От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания
В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.
В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.
Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, — начал разговор повзрослевший «Ванюшка». — За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
- У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.
— В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец — тогда студент ВГИКа — предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя,писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.
Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?
— Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» — вышла так убедительно.
- Сняли с первого раза?
— Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот — сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.
Для ребенка сняться в кино — всегда приключение. Много открытий сделали для себя?
— Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли — мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, — слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
- Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.
— Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали — одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.
А как натурально вы суп уплетали в кадре!
— Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная — я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» — обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный — до сих пор его люблю.
- На что потратили гонорар за роль Ванюшки?
— Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги — булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.
|
Одноклассники вам завидовали?
— Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. — А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом — плохая примета.
На этом ваша актерская карьера закончилась?
— После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, — в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала — и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.
|
С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись?
— Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все — даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука — Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами — в то время он вел передачу «Ты — супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?
Судьба Ванюши по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» Урок внеклассного чтения Предмет: литература. Класс: 5. Цель – обсуждение проблемы особой уязвимости детей в ситуации вооружённого конфликта и необходимости гуманного отношения к ним. Задачи: 1) развивать умение комплексно анализировать художественный образ в единстве портретной, речевой, поведенческой характеристик; 2) продолжить знакомство с художественным приёмом «рассказ в рассказе»; 3) воспитывать культуру умственного труда, коммуникативные качества (сотрудничество, умение высказывать свою точку зрения).
Оборудование и наглядность: портрет М. А. Шолохова; выставка произведений писателя; иллюстрации к рассказу «Судьба человека»; текст рассказа. Технология: Развитие критического мышления посредством чтения и письма. Урок разработали: Никитина Н.П. Ход урока I. Оргмомент. II. Основная часть урока. 1. Вызов. 1) Вступительное слово учителя. Детство – это то время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. 2) Составление кластера. – Ребята, назовите те ассоциации, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слово Детство (учитель записывает его на доске).
Игрушки, игры Семья Детство Дом Веселье, смех, радость Беззаботная пора Мамины сказки – Многие писатели обращались к теме детства. В одних произведениях эта тема была основной, в других – одной из многих. Сегодня мы поработаем с фрагментом из прочитанного дома рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 2. Осмысление. Аналитическая работа с текстом. Учитель на доске записывает слово Ванюшка. Все ответы учеников, связанные с основными чертами героя, отражаются на доске. Школьники работают в тетрадях. – Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном фрагменте? (Андрей Соколов – главный герой всего рассказа, а в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.) – Шолохов пишет: «Маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесанный, а глазёнки как звёздочки ночью после дождя»; «мелкая птаха… как свиристель… как воробей под застрехой». – Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика? (Во внешнем облике мальчика подчёркивается трепетность, уязвимость ребёнка.) – Перечитаем первый диалог мальчика и «дядишофёра» (с. 244).
Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить мальчику к моменту встречи с Андреем Соколовым? Какую черту в образе Ванюшки подчёркивает информация о том, что пережил он во время войны? (Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбёжки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец; у него нет дома, он голодает. Подчёркивается незащищённость, беззащитность мальчика.) – Что ещё можно узнать о Ване по тому, как он отвечает на вопросы? Обратите внимание на интонацию, синтаксический строй реплик. (Этот строй свидетельствует о некотором автоматизме ответов: видимо, ребёнок не первый раз отвечает на подобные вопросы. Кроме того, лаконичные слова «не знаю, не помню… где придётся» в данном контексте усиливают ощущение тяжести того, что уже перенёс маленький мальчик.) – Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашёл отец? Как в речи Вани передаётся его эмоциональное состояние в данный момент? (Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторённое слово «найдёшь» свидетельствуют о том, как истосковался этот ребёнок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нём была надежда.) – Какие ещё слова помогают охарактеризовать состояние мальчика? («…тихо так говорит…», «шепчет», «спросил, как выдохнул», «звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно».) Продолжите запись.
(Переживания героя, ранимость.) – Обратитесь к записи на доске. Подведём итог проделанной работе. Какие ведущие черты в образе Ванюшки подчеркивают его внешность, переживания, речь, поступки? (Беззащитность, ранимость, незащищённость, уязвимость и т. п.) – Как вы думаете, чем уж так «полюбился» мальчик Андрею Соколову? Как Андрей Соколов реагирует его рассказ? – Как, повашему, было принято решение Андреем Соколовым? (Знакомство длилось 3 дня, на 4й произошёл решающий разговор.) – Перечитайте строчки: «Вот уже когда Ванюшка мой подрастёт и придётся определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле. – Тяжело ему идти, – спросил я.» (с. 247).
– Кем сказаны эти фразы? (1фраза сказана Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Он герой рассказа. 2 фраза – рассказчиком, который передаёт нам рассказ Андрея Соколова.) – А Шолохов? (Автор.) – Как называется такой композиционный приём? (Рассказ в рассказе.) – Вспомните, в каком произведении, прочитанном в 9 классе, использовался этот же приём? (Повесть «Ася» И. С. Тургенева.) – Как вы думаете, в чём заключается роль Ванюшки в этом отрывке? (Этот образ помогает глубже понять характер главного героя – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа появляется новый поворот в проблематике произведения: уязвимого положения детей во время войны.) 3. Рефлексия. – Как вы думаете, почему в начале урока, готовясь к анализу фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову Детство? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом Детство могли бы возникнуть у Ванюшки. Чтение 2 – 3 ученических работ. III. Домашнее задание: *Сталкивались ли вы когдалибо с беззащитным, уязвимым существом? Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации. Сделали ли вы чтонибудь, чтобы помочь ему, облегчить его страдания?
Ванюшка в произведении М.А.Шолохова «Судьба человека» является прообразом чистоты и наивности. В годы войны 1941 – 1945 гг. трагически умирают родители мальчика, отец на фронте, а мать в поезде от разорвавшейся бомбы. У Ванюшки ничего и никого не осталось, ни родных, ни крыши над головой. И тут на своем жизненном пути, а именно осенью 1945 г. в Урюпинске он встречает Андрея Соколова. Все внимание в данном рассказе сосредоточено именно на этом человеке. Но описание его образа было бы не полным без мальчика Ванюшки, маленького, но сильного.
Когда Андрей Соколов встречает Ванюшку, на вид ребенку лет 5 – 6. Мальчуган был весь грязный, лохматый и голодный. Мужчина берет Ванюшку на воспитание и говорит ему, что он – его отец. Мальчишка радуется этой новости, возможно в глубине души понимая, что это ложь. Ванюшка соскучился по человеческой ласки и теплоте, поэтому и принимает Андрея Соколова как отца. Ребенок очень обрадовался такой встрече, целовал, обнимал Андрея, приговаривал, что ждал и верил в то, что он найдет его.
Мужчина любит Ванюшку как родного сына, ухаживает за ним. Сначала сводил в парикмахерскую, потом искупал, а когда Ванюшка уснул, побежал по магазинам. Купил ему рубашку, сандалии и картуз. Ванюшка скучал по Андрею Соколову, когда того не было дома. Эти двое – осиротевшие люди, нашедшие друг друга.
В рассказе «Судьба человека» автор не сразу дает портретную характеристику Ванюшки. Он делает это постепенно. Рассказ ведется от лица повествователя и главного героя. При встрече с Андреем Соколовым на пристани, рассказчик внимательно рассматривает Ванечку и в тоже время шутит с ним, называя «стариком». У мальчика кудрявые русые волосы, а ручки розовые и холодные. Больше всего запомнились Ванюшкины глаза – светлые и голубые.
Этот ребенок – маленькая, но сильная личность. Он уже столько всего пережил. Ванюшка сумел отогреть холодную душу Андрея Соколова, тоже много повидавшего на своем пути.
Рассказ «Судьба человека» — это произведение о победе над человеческой судьбой. Мальчик маленький, но сильный духом стал смыслом жизни для человека, у которого судьба отобрала все самое дорогое, ради чего стоит жить.
Вариант 2
У каждого человека своя судьба и своя дорога в жизни. Порой нам не под силу изменить жизненные ситуации, ведь то, что предначертано свыше, обязательно исполнится, хотим мы этого или нет. Жизнь это череда происходящих событий: хороших, приятных, а порой плохих и приносящих несчастье человеку. Но все события и люди, которые встречаются в жизни человека, это не случайно. Всё это имеет свой смысл, свою цель, нужно только уметь понимать.
В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» Ванюша появился в жизни Андрея Соколова тоже не случайно и главный герой это быстро понял. При первой встрече этот парнишка, которому было пять-шесть лет, произвёл сильной впечатление на Соколова. Этот маленький оборвыш, как его называет автор, так полюбился Андрею Соколову, что он скучал по нему, и каждый вечер спешил к чайной, чтобы увидеть Ванюшку. Этот парнишка был сирота, отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой в поезде, и Ванюша остался совершенно один. Ночевал он там, где придётся, кормился около чайной тем, что дадут прохожие.
Ребёнок был грязный, лицо покрыто пылью, волосы немытые и нечесаные. Но зато глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе. Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо. Ванюша действительно верил, что его отец скоро вернётся из фронта, и они будут вместе. Он каждый день гулял около чайной или просто сидел на крыльце, болтая ножками, и ждал. Настолько сильная была у ребёнка вера, потому что он понимал, что дети не могут жить одни, у них должны быть родители.
Все ожидания и надежды Ванюши сбылись, у него появился отец. Сколько было радости и восторга, когда он услышал от Андрея Соколова, что он его отец. Мальчишка кинулся на шею, прижался к щеке этого взрослого человека. Ребёнка переполняли чувства, он тоненько и звонко кричал, это был радостный крик души от огромного счастья. Ванюша всем своим детским сердцем верил, что это действительно и есть его отец, у него не возникало и капли сомнения. Ведь парнишка так сильно этого хотел.
Андрей Соколов забрал мальчика к себе, и стали жить вместе. Он с отцовской заботой ухаживал за ним, а с чем не мог справиться, то помогала хозяйка дома, у которой жил временно Андрей. Ребёнок со всей детской любовью принимал эту заботу, ведь ещё недавно он был лишён этого. Ванюшка всегда старался быть вместе с отцом, поменьше с ним расставаться, а Андрей этому не противился.
Они две осиротевшие души, как две песчинки нашли друг друга, взрослый и ребёнок, такие разные и такие похожие в своём горе. На душе у каждого из них стало легко и светло, жизнь вновь обрела для обоих смысл.
Сочинение про Ванюшу
Рассказ Шолохова “Судьба человека» пронизан трагизмом войны, ее бесчеловечностью по отношению к судьбам людей. Два одиночества совершенно случайно встречаются и находят друг друга. Андрей Соколов, храбро сражавшийся в горниле войны, потерял в этой войне свою семью и Ванюшка, у которого отца убили на фронте, а мать погибла при бомбежке поезда. У них общая беда – война их осиротила. Главный герой рассказа Андрей Соколов потерял интерес к жизни, но маленький Ванюшка спас его от горькой судьбы.
Ванюшку Андрей встретил возле чайной. Несколько дней он наблюдал за беспризорным ребенком, который питался объедками. На вид это был мальчик лет 5-6, с русыми кудрявыми волосами, запутанными и непричесанными, с грязным от пыли лицом и в такой же грязной одежде. Но одежда у него была добротная, что говорило о том, что о нем очень заботилась мама.
Никто из прохожих не обращал внимания на мальчишку, ибо таких много разбросала по свету война. А вот Андрей обратил внимание, ибо он был таким же одиноким, а может и потому, что глаза мальчишки излучали теплоту и доверчивость, они были по-детски наивны и светились на замурзанном личике, как звездочки после ночного дождя.
Мальчик был доверчивым, он сразу прильнул к Андрею, когда тот сказал, что он его папа. Ванюшка обрадовался тому, что теперь не один, что у него есть родная душа, что он кому-то нужен. Возможно, он и понимал, что Андрей не отец ему, но мальчик больше всего на свете хотел, чтобы это было правдой, и он поверил в то, что у него теперь есть отец.
Андрей взял Ванюшку на воспитание, и мальчик оказался очень разговорчивым, шустрым и озорным, он внес в его жизнь большие перемены, наполнил ее счастьем и радостью. Андрей очень полюбил его и обрел смысл жизни.
Ванюшка же обрел отцовскую любовь и быстро привязался к своему новому отцу, скучал, когда того долго не было дома, встречал с работы.
Этот мальчик спас Андрея Соколова от печальной участи судьбы, он скрасил его существование, заставил поверить в будущее, которое казалась ему бесполезным и одиноким. Этот маленький мальчик полностью изменил жизнь Андрея.
В образе Ванюшки автор показал суровую правду о детях послевоенной поры, которые остались сиротами. Они голодали, беспризорничали, но не теряли воли к жизни и мужественно сносили все невзгоды и лишения. Эти дети, как и Ванюшка, обладали волей и стойкостью, душевной чистотой и наивностью. Они верили в светлое будущее.