Соня Мармеладова- падшая или святая?
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» ...
... еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница». 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь – молитву. С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия. Этот эпизод начинается со слов «Был ...
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества
... мира. Из истории изучения творчества Ф.М. Достоевского Глубинное своеобразие религиозно-философской проблематики и художественный методологии Достоевского еще при его жизни встречало непонимание со ... структуралисты подвергали его творчество произвольным и усеченным интерпретациям, обусловленным своеобразием их методологии. При этом одни герои ("подпольный" человек, Раскольников, Ставрогин, Иван ...
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…
Образ Сони Мармеладовой в христианской
мысли Ф.М. Достоевского
Введение
Исключительную роль в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского сыграло подаренною в Тобольске женами декабристов Евангелие, единственная книга, которую дозволялось иметь арестантам. Эта книга стала главной в библиотеке Достоевского. Никогда он не расставался с ней, она всегда лежала на виду на письменном столе, он брал ее с собой в дорогу. В этой книге около восьмидесяти помет, сделанных Достоевским, которому открылся смысл христианства. После каторги образ Христа становится для Достоевского существенным и определяющим началом его мышления – интеллектуального, эстетического и духовного. За два часа до своей кончины Достоевский, «подозвав к себе сына, передал ему Евангелие, прося бережно сохранять и никому не отдавать этой охранявшей его в жизни от всех заблуждений святыни». Анна Григорьевна не забывала о завещании Федора Михайловича. Евангелие хранилось в семье Достоевских «как дорогая незабвенная память о нем».
Достоевский – один из тех писателей, художественный мир которых есть форма отражениях их миропонимания, их мироотношения. Мораль Достоевского тесно связана с его религией. Любой читатель, вообще испытывающий связь с Богом («религия» от лат «связь», «связывать»), сможет почувствовать ее присутствие в творчестве Достоевского. Очевидно, вне христианства Достоевского нельзя вполне понять его творчество. Христианская мысль получила свое полноценное воплощение в позднем творчестве Достоевского, в том числе, конечно, в «Преступлении и наказании». И одним из главных образов, которые нельзя не рассматривать без христианской мысли, Соня Мармеладова.
Соня Мармеладова — «великая грешница» и «святая»
Как пишут авторы книги «Творчество Ф.М. Достоевского: Искусство синтеза», не спасением человечества, а себя самого Раскольников на протяжении романа до самого финала. Духовный путь Раскольникова пролегает через самоосуждение, но в самоосуждении героя (как это выплеснулось из подсознания в его бредовых видениях) парадоксально соединяются смирение и гордыня, главные грех и добродетель. Отсюда, Раскольников не готов признать себя «просто» грешником, но непременно — «великим, великим грешником», о чем свидетельствует, как уже отмечалось, переживание им своей вины как вины «всемирно-исторической». И тут оказывается крайне важным, что в финале рядом с ним находится Соня Мармеладова. Говоря условно, с окончанием романа миссия героини в судьбе Раскольникова еще не исчерпана. Любовь Раскольникова к Соне – путь к его воскрешению, к цельности его самосознания, к преодолению дисгармонии в жизни, к снятию личной трагедии в выходе из себя к целому мира, к жизни вдвойне.
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» (по роману «Преступление ...
... сочинения и когда он это делает? В эпизоде с Соней Мармеладовым Раскольников произнес фразу: «тварь ли я дрожащая или право имею?» а до этого: «вошь ли я, как все, или человек?» То есть хорошо видно следование Раскольникова ... определенной истине, заложенной Достоевским. Именно на такой загадке во фразе «тварь ли я дрожащая или право имею?» я бы хотел остановиться в своем сочинении. Родион Романович ...
Соня — дочь бывшего чиновника, титулярного советника Семена Мармеладова, от первого брака. Отец ее вновь женился — «из жалости» — на нуждающейся вдове Катерине Ивановне. И от этого брака есть дети. Муж начал пить, совершенно опустился, и роман начинается с того, что блуждающий по городу Раскольников попадает в распивочную, встречает там Мармеладова и узнает от него историю его бедствий: как на долю семьи выпала не только бедность, но и полнейшая нищета; как однажды измученная чахоткой Катерина Ивановна стала осыпать приемную дочь упреками, почему та не помогает семье, почему не делает того, что делают многие другие, — после чего она пошла на улицу и продала себя. Злые соседки доносят на нее — Соня вынуждена получить желтый билет проститутки, и теперь она содержит всю семью своим бесчестием.
Соня Мармеладова — это тоже трагическая героиня; она тоже вынуждена принимать решения в ситуации, когда «вопросы неразрешимы». «Ненасытимое сострадание» — то самоотречение, которое полностью обезоруживает ее, благодаря которому она приемлет каждую судьбу без суждения о ней, без осуждения ее, — приемлет полностью и искренне. Это самоотречение порождает в ней и ту гениальность сердца, при которой чужая судьба сопереживается как собственная — без какой-либо примеси собственных интересов, самоутверждения или ранимости. Соне присущ дар чистого, бескорыстного соучастия.
Однако, вера в исконный, изначальный, глубинный смысл жизни спасает Соню и возвышает ее над низостью бытия, печальной необходимостью продавать свое тело и пятнать свою душу. Соня верит в ежечасную возможность чуда, исходящего от Бога. «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически; настоящий разврат еще не проник ни одной каплей в ее сердце: он это видел; она стояла перед ним наяву… Однако пусть не говорят и не пишут, — настаивает В. Кирпотин, — что нравственность Сони — это нравственность христианская». Именно вера позволяет ей жить своей жизнью. Евангелие для нее книга о жизни, о назначении человека на земле, книга, помогающая ей быть непреклонной в служении добру, жертвовать собой. Соня отстаивает религиозный способ жизни и верит, что все в «мире выражает волю творения». Соня Мармеладова живет, несмотря на всю окружающую ее грязь, жизнью истинной христианки: «Что ж бы я без Бога-то была?». Она ощущает Его живое присутствие.
Соня — «падшая», «блудница», «великая грешница», «юродивая», «дитя», «святая», «вечная Сонечка». В образе ее можно увидеть и черты Марии Магдалины, и черты Марии, матери Христа. Подобно первой она блудница, подобно второй она готова заступиться за всех. Готовя отдельное издание романа, Достоевский переработал эпизод, в котором герой говорит Соне, что он своей сестре «сделал сегодня честь», посадив Дунечку рядом с нею. Первоначально, в журнальной редакции, ответная реакция Сони выглядела так: «…сидеть со мной! Честь! Да ведь я недостойная!, я ведь бесчестная, я великая, великая грешница!» В правке писатель вычеркнул слова: «я великая, великая грешница!» Изменение это имеет не стилистический, а глубоко принципиальный характер: для истинно христианского смирения Сони Мармеладовой исключительность, выделенность даже в грехе невозможна.
Признание Раскольникова в преступлении
... возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и ... в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство Сочинение на тему Признание Раскольникова в преступлении – Бесплатное эссе , Сочинение Анализ по литературе Однако для Достоевского главным был ...
В момент второго свидания с Соней Раскольников с «невыразимым ужасом» признается ей в преступлении. Соня отвечает на это признание состраданием. Она готова сострадать всем, всех оправдывать, так или иначе, всех наставлять «на путь истинный»… С этим образом Соню роднит и чисто внешнее сходство, о котором пишет Т.А. Касаткина. Одежда Сони. «На ней был ее бедный, старый бурнус и зеленый платок». Бурнус — это «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому» (Толковый словарь Вл. Даля).
Для того, чтобы изобразить традиционную одежду Марии — мафорий (одежду замужних палестинских женщин), более всего, конечно подходит бурнус. Зеленый цвет как цвет земной жизни вообще напрямую связан с образом Богородицы, Молельщицы и Предстательницы перед Господом за человека и землю, за всякую земную тварь. «Лицо ее еще носило признаки болезни, похудело, побледнело, осунулось. Она приветливо и радостно улыбнулась ему, но, по обыкновению, робко протянула ему свою руку». Побледневшее, похудевшее и осунувшееся лицо в результате чего всегда увеличиваются, как бы проступают — на лице глаза, выражение лица: привет, радость — в сочетании с робко протянутой рукой удивительно точно передает довольно трудно описываемое впечатление от икон с такого типа жестом — жестом моления, ласки и привета.
Здесь же – некая беззащитность. Но эта беззащитность неравнозначна слабости. Когда нужно, это «хрупкое существо» проявляет необыкновенную силу. Несмотря на всю свою любовь к Раскольникову, Соня без колебаний повинуется голосу собственной совести и противостоит Раскольникову при его попытках оправдать себя философией сверхчеловека. Она требует от него внутренней правды и готовности к искуплению вины, однако при этом глубоко сострадает ему: «Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками. <�…> Странная какая ты, Соня, — обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это …». Принесенные ею жертвы, можно сказать, естественны для нее. Когда она едет в Сибирь, атмосфера каторги помогает раскрыться лучшим сторонам се натуры. С тою же естественностью она берет на себя заботу о каторжниках, так что вскоре «матушка Софья Семеновна» становится известной и уважаемой личностью…
Свидригайлов рассказывает Раскольникову о своей невесте-ребенке: «А знаете, у ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской мадонны лицо скорбной юродивой, вам это не бросилось в глаза?». Раскольникову бросается в глаза другое — у Сонечки «лицо юродивой», но сам он не соотносит ее с Мадонной. Это соотнесение возникает у читателей исподволь.
Почему только у сони раскольников находит любовь и сострадание
... Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у ... то частичкой человека, способного испытывать сострадание, возможно он не приглянулся бы Соне. Главные герои романа В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через ...
Соня воплощает путь спасение Раскольникова. Нельзя не вспомнить о том, что Соня снимает квартиру у Капернаумов — фамилия, созвучная с местом Капернаум, которое неоднократно посещал Христос. И не случайно именно здесь Соня пытается воскресить Раскольникова, читая ему о том, как Христос воскресил Лазаря. В сущности, прежде чем увидеть, Раскольникову дано было — услышать.
Подготовление к тому, чтобы образ Богородицы был увиден героем и читателем, начинается постепенно, но откровенно и явно — с того момента, где описывается взгляд каторжников на Соню. Для Раскольникова их отношение к ней непонятно и обескураживающе: «Неразрешим был для него еще один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. <�…> Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения. <�…> И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, — все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!..». Прочитав этот отрывок, невозможно не заметить, что каторжники воспринимают Соню как образ Богородицы. Они сразу ее увидел. — и динамика описания свидетельствует лишь о том, что Соня становится покровительницей и помощницей, утешительницей и заступницей всего острога, принявшего ее в таковом качестве еще до всяких внешних его проявлений. Называют они ее «матушкой», «матерью», любят, когда она им улыбается — род благословения. Ну и — конец венчает дело — явленный образ Богоматери оказывается чудотворным: «К ней даже ходили лечиться».
Отношение каторжников к Соне совершенно непостижимо для Раскольникова. Он — неверующий — не видит явленного всем вокруг него. Нелюбовь каторжников к Раскольникову, их благоговейная любовь к Соне (и то, и другое — без видимых причин), и непонимание Раскольниковым их любви — все это лишь стороны одного вопроса: именно, вопроса о вере.
действительно
Уже то, что Соню принимают как свою заступницу каторжники, заставляет предположить, что лучшего названия для явленной ее посредством иконы, нежели чем «Споручница грешных», не придумать. Но и само чудо, совершенное ее любовью над Раскольниковым, — чудо над грешником, отвернувшимся от Бога (т.е. — самым безнадежным, в каком-то смысле), во спасение. Явление Сони перед героем, подобное, по мнению Т.А.Касаткиной, чудесному обнаружению, «творению» иконы. Интересно, что сразу за «творением» иконы, следует поклонение ей Раскольникова. «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье…».
В чём заключается смысл сопоставления Лужина и Раскольникова
... и волосами темно-русого цвета. Раскольников и «сильные мира сего» Уроки 9–10 Раскольников и «сильные мира сего» Цель: выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Р. Раскольникова. ... Данная статья поможет написать сочинение «Сопоставление Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым» и раскрыть основную суть данной темы. Теория Петра Петровича Лужин представлен человеком деловым, ...
Заключение
В. Кирпотин пишет: Раскольников «бросил родных он теперь совершенно один, ему нужна Соня, как союзница в борьбе за осуществление своего призвания и своей миссии. Раскольников призывает Соню покинуть ее веру и пойти с ним по его пути, для осуществления его целей: Соня должна оставить Христа, поверить в Раскольникова, убедиться в его правоте, попытаться вместе с его средствами, исцелить и искоренить страдания». Сближаясь с Соней, Раскольников оставляет родных, людей, морально чистых и необремененных мыслью о всемирном порядке, считая себя не достойным их любви. «Я сегодня родных бросил,- сказал он, — мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал… у меня теперь одна ты,- прибавил он. — Пойдем вместе… Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Он почувствовал внутреннюю близость с Соней, «преступившей» и вместе с тем оставшейся по эту сторону «дрожащей твари» благодаря своему смятению и боли: «Ты тоже переступила…. смогла переступить…». Но когда Раскольников хочет вовлечь ее в свои «сверхчеловеческие» рассуждения о том, кто имеет право на жизнь, а кто нет, она возражает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы?». Это раскрывает ее благоговение перед непостижимостью святого. Ее христианское самопонимание сводится к тому, что она, никак себя не оправдывая — уже одно желание «понять» означало бы попытку оправдать — и будучи убеждена в своей вине, продолжает жить, послушная велению Божию, готовая к покаянию и исполненная такого доверия к Богу, которое она едва ли когда-нибудь выразила бы словами, обращенными к Богу.
Список используемой литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sonya-svyataya-ili-greshnitsa/
Сколько живёт человечество, всегда в нём были Добро и Зло. Но кто из них кто – не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство – вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели нет в них благородства?
Не правы те, кто думают так. Один из ярчайших образов сочетания «добра и зла» нарисовал Ф. М. Достоевских в своём романе «преступление и наказание» в лице Сони Мармеладовой. Это центральный женский образ, у которого, как и у Раскольникова имеются «двойники». В неё Достоевский вложил идее о совершенном человеке. Судьба её плачевна. «… безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бедненькое, худенькое…» — Так говорил о ней Мармеладов, её отец, который был отставным титулярным советником. Жена его, Катерина Ивановна, мачехой была Соне. Дела в семье шли плохо: не чем было кормить троих детей, оставшихся у Катерины Ивановны от покойного любимого мужа. Да, не по любви она вышла за Мармеладова, а из нужды — «Плача и рыдая, и руки ломая – пошла! Ибо некуда было идти». Дела же Мармеладова были не в лучшем состоянии. Но добила его нелюбовь Катерины Ивановны – она видела в нём лишь рабочую силу. Работал он – и любила она его. А перестал работать, так и жизни ему не стало. Катерину Ивановну можно понять – нечем ей детей кормить было. И в очередном порыве бессильной ярости сказала она Сонечке:« Живёшь ты, дармоедка, у нас, ешь и пьёшь, и теплом пользуешься». И сказала она Соне пойти «на дело»: «А что ж? чего беречь-то? Эко сокровище!». И пошла Сонечка – некуда было деваться этой чистейшей, ещё детской, душе. «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла… Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила… а взяла только… платок… накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» — говорил с восхищением, но сквозь бессильны слёзы её отец. Не подвиг ли это?
«Лишь слову жизнь дана…» ( Уроки словесности: из опыта работы ...
... можно считать первой попыткой использовать сочинение-этюд в практике обучения. Идея развития дара слова на материале личных наблюдений ... широко привлекаю краеведческий материал, возможности своего города, школы. Вместе с учащимися создали альбом-сборник материалов о своем ... "Верным помощником" в нелегком писательском труде, “постоянным спутником жизни” называл Л.Н. Толстой свой дневник и считал, что ...
Но субъективное общество, мерящее всю действительность своим неоспоримым судом, принимающим во внимание лишь внешне улики, клеймит её грешницей. Она вынуждена жить отдельно от семьи по настоянию квартирной хозяйки; Лебезятников заявляет, что не может находиться под оной крышей с «таковской»; Лужин называет её в своём письме к Пульхерии Александровне девицей «отъявленного поведения» И лишь невольные, противоречивые сова Раскольникова оценили её жертвенный желтый билет по достоинству: «Ай да Соня! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали, и привыкли! Ко всему-то человек-подлец привыкает!»
Да, Соня не ангел, и на дело она пошла низкое. Но это было в сто раз сложнее именно для неё, ибо она была крайне набожна. Она бесконечно верит в Бога: «Так ты очень молишься богу-то, Соня? – Что ж бы я без бога-то была?» Её вера бесконечна, хотя и чрезмерна, углубившаяся пошатнувшейся от страдания психикой. И тщетно старался переубедить её Раскольников своими атеистическими доводами. Пророчил её младшей сестре Полечке такую же судьбу… Но вера её была непоколебима. Она не была душой представительницей той профессии, в которой находилась. Тот разврат «задел её лишь механически». В пору считать человека с такой силой и непоколебимостью духа помешанным. Не понять Раскольникову умом Соню, понял он её лишь душой. Она – олицетворение «тихой совести» в романе. Ибо человека от зверя всегда отличала совесть. И зря Родион пытался умом заглушить свою человечность, зря пытался доказать свою теорию. «Нет жизни в человеке, сотворившим зло!» — вот главная идя образа Сони, и несёт она её через весь роман.
Та кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Или вообще, как сказал о ней раскольников, юродивая? «Лизавета! Соня! Бедные, кроткие. С глазами короткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут? Они всё отдают… глядят кротко и тихо… Соня, Соня! Тихая Соня!»
Нет, не юродивая – или тогда все мы помешавшиеся. Лучше быть помешанным на добре, чем отъявленным негодяем. И при этом не важно, насколько глубоко ты ушёл во тьму. И в тёмных доспехах моно быть рыцарем света. Грешница? Возможно, но не больше каждого из нас. Никому она не приносила зла, никого не принуждала жить также. Всё-таки, мученица – не каждому дан такой подвиг – презирать грех и совершать его, неволясь каждый день! И не потерять возможности любить, спасать других. Ради Катерины Ивановны и детей она всё это начала. Доказательством первозданной чистоты служит её любовь к Раскольникову – она исцелила его душу от камня великого греха. И пошла с ним на каторгу, и в острог приходила нему каждый день. И вылечила его душу. И не каждый «чистый» на первый взгляд на такое способен. Лучше быть тёмным воином на службе добра, чем, облачившись во всё белое,сеять зло.
Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой» по роману Ф.М. ...
... была права. Сочинение «Правда» Сони Мармеладовой (по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание») В романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой, Родион Раскольников, создает собственную ... только губит судьбу Раскольникова. Соня поощряет такие христианские добродетели как смирение, прощение и доброта. Что же касается преступления Родиона, девушка полагает, что основной ...
Соня Мармеладова- падшая или святая?
Автор: Достоевский Ф.М.
У всех героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сложный, полный испытаний путь, ведущий либо к нравственному перерождению, либо к духовной смерти. Не составит труда отнести Раскольникова к первым так же, как и Свидригайлова ко вторым. В тупик меня поставила одна из главных героинь произведения Сонечка Мармеладова,- кто эта девушка с непростой судьбой: падшая или святая?
Соня- девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей.
Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.
Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего, Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.
Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.
Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она – святая; святая, чей свет осветил чужие пути…