Герой пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин» и герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» при сравнении имеют множество схожих черт характера и образа жизни.
Оба персонажа примерно одного возраста, оба родились в Петербурге и воспитывались в роскоши. Онегин и Печорин владеют деньгами, которые позволяют им получать удовольствия. Однако они быстро надоедают им. Пушкинский и лермонтовский герои ощущают скуку в обществе, чем и отличаются от других дворян.
Схожесть Печорина и Онегина также заключается в том, что оба они могли обольщать женщин. Но и женщины героям быстро прискучили, хотя оба уделяли им большое внимание. Для Григория и Евгения была важна свобода, поэтому они не хотели связывать свою жизнь с женщинами. Характер Печорина и Онегина проявил схожесть даже в некоторых поступках: сцена отказа Печориным в чувствах княжны Мери напоминает объяснение Онегина с Татьяной Лариной. А встреча Печорина с Верой на Кавказе, которая возродила чувства героя, похожа на встречу Онегина с Татьяной в Петербурге.
Ни Печорин, ни Онегин не имели настоящих друзей, потому что они не умели ценить других людей. Евгений Онегин имеет друга Владимира Ленского, которого убивает на дуэли. Печорин убивает Грушницкого, которого не любил с самого начала, но с которым общался как с другом. Печорин равнодушно отнесся к встрече со своим старым другом Максимом Максимычем.
По природе своей персонажи романов А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова были эгоистами, что приводит их к несчастной жизни. Они не могут найти себя в жизни. Печорин и Онегин не поняты своей средой, они являются людьми «лишними». Эти два персонажа были одиноки в толпе.
Печорин и Онегин действительно похожи друг на друга, именно поэтому В. Г. Белинский называет центрального персонажа романа «Герой нашего времени» «Онегиным нашего времени».
Пушкин а. с. — Евгений онегин и александр пушкин (стр. 1 из 2)
Страстей игру мы знали оба;
- Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Он был гением, великим человеком, писателем с большой буквы. Его произведения бессмертны, его имя — вечно. Он прожил бурную жизнь, полную печали и радости, смеха и слез, поэзии и прозы. Он оставил потомкам огромное количество произведений, в которые вложил душу. Его имя — А.С. Пушкин.
В чем трагедия печорина? (по роману лермонтова «герой нашего времени»)
... 0-1935 Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина?» Пропустить и перейти к содержимому Сочинение представляет собой анализ взаимосвязи характера и судьбы главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего ... К примеру, Печорин ищет опасных приключений в повести “Тамань”, из-за чего страдают “мирные контрабандисты”, налаженную жизнь которых он разрушает. В повести “Бэла” наш герой рушит жизнь Бэлы, ...
Его знает каждый ребенок. Но знает поверхностно. Полностью же его можно узнать, только прочитав “Онегина” — бесценное произведение, которым всегда гордился русский народ. В этом “в высшей степени народном произведении”, как назвал роман великий критик В.Г. Белинский, Пушкин предстает перед читателем таким, каким был на самом деле. Он описывает себя откровенно, не скрывая своих недостатков, но и не стесняясь показывать свои достоинства. Но все познается в сравнении. И на первый взгляд незаметно, что Пушкин на протяжении всей поэмы сравнивает себя с Онегиным. В чем-то они очень похожи, в чем-то совершенно разные.
И автор, и герой, воспитанные в благородных семьях, получившие хорошее образование, в молодости вели разгульный образ жизни: обожали балы, вечеринки, женщин. В них кипела кровь, страсть. Они оба разбивали сердца и оставляли надежды, говорили слова любви и ревновали, возвращались и уходили навсегда. Но этот бурный образ жизни оказался невечным. Пушкин и Онегин как будто оба повзрослели. Им стали безразличны балы и даже те кокетки, от которых раньше они были без ума.
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей…
После такого переломного момента в судьбе очень важно найти себя, найти то, чему посвятить оставшуюся жизнь. Пушкин это понял. Он начал писать великолепные произведения, тем самым обеспечив себе вечную жизнь и долгую память. А что Онегин? Он так и не смог найти себе занятие по душе, не смог самоутвердиться, научиться приносить пользу людям, как тот, кто его создал. Онегин обрек себя на душевную погибель, на вечные муки.
Еще одной общей чертой для Онегина и Пушкина была огромная любовь к свободе и путешествиям. Им хотелось дышать полной грудью. Для героя и для создателя были невыносимы те оковы, которые на них надело светское общество, не понимающее, что такое настоящая жизнь. В кругу этих людей царили интриги, жестокость и ненависть. Стоило сделать один неправильный шаг — и ты враг народа. Сплетни погубили Ленского (именно из-за боязни сплетен Ленский не отступил в последний момент перед дуэлью), они душили Онегина и не давали спокойно жить Пушкину.
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Да, Пушкин и Онегин похожи. Это лишний раз подтверждает их любовь к Татьяне. Пушкин любил в ней тот идеал женщины, который создал сам. Для Онегина же Татьяна была тем человеком, без которого он не мог жить. Он нашел ее и сразу же потерял. Он не знал, что, отвергая Татьяну, плюет в колодец, из которого ему еще не раз придется напиться. Он не знал, что тогда, когда у него откроются глаза на то прекрасное, что было в этой женщине, будет уже поздно. И опять Пушкин оказался умней. Он-то сразу оценил Татьяну по достоинству, ценил ее и дорожил ей.
“Евгений Онегин” — своеобразная пушкинская биография. В этом романе — его душа, мысли и чувства. В нем он создал себе подобного — человека, судьба которого будет волновать еще не одно поколение и через которого можно лучше узнать того гения, чьи произведения бессмертны и чье имя вечно… Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.
Жизнь и судьба Евгения Онегина (по роману А. С. Пушкина). Жизнь ...
... многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка. Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере ... посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, которую он сам осознаёт как совершенно искусственную. Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светско ...
Образ автора в романе создают лирические отступления. Если прочесть повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал об Евгении, что он “добрый мой приятель”. Пушкин о себе и об Онегине пишет:
- Страстей игру мы знали оба;
- Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится “резкий, охлажденный ум” Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”. Обобщая, Пушкин пишет: “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть”. Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это “наука страсти нежной”, у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Пушкин сочувствует Татьяне, он пишет: “Я так люблю Татьяну милую мою”. Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины/ которая “от небес одарена воображением мятежным, умом и во лею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным”. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России. Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем.
Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все его уважение к своему герою. Прочитав и проанализировав роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, можно с уверенностью сказать, что сам автор и его герой очень похожи между собой. Пушкин создает Онегина на основе своей жизни, слегка переделывая ее.
Их сходство было в том, что оба были выходцами из одного сословия, получили одинаковое воспитание, хорошее образование. И Пушкина, и Онегина воспитывали гувернеры, оба в совершенстве знали французский язык. Они любили женщин и женские ножки. Не только эти факты их сроднили, а еще и то, что умом и духом они были одинаковы. Оба — передовые люди.
Я был озлоблен, он угрюм;
- Страстей игру мы знали оба;
- Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас…
В этих строках мы видим сходство автора и его героя. Еще Пушкин пишет такие строки:
- .я сердечно
Люблю героя моего…
Онегин, добрый мой приятель…
Эти строки доказывают нам то, что автор любит и уважает Онегина.
Несмотря на это явное сходство, есть еще и заметное отличие между ними. Различие их в том, что Пушкин — поэт, а Онегин “не мог ямба от хорея отличить”. Даже “деревня, где скучал Евгений…” очень нравится Пушкину, он говорит, что “деревня была прелестный уголок…”. Онегину “в глуши, в деревне все скучно”, а автор говорит:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины…
Этим сравнением Пушкин все-таки пытается “отделить” себя от Онегина. На протяжении всего романа автор сравнивает взгляды свои и Онегина. Да, в произведении автор и его герой — друзья, но очень большая пропасть их разделяет. Мы видим, как Пушкин с его горячей, жизнелюбивой натурой всей душой отрицает холодность и равнодушие Онегина. Автор понимает, что такой холодностью заразило Онегина светское общество, однако Пушкин — тоже выходец из той же среды, но разве ослаб его дух, разве остыло его сердце?
Противоположность характеров проявляется не только в отношении к жизни, но и в отношении к людям. Для Пушкина Татьяна — милый, “верный идеал”, а Онегин считает ее не более чем “наивной девочкой”. В ответ на свое трепетное признание в любви Татьяна слышит от “черствого” Онегина лишь 10
проповедь и ничего другого. Автор же не перестает говорить нам:
…я так люблю Татьяну милую мою!
Только в конце романа Евгений понимает, что любит Татьяну Ларину, что очень ошибался. На его признание она говорит:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
- Я буду век ему верна.
Онегин был потрясен ее словами.
Произведение А.С. Пушкина “Евгений Онегин” мне очень понравилось. Этот великий поэт давно ушел от нас, но до сих пор его поэзия волнует сердца многих людей. Роман “Евгений Онегин” занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.
Главное действующее лицо романа — молодой помещик Евгений Онегин — показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Не так легко установить даже, как относится к нему сам автор. Тон рассказа о нем у Пушкина почти до самого конца романа иронический. Может быть, потому, что автор рассказывает и про себя. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже в эпиграфе к роману Пушкин выражает сомнение в справедливости того чувства превосходства, с которым Онегин относился к окружающим. Этот тон сохранялся почти до конца романа. И в то же время мы узнаем в первой главе, что сам Пушкин подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты”, что он проводил с Онегиным ночи на набережной Невы, вспоминая свою юность, прежнюю любовь, слушая пение гребцов плывущей по реке лодки… Приведя в восьмой главе резко недоброжелательные отзывы об Онегине какого-то светского его знакомого, поэт решительно вступается за своего героя, подчеркивает его пылкую и неосторожную душу, его ум и почти отождествляет его с собой, когда говорит: “Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли ей всечасно, что обманула нас она…”.
Такая противоречивость в характеристике Онегина делает его образ более жизненным: Онегин — не положительный герой, но и не отрицательный. В то же время это заставляет читателя активнее, без подсказки автора — и поэтому внимательнее и глубже — самому разбираться в характере героя романа и в оценке его действий.
Наконец, нужно иметь в виду и то, что характер Онегина не остается неизменным. Под влиянием событий, описанных Пушкиным в романе, в нем происходят значительные изменения, и в восьмой, последней, главе романа Онегин уже совсем не тот, каким мы его видели в шести главах. Ведь у автора в последние годы жизни также происходили многочисленные изменения. Автор во всем романе находится вместе с Онегиным: он переживает вместе с ним, старается его иногда осудить, иногда понять. Они как одно целое. Пушкин за все время, что писал роман “Евгений Онегин”, привык к нему:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Неудивительно, что, окончив роман, поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига — создания первого русского реалистического романа — испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него, Как поденщик, кончивший свою работу и не имеющий новой. Ведь целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе.
Различия
Несмотря на то, что между Печориным и Онегиным много сходств, они имеют главное отличие: отношение к собственной жизни. Евгений Онегин скучает, но не ищет себя в жизни, он не видит истинных причин своего поведения. Григорий Печорин же постоянно подчеркивает то, что он является эгоистичной натурой, которая живет лишь для себя. Он понимает, почему он не может найти счастья с женщинами, почему не может найти свое место в жизни. Однако он, в отличие от Евгения Онегина, пытается найти новые увлечения, которые смогли бы простое существование превратить в настоящую жизнь.
М. Ю. Лермонтов использует прием психологизма в своем романе «Герой нашего времени», читатель видит мысли и переживания главного героя. Основой излияний Печорина является его дневник. В «Евгении Онегине» отсутствуют дневниковые записи, но есть книги с замечаниями Онегина, которые находит Татьяна, однако читатель не может увидеть истинные мысли героя из этих карандашных набросков.
Пушкин и Онегин: различия
Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич о. Иначе они относятся к литературе — создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».
Таблица
Чтобы наиболее ярко показать общие и различные черты Печорина и Онегина, приведем таблицу.
Сходства | Печорин | Онегин |
Возраст | ||
Дворяне | ||
Богатые | ||
Представители светского общества | ||
Наскучило общество | ||
Наскучили женщины | ||
Неприятие брака | ||
Любовь к свободе | ||
Схожесть поступков | ||
Отсутствие настоящих друзей | ||
Одиночество в толпе | ||
«Лишние люди» | ||
Отличия | Понимает собственное «я» | Не задумывается о собственной жизни |
Ищет от жизни новых эмоций | Скучает | |
Пытается найти себя в жизни | Не старается найти свое место в жизни | |
Психологизм | Отсутствие психологизма |
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Онегина и Печорина», рассмотрит основные сходства и различия героев романа в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и сформулирует вывод в виде сопоставительной таблицы.
Пушкин и Онегин: сходство
И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему — наряду со светской бесцеремонностью — присущи утонченность и глубина чувств.
Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.