Природа олицетворяется, предстает пред читателями живой, она будто общается с Игорем и его войском на протяжении всего произведения, пытается предупредить их об опасности. Еще в самом начале мрачный пейзаж в образе солнечного затмения предрекает войску неудачу и гибель:
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
- Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила;
Рев в стадах звериных!
Автор наделяет природные знаки особой значимостью, поскольку они оказываются, к несчастью для русских земель, пророческими. Тем самым стихия оказывается мудрее Игоря, главного героя произведения. Именно благодаря картинам природы можно узнать исход событий:
И рано на другой день кровавые зори свет поведают;
Черные тучи с моря идут,
Хотят прикрыть четыре солнца,
И в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому!
Пойти дождю стрелами с Дону великого!
Кроме того, описание природы пронизано фольклорными мотивами. Образ троицы наиболее близок традиционным русским сказаниям. Солнце, вода и ветер, к которым обращается Ярославна в молитве за спасение Игоря, предстают тремя главными мистическими образами. Именно они помогают князю сбежать из плена. В этом также раскрываются сказочные мотивы героической поэмы. Неслучайно автор описывает языческие божества в «Слове…»: «достояние Даждьбога внука», «ветры, внуки Стрибога», «по нем кликнула Карна, и Желя». Именно они указывают на фольклорные черты в лице стихии. Писатель часто использует сравнение ключевых героев с животными: Игоря — с соколом, Владимира — с могучим «Буй-Туром», врагов, половцев — с черными воронами, а их хана — со страшным серым волком. Такой художественный прием будто сливает воедино мир людей и природу. Эти две составляющие неразрывно развивают сюжет всей поэмы.
Пейзаж, как бы он не отражал события, описываемые автором, и настроение произведения, является самостоятельным персонажем повести. Он будто живет своей жизнью, является зеркалом происходящего. Но самое главное, картины природы отражают мысли автора, его мнение о поступках князя и его дружины. Здесь читатель сталкивается с психологическим параллелизмом не только в отношении лирических героев, но и самого писателя.
Презентация к занятию «Природа в произведениях писателей 20 века»
... черепками», сольется с лугов и полей. Тема природы в творчестве К. Г. Паустовского 1. Природа всегда была в центре внимания К. Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей ... и делает их лейтмотивом. 8. Роль пейзажа. Главное в пейзаже Паустовского — лиризм, вызывающий в читателе живое ответное чувство, а в достаточно скромной палитре его художественно-выразительных ...
Таким образом, природа предстает динамичным, своенравным и одним из главных героев поэмы «Слово о полку Игореве…». Мысль, заложенная в произведении, призывает жить в гармонии с природой, быть к ней более чуткими и внимательными. Ведь порою люди не умеют замечать очевидные вещи, следуя лишь побуждениям собственного эго.
Автор: Полина Борискина