Комическое и трагическое в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Сочинение
Занимающий центральное место в творчестве замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова, роман восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова» автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, слог, добиваясь поразительной точности во всех сценах. Интересна также временная протяженность различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с предысторией даже 32 года. Первая глава продолжается всего одно утро и день до пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой главе знакомит нас с Обломовым, главным героем романа. Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всем его богатстве, со всеми его особенностями. Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Я считаю, что «Обломов» Гончарова — это роман-трагикомедия. Хотя в нем много трагического, но немало и комических сцен, где автор смеется во весь голос.
Одна из главных трагедий этого романа — трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный дворянин, молодой человек 32-33 лет. Автор показывает нам его портрет: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Автор показывает нам во всех подробностях его быт, дает нам понять, что это человек нравственно погибающий. «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова — такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.
Также, я считаю, некоторый трагизм есть в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает нам Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул,.. цвет лица ровный, смугловатый, и никакого румянца». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца — это его ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку. Я считаю, что истоки трагедий обоих героев — в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, проводили время и его отец, дед, прадед; и из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой.
Образ андрея штольца в романе гончарова «обломов»
... решил продемонстрировать читателям, каким по жизни будет человек трудолюбивый, зависимый от цифр. Автор в собственном романе изобразил нам Штольца – героя доброго, порядочного. С детства он ... персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга, главного героя романа Ильи Обломова. Хоть Илья и ...
Но автор показывает отсталость патриархальности, почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и в том, что мечта Обломова под напором цивилизации переходит в разряд невозможных. Причина неестественности Штольца также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только в том, что герой умирает, но и в том, что он живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам. В жизни Штольца нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов на станции, а сам он — поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Я согласен с А.П.Чеховым, который писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что он великолепный малый, а я ему не верю… Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен.» Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. «Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал меховую, совсем обтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова.
Но в то же время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на то, что роман был написан много лет назад. Многие из них касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А, Илья Ильич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тот приказал ему уйти и заснул. Захар раздраженно восклицает: «Знаешь ты дрыхнуть! — говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!» Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то — а? как ты смеешь так — а?» Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обеде у Ольги. Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет его есть. До сих пор читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются, поражая всех.
Анализ письма обломова к ольге ильинской. : «Письмо Захару — ...
... ответа, милый Илья Ильич. До свидания, Письмо Обломову. Здравствуйте, дорогой Илья Ильич Обломов! Прочитала печальную историю вашей жизни, и захотелось Вам написать. Мне ... прежде всего, нужна искренность. Я хотела бы написать о Захаре. Хоть он вечно бурчит, но дорожит тобой. При внешней ... за то, что ты пострадал из-за своей лени. Я думаю, твоя жизнь сложилась бы намного лучше, но, по сути, ты ...
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом. Это произведение обличало истинного представителя барского сословия России тех лет, раскрывая все грани его натуры – как положительные, так и отрицательные – без прикрас. Русский барин предстает перед нами во всей красе в лице Ильи Ильича Обломова. По ходу романа он сталкивается с различными жизненными ситуациями и проблемами. Проанализировав его реакции на них, попытаемся сделать вывод, кто же Обломов – «голубиная душа» или «лишний человек». Какие черты прежде всего бросаются нам в глаза? Безусловно, во-первых, это лень. Лень присуща каждому, дело только в ее количестве и ее роли в жизни человека. У доброй половины человечества она, слава богу, находится в подчиненном положении, проявляется нечасто и не мешает добиваться целей в своей жизни. У других же лень занимает положение хозяина и собирает вокруг себя сотни невыполненных обещаний (включая, самое главное, обещания, данные себе) и, как следствие, десятки бесцельно прожитых лет.
Так вот Обломов как раз и относится ко вторым, можно даже сказать, что он их достойный представитель. Нисколько не удивительно, что лень сопровождают изнеженность, скука, апатия…По ходу повествования мы замечаем в Илье Ильиче и положительные качества – это миролюбие, доброта, стремление к высокому. А любовь к Ольге чуть было кардинально не изменила всё его бытие…Но еще одно небольшое препятствие на пути к новой жизни, и Обломов сдался! Почему же это произошло? Ответ на этот вопрос несложно получить, заглянув в картины его детства. Ни для кого не секрет, что характер формируется не только под влиянием внутренней борьбы и выбора, но и под влиянием внешних факторов – к ним относится и воспитание. Погружаясь в «Сон Обломова», мы видим маленького Илюшу. Он окружен апатичной средой, создаваемой его родственниками и самой природой. Он утопает в океане ласки и заботы. То есть он живет всё в таком же спокойствии и бездействии, как и сейчас. Но это не сегодняшний Обломов. Он, как и любой ребенок, живо интересуется происходящим, желает принять участие в строительстве жизни. И, как из любого ребенка, из него можно слепить всё, что угодно. Так вот чрезмерная любовь матери к ребенку сделала свое дело.
У человека при такой опеке просто не было другого пути развития, как стать таким же человеком, главным отличием которого от других является неспособность трудиться (и это даже не считается должным ему, барину), принимать самостоятельные решения и смело действовать безо всякой поддержки. Так вот такие свойства характера Обломова, как миролюбие, мечтательность, стремление к тихому уюту, могут послужить основанием для того, чтобы называть его «голубиной душой». Такой человек, безусловно, имеет право на жизнь. Но жизнь Обломова превращается в существование, ведь его лень и идущие за ней по пятам другие отрицательные черты характера настолько сильны, что перекрывают собой всё то хорошее, что могло бы возвысить человека над другими, имей он хоть толику целеустремленности и трудолюбия. Но никто не беспокоится о привитии Илюше этих важнейших качеств, только благодаря которым жизнь человека может стать насыщенной, яркой и успешной. Существование же Обломова было полной противоположностью такой многогранной жизни, оно так же тихо и спокойно закончилось, как и началось. Он не сделал ничего примечательного, да и не стремился к этому. Самое великое, что было в его жизни, это любовь к Ольге. Но даже такое чувство не оказалось настолько сильным, чтобы победить старый уклад жизни, чтобы заставить Обломова довести задуманное до конца. Обломов не произвел особого влияния ни на одну судьбу, что и говорить о следе в истории…В общем и целом, Обломов – человек, проведший жизнь только в свое удовольствие. Хотя вряд ли он его получил, ведь его душа жаждала большего, а он никаких своих великих помыслов не реализовал. Так вот теперь можем сделать вывод: Обломов, без сомнения, «голубиная душа». Но такие люди, как он, не несут никакой пользы общественности, своей стране, а даже наоборот – ведут к ее деградации. Причины развития именно такой личности нам уже понятны, и мы можем только ее пожалеть и честно сказать, что она, то есть Обломов, — «лишний человек».
< Предыдущая | Следующая > |
Какое слово у обломова было синонимом к слову труд?
Какое слово задело обломова в беседе двух франтов в театре?
Цитата из произведения:
“– Что это за господин был сейчас в ложе у Ильинских? – спросил один у другого.
- Это Обломов какой-то, – небрежно отвечал другой.”
Обломова задело слово “какой-то”, это хорошо заметно по его дальнейшим переживаниям. Что “он уж не видел, что делается на сцене, какие там выходят рыцари и женщины; оркестр гремит, а он и не слышит” – только думал о том, что он “какой-то”, “потерялся от этого ничтожного разговора”.
Как писать частицу “не” с разными частями речи?
“Не” с глаголами пишется раздельно.
“Не” с существительными, прилагательными и наречиями:
- пишется слитно, когда слово не употребляется без “не” (неряха), когда образуемое слово можно заменить синонимом (несчастье), рядом со степенью качества (весьма неглупый);
- пишется раздельно, когда есть противопоставление с союзом “а” (не большой, а маленький), есть зависимые слова (отнюдь не страшный).
- пишется слитно, когда слово не употребляется без “не” (нелепый), нет зависимых слов и противопоставлений в полных причастиях (непрекращающийся);
- пишется раздельно с краткими причастиями (не решен), с полными причастиями при зависимых словах и противопоставлениях (ещё не дошедшее).
“Не” с местоимениями:
- пишется слитно в отрицательных неопределённых местоимениях без предлога (некому), в местоименных наречиях (некогда);
- пишется раздельно в отрицательных местоимениях с предлогами (не о ком).
“Не” с числительными пишется раздельно.
“Не” с краткими прилагательными пишется раздельно.
Обломов — «голубиная душа» или «лишний человек»?
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», написанный в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году, был не особо дружелюбно принят читателем. Дело в том, что публика привыкла к интригующим сюжетам с неожиданными развязками, а роман представлял собой совсем иное, он был насквозь пронизан тонким психическим анализом. Это произведение обличало истинного представителя барского сословия России тех лет, раскрывая все грани его натуры — как положительные, так и отрицательные — без прикрас.
Русский барин предстает перед нами во
всей красе в лице Ильи Ильича Обломова. По ходу романа он сталкивается с различными жизненными ситуациями и проблемами. Проанализировав его реакции на них, попытаемся сделать вывод, кто же Обломов — «голубиная душа» или «лишний человек».
Какие черты прежде всего бросаются нам в глаза? Безусловно, во-первых, это лень. Лень присуща каждому, дело только в ее количестве и ее роли в жизни человека. У доброй половины человечества она, слава богу, находится в подчиненном положении, проявляется нечасто и не мешает добиваться целей в своей жизни. У других же лень занимает положение хозяина и собирает вокруг себя
сотни невыполненных обещаний и, как следствие, десятки бесцельно прожитых лет.
Так вот Обломов как раз и относится ко вторым, можно даже сказать, что он их достойный представитель. Нисколько не удивительно, что лень сопровождают изнеженность, скука, апатия…По ходу повествования мы замечаем в Илье Ильиче и положительные качества — это миролюбие, доброта, стремление к высокому. А любовь к Ольге чуть было кардинально не изменила все его бытие…Но еще одно небольшое препятствие на пути к новой жизни, и Обломов сдался!
Почему же это произошло? Ответ на этот вопрос несложно получить, заглянув в картины его детства. Ни для кого не секрет, что характер формируется не только под влиянием внутренней борьбы и выбора, но и под влиянием внешних факторов — к ним относится и воспитание. Погружаясь в «Сон Обломова», мы видим маленького Илюшу.
Он окружен апатичной средой, создаваемой его родственниками и самой природой. Он утопает в океане ласки и заботы. То есть он живет все в таком же спокойствии и бездействии, как и сейчас. Но это не сегодняшний Обломов.
Он, как и любой ребенок, живо интересуется происходящим, желает принять участие в строительстве жизни. И, как из любого ребенка, из него можно слепить все, что угодно. Так вот чрезмерная любовь матери к ребенку сделала свое дело. У человека при такой опеке просто не было другого пути развития, как стать таким же человеком, главным отличием которого от других является неспособность трудиться , принимать самостоятельные решения и смело действовать безо всякой поддержки.
Так вот такие свойства характера Обломова, как миролюбие, мечтательность, стремление к тихому уюту, могут послужить основанием для того, чтобы называть его «голубиной душой». Такой человек, безусловно, имеет право на жизнь. Но жизнь Обломова превращается в существование, ведь его лень и идущие за ней по пятам другие отрицательные черты характера настолько сильны, что перекрывают собой все то хорошее, что могло бы возвысить человека над другими, имей он хоть толику целеустремленности и трудолюбия. Но никто не беспокоится о привитии Илюше этих важнейших качеств, только благодаря которым жизнь человека может стать насыщенной, яркой и успешной.
Существование же Обломова было полной противоположностью такой многогранной жизни, оно так же тихо и спокойно закончилось, как и началось. Он не сделал ничего примечательного, да и не стремился к этому. Самое великое, что было в его жизни, это любовь к Ольге. Но даже такое чувство не оказалось настолько сильным, чтобы победить старый уклад жизни, чтобы заставить Обломова довести задуманное до конца.
Обломов не произвел особого влияния ни на одну судьбу, что и говорить о следе в истории…В общем и целом, Обломов — человек, проведший жизнь только в свое удовольствие. Хотя вряд ли он его получил, ведь его душа жаждала большего, а он никаких своих великих помыслов не реализовал. Так вот теперь можем сделать вывод: Обломов, без сомнения, «голубиная душа». Но такие люди, как он, не несут никакой пользы общественности, своей стране, а даже наоборот — ведут к ее деградации.
Причины развития именно такой личности нам уже понятны, и мы можем только ее пожалеть и честно сказать, что она, то есть Обломов, — «лишний человек».
Обломов — Гончаров Иван Александрович
- Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле, а этот, – прибавляла она почти с уважением об Андрюше и с некоторою если не робостью, то осторожностью лаская его, – этот – барчонок! Вон он какой беленький, точно наливной;
- какие маленькие ручки и ножки, а волоски как шелк. Весь в покойника!
Поэтому она беспрекословно, даже с некоторою радостью, согласилась на предложение Штольца взять его на воспитание, полагая, что там его настоящее место, а не тут, «в черноте», с грязными ее племянниками, детками братца.
С полгода по смерти Обломова жила она с Анисьей и Захаром в дому, убиваясь горем. Она проторила тропинку к могиле мужа и выплакала все глаза, почти ничего не ела, не пила, питалась только чаем и часто по ночам не смыкала глаз и истомилась совсем. Она никогда никому не жаловалась и, кажется, чем более отодвигалась от минуты разлуки, тем больше уходила в себя, в свою печаль, и замыкалась от всех, даже от Анисьи. Никто не знал, каково у ней на душе.
- А ваша хозяйка все плачет по муже, – говорил кухарке лавочник на рынке, у которого брали в дом провизию.
- Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.
- Все еще убивается! – говорили в доме братца.
Однажды вдруг к ней явилось неожиданно нашествие всего семейства братца, с детьми, даже с Тарантьевым, под предлогом сострадания. Полились пошлые утешения, советы «не губить себя, поберечь для детей» – все, что говорено было ей лет пятнадцать назад, по случаю смерти первого мужа, и что произвело тогда желанное действие, а теперь производило в ней почему-то тоску и отвращение.
Ей стало гораздо легче, когда заговорили о другом и объявили ей, что теперь им можно опять жить вместе, что и ей будет легче «среди своих горе мыкать», и им хорошо, потому что никто, как она, не умеет держать дома в порядке.
Она просила срока подумать, потом убивалась месяца два еще и наконец согласилась жить вместе. В это время Штольц взял Андрюшу к себе, и она осталась одна.
Вон она, в темном платье, в черном шерстяном платке на шее, ходит из комнаты в кухню, как тень, по-прежнему отворяет и затворяет шкафы, шьет, гладит кружева, но тихо, без энергии, говорит будто нехотя, тихим голосом, и не по-прежнему смотрит вокруг беспечно перебегающими с предмета на предмет глазами, а с сосредоточенным выражением, с затаившимся внутренним смыслом в глазах. Мысль эта села невидимо на ее лицо, кажется, в то мгновение, когда она сознательно и долго вглядывалась в мертвое лицо своего мужа, и с тех пор не покидала ее.
Она двигалась по дому, делала руками все, что было нужно, но мысль ее не участвовала тут. Над трупом мужа, с потерею его, она, кажется, вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над ее значением, и эта задумчивость легла навсегда тенью на ее лицо. Выплакав потом живое горе, она сосредоточилась на сознании о потере: все прочее умерло для нее, кроме маленького Андрюши. Только когда видела она его, в ней будто пробуждались признаки жизни, черты лица оживали, глаза наполнялись радостным светом и потом заливались слезами воспоминаний.
Она была чужда всего окружающего: рассердится ли братец за напрасно истраченный или невыторгованный рубль, за подгорелое жаркое, за несвежую рыбу, надуется ли невестка за мягко накрахмаленные юбки, за некрепкий и холодный чай, нагрубит ли толстая кухарка, Агафья Матвеевна не замечает ничего, как будто не о ней речь, не слышит даже язвительного шепота: «Барыня, помещица!»
Она на все отвечает достоинством своей скорби и покорным молчанием.
Напротив, в Святки, в светлый день, в веселые вечера Масленицы, когда все ликует, поет, ест и пьет в доме, она вдруг, среди общего веселья, зальется горячими слезами и спрячется в свой угол.
Потом опять сосредоточится и иногда даже смотрит на братца и на жену его как будто с гордостью, с сожалением.
Она поняла, что проиграла и просияла ее жизнь, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно.
Она так полно и много любила: любила Обломова – как любовника, как мужа и как барина; только рассказать никогда она этого, как прежде, не могла никому. Да никто и не понял бы ее вокруг. Где бы она нашла язык? В лексиконе братца, Тарантьева, невестки не было таких слов, потому что не было понятий; только Илья Ильич понял бы ее, но она ему никогда не высказывала, потому что не понимала тогда сама и не умела.
С летами она понимала свое прошедшее все больше и яснее и таила все глубже, становилась все молчаливее и сосредоточеннее. На всю жизнь ее разлились лучи, тихий свет от пролетевших, как одно мгновение, семи лет, и нечего было ей желать больше, некуда идти.
Только когда приезжал на зиму Штольц из деревни, она бежала к нему в дом и жадно глядела на Андрюшу, с нежной робостью ласкала его и потом хотела бы сказать что-нибудь Андрею Ивановичу, поблагодарить его, наконец, выложить пред ним все, все, что сосредоточилось и жило неисходно в ее сердце: он бы понял, да не умеет она, и только бросится к Ольге, прильнет губами к ее рукам и зальется потоком таких горячих слез, что и та невольно заплачет с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты.
Их всех связывала одна общая симпатия, одна память о чистой, как хрусталь, душе покойника. Они упрашивали ее ехать с ними в деревню, жить вместе, подле Андрюши – она твердила одно: «Где родились, жили век, тут надо и умереть».
Напрасно давал ей Штольц отчет в управлении имением, присылал следующие ей доходы, все отдавала она назад, просила беречь для Андрюши.
- Это его, а не мое, – упрямо твердила она, – ему понадобится;
- он барин, а я проживу и так.
XI
Однажды, около полудня, шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина; сзади их тихо ехала коляска. Один из них был Штольц, другой – его приятель, литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами. Они поравнялись с церковью; обедня кончилась, и народ повалил на улицу; впереди всех нищие. Коллекция их была большая и разнообразная.
- Я бы хотел знать, откуда нищие берутся? – сказал литератор, глядя на нищих.
- Как откуда? Из разных щелей и углов наползают…
- Я не то спрашиваю, – возразил литератор, – я хотел бы знать: как можно сделаться нищим, стать в это положение? Делается ли это внезапно или постепенно, искренне или фальшиво?..
- Зачем тебе? Не хочешь ли писать «Mystères de Petersbourg»?[26]
- Может быть… – лениво зевая, проговорил литератор.
- Да вот случай: спроси любого, за рубль серебром он тебе продаст всю свою историю, а ты запиши и перепродай с барышом.
Вот старик, тип нищего, кажется, самый нормальный. Эй, старик! Поди сюда!
Старик обернулся на зов, снял шапку и подошел к ним.
- Милосердные господа! – захрипел он. – Помогите бедному, увечному в тридцати сражениях, престарелому воину…
- Захар! – с удивлением сказал Штольц. – Это ты?
Захар вдруг замолчал, потом, прикрыв глаза рукой от солнца, пристально поглядел на Штольца.
- Извините, ваше превосходительство, не признаю… ослеп совсем!
- Забыл друга своего барина, Штольца, – упрекнул Штольц.
- Ах, ах, батюшка, Андрей Иваныч! Господи, слепота одолела! Батюшка, отец родной!
Он суетился, ловил руку Штольца и, не поймав, поцеловал полу его платья.
- Привел Господь дожить до этакой радости меня, пса окаянного… – завопил он, не то плача, не то смеясь. Все лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос был, сверх того, подернут синевой. Голова совсем лысая;
- бакенбарды были по-прежнему большие, но смятые и перепутанные, как войлок, в каждой точно положено было по комку снега. На нем была ветхая, совсем полинявшая шинель, у которой недоставало одной полы;
- обут он был в старые стоптанные галоши на босу ногу;
- в руках держал меховую, совсем обтертую шапку.