Дьяволиада в произведении М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь Тьмы,

к тому, кто сознает честь, живет ею и наступает.

П. Палиевский

Дьяволиада — один из любимых мотивов Булгакова. Но в романе «Мастер и Маргарита», как правильно заметил критик Палиевский, она играет вполне реалистическую роль. Булгаковская дьяволиада может служить блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обнажения противоречий действительности. Воланд карающей грозой витает над Москвой, изображаемой Булгаковым. Наказанными оказываются непорядочные люди. Читатель сразу обнаруживает явное несходство предлагаемого ему писателем Воланда с общеизвестным дьяволом. Слишком уж правильный мессир.

Так или иначе, но образ получился мощный, пластичный и не вызывающий неприязни. А фантастический поворот дела позволяет нам увидеть целую галерею персонажей весьма неприглядного толка. Писатель в ходе повествования резко обнажает порочные явления в жизни интеллигенции и вооб-ще простого люда, охваченного социалистическим сумасшествием.

Внезапная встреча с нечистой силой моментально проявляет сущность всех этих берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев, никаноров Ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном Варьете1, н буквальном и переносном смысле «раздевает» некоторых зрителей. 11о жертвы Воланда строго избирательны, они предоставляются Воланду самим автором, в соответствии с булгаковской этикой. При всей видимой опсреточпости Воланда, булгаковский дьявол, тем не менее, сохранил верность ли тературно-художественным традициям, то есть всецело подчинен авторской воле. А воля автора — обличать пороки общества.

Не Воланд страшен героям романа: дьявола, пожалуй, действительно не существует для Булгакова, как не существует для него и богочеловека. В романе, по-моему, разговор идет о какой-то иной вере. Скорее это вера в исторического человека, в нерушимые нравственные устои души человеческой. Имя Канта в разговоре Берлиоза с подозрительным незнакомцем на Патриарших возникает совсем не случайно. Булгаков солидарен с философом в мысли, что нравственный закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, тем самым страшным судом, язвительную параллель которому можно легко усмотреть в гибели бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.

14 стр., 6906 слов

Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте

... весь творческий путь М. Булгакова. Цель данной работы - рассмотреть особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте. ... романтической традиции 19 века. Развитие действия в "Дьяволиаде" происходит на основе максимального сближения чудесного и обыденного. ... уже с малой дистанции времени кажется сном. Булгаков прочертил в пьесе важную психологическую особенность сновидения: в ...

В роман органично введена историческая канва: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, по воле Булгакова-писателя общается с Иешуа (Христом).

Этот момент тоже является частью дьяволиады, потому что великие искушения и помрачения испытывает дух прокуратора. Прокуратор — тоже своего рода Воланд на земле. Ему приходится быть жестоким к своим подданным ради сохранения порядка в стране. Он даже сочувствует Иешуа, но понимает, что еще не пришло время для нового устройства общества.

Итак, мы видим, что булгаковский дьявол вместе с булгаковским богом мучительно занят восстановлением гармонии в мире, включая мир людей.

Дьяволиада в произведении М. А. Булгакова Помогло сочинение? Потыкай кнопки ↓

Читайте также: