Сравнительный анализ писем Татьяны и Онегина
Главные герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проходят сложный путь нравственного прогресса. И письма Татьяны и Евгения как самостоятельные произведения очень полно раскрывают характер героев. Оба письма близки по смыслу – это признания в сильном чувстве. Они наполнены переживаниями, но очень по-разному выражают свои эмоции авторы писем.
Письмо Татьяны – это внезапный душевный порыв. Она пишет его спонтанно, не задумываясь о последствиях. Она любит и не в силах молчать, она должна поделиться, ей необходимо, чтобы он, ее возлюбленный, знал об этом. Девушка обнажает душу перед Онегиным, даже наверняка зная, что он будет ее презирать за откровенность. Она считает его своей судьбой и не допускает мысли о другом. Татьяна тешит себя мыслью о взаимности, но натыкается на черствость и холодность Онегина. Евгений же – утонченный эгоист, и не в силах оценить ее жертвенности. При встрече он указывает девушке на необходимость управлять своими чувствами и эмоциями.
Читая письмо Татьяны, видно, насколько чиста и невинна ее душа, как искренне девушка отдается своему чувству. Она не в силах скрывать свою любовь и ждет взаимности.
Онегин же в начале романа и на момент написания письма – как будто два разных человека. За время путешествия он стал более эмоциональным, ушли холодность и неприступность, появилась способность испытывать чувства. И тем не менее его эгоизм и тут берет верх. Евгений в письме упрекает Татьяну в холодности и неспособности понять его страданий от любви. Он выставляет себя жертвой обстоятельств, оправдывает себя, упоминая о дуэли и гибели Ленского, которая вроде как повлияла на их отношения.
Его письмо – это сожаление об отвергнутой им любви, которую он не в силах был оценить, это признание в своих ошибках. Он влюблен в Татьяну и желает взаимности. Но очарован он светской дамой, а не чистой наивной девушкой.
Евгений так и не постарался узнать Татьяну. Ему неведомо, что она все еще любит его. Он видит в ней светскую львицу, способную к злословию и даже насмешкам. Он так и не понял, что за маской — все та же Татьяна, искренняя и любящая. Евгений восхищается совершенством девушки, признается, что его терзают душевные муки. Это уже не тот самовлюбленный красавец, который легко отверг любовь Татьяны, теперь он одинок и несчастен.
Татьяна -милый идеал А.С.Пушкина
... «воспроизвел в лице Татьяны образ русской женщины». В начале XIX века в Европе зарождается романтизм. По его канонам женский идеал — поэтическая девушка. И такая девушка появляется в романе "Евгений Онегин". Татьяна Ларина — любимая ... мир ощущений и чувств, с особенною силою кипящих в молодой груди». И читатель чувствует эту поэзии так же, как и саму Татьяну. Татьяна для Пушкина не просто любимая ...
Несмотря на эмоциональность письма Онегина, искренности в нем нет, и чувствам его читатель не верит. Его письмо — как завершение их с Татьяной так и не сложившихся отношений.
Письмо Татьяны и письмо Онегина — краткий сравнительный анализ
Казалось бы, что здесь такого — герои романа пишут друг другу письма? Кажется, обыкновенное дело. Но это только на первый взгляд.
Письма эти, резко выделяясь из общего текста пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин», дают некоторые черты характеров героев, и даже сам автор исподволь выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что здесь уже нет строго организованной «онегинской строфы», здесь — полная свобода пушкинского стиха. Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через огромные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств:
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…
Уже в этих строках — вся Татьяна. Гордость ее, ее понятие о приличиях страдают от одного — ей приходится первой признаваться в любви мужчине. И в глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх и выплескивается:
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я …
Резкий, внезапный переход на «ты» — наверняка случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь — и в последующих строках — предельно раскрыта, абсолютно откровенна. Она излагает все полностью, ничего не скрывая, честно и прямо. И мы читаем такие, к примеру, строки:
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание … Онегин, с его светской негодной пресыщенностью, казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным — а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, .безнравственного в глазах света ( но не в ее собственных!), и пишет:
Кончаю! Страшно перечесть…
Стыдом и страхом замираю…
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю…
Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь — переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но — ни единого слова не исправила. Вот она — Татьяна Ларина, героиня романа.Онегин не таков.
Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его — разные люди. Письмо пишет «второй Онегин», изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности (пишет любовное письмо замужней даме!):
Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье,
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!..
Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит:
Любовь в жизни Онегина и Татьяны 9 класс (2)
... хочет сказать. Сочинение на тему любовь татьяны любовь онегина Любовь в понимании Онегина и Татьяны. (по А.С. Пушкину «Евгений Онегин») В своем сочинении я хочу разобраться и понять, что значит любовь для Онегина и Татьяны. Хочется ... и самой Татьяной. Она живет мечтой, верит в счастливый конец романа, именуемого жизнью. Но мечты рассеиваются, когда Евгений отвечает на ее письмо, флиртует с ...
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
— вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это — совсем другой человек. Прежний Онегин — тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке — не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить. А этот — может:
И, зарыдав у ваших ног,
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и вздор…
Онегин — не Татьяна. Он не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться.
И в итоге герой признает себя побежденным:
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: Я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Заметим, что здесь — почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: Я в вашей воле», — пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…».Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то — и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их — они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, — этапы этого сложного пути.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sravnenie-pisem-tatyanyi-i-onegina/
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Информация о работе «Письмо Татьяны и письмо Онегина — краткий сравнительный анализ»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4159 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Сравнительная характеристика произведений «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Анна Снегина» С.А. Есенина
43234
1
0
… протяжении этого промежутка. V. Теперь приступим к сравнительной характеристике главных героев. Для удобства оформим сравнительную характеристику в таблице. ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ «АННА СНЕГИНА» Происхождение героев, образование. Появление их в произведениях. Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о …
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
876679
0
0
… гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился …
Литературные герои в художественных произведениях
187805
1
0
… жизни. В психологическом плане — это торжество человечности. 2 Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» объединяет в себе три жанрово-художественных формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Сложнейшая операция, произведенная профессором Преображенским, ее ошеломляющие результаты — это, конечно, фантастика. Но для Булгакова она послужила лишь сюжетной основой для …
Байрон и Пушкин
92881
0
0
… 1847. С. 160–161, 164, 165, 166).
Этот взгляд на «байронизм» П. был емко резюмирован Н. А. Добролюбовым в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858): «Байрона <�…> Пушкин не понял и не мог понять, как по основе собственного характера, так и по характеру общества, окружавшего его. Натура неглубокая, но живая, легкая, увлекающаяся, и притом, вследствие недостатка …
Сравнение писем Татьяны и Онегина. Таблица различий
Разные черты писем героев обусловлены разностью времени и характеров, жизненными обстоятельствами, в которых находятся персонажи романа в стихах.
Письмо Татьяны к Евгению | Письмо Онегина к Татьяне | |
В письме девушки — чистая искренняя любовь. Она светла и платонична, героине достаточно видеть любимого, слушать «его речи». | Евгением владеет страсть. Она и толкает его на послание девушке. Видеть возлюбленную для него недостаточно, он мечтает «обнять колени» и рассказать о своих чувствах ей. | |
Переживания | Переживания Татьяны более серьезны и глубоки. Она боится, ей «страшно перечесть» свое письмо. Героиня впервые испытывает такое сильное чувство. | Евгений более опытен в любовных делах. Это видно из его речи в письме, полной сложными оборотами, рассуждениями. Татьяна же пишет простым языком, бесхитростно и не мудрствуя рассказывает о том, что чувствует. |
Образ возлюбленной в послании
В анализе письма Онегина к Татьяне следует отметить, что в первых строках герой описывает образ женщины, которой адресовано это послание. В его представлении она — гордая женщина, презирающая Евгения. А его строки вызовут только повод для злорадства. Но это лишь показывает, что на самом деле герой так и не смог понять истинный характер Татьяны.
Она изменилась лишь внешне, ее манеры стали более светскими. Но Таня по-прежнему осталась такой же чистой, верующей и чтящей семейные узы. Она сохранила благородство, доброту, поэтому она не могла позлорадствовать над строками Евгения. Но читать это признание для нее мучительно, потому что она продолжала любить Онегина.
«Сравнение писем Онегина и Татьяны»
В произведении А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы встречаемся с образцами любовных писем начала девятнадцатого века. Эти письма, как и весь роман, написаны в стихах, в этом их отличие от обычных писем. Рубеж восемнадцатого-девятнадцатого веков называют эпистолярной эпохой. В то время было модно писать письма, многие из них сейчас опубликованы как документы и образцы письменности того времени. Не случайно Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Любовная переписка русских дворян нашла отражение в пушкинском шедевре. В контексте романа в стихах письмо Татьяны и письмо Онегина представляют собой относительно самостоятельные тексты. Автор старается убедить читателя в том, что в произведении приведены подлинные письма: «Письмо Татьяны предо мною; Его я свято берегу», или «Вот вам письмо его точь-в-точь». Скорее всего, именно с целью создать видимость «чужого» текста оба письма написаны иначе, чем главы романа. Пушкин, создавший особую строфику романа и мастерски овладевший «онегинской строфой», лишает тексты писем этой прекрасной черты. Письма двух главных героев этой уже ставшей классическим образцом для подражания любовной истории (почти все романы И. С. Тургенева варьируют фабулу — «она его полюбила — он ее отверг; он осознал свою ошибку, но нечто мешает им быть вместе») существуют как текст в тексте, этим определяется их особенность и своеобразие оформления. Например, перед каждым посланием Пушкин дает заголовок — «Письмо Татьяны к Онегину», «Письмо Онегина к Татьяне». Близость тем двух писем, параллельность чувств и переживаний героев наталкивают на мысль об определенной симметрии в композиции пушкинского текста. Но основная роль писем — это раскрытие внутреннего мира персонажей. Без откровенной и проникновенной исповеди Татьяны трудно представить себе этот женственный и лирический образ. А письмо Онегина открывает его отношение к миру больше, чем весь текст романа. В письме Татьяны мы видим идеализированный образ Онегина. Татьяна наивно верит, что Евгений способен сочувствовать и не станет презирать ее после столь откровенного признания в любви. Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Но вы, к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня. Но Татьяна ошиблась. Онегин даже не соизволил ответить. Но день протек, и нет ответа. Другой настал: все нет как нет. Бледна, как тень, с утра одета, Татьяна ждет: когда ж ответ? Героиня ищет понимания. Привычное для нее с детства одиночество, как оказалось, тяготит ее. Неопытной девушке нужна защита, защита от ее мыслей и чувств, которые она уже не может переживать одна, но не знает, кому излить душу. Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Способен ли пушкинский герой спасти влюбленную, погибающую от одиночества деревенскую девушку? Онегин не ощущает себя спасителем. Ему приятно признание в любви: «Мне ваша искренность мила; Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства». Но Евгению не интересна Татьяна, он не находит ей место в своей размеренной и бессмысленной жизни. Когда «Татьяна, русская душою, сама не зная почему» пишет по-французски (NB) возлюбленному, она не может даже предположить дурные свойства адресата. Для нее Онегин — честный и открытый человек apriori («Но мне порукой ваша честь»).
Она уверяет себя, что он именно тот, о ком она давно мечтала («Я знаю, ты мне послан богом»; «Ты в сновиденьях мне являлся, Незримый, ты мне был уж мил»).
Начав свое письмо вежливым обращением на «вы»: «Я вам пишу…», Татьяна постепенно уверяет себя в том, что Онегин — ее герой, ее спаситель и защитник, и переходит на «ты»: «Я твоя»; «Я знаю, ты мне послан богом»; «Ты в сновиденьях мне являлся». Но в конце письма, как будто одумавшись, она снова переходит на «вы» («ваша честь»).
Письмо построено так, что в начале и в конце героиня проходит процесс осознания себя и своих поступков, отдает отчет, называя действия и состояния: «Я к вам пишу»; «Я знаю»; «Кончаю! Страшно перечесть…». Но, когда с головой уходит в свои переживания, она забывается и говорит даже то, чего и не следовало говорить: «Я твоя»; «Судьбу свою… тебе вручаю»; «Твоей защиты умоляю». Татьяна взывает к лучшим чувствам, которые, по ее мнению, должны быть в ее избраннике: любви, жалости, чести. Но Онегин не проявил этих качеств. «Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою» — эти жестокие, на мой взгляд, слова произносит Евгений, не замечая слез Татьяны. Из письма Онегина видно, какой он представляет женщину, которой решил признаться в любви. Предвижу все: вас оскорбит Печальной тайны объясненье. Почему Татьяну должно оскорбить признание в любви? Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! Я не могу представить презрение во взгляде пушкинской героини. Татьяна способна сочувствовать и любить, но презирать совсем не в характере пушкинского идеала женщины. Онегин слышит «гневный укор», предвидит «злобное веселье» со стороны Татьяны. Зато себя немолодой «повеса» видит в самом привлекательном свете. Он представляет себя в письме человеком, способным любить, любить ежедневно. Чего стоят строки, которыми восхищался В. Маяковский: «Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Татьяна в своем письме была намного скромнее: «Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас». Более того, способность любить Онегин связывает только со своей персоной. По его мнению, Татьяна не могла даже знать о страданиях любви: Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви, Пылать — и разумом всечасно Смирять волнения в крови… Онегин представляет себя жертвой: «Ото всего, что сердцу мило, тогда я сердце оторвал; Чужой для всех, ничем не связан». Он даже не выражает сожаление в том, что стал убийцей Ленского: «Еще одно нас разлучило… Несчастной жертвой Ленский пал». Онегин не выразил раскаяние, никак не обозначил свою вину в смерти друга. Но от друзей спаси нас, боже! Уж эти мне друзья, друзья! Об них недаром вспомнил я. Когда Евгений пишет письмо, признаваясь в любви замужней женщине, он думает только о себе, Татьяна остается далека от него. Она намного дальше, чем была когда-то, в то время, когда «проповедовал Евгений», рассуждая о чувстве, в котором ничего не понимал. Онегин на протяжении всего письма обращается к Татьяне на «вы» («вас оскорбит»; «глядеть на вас»).
Он просто не способен забыться в своем чувстве любви и невольно (как Татьяна) перейти на «ты». Пустое «вы» сердечным «ты» она, обмолвясь, заменила. Оба письма построены как признание в любви. Признание Татьяны искренно и откровенно. Она забывает о себе и пишет даже то, что звучит как-то неприлично. Например, она переходит на «ты» с малознакомым человеком и говорит ему: «я твоя». Героиня в своей наивности видит в Евгении только достоинства, не замечая такие очевидные (для читателя) недостатки. Письмо Онегина, наоборот, больше обращено к автору послания, чем к адресату. От Татьяны пушкинский герой ожидает только худшие реакции: «Какое горькое презренье ваш гордый взгляд изобразит»; «Какому злобному веселью, Быть может, повод подаю». Для обоих героев свойственно представлять себя обиженными и непонятыми. «Никто меня не понимает», — пишет Татьяна. Онегин, боясь быть непонятым и отвергнутым, словно вторит Татьяне: «Боюсь: в мольбе моей смиренной Увидит ваш суровый взор Затеи хитрости презренной…». Письмо как один из способов раскрыть внутренний мир персонажа, представить читателю речь героев, отличную от речи автора и повествователя, выполняет свое предназначение в пушкинском тексте. Письмо — это еще и способ противопоставления персонажей. Именно в письмах Пушкин открывает, насколько различны Онегин и Ларина. Это объясняет замысел автора — героям не суждено быть вместе. При сравнении писем становится очевидным, что пушкинская Татьяна лучше Онегина.
Письмо Татьяны
Стоит начать анализ писем Онегина и Татьяны с того, в каком жанре они написаны. Эти послания относятся к эпистолярному жанру. Он помогает более красочно описать переживания персонажей, их внутреннюю красоту.
Её письмо — это неожиданный порыв чувств
Она бесстрашная, ведь в те времена признания от девушки были в новинку. Послание показывает Татьяну как смелую и робкую, способную сильно и чувственно любить.
Искренность девушки проявляется в обращении к Онегину на «ты» как к самому важному и дорогому человеку. Когда Ларина писала текст, то чувствовала, что её любовь не будет взаимна.
Евгений с его отчуждённостью казался ей, восемнадцатилетней девочке, особенным человеком, героем какого-нибудь любовного романа.
Жанр стихотворения
Анализ письма Онегина к Татьяне следует начать с особенностей жанра, в котором написаны эти послания. Эти строки следует отнести к эпистолярному жанру. Письма главных героев являются образцами любовных посланий рубежа 18-19-го веков.
Эпистолярный жанр помогает раскрыть всю глубину переживаний героев, их внутренний мир. Письмо Онегина к Татьяне, анализ которого представлен ниже, показывает, как изменился герой с момента объяснения с девушкой. Чтобы показать их большую роль в развитии сюжета, они даже написаны в ином стиле, нежели весь роман.
Любовная линия романа
Любовная линия в произведении — его основа. Чувства героев проявляются в диалогах и монологах, поступках.
Сравнение двух писем Татьяны и Онегина наиболее ярко дает понять психологию героев, так как именно в своих посланиях они наиболее открыты и откровенны друг с другом.
Евгений появляется в доме Лариных, и юная мечтательница Татьяна влюбляется в него. Ее чувства светлы и сильны настолько, что девушке не совладать с ними. Она пишет письмо Евгению, и он холодным своим ответом ранит девушку. После этого герои расстаются. Спустя три года в Петербурге герой встречает Татьяну на балу. Это уже не юная деревенская девушка, а уверенная в себе благородная дама. И тут настает пора Евгению писать ей. Сравнение писем Татьяны и Онегина (кратко приводится в следующих разделах статьи) покажет нам, насколько похожие и разные их чувства и ситуация, в которой они оказались.