть на текущую воду.
А молодых берёзок считать своими подружками. И посвящать им стихотворение «Берёза». Покрыл снег берёзу, а Есенин пишет, что она «принакрылась серебром». И ветки у неё пушистые, и с них свисает бахрома. А снежинки у него горят. Как можно это увидеть и подметить, если только не любить природу?
Несмотря на безграничную к ней любовь, Есенин считает себя здесь «случайным гостем». Возможно, он напоминает, что мы здесь не вечно, не навсегда. Поэтому, надо пользоваться моментом, любить и ценить природу, пользоваться её дарами, оберегать её.