Шуберт. «Прекрасная мельничиха»

Die schöne Müllerin, Op. 25, D. 795

(1823)

«Прекрасная мельничиха»

Стихи Мюллера — незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья. Во время своих скитаний по свету юноша нанимается работником на мельницу. Полюбив дочь хозяина, он отдаёт ей всю силу первого беззаветного чувства. Но его любовь и преданность не находят отклика в душе прекрасной мельничихи, — она предпочитает смелого охотника. В тоске и горе молодой подмастерье хочет броситься в светлые воды ручья и на дне его найти последнее успокоение.

Этот наивный и трогательный рассказ о любви и страданиях простого человека глубоко отозвался в душе Шуберта. Многое в мюллеровских стихах совпадало с переживаниями и судьбой самого композитора. С огромным увлечением работал Шуберт над сочинением этих песен, извлекая из текстов Мюллера сокровища истинной поэзии.

«Прекрасная мельничиха»

«Паузы»

«В путь»

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 1

«Колыбельная ручья»

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 2

В заключительной песне (как и во всех песнях этого цикла) нет ещё трагизма «Зимнего пути». Однако немало горя легло на плечи юноши, чтобы от жизнерадостной окрылённости и энергии молодости прийти к элегическому примирению и мыслям о смерти.

«Куда?»

В первой из них мельник-подмастерье рассказывает, как, повинуясь весёлому зову ручейка, он идёт вслед за ним в неведомую даль.

Неприхотливая, простенькая вокальная мелодия, так же, как песня-вступление, построена на интонациях и оборотах народного склада. Мягкое безостановочное Движение сопровождения подражает тихому журчанию ручейка. Прелесть этой песни — в её наивной простоте, юной свежести:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 3

«Моя»

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 4

В праздничные настроения песен первого раздела вклинивается как лирическое отступление песня «Любопытство». Её особая проникновенность и углублённость вносит эмоциональный контраст, оттеняющий светлую безоблачность окружающих песен. Естественно, что музыкальный язык песни «Любопытство», её форма отличаются большей тонкостью художественных приёмов. Шуберт отходит от преобладающей в цикле куплетной формы, развёртывает музыкальный материал свободно, следуя развитию поэтического текста.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных ... чувства и переживания тяжелая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу. Или, когда дети импровизируют под «Вальс цветов» Д. ...

(Песня состоит из двух разделов. Первый — повторенный период — можно считать развернутым вступлением; второй раздел (он начинается с медленной гармонической фигурации) излагается в простой трехчастной форме.)

Трогательная лирика песни выражена прежде всего её мелодией, изобилующей мягкими окончаниями, хроматическими интонациями; небольшие фразы часто прерываются паузами, остановками:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 5

В середине второго раздела мелодия приобретает речитативный характер, что выделяет значительность этого момента:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 6

Фортепианная партия свободно следует за текстом. Гибкая смена её очертаний отражает течение мыслей, настроений, содержащихся в поэтических образах. Вначале характер изложения и звучания фортепианного сопровождения — лёгкое аккордовое касание клавиш — близки простейшему аккомпанементу струнных инструментов: гитары, арфы. Затем во втором разделе фактура меняется, переходит в плавную гармоническую фигурацию (медленные переливы ручейка) или, поддерживая компактными аккордами речитативные фразы в вокальной партии, звучит в унисон с голосом:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 7

«Любопытство»

Найденные Шубертом новые приемы ладо-гармонической выразительности рассеяны по разным песням и инструментальным сочинениям. Такого рода приемы складываются впоследствии в систему, неотделимую от музыкального мышления композитора-романтика.

«Охотник»

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 8

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 9

«Охотник»

«Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей»

Быстрая с неожиданными поворотами фигурация, стремительность её движения, как бы подхлёстываемая короткими импульсивными затактами (изображение несущихся потоков воды) — выразительный фон, который вместе с возбуждённой ритмикой коротких речевых оборотов составляет единый эмоциональный поток:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 10

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 11

«Любимый цвет»

«Неоконченная симфония»

«Шарманщик»

Такие же психологические функции распространяются и на ладо-гармонические средства. Частое сопоставление минора и одноимённого мажора вызывает постоянное ладовое колебание, вносит чувство неустойчивости, а мягкие минорные гармонии побочных ступеней — дополнительные тени, которые обостряют меланхоличность настроения.

8 стр., 3541 слов

Гармоническая фактура светской музыки эпохи Возрождения

... утверждению гомофонного стиля. музыкальный инструментальный фактура песенный 1. Понятие «Музыкальная фактура» Рассмотрим, что такое фактура. Фактура-это форма изложения музыкального материала, которая проявляется ... означает полной свободы, но косвенно подчиняется гармонической согласованности звучания. Аккордовый склад характеризуется таким гармоническим сочетанием звуков, которое образует аккорды ...

Лирическую взволнованность, широкую распевность вокальной мелодии поддерживает нижний голос фортепианного сопровождения. Он вторит мелодии, заостряет её скорбность нисходящей интонацией увеличенной секунды или погружением в глухое звучание низких регистров:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 12

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 13

«Мельник и ручей»

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 14

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 15

Удивительна пластичность линий, мягкая закруглённость фраз в партии мельника. В диатоничное опевание опорных звуков мелодии, оттеняя ее грустную напевность эмоционально-красочным пятном, вписывается вторая низкая ступень минорного лада.

С переходом в мажор (к ответу ручейка) заметно меняется характер мелодического звучания. Несколько более подвижная и оживлённая, с расширенным, по сравнению с первой частью, диапазоном, эта мелодия вносит контраст своим светлым колоритом.

В третьем разделе — репризе — происходит взаимопроникновение контрастных образов. Переход к минору — новое обращение мельника к ручью, но идёт оно уже на фоне гармонической фигурации, связанной с обрисовкой ручейка. В заключительных фразах и в постлюдии светлый колорит, вызываемый возвращением к мажору, к спокойным гармониям, несмотря на слова о вечном покое, больше говорит о грустной примиренности, нежели о смерти:

Шуберт. «Прекрасная мельничиха» 16

В. Галацкая