Трагедия русской деревни в лирике С. Есенина
Творчество самобытного русского поэта Сергея Есенина корнями восходит к русской деревне со всеми ее колоритными прелестями и трагедийной судьбой. Поэт вырос в деревне и знал ее беды и проблемы глубоко, ощущая их и на личной судьбе, принимая близко к сердцу. Во всех произведениях, посвященных деревне, а их в творчестве поэта довольно много, С. Есенин подчеркивает нерасторжимую связь крестьянской жизни с природой, любуется поэтичными картинами сельских пейзажей. Да и не только крестьянскую избу, но и монастырь, и старую церквушку поэт умело и органично вписывает в неповторимый по своей сказочной красоте ландшафт бескрайней родной земли.
Примечательно, что Есенин ценит не только эстетическую сторону деревенской жизни, но и внутреннюю целесообразность всего крестьянского уклада. Подробное описание крестьянского быта мы находим в стихотворении «В хате»: печурка, паз, ухват, заслонка, соха, хомуты, сени.
Главное украшение любого домашнего очага- расторопная хозяйка. Именно благодаря ей в хате так хорошо и уютно. Невольно вспоминается русская пословица: «Не та хозяйка, что говорит, а та, что щи варит».
Использование диалектных слов в стихотворении придает произведению особый колорит: драчены — блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом, дежка — кадка. Нашлось место в хате и домашним животным и птицам (котам, щенкам, курам).
В Есенинской хате по-деревенски просто, но уютно, чувствуется, что в ней живут трудолюбивые люди, привыкшие сами себе добывать хлеб.
С течением времени С. Есенин, так радостно встретивший революцию как символ окончательного крестьянского освобождения от гнета помещика, стал задумываться над тем, что преобразования на самом деле дали народу. Водоворот общественных перемен пугает поэта. В стихотворении «Русь уходящая», раскрывая свою жизненную философию, поэт со всей определенностью утверждает: Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.
Далее он пишет о том, что ожидал большего улучшения в жизни мужиков. Простой народ радуется и малому: были бы ситец и гвозди, а уж хлеб и картошку вырастят сами. В этом стихотворении присутствует настроение грусти, неудовлетворенности. За внешним согласием «задрав штаны, бежать за комсомолом» видна неприкрытая ирония. Она моментально была почувствована в официальных кругах. Именно поэтому в тридцатые годы С. Есенин будет долгое время запрещен. Его книги изымут из библиотек, а в критике появятся отрицательные отзывы.
»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века»
... и несмело …». Сочинение на тему:»Моё любимое стихотворение поэтов 19 века» Русская классическая литература 19 века — это литература «вечных тем». Русские ... которой Мусоргский написал оперу; и две работы о крестьянском восстании 1773−75 гг., «Капитанская дочь» (короткий ... нашего времени», единственного романа Лермонтова, является антигероем русского дендизма — красивым и циничным фаталистом, он несет ...
Недовольство народа новыми порядками сквозит и в Есенинском стихотворении «Письмо деду», где внук убеждает деда смириться с переменами: Ты говоришь: Что у тебя украли, Что я дурак, А город — плут и мот. Но только, дедушка, Едва ли так, едва ли, — Плохую лошадь Вор не уведет.
Город в данном произведении олицетворяет не только иной образ жизни, но и государственную власть, официальную политику.
Город противопоставлен деревне еще и как символ технического прогресса. В стихотворении всплывают излюбленные Есенинские образы коня и паровоза. Дед отвергает новую машину, отказывается сесть в вагон. Внук же уже мыслит масштабнее: он понимает, что на старой лошади далеко не уедешь. Однако двойственность авторской позиции все-таки остается очевидной: С. Есенин, все понимая и осознавая, мучительно цепляется за старый и до боли знакомый ему мир патриархальной деревни с ее устойчивым укладом, веками укоренявшемся на Руси.
По-житейски конкретно поднимается мучительный для С. Есенина крестьянский вопрос в стихотворении «Письмо от матери»’. Теперь сплошная грусть, Живем мы, как во тьме. У нас нет лошади. Но если б был ты в доме, То было б все, И при твоем уме — Пост председателя В волисполкоме. Тогда б жилось смелей, Никто б нас не тянул…
Как видим, крестьянская доля остается тягостной. Семья деда С. Есенина до революции считалась довольно зажиточной. Национализация собственности и колхозное строительство действительно воспринимались как самое настоящее ограбление.
Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Здесь и откровенная неудовлетворенность «новью», и безмерная усталость, стремление отгородиться от проблем и остаться жить в своем привычном мире деревенской природы и душевной гармонии.
Сгусток противоречий й столкновений в деревне Есенинской эпохи связан прежде всего с вопросом о земле. Поэт своими глазами видел не только довольных крестьян, получивших даровые угодья, но и людей, потерявших земли и поместья, изгнанных с родной земли и трагически переживавших это изгнание. С. Есенин понимал, что подобный передел был оплачен кровью. Эти события нашли отражение в поэме «Анна Снегина», с документальной тщательностью исторического очерка показавшей их глазами человека из народной среды, глазами героя, выросшего в деревне и с детских лет знавшего ее.
Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я здесь не нужен,, Русь моя, деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай,
восклицает Есенин в стихотворении «Хулиган».
Однако к 1925 году настроение поэта несколько меняется. Возможно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется уже двойственное отношение: продолжая любить родину, поэт в то же время проклинает ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:
«Образ матери» по творчеству Сергея Есенина. Урок литературы ...
... он воспел в светлом образе матери. В конце своей трагически оборвавшейся жиз-ни С. А. Есенин пишет стихотворение «Письмо мате ... в целом и женщины-матери в частности. Для большинства из нас Сергей Есенин, в первую очередь, является певцом красоты русских просторов и старой деревни. ... в плоть». Большое влияние на творчество С. А. Есенина оказала песенная лирика. Поэтому многие стихотворения написаны им в ...
Мне теперь по душе иное. И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
Выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы:
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой тяжести полынь.
Эти строки выдают тонкую эстетическую натуру автора, его умение разглядеть прекрасное в обыденном, поэтично воплотить это прекрасное в словесной зарисовке.
В стихотворении «Спит ковыль» противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи).
Ковыль — типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь — образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет «золотой» по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. «Свинцовый» же в выражении «свинцовой свежести полынь», наоборот, выступает в этом стихотворении только как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок.
Во второй строфе произведения ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой: Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси?
С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба — воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь.
Яркая, запоминающаяся строка «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы» подчеркивает тему противостояния города и деревни в творчестве С. Есенина.
На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость.
В произведении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» С. Есенин прямо заявляет о том, что прогресс несет в себе разрушительное начало: По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
У С. Есенина была возможность уехать из России, отрешиться от всех проблем и зажить обеспеченной и беспечной жизнью за границей. Но он предпочел умереть, так как не мог жить вдали от своих лесов и полей, от прекрасных русских березок и от всего, что зовется родиной.
Процесс вымирания деревни, начавшийся в конце прошлого века, продолжается с еще большей силой. Расположенные возле городов поселения превратились в дачные поселки, а глухие, далекие деревушки просто вымирают и пустуют. Исчезает исконная опора и житница России. Если этот процесс не остановится, то уже очень скоро нашей стране придется покупать за золото чужой хлеб за границей.
Трагедия русской деревни в лирике С. А. Есенина
Красота основания 20-го целая вечность различается огромным разнообразием. В историю поместились большого колличества писательских движений и направлений: символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм. И тот и другой стихотворец считывал своим продолжительном относиться к той или иной команде такая быть в наличии мода. Но все было это исключительно формой, наружнее оболочкой, причинность сегодняшней художество невозможно уложить на прокрустово ложе неширокими внешными рамками. Действительный стихотворец всякий раз будет неповторимым и неповторимым, к каким бы измам он себя не причислял. Такие Блок, Ахматова, Цветаева, Корнеплод (а) также конечно, Есенин. В русскую литературу Есенин вошёл в качестве кого завершительный стихотворец деревни, поэт-крестьянин. А что наиболее важное для крестьянина? Его земля. По этой причине проблема деревушки сковаться льдом для поэта в то же время и целинной, и знакомой до боли. Он так и называл себя заключительным версификатором деревни. Главные стихотворения Есенина, означенные 1910-м годом, навеяны младенческими воспоминаниями. Стихотворец рисовал, прежде, натуру близкого края, своей глубинки. Вся природа у него одушевлёна: берёзки уподобляются девушке, месячишко ягнёнку, некоторый прогуливается в голубой траве.
За что мы любим Сергея Есенина? Вспоминаем скандальные выходки поэта и хулигана
... перестают удивлять меня. Я люблю поэзию С. Есенина, потому что в ней — сложный комплекс тонких и глубоких настроений, переходящих друг в друга. Стихи поэта отличаются красочностью и ... свой пиджак английский. Ну-ка, дайте косу, я вам покажу! Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий, Памятью деревни я ль не дорожу… В селе все ...
Совместно с тем вот характер натуры основывается в стихах данного версификатора исключительно на сопоставлениях с деревенским обиход (страна березового ситца), а жизнь дядьку обнаруживается естественно посредством его соседство с природой: На закат ты розовый похожа (а) также как снег, лучезарна и светла. Но с движением медли Есенин давать начало вылезать после рубежи своих младенческих воспоминаний и впечатлений. Теперь же стихотворец обнаруживает далеко не такое количество личный номер переживания, сколько судьбину всей России. Приключился такое в дни знаменитых бурь революций. Как поэт своей разрешение от бремени Есенин далеко не мог оставаться уединенно от этих событий. Рано или поздно он убедился, что революция убыстрит проход Российской федерации с семейной колеи на дороге индустриализации, то очень мучительно усмотрел это. Реалистичные новаторские события, дерзкие передышки в деревне, даже если машинизация скрыться за горизонт это все во мнении Есенина рассказывал о гибели кроткой, созданной, главный, воображением версификатора семейной Руси. Следовательно, он боялся не пришествия нового, а ухода старого. Теперь же Колыбелью для Есенина бессознательно сковаться льдом не столько деревушка и её природа. Возникает новоизобретенный герой, теперь же да неотделимо объединенный с Россией, город. Расположение к данному стихотворец неплохо высказывает в собственном стихотворении Я завершительный стихотворец деревни: На тропу лазоревого поля Оживленно исчерпается сильный гость. Луговик овсяный, зарёю пролитый, Соберёт его чернейшая горсть. Но это не пейзаж, а созданный лекарственное средство пейзажной живописи характер Прощания и с вымирающей бревенчатой деревней, и с ее древней аграрной культурой, и с ее последним версификатором еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало. Именно это прочие творения Есенина выстроены для способе антитезы постоянного противопоставления деревушки и города.
При всем при этом деревушка выглядывает у поэта как источник добра, благодати, а город только проклятый, сильный гость. Свои трепеты и наблюдения над новой Колыбелью Есенин наглядно сформулировал в стихотворениях Возвращение для родину, Московию советская, Московию уходящая: Я человек бывший в употреблении! Что скрывать? Сохранился в предыдущем я одной ногою, Устремляясь достигнуть металлическую рать Не дать согласия через своих корней Есенин далеко не мог. По этой причине собственно в это время с целью его лирики отличительна относительная благочестивая символика. Арестовать впрочем бы маленькую поэму Сорокоуст (так давать имя поминальную молитву).
Материал к презентации «Есенин — певец русской природы»
... Сергей Есенин — один из выдающихся поэтов расцвета серебряного века. В его лирике присутствует много жизненных тем. Одной из ведущих тем творчества Есенина является тема русской природы. ... природа, образ, образ Черемухи, образ Метелицы, образ Зимы, лирический герой, женский образ, весна, автор. Литературная гостиная для старших дошкольников «Сергей Есенин-певец ... Есенин С. А. Полное собрание сочинений. ...
Теперь же благочестивые манеры сковаться льдом родником вдохновения: у лесного аналоя воробушек инструмент читает, закадили дымом над росою рощи. Поэтичным победителем кое-каких стихов такого периода сковаться льдом странник, шкандыбающий для богомолье. А деревня теперь же приравнивается с несмышленым жеребенком, некоторый хочет, но, конечно, не имеет возможности перегнать поезд. Не мертвых жеребцов давным-давно заступил железная кавалерия говорит поэт. Тут-то, по Есенина, катастрофическое расположение деревушки она безвозвратно ушла в вчерашний день и уже никогда не будет тем центром внутренней жизни, тот или другой быть в наличии когда-то. Деревушка в качестве кого трон предыдущего и благодати на земле, старинный мудрости, малоразвита через во всю ширь шагающего стоического гостя. Теперь крестьянские парнишки и девушки выезжают в город, сохраняют родственники края, как когда-то нашел сам Есенин. Но вне Российской федерации он не мыслил себя. Первоначально чувствование разрешение от бремени у версификатора водился приблизительно неосознанным, младенческим и безмятежным, безоблачным естественной причастностью к крестьянским корням, к ее природе. Впоследствии оно перебежал для больше сознательный, рационалистический уровень. Но неизменным всякий раз оставалось одно безграничная привязанность к русской деревне, тот или другой Есенин считывал люлькой культуры, нравственности, самой жизни.
Трагедия русской деревни в лирике Есенина
Тема русской деревни является важнейшей в лирике Сергея Есенина. Уроженец села Константинова Рязанской губернии, Есенин внес в поэзию свежую, до этого не виданную струю деревенской лирики. Стихотворения начального периода его творчества проникнуты светлым чувством любви к своей родине и деревне («Русь», «Гой ты, Русь моя родная»).
Раннюю крестьянскую лирику Есенина характеризует пасторальность, идилличность рисуемой картинки (за это в литературных кругах Петрограда поэта сразу же стали именовать «Лелем», «пастушком»).
Его стихотворения вольно или невольно становились знаками той «святой Руси», мечту о которой лелеяли в то время многие русские люди, считавшие свою повседневную жизнь в закосневшем быте тяжким бременем («Чую радуницу Божью. «).
Но Есенин отчетливо осознавал не только светлые, но темные стороны жизни родного народа, родного крестьянства. Показательно, что свои отрицательные высказывания о России и русском крестьянстве он, как правило, не тиражировал. Стихи типа «Свищет ветер под крутым забором. » или «О, родина. » если и печатались, то лишь в периодике: обличения крестьянства в прозе, которые Есенин
принес однажды в редакцию «Известий» в составе своего очерка об Америке «Железный Миргород» (1923), так и не попали в газетный текст последнего.
Трансформация образа русской деревни в лирике Есенина наметилась в начале 20-х годов. После революции поэт одним из первых высказался о необходимости революционного вихря как спасителя погибающего крестьянства в своих «маленьких поэмах» «Отчарь», «Пришествие», «Преображение», «Инония». Поэт верил тогда, что в Грядущем «люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом крытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».
«Земное и небесное в художественном мире Есенина. Учебный проект ...
... художественную концепцию человека, поэт наделяет его растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами. Есенин мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым и сильным, добрым и нежным, похожим и ...
Однако «развороченный бурей быт», поднятая на дыбу Русь, красный и белый террор, бунты анархистов («махновщина»), восстания крестьян («антоновщина») и т. д. положили конец иллюзиям поэта. Он не без оснований посчитал, что его «отчарю» — «соломой пропахшему мужику» — только и осталось, что «захлебнуться лихой самогонкой. «
Слова, взятые здесь в кавычки, — это заключительные строки одной из самых известных поэм Есенина «Сорокоуст» (1920).
Сорокоуст — православная традиция чтения молитв по покойнику в течение сорока дней после смерти. Именно в этом произведении впервые ярко зазвучал мотив трагедии, смерти русской деревни. «Трубит, трубит погибельный рог!»
Поэт говорит о борьбе города и деревни, о наступлении «врага… с железным брюхом», что «тянет к глоткам равнин пятерню». Стержневой символ стихотворения — «скверный гость» с «железным брюхом», «страшный вестник» грядущих изменений. Он принесет с собой в деревню «электрический восход», а вместе с ним и «стальную лихорадку». В третьей части возникает знаменитый образ красногривого жеребенка, тщетно пытающегося обогнать поезд. Разгадать этот символ несложно. Сам поэт пишет об этом так: «Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни. она в революции нашей страшно походит на этого жеребенка тягательством живой силы с железной. Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений. «
В 1924 году Есенин пишет стихотворение «Возвращение на родину», в котором на первый план выходят страшные изменения произошедшие в деревне. Разрыв поколений выразился, прежде всего, в отказе от православных традиций. Над родимыми местами лирического героя «взметнулась колокольня без креста», «иконы выбросили с полки», вместо Библии молодые девушки читают пузатый «Капитал». Это, по мнению поэта, не может не сломать и не погубить русскую деревню. Молодое поколение, которое в стихотворении представлено сестрами, перестало уважать стариков, оно забывает о своих корнях и становится «Иванами непомнящими».
В этом же, 1924 году, поэт создает стихотворение «Русь советская». В нем он развивает тему трагедии русской деревни. Новой, измененной, коммунистической деревне поэт противопоставляет себя. Он не готов изменить своим убеждениям и петь под гармонику «агитки Бедного Демьяна», «гражданин села» не готов собираться, как его односельчане, около волости, вместо церкви. Поэт не готов отдать свою лиру «октябрю и маю», потому что она навеки принадлежит шестой части земли » с названьем кратким «Русь»».
В драматической поэме «Страна негодяев», написанной в период с 1921 по 1923 годы, устами одного из ее героев, комиссара Чарина, Есенин, бесспорно, высказал многое из того, над чем раздумывал сам:
Я последний поэт деревни» (судьба крестьянства в поэзии С. А. Есенина)
... другу Есенина, Анатолию Борисовичу Мариенгофу — поэту, одному из основателей и теоретиков имажинизма. Здесь искали: я последний поэт деревни анализ анализ стихотворения я последний поэт деревни я последний поэт деревни анализ ... любви. Но в стихотворении «Я последний поэт деревни…» поэт как будто заказывает панихиду по прежнему миру, обречённому на умирание. А русская природа здесь — Храм, в ...
Люди с голоду бросились в бегство,
На сплошной недород у крестьян.
Их озлобили наши поборы,
И, считая весь мир за бедлам,
Они думают, что мы воры
Иль поблажку даем ворам.
Трепетно относясь к русской деревне, прекрасно понимая все ее проблемы, Есенин не мог не отмечать изменений, происходящих на селе. Не мог он закрывать глаза на возможные последствия этих изменений. В своей лирике поэт пытался предупредить своих современников о том, что в отрыве от родной земли, от своих корней человек не может жить.