Сравнительная характеристика городничего и Хлестакова
Главными героями комедии Гоголя «Ревизор» являются городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский и Иван Хлестаков, которого по ошибке принимают за ревизора. Эти герои очень похожи, но также имеют и принципиальные отличии.
Городничий — опытный служащий. Он руководит городом уже около 30 лет. Хлестаков — молодой чиновник, который не уделяет много времени службе. Антон Сквозник-Дмухановский мечтает получить чин генерала и всячески пытается это сделать, а Хлестаков не интересуется государственной службой. Ему больше нравится весело проводить время: играть в карты, выпивать, встречаться с женщинами. Городничий также любит играть в карты, но не отдает этому весь приоритет.
Хлестаков — человек глупый, но его воспитание, образованность позволяют ему выглядеть важно в глазах жителей города N. Городничий не может похвастаться таким умением. Он часто может сказать такую фразу, которую не принято говорить в светском обществе.
Хлестаков большое внимание уделяет своему внешнему виду. Он красиво наряжается, ухаживает за прической. Автор не уделяет внимание портрету Городничего. Можно сделать вывод, что для Антона Сквозник-Дмухановского наряды не являются приоритетными.
Городничий — человек нечестный. Его не волнует благополучие его граждан, поэтому он «отмывает» деньги, которые даются на строительство и благоустройство города. Городничий берет взятки сам и разрешает это другим чиновникам, но может возмутиться тем, что они взяли слишком много. Это говорит о том, что Антон Сквозник-Дмухановский — человек подлый. Хлестаков — тоже не идеальная личность, но он безобиден. Он любит приукрасить события и описания своей жизни, но его ложь не приносит зла другим. Он делает это, чтобы похвастаться, а не разбогатеть. Это и отличает Хлестакова от Городничего.
В конце произведения Хлестаков настолько сильно подружился с Городничем, что хотел жениться на его дочери. Для Антона Сквозник-Дмухановского, это, бесспорно, была бы большая удача, будь Хлестаков настоящим ревизором. Но он был всего лишь юным мальчишкой, который не придавал значения своим словам и иногда даже не думал над своими высказываниями. А вот Городничий продумывал каждый свой шаг, чтобы не ошибиться и не попасться. Это говорит о его своеобразной сообразительности, уме.
Хлестаков и Городничий — это два образа из комедии «Ревизор», которые непосредственно взаимодействуют друг с другом.
Образ Хлестакова
Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:
ОБРАЗ ХЛЕСТАКОВА (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
... этой странице искали : сочинение на тему образ хлестакова в комедии н в гоголя ревизор сочинение на тему характеристика хлестакова сочинение образ хлестакова сочинение на тему хлестаков сочинение о хлестакове Сохрани к себе на ... городничего просто обескуражило Хлестакова. Он вспоминает свои прегрешения и боится в этот момент единственного — попасть в тюрьму: «Нет, не хочу! Я знаю, что значит быть ...
- «…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;
- несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»
Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.
«…Ах, какой приятный!»
Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.
«Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»
Что роднит городничего и Хлестакова?
Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой.
Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить» проверяющего — с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе.
Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их. В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!
Разнесет по всему свету историю». Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков — совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего. Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации.
Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи — стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Зато с вышестоящими Антон Антонович — сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен.
То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом или трактирным слугой .
И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке». Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты.
Комическое в комедии ревизор. Самый комический эпизод в ревизоре
... говорит Хлестакову, что у него «больные, как мухи, выздоравливают». Новаторство Гоголя-драматурга выразилось в том, что он соединил в «Ревизоре» два традиционных вида комедии: комедию положений и комедию характеров. В комедии характеров комическое основывается ...
И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? — потому что, случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь». Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» — все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом.
Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение. Однако оба героя обманываются в своих надеждах — мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными. Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» — того зла, что царит в стране.
Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.
Образы Хлестакова и чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» , Хлестаков
является главным героем комедии «
Ревизор
». Гоголь даёт ему такую характеристику в описании героев:
Это молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Образ чистосердечия и чистоты. Одет по моде.
Хлестаков
- мелкий чиновник, человек ничтожный. Его не уважает даже его слуга Осип, может оттаскать за вихры отец.
Хлестаков
беден, но не способен работать так, чтобы обеспечить себе хоть мало-мальски приличное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя.
Хлестакову
так легко и непринуждённо чувствовать себя лицом значительным.
Хлестаков
далёк от всего того, о чем он взахлёб вещает. Он не может представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведёт себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же
Хлестаков
, но счастливее, удачливее, ухвативший свой случай.
Хлестаков
был поумнее, сразу понял заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, конечно же, провалился бы. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы опытного городничего. Он бы нашёл слабое место в заранее подготовленной выдумке. Городничий не мог предположить в
Хлестакове
чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.
Цитаты к образу хлестакова из ревизора. «образ хлестакова ...
... У каждого персонажа комедии есть своя хлестаковщина: у размечтавшегося Городничего, Шпекина, в характере Осипа. Мы встречаемся с Хлестаковым сразу, в Замечаниях для господ актеров: Хлестаков, молодой человек лет 23- ... выиграет. Одет по моде". Один из главных героев пьесы - мнимый ревизор Хлестаков, как личность он безлик. На самом деле Хлестаков мелкий чиновник, человек ничтожный, его почти никто не ...
Хлестаков
откровенно глуп и лишён даже практической сметки, и это одна из его основных черт. В каждый данный момент он ведёт себя так, как “
получается
”. Его не кормили в гостинице, ему угрожал арест — и он буквально умолял слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. Он уже вошёл в роль важного господина. “
Ну, хозяин, хозяин… Я плевал на твоего хозяина
!”
Хлестакова
- гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл и значение этого образа в том, что он представляет собой прочное единство “значительности” и ничтожества, огромных претензий и внутренней пустоты.
Хлестаков
- это объединение черт эпохи в одном человеке.
Чиновники в пьесе – это люди типичные для своего времени, и в то же время они индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором. У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казённые деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху.
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
: Начальник уездного города. Всегда берёт взятки и уверен, что «
взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка
».
Антон Антонович
не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Городничий – уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Он уверен, взятки – это не преступление. Он берет и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки.
Судья Аммос
Фёдорович Ляпкин-Тяпкин
: Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому что за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг.
Ляпкин-Тяпкин
пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «
сам Соломон не разрешит»,
что в них правда, а что неправда. Судья берет взятки «
борзыми щенками
», уверяя, что «
это совсем иное дело
».
Артемий Филиппович Земляника
: В больницах царит грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, а повара готовят в грязных колпаках.
Земляника
уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, лечением их, потому как «
человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет
».
Артемию Филипповичу
совершенно безразлично здоровье пациентов.
Иван Кузьмич Шпекин
: Любит открывать и читать чужие письма, чтобы узнать, что есть нового на свете, а иногда даже особо понравившиеся письма оставляет у себя.
Лука Лукич Хлопов:
Он очень трусливый человек: до смерти запуган тем, что его могут обвинить в вольнодумстве.
Хлестакова
- Они тоже уверены, что все дело в случае: повезло — и у тебя хорошая должность, чины, деньги, почёт. Ни труда, ни ума, ни старания не требуется. Надо лишь помочь случаю: кого-то подсидеть, донести, оболгать.
Эти люди типичны для своего времени. Давая взятки « ревизору
», они уверены, что он хитрый и умный человек: не грубо требует взятку, а под благовидным предлогом просит «взаймы», а это в их глазах не преступление.
Земляника
ещё успевает и донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. Они шумно поздравляют
Городничего
с успехом, про себя завидуя ему. А потом злорадствуют, читая письмо
Хлестакова:
каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе.
Хлестаков
- Таков авторский замысел. Потому
Хлестаков
и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Мечты у всех приблизительно одни: получить чин, большое жалование, уехать в столицу. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах.
Вся администрация города живёт по одному принципу — брать; ограничение одно — брать по чину; да и то не очень соблюдается. С этим взглядом на службу все так сжились, что он является самым обыкновенным и привычным. А иначе в их понимании и быть не может.
Люди с очень узким кругозором, живущие в глуши, обладающие известною властью, привыкают распоряжаться добром казённым и обывательским, как своим собственным. Бесконтрольная вседозволенность зашла так далеко, что уже без взяток и злоупотреблений они неспособны к тем обязанностям, которые номинально исполняют.
Высмеивая продажность, жадность, глупость, легкомыслие своих героев, Гоголь писал: « Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ея. Это честное, благородное лицо был — смех. … Который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека. Презренное и ничтожное, мимо которого он равнодушно проходит всякий день, не возросло бы перед ним в такой страшной, почти карикатурной силе, и он не вскрикнул бы, содрогаясь: «неужели есть такие люди?»
Хлестаков в доме Городничего
Хлестаков в доме Городничего
В доме городничего его жена Анна Андреевна и дочь Марья Антоновна стоят у окна и ждут, когда приедет чиновник из Петербурга. Вместо него появляется Добчинский, рассказывает дамам о Хлестакове и передает записку от городничего, чтобы приготовил и для приезжего комнату и самый лучший обед. Дамы идут наряжаться. Появляется Осип с хозяйским багажом.
Приезжают после осмотра города Сквозник-Дмухановский, Хлестаков и чиновники. В больнице, которую осматривали в числе прочих заведений, гостя накормили отличным завтраком, и он очень доволен. Его представляют дамам. Хлестаков начинает плести о своей роскошной жизни в Петербурге, рассказывает о волшебном супе, что доставляют ему прямо из Парижа. об арбузе за семьсот рублей и тому подобном. Договаривается до того, что он писатель, с Пушкиным на короткой ноге, запросто ездит во дворец к царю, который с ним советуется по государственным делам, и скоро его произведу в фельдмаршалы. Все поражены и напуганы. Городничий с почтением уводит гостя в другую комнату отдохнуть. Чиновники уезжают, дамы, которым Хлестаков очень понравился, делятся впечатлениями. Появляется Осип, его начинают расспрашивать о хозяине. Слуга говорит так туманно, что Сквозник-Дмухановский еще больше пугается и дает ему денег.
Разоблачение
Это письмо Хлестакова Тряпичкину, из которого явствует, что молодой человек совсем не ревизор. Более того, Хлестаков пишет обо всех чиновниках, давая им язвительные характеристики. Сквозник — Дмухановский в шоке. Чиновники сетуют на то, что отдали проходимцу так много денег, и начинают искать виновного. Вспоминают, что все началось с рассказа Добчинского и Бобчинского. Тут входит жандарм и докладывает, что прибывший из Петербурга чиновник требует Городничего сей же час к себе в гостиницу. Немая сцена.
3.3 / 5. 4
Общие и различные черты характера
Мужчины – представители мира чиновников. Они впитали в себя все отрицательные качества людей из этого мира. Тщеславие, корыстность, мошенничество и взяточничество – это самые яркие приметы героев. Чиновники живут на обмане. Такие люди легко становятся «лакеями» в нужных ситуациях. Они знают, кому понравиться, где нагнуться, когда улыбнуться. Сопоставительная таблица помогает провести сравнение:
Высокомерие | Городничий не считает жителей за людей. Для него они все слуги. Причем городничему без разницы, кто перед ним трактирщик или судья. Мелкий чиновник для него – «эдакая крыса». | Хлестаков заигравшись в ревизора выгоняет горожан, не желая вникать в их просьбы. Его интересует только сумма денег, которые они ему дают. |
Трусость | Сквозник-Дмухановский пугается Хлестакова, принимает наглость за статус смелого ревизора. | Иван Александрович боится тюрьмы, наказания, ужасных условий жизни. |
Угодливость | Городничий готов угождать ради сохранения своего положения в городе. Он становится угодливым перед Хлестаковым, умело дает взятку – «ввертывает» большую сумму денег. | Хлестакову безразлично перед кем лицемерить, лишь бы это было выгодно ему. |
Два героя типичны для любых веков. Хлестаковых и городничих много среди наших современников. Они меняют облик, занятия, но остаются лгунами и обманщиками чиновничьего мира.
Написать сочинение «Характеристика городничего и Хлестакова» можно не только основываясь на материале комедии. Описание может выйти далеко за пределы текста.
Хлестаков и городничий сочинение
Главными действующими лицами комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», без сомнения, являются городничий и Хлестаков. В произведении эти герои выступают как противники. Городничий принимает Хлестакова за ревизора, присланного в их уездный город с проверкой. Задача Сквозник-Дмухановского заключается в том, чтобы скрыть от Хлестакова «следы своей деятельности», ведь дела в городе идут из вон рук плохо. В городе царит взяточничество, воровство, коррупция, произвол. Антон Антонович это прекрасно знает, поэтому делает все, чтобы «подмаслить»
проверяющего — с помощью взяток заставить его закрыть глаза на все нарушения в городе. Хлестаков, в свою очередь, поначалу боится городничего, потому что считает, что тот отправит его в тюрьму за неуплату долгов в гостинице. А позже, поняв, за кого его принимают, герой начинает пользоваться щедростью городничего и чиновников, обманывать их. В финале комедии «борьба» городничего и Хлестакова достигает своего пика: «Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю». Кажется, что Сквозник-Дмухановский и Хлестаков — совершенно разные люди. Однако, если присмотреться, внимательно, они имеют много общего. Оба героя прекрасно умеют приспосабливаться к ситуации. Так, Сквозник-Дмухановский свысока относится к своим подчиненным, с ними он часто груб и несправедлив: «Чш! экие косолапые медведи — стучат сапогами! Так и валится, как будто сорок пуд сбрасывает кто-нибудь с телеги! Где вас черт таскает?» Зато с вышестоящими Антон Антонович — сама любезность и внимательность. Приняв за ревизора Хлестакова, Сквозник-Дмухановский с ним очень вежлив, угодлив. Он старается во всем угодить Ивану Александровичу, предугадать его малейшее желание, лишь бы «ревизор» остался доволен. То же и Хлестаков. Вспомним, как он обращается со своим слугой Осипом («А, опять валялся на кровати?) или трактирным слугой («Ну, хозяин, хозяин. Я плевать на твоего хозяина! Что там такое?»).
И совсем по-другому герой разговаривает с городничим: «Напротив, извольте, я с удовольствием. Мне гораздо приятнее в приватном доме, чем в этом кабаке». Кроме того, и Антон Антонович, и Хлестаков не гнушаются брать взятки, обманывать. Так, Иван Александрович взял деньги у всех чиновников, выпросил, якобы взаймы, огромную сумму денег, зная, что не вернет ее. А о том, что городничий берет взятки с жителей города и своих подчиненных, мы узнаем еще в самом начале комедии: «… за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки. » Но и у этих, казалось бы, совершенно аморальных людей, есть свои потаенные мечты. И они связаны с их высоким положением в обществе. Оказывается, городничий мечтает стать генералом, обладать всеми генеральскими привилегиями, пользоваться уважением и славой: «Ведь почему хочется быть генералом? — потому что, случится, поедешь куда-нибудь — фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь». Хлестаков также мечтает быть «птицей высокого полета» — все его «враки» чиновникам и семье городничего говорят именно об этом. Герой грезит быть кем-то значимым, заслуживающим уважение, всеобщее почитание и благоговение. Однако оба героя обманываются в своих надеждах — мы понимаем, что им никогда не получить того, о чем они грезят. Мечты Хлестакова и городничего оказываются разбитыми и неисполненными. Таким образом, обоих героев комедии «Ревизор» объединяет то, что они являются «людьми системы» — того зла, что царит в стране. Гоголь показывает, как эта аморальная и антидуховная система уродует людей, превращает их в ничтожества, способные на любую низость. Эта система убивает в людях душу, делая их глубоко несчастными.
В помощь ученикам
Если в сочинении нет ответа на вопрос темы, это значит, что вы не понимаете, о чём вас спрашивают, и сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки.
Выделяем сцены, которые лягут в основу сочинения:
- Замечания для господ актёров
- Действие I, явления III — V
- Действие II, явления VIII — X
- Действие III, явления V — VI
- Действие V, явление I
Возможный план сочинения
- Вступление . Хлестаков и городничий – персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
- Основная часть. Что общего в характерах Хлестакова и городничего? На первый взгляд совершенно разные персонажи (возраст, положение в чиновничьей иерархии, опыт одного и легкомысленность другого).
- Страх, который испытывают герои (II действие), вызван разными причинами, но состояние героев одинаковое: они боятся.
- Убогие жизненные идеалы юного «елистратишки» и убелённого сединами городничего: мечты Хлестакова, проявившиеся в его вранье, которое достигает гиперболических размеров (III действие): о первом доме в Петербурге, о лёгкой жизни, о знакомствах с известными людьми, о большом чине и подобострастии по отношению к нему других людей.
- надежды на жизнь в Петербурге городничего и его жены (V действие), похожие на враньё Хлестакова: для городничего и его жены Петербург – это символ богатства, тщеславия, всяческих почестей и удовольствий.
- Заключение. Хлестаковщина как жизненное явление.
-
Вариант 2
Н.В. Гоголь в своем произведении «Ревизор» описывает общество девятнадцатого века и его недостатки. Главная мысль была позаимствована Гоголем из правдивого рассказа Пушкина. Но даже не зная этот факт, герои кажутся реальными. Хлестаков — одно из действующих лиц в пьесе Гоголя. Он и помогает раскрыть все проблемы города, с него начинается все действие. Приезд Хлестакова — одно из важнейших событий для города и его жителей. Сам по себе Хлестаков занимает маленькую должность, но по сюжету пьесы его путают с ревизором, которого так ждут. Такая ошибка оборачивается для жителей огромными проблемами, ведь данный случай раскрывает сущность служащих, народа.
Хлестаков Иван Александрович тоже не идеален, Гоголь заложил в него много отрицательных качеств, взятых главным образом у молодежи девятнадцатого века. Но только искренность отличает Хлестакова от всех остальных героев.
Город, в который приезжает Хлестаков, находится далеко от столицы, но, несмотря на это, общество ничем не отличается, имеет те же проблемы. В пьесе большое внимание уделено проблеме подчинения чиновникам в России. Хлестаков, поняв ошибку чиновников города, начинает злоупотреблять своим положением, благодаря этому и можно наблюдать, как чиновники невежественны, порочны, глупы, делают все для своей выгоды и обманывают народ. Иван Александрович не говорит о своей настоящей должности, только после его отбытия и приезда настоящего ревизора чиновники понимают свои ошибки, в первый раз задумываются о своих действиях и желаниях. Ведь до этого момента только они позволяли себе лгать народу, воровать деньги из казны, злоупотреблять своим положением, а Хлестаков сам смог обмануть большинство чиновников города, поиздеваться над ними и высмеять их недостатки.
Данный случай потряс весь город, но ненадолго. Гоголь показывает, что урок Хлестакова только на мгновение заставляет задуматься этих людей, спустя время чиновники продолжат также себя вести, неуважительно относиться к другим. Их положение в системе не доказывает их ум, знания, лишь подтверждает их наглость, беззаботность, желание возвысить себя, получить как можно больше денег нечестным путем.
Гоголь много раз писал, что в его произведениях на первом месте — смех и сатира, что именно они учат людей, ясно показывают все ошибки. Так и в пьесе «Ревизор» Хлестаков с помощью смеха ставит чиновников города в удручающее положение.
Другие сочинения: ← Образ дороги в Мертвых душах↑ ГогольГерои поэмы Мертвые души →