Сочинение тема памяти в творчестве писателей русского зарубежья

Сочинение на тему: Тема любви в творчестве писателей русского зарубежья

События 1917 года в России изменили жизнь миллионов людей. Кому-то революция принесла новые надежды и перспективы, кому-то — разочарования, крушения, расставание с домом, родными и близкими, с Родиной.

Известно, что за время событий Октябрьской революции и гражданской войны страну покинуло огромное количество русской элиты: аристократы, люди, во многом составляющие основу нации. В этих рядах было множество писателей, которые продолжали творить и за границей. Среди них — И. А. Бунин, В. В. Набоков.

Владимир Набоков, наверное, самый крупный русскоязычный писатель 20 века. Он погружает нас в свой мир, немного абсурдный, немного нелепый, немного страшный, но всегда очень интересный. Так, рассказ «Музыка» ставит перед читателем еще одну загадку — загадку человеческих взаимоотношений, человеческих чувств.

Главный герой рассказа — Виктор Иванович — приходит в гости на музыкальный вечер, где начинает чувствовать невыразимую скуку и пустоту. Но вдруг взгляд героя натыкается на его бывшую жену. Состояние Виктора Ивановича моментально меняется. Его организм, его душа и сердце начинают исполнять свою музыку, наперекор музыке пианиста Вольфа: «Откуда-то снизу, как кулак, ударило сердце, втянулось и ударило опять, — и затем пошло стучать быстро и беспорядочно, переча музыке и заглушая ее».

С этого момента Виктор Иванович живет в мире своих воспоминаний, в мире счастья и боли. Ретроспективная композиция произведения помогает нам погрузиться в этот мир.

Набоков очень точно и психологически тонко передает состояние героя. Виктор Иванович до безумия любил и любит свою бывшую жену. Он лишь мельком взглянул на нее, успел заметить только бледность щеки, темный завиток волос, ожерелье, но в его памяти уже вспыхнула вся она, с огромной силой вспыхнула любовь.

Виктор Иванович иногда возвращается в реальность. Его голос перемежается с голосом Набокова-рассказчика. Он видит все те же руки Вольфа, слышит звуки, которые для него не складываются в музыку. Все внимание героя сосредоточено на любимой им женщине. Но ее нам не удается увидеть.

В рассказе чувство Виктора Ивановича уподобляется музыке. Неслучайно, когда мелодия, исполняемая Вольфом, подходит к концу, герой вспоминает его разрыв с женой, ее признание в измене. По мнению Набокова, тонкого знатока искусства и человеческих характеров, сильная любовь сродни талантливому музыкальному произведению. Она так же имеет свое начало, кульминацию и, к сожалению, развязку, конец, «облако пыли, ужасную весть».

16 стр., 7593 слов

История души человеческой в «герое нашего времени»

... Печорина «младшим братом Онегина». На этой странице материал по темам: герой нашого часу історія написання последовательность событий герой нашего времени план сочинение история души человеческой ... -chelovecheskoj… «История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени» Тайна истории души печорина КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Тайна истории души печорина История души человеческой, хотя бы ...

Набоков дает нам понять, что любовь есть, пока есть эта музыка чувств, только она может удержать двух людей рядом. Без нее жизнь вместе — тесная тюрьма.

Творчество другого писателя русского зарубежья — И. А. Бунина — посвящено одной основной теме — теме любви. Его сборник рассказов «Темные аллеи» — шедевр любовной прозы. При этом у Бунина особенный взгляд на природу этого чувства, его смысл, значение в жизни человека.

Согласно мнению этого писателя, любовь подобна урагану, солнечному удару. Это вспышка, которая приносит не только радость, не только дает смысл жизни, но и разрушает, делает человека несчастным, одиноким, потерянным.

Новелла «Грамматика любви» (1915) позволяет еще раз убедиться в такой позиции автора. Эпиграфом к этому произведению можно взять слова писателя: «Любовь лишь краткий гость на земле».

Герой рассказа, помещик Ивлев, едет в дальний край своего уезда. Там, в гостях у одной княгини, он слышит о смерти помещика Хвощинского, который стал в своем краю «притчей во языцех». Этот человек был безумно влюблен в свою крепостную Лушку. Хвощинский жил с ней, как с женой, у них родился сын.

Но Лушка вскоре умерла совсем еще молодой женщиной. Герой очень тяжело переживал эту потерю. Он закрылся у себя в доме, никуда не выходил и никого не принимал. Умер он уже в пожилом возрасте, всю оставшуюся жизнь посвятив памяти своей возлюбленной.

Название рассказа отсылает нас к книге, которую Ивлев нашел в доме Хвощинского: «Это была крохотная, прелестно изданная почти сто лет тому назад «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым».

Автор подчеркивает, что «Грамматика любви» была чуть ли не настольной книгой Хвощинского и Луши. По словам их сына, они даже клали ее по ночам под подушку. Эта «Грамматика» была внимательно прочитана и изучена героями. Об этом говорит та деталь, что многие главы были «деликатно отмечены пером, красными чернилами». Приведенные слова из этой книги подтверждают, на мой взгляд, мысли самого Бунина о любви: «Любовь не есть простая эпизода в нашей жизни, — читал Ивлев. — Разум наш противоречит сердцу и не убеждает оного», «Тщеславие выбирает, истинная любовь не выбирает».

Эти мысли писателя глубоко нравственны и демократичны. Любовь не имеет никаких преград, она побеждает все расстояния, предрассудки, условности. Но природа этого чувства такова, что оно быстротечно: быстро вспыхивает и быстро угасает. Любовь связана с горечью, трагедией, болью утрат, сломанными жизнями.

Таким образом, Набоков и Бунин своеобразно и индивидуально освещают тему любви в произведениях. Но одно у этих писателей остается неизменным: оба они считают любовь наиглавнейшим чувством в жизни человека, волшебным, тонким, неповторимым.

3 стр., 1283 слов

Любовь как высшее человеческое чувство

... любовь активизирует личность. Влюблённый, как правило, становится более требовательным к себе, осуществляя на деле всё то хорошее, что заложено в нём. Поэтому любовь – в высшей степени нравственное чувство, ... кроме человеческих взаимоотношений А. Сент – Экзюпери Породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Н.В. Гоголь Н.Г. Юркевич Каждому человеку в жизни ...

Любовь способна приносить не только радость, но и боль, но от этого важность и значимость этого чувства не уменьшается.