Анализ рассказа Скрипка Ротшильда Чехова

Герой рассказа «Скрипка Ротшильда» (1894) Яков Бронза хоро­шо играл на скрипке. Смерть людей приносила ему как гробовщику выгоду, однако прибыль была небольшой: городок был маленьким, и умирали в нем редко. К окружающим людям Яков относился либо равнодушно, либо враждебно. Бронза прожил со своей женой пятьдесят два года, и за все это время он «ни разу не пожалел Марфы, не приласкал <…> ни разу не подумал о ней, не обратил внимания, как будто она была кошка или собака». Иногда его приглаша­ли играть в еврейский оркестр, «без всякой видимой причины Яков мало-помалу проникался ненавистью и презрением к жидам, а особенно к Ротшильду», тощему человеку с фамилией извест­ного богача.

Однако Яков Бронза, все в своей скудной жизни измеряющий мерками «убытки — выгода», после смерти жены и накануне соб­ственной смерти вспоминает прожитую жизнь. В этом чеховском рассказе отдельные элементы фабулы (люди, сидя на берегу речки, поют «под вербой»), предметный образ (скрипки, исполняющей осо­бую мелодию), одна из важнейших тем (воспоминаний об утрачен­ном) восходят к 136-му псалму. Ветхозаветный текст, занимающий в богослужении православной церкви особое место, вводит в рассказ тему воспоминания и тему возвращения блудного сына к Отцу.

Впервые за пятьдесят лет Бронза обращает внимание на окружа­ющую природу, впервые думает о своей несчастной Марфе, впервые задается вопросами: «Зачем люди делают всегда именно не то, что нужно? <…> Зачем вообще люди мешают жить друг другу?». Происходящие в герое перемены глубоки. Умирающий Бронза, «думая о пропащей, убыточной жизни», исполняет на скрипке прон­зительную мелодию и впервые называет пришедшего к нему еврея «братом», а перед смертью завещает ему скрипку. В исполнении Рот­шильда ее «жалобные звуки» повторяют мелодию, сыгранную Яко­вом перед смертью, и передают «нечто такое унылое и скорбное», что западает в души городских слушателей и неизменно вызывает у них слезы. Чехов, как всегда, трезво смотрит на жизнь, в финале рас­сказа, в отличие от ветхозаветного псалма, речь идет только о мело­дии, песнь же, обращенная к Господу, чеховскими героями так и не сложена. Однако есть и другое отличие этого рассказа от древнего текста. Иудеи, утратившие родину, не исполняют «песнь Господню» на чужбине (Пс. 136:4), а в мире героев рассказа «Скрипка Ротшиль­да» музыка все-таки звучит, и она начинает делать важное дело: вре­мя от времени она объединяет русских и евреев, купцов и чиновни­ков, заставляющих Ротшильда «играть ее по десяти раз».

16 стр., 7938 слов

Беликов в рассказе человек в футляре (образ и характеристика) 9 класс

... Антон Павлович Чехов Антон Чехов написал рассказ «Человек в футляре» в 1898 году, и в том же году текст опубликовали в литературно-политическом журнале «Русская мысль». Рассказ стал первой частью серии «Маленькая ...

Рассказ» Скрипка Ротшильда» был написан в том же 1894 году, что и «Студент».

Анализ первой фразы

Первая фраза в любом, а тем более в таком небольшом произведении, как рассказ, чрезвычайно важна: она задает тон всему повествованию. «Городок был маленький, хуже деревни, и жили в нем почти одни только старики, которые умирали так редко, что даже досадно». Фраза составлена не просто парадоксально — абсурдно. Логика языка заставляет нас ждать, что после слов «городок был маленький» будет сказано: «меньше деревни». У Чехова — «хуже деревни». Конечно, город не может быть меньше деревни, город все-таки. Но почему «хуже»? Потому что «хуже деревни» ничего быть не может? И если уж городок «хуже»… Далее — вообще отсутствие какой-либо логики: «Старики… умирали так редко, что даже досадно». В первой фразе поражает сочетание абсурдности и бесчеловечности, отсутствие логики и смысла. Нет смысла в речи, нет и в жизни. Кому принадлежат эти слова? Автору? Следующие предложения все разъясняют: так думает Яков Бронза. Однако первая фраза все же не взята в кавычки. Она принадлежит и Якову, и Чехову. Это пример несобственно-прямой речи, когда автор по тем или иным причинам передает свои мысли и чувства герою. Так, кстати, построено повествование в рассказе «Студент». Почему же в рассказе «Скрипка Ротшильда» Чехов ни разу не прибегает к прямой речи для передачи размышлений Якова, ограничиваясь несобственно-прямыми высказываниями (а ведь Яков — главный герой!)? Попробуйте ответить на этот вопрос сами.

Эволюция творчества Чехова

Чехов умер нестарым человеком, но за краткую жизнь свою успел много понять. Чем старше он становился, тем грустнее и добрее получались произведения, и все более глубокий смысл приобретали они. Если сравнивать «Письмо ученому соседу» юного Антоши Чехонте с «Казаком» или «Архиереем», становится ясной та метаморфоза мироощущения, которую пережил автор. Рассказ «Скрипка Ротшильда» относится к позднему периоду творчества великого писателя. Он написан в 1894 году, некоторые литературные критики считают, что в рассказах Чехова этого периода ощущается влияние творчества Л. Н. Толстого. Возможно, они и правы, хотя это не так уж и важно.

Имя главного героя

В первом абзаце Чехов дает четыре варианта имени главного героя: Яков Иванов, Яков Матвеич, Яков, Бронза. Но в ходу только два — Яков и Бронза. В литературе давно используются «говорящие» имена и фамилии. Чехов и здесь нарушает традицию. Иванов — фамилия такая «редкая», что назвать героя Ивановым все равно, что назвать его человеком. Впрочем, никто Якова Ивановым и не называет. И Яковом Матвеичем тоже, потому что живет он не в губернском городе в собственном доме, а «бедно, как простой мужик, в небольшой старой избе, где была одна только комната». Зовут его просто Яковом, а уличное прозвище, которым дразнят его мальчишки, — Бронза. Почему Бронза? «Почему-то», — отвечает Чехов. В этом прозвище логики и смысла не больше, чем в первой фразе рассказа, которая отражает мысли Якова. Абсурдность жизни отражается в именах героев. Загадочный Ротшильд — нищий еврей-музыкант — словно в насмешку носит эту блестящую фамилию.

Герои «Скрипки Ротшильда»

Главный герой рассказа Яков Бронза — гробовщик. Смерть для него — источник дохода. Удивительная чеховская деталь: для мужиков и мещан он делает гробы на свой рост. Объясняется это просто: «выше и крепче его» никого в городе нет. Однако есть что-то жутковатое в этой подробности: словно всю жизнь он делает гробы для себя. И в этой детали все та же абсурдность: природа отпустила Якову и рост, и сложение для другой жизни, а не для профессии гробовщика. И еще: «выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке»… Выходит, самые крепкие, жизнеспособные должны находиться не на воле, а в тюрьме? Все образы, в том числе и образы героев, в художественном произведении расположены по принципу сопоставления. Полная, казалось бы, противоположность Бронзе — флейтист Ротшильд, «рыжий, тощий жид». К нему Бронза чувствует безотчетную ненависть, потому что «Ротшильд даже самое веселое умудрялся играть жалобно». Ротшильд боится Якова, но именно он почувствовал в своем враге то, что скрыто под налетом душевной черствости, — талант. Марфа, жена Якова, беззащитное и забитое существо, которое он просто разучился замечать, как старую мебель в доме, своей смертью открывает ему глаза. Он вдруг впервые видит свою жену радостной: ведь смерть для нее — избавление от жизни. Смерть жены заставляет его задуматься о прошедшей жизни, и мысли его, такие тяжелые и неповоротливые, вращаются вокруг того, что доступно его пониманию: убытков и пользы, пользы и убытков…

9 стр., 4209 слов

«О чем плакала скрипка?» (Материалы по рассказу А.П Чехова «Скрипка Ротшильда»)

... «Скрипка Ротшильда» рассказывает не о национальных взаимоотношениях, последние, скорее, носят деловой характер. Супружеская жизнь Бронзы Гробовщик Яков – ... мимо них персонажей. Ротшильда они дразнят «жидом», а Якова – «Бронзой». Яков-музыкант В те ... Скрипка Ротшильда» Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет? Произведение “Скрипка Ротшильда ...

Анализ рассказа А. П.Чехова «Скрипка Ротшильда»

Что есть человек? В чем смысл, содержание, ценность человеческой жизни? Для чего мы появляемся на свет? Произведение “Скрипка Ротшильда” — одно из величайших творений А.П. Чехова. Оно оказывает неизгладимое впечатление на читателя. Рассказ сложен для понимания, глубок и психологичен. Первое что вызывает интерес, так это название. Почему “Скрипка Ротшильда”? На самом деле музыкальный инструмент играет важнейшую роль в данном произведении. Скрипка – это не кусок дерева, обтянутый струнами, это душа Якова, его сердце, не обремененное убытками и накопительством. Именно она является доказательством понимания Яковом того, насколько нелепо и глупо он жил, так, что даже смерть казалась ему спасением. Главный герой рассказа – Яков Матвеевич, простой мужик лет семидесяти, высокий и коренастый, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком, делал гробы хорошие, прочные. Уличное прозвище у него было почему – то Бронза, жил бедно в небольшой старой избе. Но была у него и некая особенность: он во всем видел убытки. На самом деле данный персонаж вызывает смешанные чувства. Поначалу воспринимаешь его как некого убого человека, зацикленного на доходах, но потом, на протяжении рассказа проникаешься к нему душой, становится его жалко.

Я даже задумалась о том, что, наверное, он не всегда был таковым, возможно смерть ребенка сделал его непробиваемым в отношении чувств, ведь его жена рассказывала. Что когда – то он наслаждался жизнью и даже пел песни под вербой. Порой скупость Якова даже пугает в таких ситуациях, как, например, смерть жены. Видя мертвую супругу, он даже не думает о ней, его внимание больше привлекает качество гроба. Который он сделал ей еще при жизни, и то, что похороны обошлись “так честно, благопристойно и дешево и ни для кого не обидно “. Вся жизнь Якова – убыточная жизнь, и он понимает это только тогда, когда ничего не изменишь, не вернешь и не поправишь, когда пора умирать. В этом конфликт характера, трагедия героя рассказа. Именно душа и эволюция характера Якова составляет основной интерес для автора. Марфа – жена главного персонажа. Нежная, ласковая, она безукоризненно подчиняется мужу, боится его: “… он никогда не бил ее, но все таки пугал, и она всякий раз цепенела от страха”. На протяжении всего рассказа она произносит только две фразы: “Яков! Я умираю! ” и монолог о ”ребеночке с белокурыми волосами ”. Но именно Марфа является отправной точкой в эволюции характера Якова. Она предстает перед читателями в роли мученицы, получившей избавление вместе со смертью, отдых и покой.

15 стр., 7145 слов

Контрольная работа: Анализ рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

... Якову так ненавидеть несчастного жида? Если бы Ротшильд был богат и знатен, было бы понятно негативное отношение к нему Бронзы как к более успешному, лучше устроившемуся в жизни ... Чехова (в том числе и в «Скрипке…») неоднократно употребляются ряды неоднородных определений, и ... мужика» Якова «дяденькой»). Своеобразный акцент получает и отношение к Ротшильду Якова: «Без всякой видимой причины Яков мало ...

Несомненно, ее становится жалко из-за осмысления того, что она потратила всю свою жизнь на такого бездушного и холодного человека как Яков. На протяжении тех пятидесяти двух лет, которые она прожила вместе с Бронзой, ему было не до нее, он не обращал на нее внимания. Пренебрежительное отношение Якова к Марфе прослеживается и когда он ведет ее к врачу: “… Извините, все беспокоим вас, Максим Николаич, своими пустяшными делами. Вот, изволите видеть, захворал мой предмет. Подруга жизни, как это говорится, извините за выражение …”. Несмотря на то, что Марфа вызывает искреннюю жалость, она является только второстепенным персонажем произведения, о ее характере говорится мало, она не эволюционирует на протяжении рассказа, умирая уже в начале, ее характер в меньшей степени интересует автора. И тем не менее она принципиально важна для развития сюжета. Ротшильд – еврей, играющей на флейте в оркестре вместе с Яковом. Автор описывает его как рыжего, тощего жида с целою сетью красных и синих жилок на лице, в насмешку носившего фамилию известной династии банкиров, что более подчеркивало его мелочность и никчемность. Без всякой видимой причины Бронза ненавидел и презирал Ротшильда до такой степени, что даже как-то раз хотел поколотить его.

Но за что Бронзе так ненавидеть несчастного еврея? Если бы Ротшильд был богат и успешен, было бы понятно негативное отношение к нему Якова как к более устроившемуся в жизни человеку, тем более еврею, которым свойственна хитрость и расчетливость. Но ненависть Якова к бедняку ничем не обоснована, он дважды за рассказ оскорбляет и пугает Ротшильда, не давшего для этого никакого повода. Сюжет произведения “Скрипка Ротшильда” очень необычен и интересен. Он сложен для понимания и осмысления. После прочтения остается неприятное послевкусие, как-то тяжело на душе. Жалко главных персонажей, того, что ничего нельзя изменить. Жалко бессмысленно прожитых жизней, ведь показатель того. Как ты прожил свою жизнь, вовсе не деньги, а эмоции, чувства, переживания, то, что ты можешь забрать с собой. Якова же больше интересовали копейки, которых у него никогда не было. Автор подчеркивает то. Что хоть Бронза постоянно считал деньги, заставляя на всем экономить жену, он все равно жил как бедняк. Рассказ, как и принято, начинается с экспозиции. Автор знакомит нас с главными персонажами, их характерами, взглядами на жизнь. Дальнейшему развитию сюжета способствует смерть Марфы, как раз таки она сподвигает Якова на размышления и переживания по поводу бесцельно прожитой жизни.

Не случись бы этого, так и жил бы изо дня в день. Бронза меняется, находит для себя новые приоритеты и ценности, он уже не так часто думает о деньгах. В нем проявляются чувства, такие, как жалость и боль. Он уже не тот бессердечный кусок металла, даже А. П. Чехов в тексте под конец чаще называет его Яковом, а не Бронзой, тем самым подчеркивая внутреннее перевоплощение своего персонажа. На информацию о потенциальном заработке не реагирует: “Не могу…- проговорил Яков, тяжело дыша. – Захворал брат. ”Теперь для него есть намного более важные вещи, а материальные убытки его больше не волнуют. Далее следует очень сильный и логичный финал. Герой получает все, о чем мечтал и жалел последние дни: настоящая, истинная известность и признание, польза для другого и, наконец, память, которая является родом бессмертия. Ведь даже если люди не знают, что автор музыки Яков, или не слышат мелодию в его собственном исполнении, они все равно получают удовольствие от того, что сотворил Бронза – музыкант, а не черствый гробовщик. Песня любима, она заставляет плакать слушателей, она понятна всем и каждому, и она каждый раз передает те чувства, которые он испытывал, играя ее в первый раз. Его музыка – это символ его души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем людям, желающим ее увидеть. Передавая скрипку Ротшильду, он передает ему свою душу. Избавившись от лжеубеждений, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость, душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет постоянное напоминание о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души.

2 стр., 791 слов

Анализ рассказа Чехова Скрипка Ротшильда

... Якова, это зеркало его души, каждый раз исполняя мелодию, передаётся её состояние. Преподнося скрипку Ротшильду, ... красующуюся передо мной и представляющую собой собрание сочинений, и думаю, что Чехов часто затрагивал ... дальше в сюжет сострадание и понимание Якова. В жизни Якова произошла трагедия, и она его сломила. ... и добротные. В народе его называют Бронза, обитал в крошечной избушке, жил довольно ...

Слова-мотивы

Это ключевые в тексте слова, которые высвечивают и сюжет, и образы героев, и все детали произведения. В несобственно-прямой речи, передающей мысли и ощущения Якова, чаще всего встречаются слова «убыток» и «польза» — 25 раз на сравнительно небольшом пространстве текста! Всю свою жизнь Бронза подсчитывал убытки, и во всем он видел убытки: в праздниках и выходных, в детских гробиках, в Марфе. Как бедны были его мысли, так и беден мир его чувств, если можно назвать миром одно-единственное, на все лады донимающее его чувство тоскливой злобы. Когда же приходит время задуматься о прошедшей жизни, то только убытки видит в ней Бронза и приходит к дикому, абсурдному выводу: «от жизни человеку — убыток, а от смерти — польза». Вывод абсурден, потому что бесчеловечен, однако для Якова он совершенно естествен. Своим омраченным умом Бронза, продолжая мыслить об убытках и пользе, доходит до того, что понятно по-человечески, а для него абсурдно, поскольку никогда даже не приходило и не могло прийти в голову: «Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу». Это запоздалый переворот в сознании героя, вдруг осознавшего, что жизнь — и его собственная, и всеобщая — могла и должна быть иной. Но этот переворот подготовлен не только смертью жены, не только болезнью Якова. Было, значит, что-то живое в его душе, а иначе как бы она могла проснуться?

Символы в «Скрипке Ротшильда»

Символы — это детали, которые относятся к предметному миру произведения (портрету, интерьеру, пейзажу), но звучат особенно сильно и становятся смысловыми опорами текста. Так, в оркестровой пьесе ведущими становятся один-два инструмента. В нашем рассказе это скрипка и река. Скрипка — не только инструмент, который приносит Бронзе доход. Скрипка — это часть его души, в существовании которой он сам себе не признается и которую почувствовал в нем Ротшильд, это талант, человечность, чуткость — словом, то, что на протяжении всей жизни им самим загонялось в угол и втаптывалось в грязь. Но все это живет, и в самые тоскливые минуты Яков берет в руки скрипку. Оказывается, что эта игра на скрипке и была тем настоящим, мимо чего прошла жизнь. Не доходы и убытки, не гробы, а удивительная мелодия остается после Якова в этом мире. Мелодия, которая «жалобно и трогательно» спрашивает каждого: «Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?» Скрипка переходит к Ротшильду, которого Яков называл «пархатым» и «чесноком», а сейчас, перед смертью, назвал братом. Река в чеховском рассказе — это и река времени, которая заставляет Якова вспомнить то, что он, казалось, забыл навсегда: и старую вербу, и младенчика с белокурыми волосами, и свою молодость. Река — это и часть того мира, который у Чехова противопоставлен людской жизни. Люди не замечают его красоты или забывают о его существовании, как Яков Бронза, который сорок или пятьдесят лет не был на реке, или пытаются извлечь из него свою маленькую пользу: вырубить лес, распахать дуга, наложить и продать рыбы, развести гусей. Существует-то этот мир для того, чтобы человек подивился ему и поднялся до него, чтобы на прекрасной земле жили прекрасные люди, чтобы река, душа и скрипка говорили на одном языке.

35 стр., 17492 слов

«Художественный мир прозы А.П.Чехова» Научно-исследовательская работа

... художественный мир писателя и текста как систему всех образов и мотивов, присутствующих в данном тексте. целью работы Поставленная цель обусловила следующие задачи : рассмотреть прозу А.П. Чехова в контексте русской ... словесности»). Как правило, чеховский герой только успевает узнать истинную цену себе и своей жизни, нередко слишком поздно, когда поправить уже ничего невозможно, или его просветление ...

Интересные факты

1.

При жизни автора «Скрипка…» была переведена на иностранные языки, в том числе сербскохорватский, чешский и словацкий.

2.

Существует немало театральных адаптаций рассказа Чехова. Одна из самых известных — спектакль «Скрипка Ротшильда» (режиссер Кама Гинкас) в Московском театре юного зрителя.

3.

Чехов — рекордсмен по количеству псевдонимов, у него их было больше пятидесяти: Прозаический поэт, Шампанский, Юный старец, Шиллер Шекспирович Гёте, Известный, Гайка № 9, Вспыльчивый человек, самый известный — Антоша Чехонте и его всевозможные производные (Че-в; А. Ч.; А. Че, Дон-Антонио Чехонте, Ч. Хонте) и т. д.. Еще одним популярным псевдонимом Чехова был Врач без пациентов, когда писатель публиковался в карикатурном журнале «Стрекоза», намекая на свое медицинское образование. Более десяти лет Антон Чехов использовал псевдоним Человек без селезенки (Ч. без С., Ч. Б. С., С. Б. Ч.), под которым он напечатал 119 рассказов, несколько фельетонов и статей. Однако «Скрипку Ротшильда» в «Русских ведомостях» (№ 37 за 1894 год) писатель опубликовал под своим настоящим именем.

4.

Мелихово, где был написан рассказ и где писатель жил с 1892 по 1899 год, сегодня является главным чеховским музеем в России. Он находится недалеко от города Чехова (Московская область).

4 стр., 1956 слов

Рассказ о писателе на английском. на английском языке с переводом. ...

... Чехову было предложено сотрудничать регулярно. Чехову, как признаному писателю, удалось разработать свой . Хотя он никогда не бросал писать юмористические рассказы, ... рассказать об особенностях французской, английской, немецкой или американской литературы. ... талантом. В университете, Чехов писал юмористические рассказы для газет, чтобы ... представители нескольких враждующих семейств. На страницах цикла вы ...

Мелихово

5.

У рассказа было рабочее заглавие «Гроп для Ольги», которое, по мнению публикатора записных книжек Чехова Е. Н. Коншиной, имитировало запись гробовщика в своей расходной книге.

Анализ последней фразы

«И эта новая песня так понравилась в городе, что Ротшильда приглашают к себе наперерыв купцы и чиновники и заставляют играть ее по десяти раз». Ротшильд играет мелодию Якова, но выходит у него еще жалобнее. На тоску Якова накладывается еще и печаль целого народа. И эта тоска по настоящей, красивой, полезной жизни знакома каждому, а иначе зачем купцам и чиновникам выслушивать эту песню по десять раз? Бесчеловечности первой фразы рассказа противостоит очень ясная, прозрачная и тихая, искренне человечная интонация финала. Можно было бы говорить еще о многих других особенностях рассказа, о его композиции, второстепенных персонажах, речевых и портретных характеристиках и о прочих вещах. Однако важнее было другое: показать хотя бы некоторые приемы вхождения в чеховский стиль, в его художественный мир, в котором сюжет перестает быть главным, а главным становится «музыка», создающая настроение читателя. Этого литература еще не знала. Прозу Чехова можно назвать лирической в прямом смысле слова: она не столько рассказывает, сколько внушает. В свое время Ю. Айхенвальд заметил: «Чехова меньше чем кого-либо расскажешь: его надо читать». Попробуйте пересказать «своими словами» «Скрипку Ротшильда». Что останется от рассказа? Источник: В мире литературы. 11 класс / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006