Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» – эпическое произведение, охватывающее многие стороны человеческой жизни. Человек – дитя природы, он не может существовать без нее, все природные явления не только отражаются на физическом состоянии человека, но и влияют на его эмоциональное и душевное равновесие. Описания природы в романе «Война и мир» Толстого – это не просто лирические отступления, которые добавляют красок и жизни в произведение. Природа словно участвует в событиях, происходящих в романе, становясь декорацией, на фоне которой разворачивается действие. Небо, облака, деревья, туман, комета – все это дополняет и усиливает впечатление от событий, о которых пишет автор.
Например, в начале описания Аустерлицкого сражения Толстой рисует перед читателем картину: русские войска уходят в густой туман. Этот туман застилает все окрестности так, что ничего не видно и не понятно, что происходит, куда идут солдаты, где враг, а где свои: «Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места — обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем».
Перед сражением под Аустерлицем состоялся военный совет, на котором австрийский генерал Вейротер долго и нудно объяснял свой план атаки. И туман, осевший утром на землю, словно олицетворяет неясность и непродуманность плана Вейротера. Отправляя войска в атаку на французов, генерал не дал себе труда ознакомиться с мнением Кутузова, мало того, Вейротер убедил государя Александра в том, что именно в этот момент нужно атаковать Наполеона. И поэтому солдаты уходят в густой туман, не зная, где противник и когда его ожидать. «Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали».
Напротив, в описании того, как видит эту же картину Наполеон, Толстой словно подчеркивает, что как раз таки Бонапарт четко понимает, что происходит на самом деле и правильно оценивает ситуацию, сложившуюся между армиями. «Туман сплошным морем расстилался понизу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана».
Сочинение по тексту грина туман еще не рассеялся
... переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Туман ещё не рассеялся; в н ... голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в ...
Так, включая контрастные описания природных явлений, происходящих на одной и той же местности, Толстой словно подчеркивает, насколько туманна и расплывчата позиция австрийско-российской армии, и насколько четко и ясно продумана и выстроена стратегия Наполеона.
Пример ученической работы , Функции, возложенные на нерукотворные объекты:
- раскрытие характера героев;
- отражение душевных терзаний;
- олицетворение внутреннего состояния.
Поскольку одна из тем романа — война, с помощью пейзажных картин автор пытается достичь гармонии. Ужасам, творящимся в мире людей, он концептуально противопоставляет совершенство мироздания.
Небо Аустерлица
Князь Андрей в течение своей жизни проходит несколько вех становления личности. Одна из них — небо Аустерлица, вторая — дуб, растущий близ дороги, что ведёт в Отрадное. С помощью этих символов Л. Н. Толстой показывает мучительные перемены, происходящие в душе героя.
На войне с Наполеоном, продолжавшейся с 1805 по 1807 г., князь Андрей мечтает о подвиге. Он хочет обрести славу и получить людскую любовь, хотя бы и ценой собственной жизни. Изначально кумиром Андрея был сам Наполеон Бонапарт. Но небо Аустерлица изменило молодого человека. Когда князь увлекает солдат в атаку под полковым знаменем, Наполеон констатирует, что смерть нашла героя. Но самому Болконскому император теперь кажется мелким и ничтожным. Андрей понимает, что по сравнению с природой людские ценности лишь обман.
Состояния, которые олицетворяет небо:
- успокоение;
- тишина;
- безмятежность;
- бесконечность;
- счастье.
Прекрасное небо повлияло на мироощущение князя Болконского. Он понял, что хочет жить ради себя и семьи, не причиняя никому зла. Но у него нет внутренней убеждённости в своей правоте, поэтому приходится искать внешних подтверждений.
С особым искусством через пейзажные описания и символику Толстой показывает, что душа героя полна противоречий.
Преображение дуба , Андрей видит дуб
Возвращаясь из Отрадного, Болконский снова видит дуб, который словно очнулся от векового сна. Теперь это не угрюмый старик, а моложавый крепыш. Сквозь кору пробивались листья, и издалека дерево казалось тёмно-зелёным шатром. Через преображение дуба Толстой показал изменения, произошедшие с князем. Болконский окончательно решил: нельзя жить только для себя. Нужно, чтобы всё, что знает человек, становилось известно другим.
Аргументы : мечта и реальность в романе-эпопее «война и мир» (л. н. толстой)
... «Войны и мира», произошло удивительное объединение русского народа, независимо от сословной принадлежности, пола, возраста, потому что Россия оказалась в смертельной опасности. Все были охвачены единым чувством, Толстой назвал ...
В один миг Андрей вспомнил девочку, поражённую красотой неба, Пьера, ночь и луну. Ему стало ясно, что полноценная жизнь — это когда ты приносишь радость другим, а не только себе.
Можно понять, какую роль в природе выполняет дуб: он как бы главенствует над остальными растениями, сначала снисходительно наблюдая за их ликованием, а затем присоединяясь ко всеобщему торжеству. Словно мудрый старик, он готов поменять свои убеждения, если они неверны.
Отношение персонажей к природе , Так автор подводит читателя к главным мыслям:
- духовно ра́звитая личность восприимчива к красоте мироздания;
- примитивный человек далёк от природы;
- персонажи, далёкие от мира растений и животных, — внутренне испорченные.
Вывод: чем ближе персонаж к цивилизации, тем он порочнее.
Символ мира
Через описания природы Толстой показывает два противоположных состояния: войну и мир. Спокойная, естественная красота олицетворяет мирное время. Примером может служить переправа через реку Энс. Она показана дважды, причём первое описание разительно отличается от второго, как и обстоятельства, при которых переправляются люди.
Ещё один пример — перемены, происходящие с природой во время Бородинского сражения. Перед битвой Пьер беседует с Андреем. Болконский говорит: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни».
Далее Толстой рассказывает о природе, используя разнообразные тропы:
- «косые лучи яркого солнца»;
- «пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет»;
- «драгоценный жёлто-зелёный камень», из которого высечены «золотые поля»;
- «изогнутая черта вершин».
Прекрасная природа как бы отговаривает людей от сражения. Её послание зашифровано в ярком солнце, панораме лесов, чистом воздухе и вершинах полей. Но люди не желают прекратить убийство, и после сражения окружающий мир выглядит совсем иначе. «Стал накрапывать дождик на убитых, на раненых». Он как будто просил людей опомниться.
Хотя победа русских в Бородинском сражении была заслуженной, Толстому противна сама суть войны, и он показывает это через описание природных явлений. Отрывки, посвященные им, проявляют талант автора в полной мере: не твердит о главенстве мироздания над человеком, но доносит свою мысль иносказательно, причём делает это неоднократно. Человеку, чтобы стать гармоничным, нужно постигать мудрость природы и учиться у неё.
Человек и природа в «Войне и мире»
Толстой вплетает описание природных явлений, когда рассказывает о каких-нибудь ключевых ситуациях, в которых оказывается персонаж. Природа словно сочувствует героям романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий.
Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, как например, князь Болконский, когда едет мимо старого дуба, погруженный в печальные мысли, то природа словно поддакивает ему. Князь Андрей видит подтверждение своему душевному состоянию в старом дубе, не желающем распускать листья, в отличие от других деревьев.
«Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков; как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»
Образ и характеристика князя василия курагина в романе война ...
... герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке». Сочинение про Василия Курагина Роман Толстого «Война и мир» является выдающимся произведением, которое стало ... себе, а именно о том, что ему за шестьдесят и возможно скоро и его черед. Ипполит Курагин Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только ...
“Хлестаковщина” в наши дни – сочинение по теме комедии Ревизор
А когда Болконский растревоженный ночным разговором Наташи, ее прелестной юностью, возвращается обратно, вид того же самого дуба наводит князя Андрея совсем на другие мысли. Он едет домой, наслаждаясь и радуясь наступившему лету, с удивлением замечая красоту природы, слушая пение соловьев и увидев распустившееся дерево, вдруг понимает, что «… жизнь не кончена в 31 год».
Он переживает все свои лучшие моменты, вспоминает небо, перевернувшее его душу, когда он лежал раненный на поле боя под Аустерлицем. Наташу, любующуюся прелестью ночи, и лунный свет, ворвавшийся в его окно. Все это вызывает волнение и радостное ожидание чего-то хорошего. И старый дуб, изменившийся до неузнаваемости, опять подтверждает размышления князя Андрея о жизни: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их».
В зависимости от обстоятельств, природа в романе «Война и мир» выполняет разнообразные функции. Например, для всех комета 1812 года предвещала «всякие ужасы и конец света». Для Пьера же, вдруг осознавшего и почти признавшегося в любви к Наташе Ростовой, та же самая комета была «светлой звездой … с длинным лучистым хвостом», которая «вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».
С помощью описания природы Толстой подчеркивает, какую беду для всех несет в себе война. Заброшенные пересохшие поля с исхудавшим скотом, которому нечего есть на этих полях. Солдаты, купающиеся в грязном пруду, заброшенный сад в родовом имении Болконских – все это гораздо ярче передает тяжесть, которая легла на плечи русского народа во время войны.
В то же время, когда автор хочет рассказать о чем-то светлом и романтическом, описание природы словно рисует в воображении читателя те чувства, которые испытывают герои в такие моменты. Например, та самая ночь, когда Наташа мечтала улететь в звездное небо, а князь Андрей, случайно подслушавший ее разговор, словно очнулся от тяжкого сна безысходности.
Значение пейзажных описаний
В русской литературе можно найти немало примеров талантливых описаний природы, а Лев Толстой достиг в этом плане вершин мастерства. Пейзажи, погода и растения у него не существуют сами по себе, они всегда тесно связаны с канвой сюжета. Через окружающий мир писатель показывает своё отношение к каждому действующему лицу романа. Вот почему на толстовских героев сильно действует природа.
В романе есть множество сцен, когда человек показан в гармонии с окружающим миром. К таким можно отнести процесс охоты Ростовых. С одной стороны, люди любуются могуществом мироздания, получая эстетическое наслаждение, с другой — они пребывают в состоянии, близком к первобытному, когда цивилизация ещё не разорвала нить, связывающую людей и стихию.
«Александр Андреевич Иванов»
... Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1956 стр. 49; Около 1837 года состоялось знакомство Иванова с Н.В. Гоголем, перешедшее в тесную дружбу. В 1841 году художник ... Герои картины, вслушиваясь и всматриваясь, выходят, поднимаются, оборачиваются, делают шаг - ступают, поступают - выбирая путь» Алпатов М.В. А.А.Иванов. Жизнь и творчество, ... природы свернута жизнь, ... Андреевич Иванов ... евангельский сюжет, еще ...
Роль природы в «Войне и мире» показана и в сценах с участием Андрея. Один из любимых героев Толстого тонко чувствует и воспринимает всё живое. По мере развития сюжета его мировоззрение меняется, а природа как бы вторит внутреннему росту героя. Те персонажи, натура которых неприятна автору, показаны в единении с цивилизацией, но в отдалении от мироздания. Они черствы, их сердца глухи, а души пусты.