Сочинения место главы журнал печорина в романе

Весь роман с начала до конца написан от первого лица — от первой фразы: «Я ехал на перекладных из Тифлиса» — до последней: «Больше я ничего не мог от него добиться. ..» Но это «я» — не одного человека, как в «Капитанской дочке», а трех. Трех, не считая Лермонтова. В Журнале — или дневнике — Печорина Лермонтов оставит нас наедине с героем. Но сначала он предлагает нам прочесть предисловие к Журналу. Оно естественно продолжает повесть «Максим Максимыч». В конце этой повести Печорин уехал в Персию. Предисловие начинается

словами: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало» Странная реакция на известие о смерти! Но, оказывается, обрадовало потому, что «оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить свое имя над чужим произведением»

Записки, как мы помним, остались у Автора «Бэлы» и «Максима Максимыча» — предисловие, значит, написано им же. Но здесь, в предисловии, он куда больше похож на Лермонтова, чем в первых двух повестях. Здесь он язвителен, умен, наблюдателен.

Объясняя причины, побудившие его «предать публике сердечные

тайны» Печорина, Автор предисловия пишет: «Добро бы я был еще его другом: коварная нескромность истинного друга понятна каждому»

Эти слова воскрешают в памяти пушкинские строки из «Онегина»:

Врагов имеет в мире всяк, Но от друзей спаси нас, боже!

Колкие пушкинские строки о светской дружбе и светской клевете, «на чердаке вралем рожденной», язвительны, насмешливы, но не безнадежны. Спокойные слова Лермонтова о «нескромности истинного друга», о «неизъяснимой ненависти», скрывающейся «под личиною дружбы», полны отчаянья. Пушкин знал низость светской дружбы, но он знал и величие дружбы истинной; Лермонтов настоящей дружбы не знал. Мы говорили уже об эпохах, формировавших разные характеры Пушкина и Лермонтова. Но ведь за понятием «эпоха» всегда стоят люди — с настроениями, привязанностями, привычками, бытом, со своей долгой и неповторимой — единственной жизнью. Эпохи — коротки; жизнь каждого отдельного человека длинна, если даже один человек прожил двадцать семь, а другой — тридцать семь лет.

В двадцать семь лет жизни Лермонтова уложилось больше трехсот месяцев и больше ста тысяч дней; каждый месяц и даже каждый день приносил свои впечатления, свои обиды, . .горести, разочарования, и только иногда — радости. и В этой трагической своей жизни Лермонтов нашел для себя задачу — понять и объяснить своим современникам их самих, ничего не скрывая и не приукрашивая. Вот почему в предисловии к Журналу Печорина Лермонтов так подчеркивает искренность своего героя, который «беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки».

3 стр., 1115 слов

Любовь и дружба в жизни Печорина

... является и образ Вернера. Считается, что прототипом этого персонажа послужил реальный человек – доктор Майер, с которым Лермонтов познакомился в 1837 году, во время своей службы на Кавказе. Сочинение «Дружба в жизни Печорина» школьник ...

Но литературное открытие, литературный подвиг был не менее значительным. Русская литература — как ни странно это звучит сегодня для нас, знающих Толстого, Достоевского, Горького, — русская литература еще не умела тогда заглядывать в душу человеческую.

Пушкин раскрыл судьбы, характеры, поступки людей — и через них показал своих героев. Но мы не видели души Онегина так глубоко и так близко, как увидели душу Печорина. Лермонтов написал первый в русской литературе психологический роман — книгу, в которой главное: не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние противоречия и внутренние процессы, которые происходят в сознании, в сердце и уме человека. Это и было его главным открытием. В предисловии к Журналу Печорина он пишет дальше: «Хотя я переменил все собственные имена, но те, о которых в нем говорится, вероятно, себя узнают и, может быть, они найдут оправдания поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека, уже не имеющего отныне ничего общего с здешним миром: мы почти всегда извиняем то, что понимаем». Это тоже очень важная мысль: когда мы беремся судить о человеке только на основании его поступков, мы часто рассматриваем эти поступки со своей точки зрения, не умея или не желая взглянуть на них с точки зрения того, кто их совершает. Не случайно Лермонтов поместил эти слова после «Бэлы» и «Максима Максимыча» — прочитав эти повести, мы уже готовы были осудить Печорина, еще не понимая его. А это было бы неправильно. Сначала нужно попытаться понять.

В «Бэле», впервые упомянув имя Печорина, Максим Максимыч сказал о нем: » Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен». Это слово имело в литературе XIX века несколько иной смысл, чем тот, который мы в него вкладываем сейчас. «Я странен? А не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож? Молчалин, например?» — спрашивает Чацкий в «Горе от ума». Пушкин в «Евгении Онегине» рисует идеал светского человека, ничтожную посредственность:

Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат.

Странный Чацкий. Странный Онегин. Странные герои Лермонтова. Его юношеская автобиографическая пьеса так и называется: «Странный человек». Странен и юноша Мцыри, и Демон, и зрелый Арбенин. Слово это имело вполне определенную политическую окраску. Странен тот, кто не таков, как все, необычен, непонятен — и уже поэтому вызывает недоброжелательство и подозрительность «всех». Тот, у кого есть собственные мысли и чувства. Скучает? — странен. Тоскует? — странен. Не удовлетворен той жизнью, которой довольны остальные? — чрезвычайно странен.

Эти пять лет понадобились Лермонтову, чтобы показать: В жизни Печорина ничто не изменилось; не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности — пять долгих лет прошли так же одиноко, бесплодно, как предыдущие годы. Надежды не осталось, герой обречен на бесплодную жизнь и бесславную смерть. Почему? То, что можно было рассказать, глядя на героя извне, Лермонтов рассказал в первых двух повестях. Теперь он предоставил слово самому Печорину, чтобы мы увидели его из нутра.

12 стр., 5714 слов

Исполнительский анализ романса «Молитва» А.Варламова на слова ...

... «Молитва» С. Слонимского на сл. М. Лермонтова), и пребыванием человека в состоянии внутреннего распутья («Молитва» А. Александрова на слова Е.Баратынского), и чувством одиночества и грусти ... плана произведения; рассмотреть специфику средств музыкальной выразительности, с помощью которых композитор воплощает содержание романса; разработать конкретные рекомендации, подобрать методы и приё ...

Сочинения место главы журнал печорина в романе 1Сочинения место главы журнал печорина в романе 2Сочинения место главы журнал печорина в романе 3Сочинения место главы журнал печорина в романе 4Сочинения место главы журнал печорина в романе 5 1

оценок, среднее:

5,00

из 5)