Черты романтизма и реализма в романе Герой нашего времени
Роман «Герой нашего времени» написан Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Он является психологическим, но также повествует о русской жизни и быте военных людей.
Данное произведение заключает в себе реалистические и романтические элементы. Лермонтов с объективной точки зрения глядит на русское бытие, подходит к ее описанию как настоящий исследователь. Два этих направления находят друг против друга в сравнении и подчеркивают самую важную проблему романа. Реализм формируется и подчеркивается во внутренностях другого жанра.
В заметках по пути использован реалистический вид рассказа. Детали быта описаны четко и достоверно, а речь проста и поэтична, также заполнена иронией и лирикой.
Глава «Бэла» точно соответствует канонам романтизма. Природа романтичен, и он предупреждает таинственные происшествия. Основной персонаж вступает в борьбу с наружным светом и обществом: он находится в поисках любви, которая нереальна, его сердце постоянно мечется, точно какая-то стихия, он противостоит всем принятым нормам общественности. Здесь восприимчивость мира героя очень глубокая и она разрешает ему не следовать законам, которые есть у простых людей. Печорин – это романтик. Он одинок, бесстрашен и его волю нельзя сломить.
Контрастируют романтизм и реализм в главе «Максим Максимыч». Здесь герой думает и поступает наподобие романтического героя, но Лермонтов относит его к реалистическому персонажу. Печорин находится в кризисе. Тут Лермонтов показывает свое мастерство писателя в полной мере. Печорин изображается как одинокий, страдающий, разочарованный жизнью человек. Но историческая конкретность присутствует. Михаил Юрьевич приближается к реалистическому изображению, противопоставляет Печорину простого, полного положительных качеств, Максима Максимыча.
В «Тамани» сюжет воспринимается двупланно. Детали его видимы, точны, реальны, но при этом он символизирует порывы главного героя: представления морей, парусов – вот где отражены мотивы романтизма. Разочаровывается герой из-за бессмысленной храбрости и романтического ощущения мира.
«Княжна Мери» является самым сильным самовыражением главного героя. Здесь герой приближен к пейзажам и природе. Она символизирует свободу и полную возможность раскрепоститься. Романтизм проявляется в его дневниковых зарисовках.
По роману герой нашего времени лермонтова 9 класс рассуждение (2)
... Печорина с той эпохой, которую описывает писатель. Лермонтов показывает нам жизнь молодого поколения своей эпохи, создав героя своего времени Печорина — противоречивую личность, которая пребывала в поисках истины. герой нашего времени сочинение сочинение герой нашего времени Герой нашего времени сочинение герой нашего аремени сочинение герой нашего времени лермонтов Печорин — герой своего времени ...
Романтические сцены
Любовь и романтика – слова-синонимы. Красива любовь Печорина и Бэлы в начале ее проявления. Искренность дикой княжны удивительно привлекательна. Романтизмом наполнены сцены, описывающие стремление Григория покорить сердце девушки. Их роман завершается трагично. Любовь проходит.
В главе «Тамань» вся ситуация наполнена романтизмом. Она необычна и таинственна. Девушка Ундина – героиня истории, сложно представляемой реально. Красивая дикарка и слепой слуга – чем не романтика? Печорин в «Тамани» уже не тот равнодушный мужчина, который устало улыбается красавицам на водах Пятигорска. Контрабандист Янко, борющийся с морской стихией рискует своей жизнью, как герои, живущие по своим законам. Свободная жизнь контрабандистов напоминает жизнь вольных горцев. Она противопоставляется водяному обществу. Бесцельность жизни Печорина становится реальна на фоне бушующих страстями сердец других героев.
Романтические пейзажи
Романтические пейзажи — дань высокому интересу живописцев этого направления к природе, чистоту которой философы-романтики противопоставляли рационалистической цивилизации (возник даже типаж «благородного дикаря»).
Расцветает пейзажный жанр. Это эпоха знаменитых пейзажистов — таких, как Уильям Тёрнер.
А неугомонность духа романтиков пробуждала интерес к экзотическим далям и буйству стихий. Выразительный пример — полотна выдающегося мариниста Ивана Айвазовского.
Многие романтики-живописцы, особенно немецкие, поэтизировали ночь. Возник даже своеобразный «ночной жанр», который воспевал мистичность и ирреальность мира в сиянии луны или в безлунной тьме.
Поэтизируя природу, художники делали её полноправной героиней сюжетных полотен.
Ландшафты перестали быть фоном. Во многих работах мастеров-романтиков персонажи борются со стихией. В других природные явления подчёркивают душевные переживания героев.
Романтики-пейзажисты любили изображать грозы, бури, штормы, землетрясения, извержения вулканов.
Они восхищались непокорной красотой природных сил и наслаждались эмоциональным воздействием своих творений на зрителя.
Герои романтики и реалисты
В целом персонажи остались приблизительно похожими, однако добавились многие новые аспекты, например, глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом схожа с тем же Чацким, это всё тот же выбившийся из общего мира герой, который, пойдя против всех, «организовал» новый тип человечества. Чем же это, например, не Базаров или Штольц?
В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм — это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.
Романтизм в литературе. Природа и человек в романтической лирике ...
... каждого человека и его право на независимость и свободу. Очень часто в произведениях данного литературного направления изображались герои, обладающие сильным, бунтарским нравом, сюжеты характеризовались ярким накалом страстей, природа изображалась в одухотворенном и целительном ...
Но их сходства и различия по большому счёту не имеют значения, так как классическая литература нетленна вся — и «Горе от ума», и «Война и мир» будут актуальны всё то время, что ещё будет существовать человечество.
Особенности романтизма
- Главный герой романтических произведений должен был быть сложной, многогранной личностью, переживающей все события, происходящие с ним, остро, глубоко, очень эмоционально. Это страстная, увлечённая натура с бесконечным, таинственным внутренним миром.
- В романтических произведениях всегда было противопоставление высоких и низменных страстей, поклонников этого направления интересовало любое проявление чувств, они стремились понять природу их возникновения. Их больше интересовали внутренние миры героев и их переживания.
- Писатели-романисты могли выбрать любую эпоху для действий своего романа. Именно романтизм познакомил весь мир с культурой Средневековья. Интерес к истории помогал писателям создавать свои яркие произведения, пропитанные духом того времени, о котором они писали.
Мятежные живописцы-романтики
Романтизм в живописи оформился в 1820-1830-х годах. Живописцы-романтики активно противостояли неоклассицизму и в особенности его канонической версии — консервативному академизму. Между романтиками и академиками шли бурные идейные битвы!
В этом художники-романтики были похожи на своих героев: они смело шли наперекор общественному мнению, отвергали догмы, бросали вызов устоявшимся традициям.
Одну из первых битв дал Теодор Жерико. Именно с 1819 года, когда он выставил в парижском Салоне свой «Плот “Медузы”», многие искусствоведы отсчитывают начало романтической эпохи в живописи. В этой работе критикам не понравился колорит, композиция, а главное — сама тема. История выживания на плоту людей, пытавшихся спастись с затонувший у берегов Сенегала фрегата «Медуза», оказалась слишком тяжёлой для завсегдатаев Салона. Из 147 человек, перешедших на плот, выжило только 15. Это был ад: люди дрались за воду и еду, сильные сталкивали за борт слабых, живые поедали мертвецов. А капитан с губернатором уплыли на лодках, обрезав буксировочные тросы и бросив плот на волю волн…
Слишком динамично, слишком ярко, слишком эмоционально, слишком шокирующее! Академисты жёстко критиковали работу, но революция в живописи уже произошла: Жерико потряс основы классической живописи и открыл дорогу новому направлению.
В борьбе с критиками творил и Эжен Делакруа (Ferdinand Victor Eugène Delacroix), ставший главой французской романтической школы. Признание он обрёл лишь к концу жизни. На Делакруа оказали влияние знаменитые колористы Позднего Возрождения и барокко: Тициан, Веронезе, Рубенс. Он запоем читал Шекспира и Байрона. Восхищался Жерико и тоже смело эпатировал высокосветских ценителей и столпов академизма.
В 1824 году Делакруа продемонстрировал в Салоне картину, посвящённую трагедии греческого народа, отстаивающего свою независимость от османской империи. «Резня на Хиосе» была воспринята со смесью восторга и негодования. Поэт Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire) назвал полотно «жутким гимном року и страданию». Консервативные критики возмущались «натурализмом» в подаче темы.
Проблема отчуждения человека, его свободы и творчества в философии Н.А. Бердяева
... проблем отрыва человека от истоков, смысла своего существования освещено в работах многочисленных ученых, философов, богословов. Цель реферата - рассмотреть формулировку проблемы отчуждения человека, его свободы ... Личность есть сопротивление, сопротивление детерминации обществом и природой, героическая борьба за ... борьбу. Это есть реализация полноты жизни личности. Человек есть не только существо ...
Не меньше негативных отзывов получила «Смерть Сарданапала». Делакруа обвиняли в чрезмерной жестокости, эротизме и даже богохульстве.
А вот «Свобода, ведущая народ» (или «Свобода на баррикадах»), несмотря на всю мятежную дерзость, была принята «на ура». Дело в том, что в 1830 году во Франции прогремела революция, и художник, как говорится, попал в струю. Это полотно даже купило новое правительство. Романтизм в 1830-х годах стал признанным художественным явлением.
Его победе способствовала меняющаяся общественно-политическая обстановка:
- расширялся круг образованных людей;
- усиливался средний класс;
- ломались исторические традиции, связанные с монархизмом;
- шла борьба против всего косного, реакционного;
- одной из главных ценностей была провозглашена свобода;
- нарастали демократические тенденции.
Это было время буржуазных революций и национальных движений. Аристократические идеалы, воспеваемые в стиле ампир, сменялись идеалами более широких масс. Усиливалось значение индивидуализма, ценнее становилась личность. Всё это нашло отражение в работах мастеров романтической школы.
Но не стоит думать, что романтики-живописцы всегда находились в непримиримом антагонизме с классическими традициями. Многие мастера сочетали в своём творчестве романтизм с классицизмом, а иногда и с академизмом. Это было особенно характерно для России. Например, Карл Павлович Брюллов создал удивительную гармонию из академической основы и романтического взгляда на мир, сотворив галерею бессметных шедевров.
Просвещение
Романтизм и реализм столкнулись в тот период, когда в реалистичном направлении стали преобладать просветительские идеи. В этот период литература стала своеобразной подготовкой общества к социально-буржуазной революции. Все поступки героев оценивались только с точки зрения разумности, поэтому положительные персонажи — это воплощение разума, а отрицательные — нарушающие нормы личности, некультурные, поступающие неразумно.
В этот период реализма появляются его подвиды:
- английский реалистический роман;
- критический реализм.
То, что для представителей романтизма было проявлением бессердечности, реалистами понималось как разумность действий. И наоборот, та свобода действий, которой следовали герои романов, порицалась представителями реализма.
Самые знаменитые произведения
«Гранатовый браслет», Александр Куприн
Необычайно интересное произведение. В качестве главного действующего лица выступает княгиня Вера Николаевна, которая в момент начала рассказа находится на даче. Её семья имеет финансовые трудности. Вера Николаевна всеми силами старается помочь и поддержать своего мужа, страстная любовь к которому давным-давно ослабла. Княгиня счастлива, что не приходится оставаться в городе, где пришлось бы устраивать званый ужин в честь своих именин, поскольку это наверняка ещё более сильно отразится на достатке супругов. Именины Веры Николаевны, которые должны были пройти тихо и спокойно, неожиданно заканчиваются трагедией. Во время празднества, после получения подарков, женщина обнаруживает письмо и посылку от неизвестного. Подарком оказывается гранатовый браслет, а в письме рассказывается о горячей привязанности и дружбе. В результате оказывается, что всю жизнь Веру Васильевну, вплоть до брака, любил некий мужчина, однако не стал мешать её счастью. Раздражённый муж Веры Васильевны и её брат отправляются на поиски загадочного поклонника. Они обнаруживают некоего господина Желткова. Мужчина признаётся, что ему проще убить себя, чем перестать любить Веру Васильевну. Вскоре, не выдержав напряжения, мужчина совершает суицид. Вера Васильевна отправляется попрощаться с ним, и, неожиданно для себя, осознаёт, что именно этот мужчина любил её всю жизнь. Осознание того, что, возможно, она пропустила свою единственную любовь, тяготит главную героиню. Она сравнивает мужчину со своим мужем и понимает, что с Желтковым страсть и привязанность никогда бы не угасли, и вся жизнь была бы совершенно иной, не такой серой, обыденной и скучной.
Анализ произведения бедная лиза карамзина 8 класс
... людей. Эта мысль крайне важна при анализе повести «Бедная Лиза». Главная тема и идейная подоплека Обозначим главную тему произведения — крестьянская девушка и молодой ... переживания за бедную Лизу, которой досталось от жизни и которая имела нелегкую судьбу. сочинение бедная лиза сочинение по повести бедная лиза Бедная Лиза бедная лиза сочинение сочинение по произведению карамзина»бедная лиза» Jis — ...
«Бедная Лиза», Николай Карамзин
Произведение «Бедная Лиза» о чистой невинной девушке, которое до сих пор трогает сердца читателей. Молодая и красивая Лиза живёт в окрестностях Москвы, старушка-мать после смерти отца начала слабеть. Причиной тому стала скорбь по мужу и плохое финансовое состояние. Когда кормилец семьи умер, Лизе пришлось брать на себя все обязанности по дому и зарабатывать деньги. Девушка отчаянно искала способы подработать: шила на заказ, собирала ягоды и продавала их в Москве. Когда девушка, как обычно, продавала цветы, симпатичный молодой человек обратил на неё внимание и предложил за ландыши высокую цену. Лиза, конечно, отказалась, но молодой человек не расстроился и сказал, что будет покупать цветы только у неё. Молодого человека звали Эрнест, он оказался дворянином. Влюбившись в Лизу без памяти, герой старательно ухаживал за ней несколько месяцев. Эрнест был избалован женским вниманием, и те платонические отношения, что были между им и его возлюбленной, казались ему возвышенными. Эрнесту показалось, что именно этого он искал всю жизнь. Лиза была скромна и невинна. Вопреки тому, что дворянин – весьма ветреный человек, ввиду социального положения, позволявшего ему многое, к Лизе герой относился серьёзно. Однако, рассказ не закончился хорошо. К Лизе пошёл свататься богатый крестьянин. Мать главной героини понимает, чем может закончиться роман с Эрнестом и была согласна дать согласие на брак. Лиза, охваченная горем и ужасом, обращается с рыданиями к Эрнесту. Спустя некоторое время Эрнест охладевает к возлюбленной и ему начинает казаться, что Лиза точно такая же, как другие женщины. Отношения с Лизой стали ему не интересны. Героиня замечает изменения в его поведении и сильно огорчается, однако виду не подаёт. Эрнеста забирают на службу, Лиза преданно его ждёт. Молодой человек проигрывает состояние и ему приходится жениться на старой, но богатой вдове, а Лизе он отказывает. Расстроенная и растерянная девушка прощается с матерью и тонет в реке.
Рассуждение Каково отношение автора к Эрасту из повести Н. М. ...
... повести особый смысл и особый характер. Рис. 4. Эраст и Лиза («Бедная Лиза» в современной постановке) () Любопытно, что эта частная, незамысловатая история двух молодых людей (дворянина Эраста и крестьянки Лизы ... и хочешь быть автором: спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты ... на идеалы античной классики. Но естественно, что к 90-м годам XVIII века эта теория уже ...
«Страдания юного Вертера», Иоганн Вольфганг Гете
Главный герой, как понятно из названия, Вертер. Образованный, творческий молодой человек, из небогатой семьи. Вертер находит маленький зелёный городок, где в одиночестве рисует, наслаждается общением с простыми людьми, читает Гомера. Случайно герой знакомится с Шарлоттой. Девушка сталкивается с ним на загородном балу. Вертер влюбляется без памяти. Его впечатляет стойкость девушки перед невзгодами судьбы, ведь ей пришлось растить девять братьев и сестёр после смерти матери. Девушка не только красива, но и увлечена тем же, что и Вертер, поэтому молодые люди быстро находят общий язык. После того вечера молодой человек постоянно общается с Лоттой, помогает ей во всём. Вертер ощущает себя участником в её жизни. Однако, ухаживания остаются без ответа, так как у девушки уже есть богатый и солидный жених, который на момент рассказа находится в другом городе, где занимает хорошую должность. По прибытию домой, Альберт, жених девушки, знакомится с Вертером. Как соперника он его не рассматривает, но из уважения к персоне главного героя не показывает чувств к Шарлотте. Вертер всё равно сильно ревнует. Когда у Шарлотты и Вертера бывают встречи, Альберт всегда находится рядом, чем ужасно раздражает молодого человека. Общение Вертера и Альберта сводится к тому, что они довольно часто спорят о природе любви. Вертеру присуща любовь страстная, которая разумом не контролируется, а Альберту по душе холодный расчёт и разумное решение проблем. В день рождения Шарлотты Вертер получает в подарок бант с платья возлюбленной. Этот подарок сделал ему Альберт. Молодой человек понимает, что пора двигаться дальше и уезжает прочь, попрощавшись с Шарлоттой. Он находит в другом городе работу и новую девушку, которая похожа на его прошлую, ещё не умершую любовь. Однако, ввиду проблем, связанных с его душевным состоянием, молодой человек увольняется и уезжает обратно к Шарлотте. По приезду он видит её счастливый брак с Альбертом и решает покончить с собой, не в силах выдержать любовной муки. Трагедия кончается тем, что Альберт и Шарлотта хоронят его в месте, которое он выбрал сам.
«Олеся», Александр Куприн
Классика в современности (на примере спектакля Ижевского муниципального ...
... актрису в пьесах Островского (своеобразная игра в квадрате), – сегодня едва ли не ... Островский на современной сцене В репертуаре российских театров на сегодня 89 пьес Александра Николаевича Островского. Его пьесы ... были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило ... комедии, драмы: "Записки замоскворецкого жителя" (1847), "Свои люди — сочтемся!" (первоначальное название — "Банкрут"; 1850; ...
В этом произведении речь идёт о девушке Олесе и рассказчике – главном герое, который оказывается в маленькой и неказистой губернии. И нет больше в той деревушке развлечения, кроме как охота. Однако, молодой человек узнаёт, что недалеко живет ведьма, которая может предсказывать будущее. Сильно заинтригованный главный персонаж направляется к загадочной избе, где знакомится с ведьмой и её дочерью. Дочь зовут Олеся. Героиня оказывается милой, красивой и смешливой девушкой, коих главный герой ещё не встречал, что неволей заставляет его интересоваться Олесей всё больше и больше. Сначала между ними завязывается крепкая дружба, которая перерастает в роман. Однако, не смотря на счастье от любви друг к другу, Олеся, которая знает будущее, подозревает, что отношения закончатся плохо. Она говорит об этом главному герою, однако тот отмахивается, предпочитая жить одним днём. Вскоре ему пора возвращаться в родной городок, Олеся признаётся, что выйти замуж за него не может, и в церковь войти тоже, ведь её душа давно продана нечистому. В результате Олеся получает общественное порицание, когда пытается войти в церковь первый раз. Главный герой и девушка расстаются, чтобы потом никогда не встретиться снова.
«Старый моряк», Самюэль Кольридж
Произведение «Старый моряк» Самюэля Кольриджа рассказывает о главном герое, который, будучи на судне, попадает в опасный шторм. Корабль начинает относить к антарктическим берегам, где вероятность крушения почти стопроцентная. Вот уже приближается к кораблю смерть в виде льдины, однако экипажу повезло и его спасает альбатрос. Мореход, движимый непонятным чувством, убивает птицу, и команда говорит, что теперь на всём корабле проклятье. Невезучий корабль уносит к южным берегам, где он становится на штиль. Матросы в ужасе из-за неприятностей, обвиняют главного героя, мучаются от жажды и голода. Чтобы указать на преступность деяния, они вешают мёртвую птицу на шею молодого человека. Далее в книге начинают прослеживаться элементы фантастики. На горизонте виднеется корабль жизни и смерти, играющих в карты. Жизнь проигрывает несколько раз. Главному герою этой истории удаётся выжить. Утром он обнаруживает вокруг себя трупы. Пробыв некоторое время на корабле, он, наконец, осознаёт ценность жизни, благословляет даже самых непонятный и пугающих тварей в водах моря. После этого проклятье снимается. Оказавшись дома, молодой человек решает постоянно и везде рассказывать эту историю, чтобы больше никто не совершал подобных ему ошибок
Романтизм и реализм романа «Герой нашего времени». Литература. 9 класс , Описание слайда:
Реализм
Реализм — это литературное направление, в котором писатели стремились как можно правдивее отразить в своих произведениях действительность. Но это очень непростая задача, потому что само определение «правды», видение действительности у каждого своё. Часто бывало и так, что в стремлении писать только правду писателю приходилось писать вещи, которые могли противоречить его убеждениям.
Критический реализм в русской культуре середины XIX века
... одно из важнейших завоеваний реализма, решительный шаг вперед по сравнению с предшествующими литературными направлениями. Исследуя творчество пушкина, лермонтова и гоголя, давших начало новой русской литературе, белинский пришел к выводу, ... xx века. Реализм в xx веке во всём мире несёт на себе отпечаток эстетических открытий толстого и достоевского. Важно подчеркнуть, что русский реализм xix века не ...
Никто точно не может сказать, когда появилось это направление, но оно считается одним из наиболее ранних течений. Его особенности зависят от конкретной исторической эпохи, в которую его рассматривают. Поэтому главной отличительной особенностью является точное отражение действительности.
Реализм как литературное направление
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/romantizm-i-realizm-v-tvorchestve-lermontova/
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.
Определение 2
Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.
Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Реализм в русской литературе 410 руб.
- Реферат Реализм в русской литературе 230 руб.
- Контрольная работа Реализм в русской литературе 240 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.