« Анализ текста В.П.Астафьева как подготовка
рабочих материалов к сочинению – рассуждению
Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь, учит
вчитываться в каждое слово.
В. Литвинов
Цель урока: подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику
Для этого мы должны (задачи):
- владеть основными понятиями, которые необходимы при работе над сочинением-рассуждением: тема, проблема, позиция автора;
- учиться комментировать проблему;
- бережно относиться к слову;
- уметь формулировать свои мысли;
придерживаться определённой логики при создании собственного текста
Ход урока:
Уважаемые коллеги, сегодня вы будете выступать в роли моих учеников. Надеюсь, что мы поработаем плодотворно. Сегодня на уроке мы будем работать с рассказами В.П.Астафьева из цикла «Затеси», т.е. с текстами художественного стиля, имеющими свои особенности, что тоже может вызвать определенные трудности на экзамене.
Что на партах: тексты, технологические карты, в которых будем вести все записи и цветные карты-помощники, на которых вам даются разного рода подсказки, связанные с написанием части С. Они останутся у вас и, надеюсь, помогут в дальнейшем.
Вспомним немного о писателе, с текстами которого нам предстоит работать.
В.П Астафьев годы жизни (1924-2001) Вот что он писал о своей нелегкой жизни «Если бы мне было дано повторить жизнь,-я выбрал бы ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат»
Виктор Петрович Астафьев — известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Деревня Овсянка находится недалеко от города Красноярска на берегу реки Мана, где он жил с семьёй.
В восемь лет он потерял мать, при живом отце оказался в детском доме. Он убегал оттуда, скитался, голодал, воровал единственной радостью были книги, которые подросток читал запоем.
Методическая разработка комплексный анализ текста как способ ...
... Мы попрощались. … Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет ... подготовку к самой рецензии. Тема . Р/Р Сочинение – рассуждение по видимому тексту. Чтение текста учителем Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На ... умениями и навыками; д) учить создавать собственные высказывания на основе предложенного текста. Рассказ о том, что ...
В 1980 году Астафьев переехал жить на родину — в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике.
Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: «Стародуб» (1960), «Кража» (1968), «Последний поклон» ( 1968), «Пастух и пастушка» (1973), «Царь-рыба» (1977), «Печальный детектив» (1986), «Зрячий посох» (1991) переведены на многие языки.
Астафьев продолжал работать до последнего дня, из- под его пера выходили новые «Затеси», рассказы в основном записанные в годы войны. Они были опубликованы в 2000 году в книге под названием «Пролетный гусь», которая оказалась последней книгой писателя. В ноябре 2001 года В.П. Астафьева не стало
Затесь — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом.
Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало зимовье, заимка, затем село и город.
Лексическое значение слова
1. Подберите синоним к слову затеси.
2.Что может означать данное слово в переносном значении? (то, что отпечаталось в памяти, зарубки на сердце)
Читаем рассказ-миниатюру «Записка»
Какие слова в тексте вам показались непонятными?
Попробуйте объяснить их значение.
энтээра НТР- научно-техническая революция
вица То же, что лозина, ивовый прут. Использовался, как орудие телесного наказания.
Какие впечатления остались у вас от прочитанного:
- по отношению к сыну:
- возмущение;
- гнев;
- неприязнь;
- стыд за сына;
- неуважение;
- презрение;
- по отношению к старушке-матери:
- жалость к матери;
- сострадание;
- соболезнование;
- Отношение к матери сына в «Затесях» В.П.Астафьева?
на прокорм легка;
- объесть может;
- не зловредна;
- неграмотная;
- изношенная в работе;
- «забыл» на вокзале.
Каково же отношение к матери сына из рассказа «Записка»? Подберите эпитеты (жестокое, бесчеловечное, недопустимое) Зачитайте кусочек текста, где показано отношение автора к происходящему.
К сожалению, Астафьеву не посчастливилось воспитываться в полной семье. Все пережитое – неизбывная тоска по погибшей матери и любовь к матери – земле, на которой он вырос, — с избытком, с какой – то неистовой силой выплеснуто им на страницы его произведений.
А теперь прежде чем вам будет представлен еще один рассказ Астафьева из цикла «Затеси» прослушайте, пожалуйста, песню в исполнении популярной эстрадной певицы и вдумайтесь в ее содержание.
Звучит аудиозапись песни «Какую ты хочешь любовь» в исполнении Лолиты.
Читаю текст
- О чём этот текст (тема)? (о любви, о человеческих отношениях)
- Как можно начать свою работу( ответы детей)
В технологических картах (белые листы) я привела два возможных варианта ответа. Прочитайте и выберите один, который вам больше понравился. Отметьте его галочкой.
Проблема возникновения интереса и любви к истории своей страны
... истории своей страны? 9. Как связаны понятия «история» и «память»? 10. Почему писатели и поэты обращаются в своих произведениях к историческому прошлому страны? ... и любить природу. «История» Темы сочинений 1. Как связаны между собой история и современность? 2. Зачем человеку необходимо знать историю? ... природой: чувство счастья, радости, любви к Божьему миру: И. А. Бунин воспринимает природу как ...
ЗАЧИТАЕМ (ОДИН И ДР,)
Сочинение мы своё начали.
- Что дальше? Надо сформулировать проблему
- Что такое проблема( ответы детей)
Мы уже сказали, что Астафьев написал о любви, о человеческих отношениях
Какие чувства вызывает у вас прочитанный текст? Почему их можно назвать противоречивыми?
- удивление, сочувствие: человек с одной рукой надевает молодящейся даме тапочки, она не испытывает даже смущения
- странные отношения, один не уважает другого, не ценит его чувств, вряд ли это любовь, нельзя любить того, кто так себя ведет.
— восхищение «собачьей преданностью», мужеством героя, стремлением утвердить себя как мужчину, а не как инвалида: он уступает место жене на нижней полке, не хочет показывать свою немощность («шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку»).
Как бы вы озаглавили данный текст?
Вашему вниманию представлен рассказ «Если это любовь», впервые опубликованный в журнале «Огонёк» в № 33/1980 г.
О чем говорит вам название?
- Так о чём же размышляет автор? Сформулируйте его мысли, а значит и проблему текста в виде вопроса в ваших карточках.
ЗАЧИТАЕМ, ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ
( Достоин ли любви человек, сам не способный к этому чувству? Или Могут ли близкие отношения строится на неуважении одного человека другим?)
Запомните, что можно проблему формулировать в виде вопроса.
Далее мы должны прокомментировать проблему. Зачитаем, что у вас на цветных листах говориться по поводу комментария.
- К какой категории мы можем отнести данную проблему?(философской, социальной, нравственной)
- На чём заостряет он наше внимание?(поведение героев).
Остановимся на двух: он и она.
- Чьими глазами мы смотрим на этих людей? (мы их видим со стороны, причём взгляд человека, впервые встретившего их, ничего не знающего о них, но замечающего каждую мелочь в их поведении, во многом это сам автор).
- Что, например? (Первое же слово о ней, о нём.
Дальше..её состояние)
Назовите героев рассказа. Опишите их, используя лексические средства из теста
Мурочка
Архитектор- инвалид
«Миловидная, молодящаяся дама»; «ободрённая», «победительно взглянула»
человек с одной рукой; « он устал изрядно, пока заправил две постели», «по-собачьи преданно перехватил её взгляд»
«супруг снова заизвинялся, заспешил»; «шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку».
Заполним дальше наши технологические карты карты (вы должны выбрать один из вариантов продолжения каждого предложения)
ПРОЧИТАЕМ
- Что вы сейчас делали? (комментировали проблему).
Итак, герои. Их поступки.
- Какое чувство испытывает рассказчик, наблюдая за ними? Найдите слово. (неловкость)
- Неловкость от чего?( она не уважает его, он унижается)
Астафьев говорит: «жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути». Конечно же он говорит это с иронией.
Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви аргументы. ...
... сочинение ЕГЭ Мы проанализировали множество текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и выявили общие закономерности в формировании проблем. ... И все же именно воспоминание о родительском доме заставило юношу познать себя и ... что где-то далеко у него есть семья, ... -Бессоновского «Спасибо, мамочка» автор понимает, насколько важна в ... «спасибо». Чрезмерная материнская любовь Воспитание родителей часто ...
Заполним дальше наши технологические карты карты (вы должны выбрать один из вариантов продолжения каждого предложения)
ПРОЧИТАЕМ
- Что вы сейчас делали? (комментировали проблему).
- В чём сомневается автор в последнем предложении?(любовь ли это)
НО ЗАТО ОН В ЧЁМ-ТО УВЕРЕН,И ЕСЛИ МЫ ответим на этот вопрос, то сформулируем позицию автора. Ещё один этап в написании сочинения
Я предлагаю вам варианты (клише), как можно сформулировать позицию автора
Работаем дальше на карточках. Используя данные клише, запишите, какова позиция автора, то есть идея текста.
Прочитаем, что у вас получилось.
А вот как бы я сформулировала позицию автора : Человек, который лишь позволяет себя любить и не способен ответить на чувства другого вниманием и заботой, не достоин любви. По мнению, автора, взаимоотношения между близкими людьми не могут строиться на неуважении и рабской зависимости одного человека от другого.
А теперь обратимся к раздаточному материалу (поэтическим текстам, высказываниям известных людей, вспомните о чем пела для вас Лолита. Прочитайте строки из стихотворений разных поэтов:
Любовь — она бывает разной. Бывает отблеском на льду.Бывает болью неотвязной,Бывает яблоней в цвету.Бывает вихрем и полетом.Бывает цепью и тюрьмой… (О.Высотская)
Не бывает любви несчастливой.
Не бывает… Не бойтесь попасть
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут «безнадежная страсть».
Если в душу врывается пламя,
Очищаются души в огне.
И за это сухими губами
«Благодарствуй!» шепните Весне. (Ю.Друнина)
Не бывает любви несчастной, Может быть она горькой, трудной, Безответной и безрассудной, Может быть смертельно опасной, Но несчастной любви не бывает, Даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит, И счастливой любви не стоит. (Б.Заходер)
- Какая мысль объединяет эти строки разных поэтов?
Любовь бывает разная. Какая бы она ни была, её нельзя называть «несчастливой», «несчастной».
- Какую любовь описывает В.Астафьев?
Слепую? Безответную? Рабскую? Преданную? Несчастливую? Жертвенную?
- Смог ли сам автор дать определение этой любви? (перечитайте предложения 22-23)
Автор не навязывает свою точку зрения, он приглашает нас, читателей, к размышлению. Писатель лишь отмечает, что такую любовь ему «постичь непосильно».
- Нужна ли человеку такая любовь?
- Нет, не нужна.
— Да, нужна. Любовь бывает разная. Каждый имеет право на любовь и возможность по-своему распоряжаться своими чувствами: страдать от неразделённой любви, терпеть унижения от любимого человека или же наслаждаться счастливыми мгновениями. Какое бы определение мы ни дали любви инвалида-фронтовика, это всё равно любовь, любовь большая и искренняя, возвышающая его, того, кто любит.
- Какие высказывания, на ваш взгляд, наиболее точно отражают позицию В.Астафьева, его концепцию любви?
Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена. (Куприн А.И.)
Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье. ([ cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Маленькое о Любви — автор — Miliza
... любовь в ... жизнью, перебирая в ... моя милая ... в свое ... Мой ... в ... в ... ткнувшееся в его ... жизни, ... в ... в ... в будку ... в его жизни. ... в последний раз, сходил с собакой на прогулку в лес. В ... в ... в ... зажглась в е ... в ... в ... в ... от жизни! « ... в ... в ... в ... в свою ... в глазах. ... в морду ... жизнью... Но ... жизнь мгновенно вернулась в ... в ... в ... в душе пепел и смятение. И последняя любовь, ... в ... жизни и, наметив путь существования со своей совестью, засобирался в ...
Высшее доказательство любви — это подчинение воле того, кого любишь. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Любовь всесильна: нет на земле ни горя — выше кары её, ни счастья — выше наслаждения служить ей. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Любить пылко — это, конечно, прекрасно, но любить самоотверженно — еще лучше… Истинно любят только тех, кого любят даже в их слабостях и в их несчастьях. Щадить, прощать, утешать — вот вся наука любви. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Мучительная любовь не есть истинная… ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Движемся дальше. Следующий момент: вы должны согласиться или не согласиться с Астафьевым. Но не забываем, что он мудрый человек, писатель с большим жизненным опытом. Поэтому даже если вы не совсем согласны с ним, то говорить об этом надо корректно(тем более существует такой вид ошибок, как этические).
Предлагаю вам несколько вариантов того, как можно, не обидев автора, выразить своё мнение.
- Может быть вы полностью согласны. Как в таком случае сказать об этом?(Я полностью согласен с В.Астафьевым. Мысли автора близки мне.)
Запишите своё мнение в картах
ПРОЧИТАЕМ ВСЮ ВАШУ РАБОТУ.
ОЦЕНИТЕ свою работу на уроке. Поставьте оценку себе в технологических картах.
Помним, что это не вся работа. В ней должны быть аргументы, подобранные вами, и выводы. Эту работу вы обязательно продолжите со своим учениками.
А пока сделаем выводы по уроку:
- Что обязательно должно быть в сочинении? Вот он, алгоритм написания.. Он есть у вас на цветных листах.
- Что показалось вам особо сложным?
- Чему вы научились на уроке?
А теперь я хочу задать вопросы не ученикам, а коллегам и прежде всего поблагодарить за плодотворную работу.
- Что показалось вам интересным?
- На что предлагаете обратить внимание?
13PAGE 15
13PAGE 14115