Павел Зыгмантович

Сочинение

Плохая новость – исследования показывают, что телевизионное насилие искажает картину мира и делает людей агрессивнее. Особенно детей.

К счастью, есть научно обоснованный и проверенный способ уменьшить это влияние.

Правда, придётся говорить с ребёнком (чего некоторые родители почему-то пытаются избежать), но что поделаешь – не бывает идеальных решений.

Главная проблема телевизионного насилия в его нормальности. Для мира, который показывают в телевизоре, насилие является обязательной частью. Крайне мало сериалов, фильмов и новостей, которые обходятся без драк, стрельбы и прочих взрывов.

В результате ребёнок считает насилие вполне себе хорошим способом решения проблем. Вон, герой кэ-эк шваркнул того злодейца, тот кэ-эк полетел, а потом кэ-эк упал!… Вот проблемы больше и нету. Мне тоже нужно так делать!

Вдобавок, дети ассоциируют себя с героями, которые это самое насилие совершают. Поэтому стратегия «бей, это всё решит» становится привлекательной ещё и на уровне ассоциаций. Ребёнок думает примерно так – если я бью, то я такой же, как герой в телике, я крутой.

При этом детей можно и нужно учить через телевизор – достаточно показывать им хорошие модели для подражания. В США это передачи «Улица Сезам» и «Соседи мистера Роджерса». Как показали исследования, дети, смотревшие эти передачи, менее агрессивны и умеют решать проблемы не только с помощью тумаков. В России этому же учат мультсериалы, например, «Смешарики» (тут, правда, приличных исследований я найти не смог).

Однако наивно ждать, что телеканалы начнут убирать насилие из своих фильмов и сериалов. И запретить детям это смотреть не получится. Запрет только увеличит интерес, и ребёнок будет ещё лучше запоминать агрессивные стратегии, увиденные по телевизору.

Как же быть?

Нужно привить ребёнка от телевизионного насилия.

В начале восьмидесятых экспериментально доказали, что детей можно «привить» от телевизионного насилия.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Учёные взяли детей младшего школьного возраста и разделили на две группы – контрольную и экспериментальную.

Участникам каждой группы сообщили, что их выбрали для помощи в съёмках документально-образовательного фильма. Помощь заключалась в написании сочинений на заданную тему и зачитывании их на камеру.

Дети из контрольной группы писали сочинения на тему «Почему у каждого должно быть увлечение», а дети из второй группы – про телевизионное насилие.

В этих сочинениях детей из экспериментальной группы просили рассказать, почему телесериалы и происходящее в них не похоже на реальную жизнь и чем может быть навредить подражание героям этих сериалов.

Какие результаты? О, самые лучшие! Во-первых, дети из экспериментальной группы подобрели и уже не пытались решить проблемы с помощью насилия (хотя раньше делали именно так).

Во-вторых, у них не наблюдалось естественного роста агрессивности детей. Такой рост был у детей из первой группы, а вот дети из группы экспериментальной смогли этого избежать. Прививка сработала.

Самое занятное вот что – дети из обеих групп продолжали смотреть телевизор одинаковое количество времени. Но «прививитые» дети понимали – на экране они видят увлекательный вымысел, который к реальной жизни отношения не имеет и, более того, выглядит увлекательным лишь на экране.

Самостоятельно подобная прививка делается так.

Во-первых, покажите ребёнку свою веру в его благоразумие. Скажите, что-то вроде: «Ты у меня умный/умная, и я думаю, ты прекрасно понимаешь, что телевизор – это одно, а жизнь – другое. И что можно попасть в беду, если подражать увиденному».

Быть умным приятно, поэтому ребёнок с вами согласится.

Во-вторых, попросите ребёнка объяснить вам, чем именно, на его взгляд, телесериалы отличаются от реальной жизни и в какие именно проблемы можно вляпаться, если подражать телевизионным героям.

Идеальным было бы сочинение, но и устные ответы подойдут. Главное – добровольность.

Не давите на ребёнка, а разговаривайте с ним, поощряйте его высказывать свои аргументы, не предлагайте аргументов ваших. Лучше подкидывайте примеры. Мол, а вот в том фильме, герой начал кричать на человека, чтобы тот испугался и уступил, стоит ли так делать? Когда такое поведение может быть полезным, а когда вредным?

Ну и всё в таком же духе.

Чем больше ваш ребёнок будет говорить на эту тему, тем больше он будет «прививаться» против насилия в телевизоре.

Конечно, придётся потратить немножко времени и поговорить с ребёнком, отвлекаясь от своего любимого телефона, но, уверен, вы справитесь.

Также рекомендую изучить следующие мои заметки: и .

А у меня всё, спасибо за внимание.

Исследования о влиянии насилия на детей

1. Eron. L. D.(1980).

Prescription for the reduction of aggression. American Psychologist, 35, 244–252.

2. Wood et al., 1990 Wood, W., Wong,F. K, andС hachere J. 0.(1990).

Effects of media violence on viewers’ aggression in unconstrained social interaction. Psychological Bulletin.

Исследование о положительном влиянии детских передач на социальное взаимодействие детей

The Influence of «Sesame Street» and «Mister Rogers’ Neighborhood» on Children’s Social Behavior in the Preschool Brian Coates, H. Ellison Pusser and Irene Goodman Child Development Vol. 47, No. 1 (Mar., 1976), pp. 138-144.

7 стр., 3304 слов

Психология — ы : Власть и насилие

... законом. Поэтому говорят о легитимном (узаконенном) праве государства на применение насилия. Вообще насилие применяется всегда при любом захвате власти. Государственная власть ... другого человека или группы”3. Власть — это и ... насилие принадлежит исключительно государству. Конечно, насилие в нашей жизни применяется не только государством, но и, например, родителями по отношению к своим детям, ...

Эксперимент по прививке от телевизора

Huesmann, L. R., Eron, L. D., Klein, R., Brice, P., and Fischer, P. (1983).

Mitigatingthe imitation of aggressive behaviors by changing children’s attitudes about media violence. Journal of Personality and Social Psychology, 44, 899–910).