Разделы: ,
Цель проведения:, Оборудование:
- ПК с акустическими колонками,
- мультимедиапроектор,
- презентация «Всё в тающей дымке»,
- раздаточный материал (таблица).
Задачи:
Образовательные : Научить анализировать прочитанное:
- определять тему и идею произведения;
- выделять композиционные части;
- видеть средства художественной выразительности в тексте.
Повторить пройденное.
Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.
Воспитательные : Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.
Методические приемы, Структура урока
1 этап — организационный:
- приветствие;
- проверка готовности к уроку;
- организация внимания.
2 этап — подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний:
- актуализация ранее полученных знаний;
- постановка учебной цели.
3 этап – обучающий:
- организация процесса восприятия, осознания и осмысления биографического материала, текста стихотворения;
- определение настроения;
- выразительное чтение стихотворения.
4 этап — закрепление и первоначальный контроль изученного материала
- Сочинение-миниатюра (сравнение стихотворения с очерком К.Г.Паустовского)
5 этап — подведение итогов урока (рефлексия) и постановка домашнего задания.
1. Приветствие учащихся учителем. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
Комплекс выразительных средств, их организация при постановке ...
... эпизодов, художественное и музыкальное оформление. Третий касается участников представления (количество, пол, профессиональный состав, принадлежность к организациям, уровень подготовленности и ... подготовки, Репетиционные возможности постановки, Сценические возможности постановки Сценарно-режиссерский замысел представления Творческая работа над замыслом всего представления и разработкой отдельных ...
2. Слово учителя:
- На предыдущих уроках мы с вами наблюдали за тем, как русские поэты и писатели, очарованные природой, открывают для читателей красоту окружающего мира, богатство переживаний, вызванных этой красотой. Стихи, рисующие картины родной природы, находят особенный отклик в душе каждого человека. Мы работали с текстами стихотворений Пушкина, Тютчева, Майкова;
- с очерками Паустовского, мудрые слова которого авторы нашего учебника предлагают нам в качестве напутствия: «Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растёт медленно, но неотвратимо, как раковая опухоль…»
Сегодня мы ещё раз попробуем воспользоваться шансом узнать новое, а значит стать счастливее.
3. Тема урока ( слайд 1 ): анализ стихотворения Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке»
Но сначала мы познакомимся с фактами биографии поэта. (В процессе прослушивания лекции ребята заполняют таблицу. См. ) слайд 2
Николай Иванович Рыленков (1909 – 1969)
Рыленков Николай Иванович [2(15).2.1909, д. Алексеевка Смоленской губ.— 23.6.1969, Смоленск] — поэт, прозаик.
В повести «Сказка моего детства» Рыленков вспоминает: «Деревня Алексеевка, где крестьянствовали мои родители и где рос я, была одним из самых глухих углов лесного Рославльского уезда… В годы моего детства в ней не насчитывалось и полсотни дворов. Почти у самой ее околицы начинались дремучие леса…» Отец запомнился «идущим с обнаженной головой и с севалкой на груди вдоль нивы, окруженным золотистым сиянием разбрасываемого зерна». С раннего детства Рыленков осваивал «хитрую науку, / Как строить хаты, как сажать деревья, / В какую пору начинать посев». Судьба «упорно приучала / Ходить босым по жесткому жнивью» . К трудностям сельской жизни прибавилось личное горе: в 1916 умер отец Рыленкова, в 1919 — умерла любимая мать. Пять классов начальной школы Рыленков окончил за 4 года и поступил в среднюю школу в с.Тюнино, где участвовал в выпуске школьного рукописного журнала . Отец, деревенский грамотей и книголюб, мечтал сделать сына сельским учителем, и Рыленков поступает в Смоленский педагогический институт. В Смоленске жил трудно, перебиваясь случайными заработками, но продолжал литературное творчество. К стихам тянулся с детства. Рыленков рос в той среде, где фольклор присутствовал в повседневном быту, а в доме Рыленковых звучали стихи великих русских поэтов.
В 1926 девятиклассник Рыленков принес стихи в редакцию газеты «Смоленская деревня», в 1929 начал печататься в местных газетах .
«Я знал, что в город ухожу, / Но сердце оставляю в поле»
«Край родной, я рос под шум дубравы, / Все во мне твое — любовь и грусть».
«Солнце жизни моей, Россия, / Укрепи на подвиг меня!»
Рыленков обращается к прозе, осмысливая пройденный народом путь, возникают повести, выстраивается автобиографическая трилогия: «Сказка моего детства», «Мне четырнадцать лет», «Дорога уходит за околицу». Чист и емок язык этой прозы — «русский язык со всеми присущими только ему прелестями, со всеми оттенками — скромности, простоты, застенчивости, ясности, улыбки, душевности» Слайд 4 В прозаических этюдах Рыленкова соединен опыт поэта и крестьянина. «Журавлей путеводная нить» проходит сквозь все творчество поэта, свою последнюю книгу он назвал «Журавлиные трубы».
Народной песней стало написанное в 1948 стихотворение Рыленкова «Ходит по полю девчонка». К песенным стихам Рыленкова обращались многие композиторы.
Рыленков создал собственный стихотворный пересказ «Слова о полку Игореве».
Значительным вкладом в литературу стали книги Рыленкова по истории поэзии — «Традиции и новаторство» (1962), «Душа поэзии» (1969), в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие.
Ныне имя Рыленкова носят в Смоленске улица, библиотека, школа. Его строки начертаны у Смоленской крепостной стены на могиле погибших во время Великой Отечественной войны.
4. Проверка таблицы ( слайды 5 и 6)
Где и когда родился поэт? | Смоленская губерния, 1909 год |
В какой атмосфере прошло детство? | Трудности сельской жизни. Личное горе. |
Что способствовало развитию поэтических способностей? | Отец – грамотей и книголюб (в доме звучали стихи).
Приобщение к литературе (выпуск школьного журнала) |
Каков творческий путь? | Основное направление – поэзия, причём музыкальность делает стихи песнями, но и проза, публицистика. |
5. Выразительное чтение стихотворения «Всё в тающей дымке».
6. Анализ стихотворения по вопросам ( слайд 7):
- О каких особенностях русской природы написал Рыленков?
- С помощью каких эпитетов поэт рисует её своеобразие?
- Что помогло поэту открыть эти особенности? Объясните смысл слов «увидеть» и «всмотреться», «услышать» и «вслушаться».
- Какие ещё приёмы удалось обнаружить?
7. Теперь, когда стихотворение проанализировано, попробуем определить, какое настроение создаётся этим произведением.
8. А теперь обратимся к заданию учебника на странице 19: что сближает стихотворение Рыленкова и очерк Паустовского «Обыкновенная земля»?
9. Подведём итог: что удалось открыть для себя в течение урока?
10. Домашнее задание: стихотворение выучить наизусть.