М.Е. Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» () описал много персонажей, которые хотя и поражали своими странностями, но управляли городом Глуповым.
Угрюм Бурчеев — один из самых запоминающихся персонажей. Многие историки считают, что этот образ был списан с такой исторической личности, как Алексей Андреевич Аракчеев (фаворит Александра Первого).
Сравнение наблюдается во многих аспектах — в создании военных поселений, масштабности реформ и мании величия. Также созвучны фамилии Аракчеев и Бурчеев.
Внешность Угрюма Бурчеева не была очень привлекательной. Неулыбчивое лицо, губы тонкие и бледные, узкие плечи. Видимо он пытался компенсировать свою неполноценность тем, что создавал военные поселения и уничтожал там чужие невинные жизни.
Градоначальник не считал эмоции важной частью жизни человека, поэтому редко их проявлял. С ним было невозможно спорить, поэтому все его приказы должны были исполняться без разговоров. Например, он захотел снести город и построить новый, избавиться от реки.
Кроме того, этот персонаж не использовал жизненные удобства, кровать и подушку, а ложился на землю, клал под голову камень и засыпал. Это говорит о его неадекватном восприятии мира. По городу даже ходили слухи, что градоначальник не даёт выходить из дома членам своей семьи, заключил их в подземелье и иногда ходил кормил.
В конце концов жители города решили, что Угрюм Бурчеев был не жестоким лидером, который понимал, что делает, а просто идиотом. Даже не страшным.
Автор произведения с помощью этого образа хотел показать, какими могут быть люди, которые не о чём не думают, кроме себя. У таких людей отсутствуют базовые ценности, они не способны сострадать и чувствовать радость.
Я думаю, что в данном произведении показан пример плохого руководителя. Приход таких людей в элиту общества самое худшее, что может случиться с человечеством. Ведь каждый, кто обладает властью, должен понимать, что несёт ответственность за других людей.
Таким образом, такие властолюбивые люди как Угрюм Бурчеев никогда не будут действовать во имя всеобщего блага и не принесут пользы окружающим. Только ухудшат жизнь населения планами и приказами, будут использовать жестокие методы в управлении, вводить единственную общеобязательную идеологию, и всё это только для того, чтобы самоутвердиться. Человек не будет настоящим, нравственным, если не будет испытывать чувства и эмоции.
Маленького человека в современной жизни. : тema «маленького человека» ...
... современном мире все чаще выбирают последнее. Да, человек создан для счастья, по словам Короленко, как птица для полета. И даже самый «маленький человек». ... одной стороны, это «комплекс неполноценности», «образ маленького человека», «Я-концепция». С другой, - ... собственное лицо. Проблема гоголевского персонажа, потерявшего нос, кажется по ... сомнениями, ищем идеал в жизни, разочаровываемся, обращаемся к ...
2 вариант
М.Е. Салтыков — Щедрин в своем романе «История одного города» создал очень запоминающийся образ героя-градоначальника Угрюм-Бурчеева. Литературоведы обратили внимание на его схожесть с графом Аракчеевым. Да и созвучность их фамилий, намекает на описанную автором пародию.
Свою должность получил благодаря преданности своему начальнику, отрубив ради него палец.
Угрюм-Бурчеев не обладает привлекательной внешностью. Он среднего роста, лицо как будто деревянное, на нем редко можно увидеть улыбку, да и вообще какие либо эмоции, глаза серого цвета, губы тонкие и бледные.
Градоначальник непреклонен и недалёк, автор говорит о нем «твёрдой души прохвост», «мрачный идиот». Он видит только то, что находится у него под носом.
Угрюм-Бурчеев строит грандиозные планы, намерен разрушить существующий город и создать Непреклонск, который больше будет походить на казарму. Но воплощая свои бредовые идеи в жизнь, он только разрушает город. А еще он верит в свою способность противостоять силам природы, пытается остановить течение реки, но стихия дает колоссальный отпор и это очень символично. Его идеи, принудительно навязанные окружающим, сумбурны и бессмысленны, они не несут никакой пользы людям.
Он жестокий, злобный и пустой человек. Болезненно любит власть и это подавляет в нем человеческие качества.
Его внутренний мир странен, можно сказать, даже не здоров. Он спит на голом полу, а вместо подушки использует камень. Ест только сырое лошадиное мясо. Его семья все время находится в подземелье и получает скудную еду в очень маленьких количествах только по ночам. После того как он исчез, в подвале были обнаружены непонятные существа, которые кусались и бросались на людей.
У Угрюм-Бурчеева образ самодура и тирана с достаточно узким кругозором. Высоким интеллектом он тоже не отличается. А грубые и насильственные методы управления еще больше подчеркивают его бесполезность и малодушие. Часами мог маршировать абсолютно один, сам себе, подавая команды.
Имел пристрастие к прямолинейности и мечтал, чтобы его город состоял только из прямых линий.
В итоге, созданный им город Непреклонск, не оправдывает надежд градоначальника, жители категорично настроены против него, их гнев и недовольство порождают нечто, которое уничтожает его.
Автор произведения значительно преувеличивает все в Угрюм-Бурчееве и этим стремится показать истинное лицо самодержавия.
Образ 3
В романе “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина повествуется о городе с очень характерным названием Глупов. Необычные и странные вещи, происходящие в городе, неординарные горожане и не менее чудаковатые правители Глупова, подтверждают его название.
Стилистические особенности имен собственных в произведении Салтыкова-Щедрина ...
... образовании этих имен. В именах собственных простых горожан Салтыков-Щедрин использует суффиксы: к, ушк, юшк, ашк, ... контекстах. Структура работы Глава I. Структурно-семантический анализ антропонимов в произведении -Щедрина «История одного города» § 1. ... у Салтыкова-Щедрина – наполняется сатирическим содержанием, например, Перехват-Залихватский, Урус-Кугуш-Кильдибаев, Угрюм-Бурчеев. Широко используемые ...
Градоначальники отличились каждый по-своему, постарались оставить о себе яркое воспоминание, и все они как один были глупцами.
Данное литературное творение поразительно тем, что его персонажи олицетворяют реальных государственных деятелей, проявивших свои сомнительные таланты по управлению Россией, в сложный период, отмеченный в истории, как Эпоха дворцовых переворотов.
Впечатляющим героем сатиры является Угрюм-Бурчеев. Этот амбициозный представитель власти, любитель грандиозных перестроек, прототип графа Аракчеева.
Внешне ничем не примечательный человек, сухощавый, невысокого роста, с лицом, не выражающим эмоций, впалыми серыми глазами, прямым носом, тонкими губами, и взглядом, демонстрирующим железную хватку. Приверженец сурового казарменного быта, он вел аскетический образ жизни. Спал на голой земле, в пищу употреблял сырую конину. Его одинокие маршировки часами на пролет, навязчивое желание все устроить прямолинейно, вызывают недоумение и наводят на мысль, что у человека нездоровое восприятие действительности.
Угрюм-Бурчеев держит в страхе не только своих близких, но и горожан. Жизнь глуповцев под управлением такого деспота уныла и безотрадна. А родных он вообще заточил в подвал. Несчастные потеряли человеческий облик, практически лишившись рассудка.
Приступив к обязанностям градоначальника, Угрюм-Бурчеев затевает масштабную стройку. У него грандиозные планы по изменению внешнего вида города и уничтожению реки. Глуповцы безропотно подчиняются, но раздражение горожан постепенно назревает. Да и природа протестует против подобного беспредела, разразившись неведомым катаклизмом, унесшим в неизвестность Угрюм-Бурчеева.
Несмотря на беспросветную глупость, жители города все-таки не смогли смириться с тем, что преобразования нового главы привели к разрушению их города. Авыстроенный на новом месте с другим названием Непреклонск очень уж походил на тюрьму нежели на уютное место, где можно счастливо зажить.
Автор острой сатирой обличает эгоцентризм и деспотизм правящей элиты, их недальновидность и жестокость способствующих приближению катастрофы. Просматривается явное негодование писателя в отношении кротости и бессловесной уступчивости горожан. Ведь не может не возмутить подчинение местного населения жестокому идиоту.
Образы, созданные автором в этом сатирическом фарсе скорее попытка обличить существующий крепостнический строй и деспотизм царивший в военных кругах.