Школьная пора – прекрасное, но непростое время для каждого ребенка. Сложные науки, домашние задания, проекты – все это не так легко дается ученику. Что и говорить о сочинениях, которые пишут уже с начальной школы. С каждым учебным годом написание сочинений усложняется, а их объем увеличивается. Поэтому даже старшекласснику порой непросто справиться с поставленной задачей.
«Роль личности в истории» — сочинение, которое пишется в старших классах. Данную тему используют как в сочинения по обществознанию, так и в темах по таким предметам, как история и литература. Давайте разберемся в особенностях написания и научимся правильно излагать свои мысли.
Основные требования
Чтобы написать грамотное сочинение на тему «Роль личности в истории», следует соблюдать основные правила:
- Объем. По каждому из вышеперечисленных школьных предметов размер сочинения отличается. Так, сочинение по литературе должно составлять не менее 5-6 страниц для 10-11 класса. Сочинение по обществознанию и истории не имеет строгих рамок, однако вы должны учитывать, что для полного раскрытия темы вам потребуется не менее 150 слов.
- Любое сочинение должно иметь строгую структуру: вступление, основную часть и заключение. Основная часть составляет не менее ½ от всего объема.
- Ваше рассуждение обязательно должно иметь аргументы.
Соблюдая три этих правила, можно грамотно и правильно изложить ход своих мыслей и написать достойное сочинение.
А теперь следует разобраться с тонкостями данного задания.
Статья «ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» , Марина Николаевна Рябцева
учитель истории и обществознания
Сочинение история россии
... учебного года семинаристам нужно написать семестровое сочинение, рассматривающее одну из тем курса. Заказать сочинение по дисциплине «История России» вы можете на нашем сайте «Сочинение есть». заполните форму. Заочный ... раскрыть действие Церкви на культуру, архитектуру и искусство. Темы сочинений. Истории России более 1000 лет; столько же и тем можно подобрать для сочинения. Выбирая тему для работы ...
МКОУ «Теткинская СОШ №1», Глушковского района Курской области, Аннотация:
в данной статье анализируется, то как одна историческая личность способна влиять на ход истории; мнения известных мыслителе, ученых философов, историков о неоднозначности к подходами и самой сути исторического процесса.
Ключевые слова:
личность,исторические персоналии.
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
На развитие исторического процесса влияет множество факторов. Среди этих факторов большую роль играет человек, который ведет общественную деятельность. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти.
Плеханов Г.В. отмечал, что история делается людьми. Деятельность каждой отдельной личности, занимающей активную жизненную позицию, вносящую своим трудом, теоретическими поисками и т.д. К тому же, определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни – это уже вклад в исторический процесс в целом.
Вопрос о личности в исторической процессе волновал ученых во все времена, и в настоящее время остается актуальным. Жизнь не стоит на месте, история двигается вперед, происходит постоянное развитие человеческого общества и на историческую арену выходят значимые личности, сменяя тех, кто остается в прошлом.
Проблемой роли личности в истории занимались многие мыслители, ученые философии. Среди них Г. Гегель, Г.В. Плеханов, Л.Н. Толстой, К. Маркс и многие другие. Стало быть, неоднозначность решения этой проблемы связана с неоднозначными подходами к самой сути исторического процесса.
К сожалению, после Второй мировой войны интерес к проблеме роли личности снизился. Недостаточным остается он и сегодня, несмотря на особую важность в условиях глобализации действий отдельных личностей и сил. Судьбы (подъемы и трагедии) многих стран были тесно связаны с теми или иными личностями. Однако поскольку социальная наука традиционно отстает от реальности, вполне вероятно, что в ближайшие десятилетия, по мере нарастания глобализации и потребности в выработке общих решений, а вместе с этим влияния, которое могут оказать те или иные деятели на судьбы мира, проблема роли личности вновь станет актуальной.
Вопрос о роли отдельных деятелей в процессе образования государств и их эволюции является исключительно интересным и важным, он превосходно иллюстрирует важность разработки теории роли личностей. При этом стоит заметить, что у истоков образования почти любого раннего государства или крупного политического образования типа аналога раннего государства всегда стоит та или иная выдающаяся личность.
Дело в том, что образование государства или иной сложной политики всегда есть процесс качественного перехода от одного состояния общества к другому, поэтому здесь требуются выдающаяся энергия и особые качества лидеров. Без них процесс не может совершиться.
В 50–60-е гг. ХХ в. окончательно сформировался системный подход, который потенциально открывал возможность по-новому взглянуть на роль личности. Но более важными оказались синергетические исследования. Хотя синергетики уделили проблеме роли личности немного внимания тем не менее благодаря тому, что синергетика в ряде отношений существенно развила и углубила понимание по ведения систем, это также потенциально открыло некоторые возможности для углубления понимания роли личности.
Фридрих Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»
... приобрела лишь в 1925 году. В ней описаны основные этапы длительного исторического процесса превращения обезьяны в человека, где решающим фактором в этом процессе преобразования является роль труда и тому, как труд повлиял на эволюцию человека в целом. Труд – плановая деятельность, ...
Анализ состояния проблемы роли личности в истории показывает, что она далека от своего окончательного решения, что данный уровень ее исследования абсолютно недостаточен и нуждается в углублении и систематизации, а также в новых идеях.
Вопрос о роли личности длительное время принадлежал к группе таких проблем философии, которые были построены, так сказать, в абсолютном плане и потому требовали абсолютного и однозначного ответа. Научное же решение проблемы нуждалось в переходе от абстрактного уровня к более конкретным выводам и методикам (то есть от решения вопроса по принципу «или – или» к решению по принципу «если …то», «при таких-то условиях – так- то» и т. п.).
Эта работа была начата в конце XIX в. и продолжена в первой половине ХХ в. (Г. В. Плехановым, У. Джеймсом, А. Лабриолой, Х. Раппопортом, Н. И. Кареевым, С. Хуком и др.).
Но она обычно останавливалась на первом-втором этапах таких методик. А главное, задача разработки данных методик четко практически не ставилась.
Вопрос о роли личности в конкретных исторических условиях тесно переплетается с вопросом о роли случая в истории. Поэтому нельзя обойти стороной данный вопрос. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание. Т. е. в целом становление личности является причинно обусловленным и закономерным. Однако люди рождаются в различных социально – экономических условиях. Например, при монархическом строе наследственность и воспитание будущих монархов зачастую играет значительную роль
Качества личности могут оказывать значительное влияние на ход исторического процесса. При этом не стоит проецировать личность человека, пусть даже и значительную, и выдающуюся, одинаково на все события так или иначе связанные с ним, потому как исторические закономерности, причинно-следственные связи, классовое мировоззрение не перестают действовать
Говоря о влиянии «великих» личностей на историю, необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами. Так, никто и не помышлял об отмене крепостного права в России, пока оно не стало тормозом развития страны. Но «великие» личности не просто выполняют исторические миссии. Личность может пойти на какие-либо действия, либо нет. И каждая личность по-своему будет осуществлять действия, хотя и в соответствие с теми условиями, в которых эта личность находится.
Таким образом, видно, насколько сильно личность может влиять на ход истории, и как личностные характеристики могут коренным образом перевернуть ход исторического процесса. Нельзя умолять роль личности в истории, ведь прогрессивная личность ускоряет ход исторического процесса, направляет его в нужное русло. При этом, примеров воздействия личности на историю множество, как положительных, так и отрицательных, именно благодаря которым и сложилось наше современное государство.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/rol-lichnosti-v-istorii-rossii-veka/
:
1. Малышев И.В. Роль личности и народных масс в истории, − М., 2009. − 289 с.
2. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, − М.: ИНФРА-М, 2006. – 301 с.
История, роль и значение советского плаката
... как вида изобразительного искусства на примерах работ художников-плакатистов плакат художник социальный живопись Анализируя и сопоставляя работы известных плакатистов, можно судить как о разнообразии творческого ... сопоставительного анализа выявить роль и тенденции плакатной деятельности в наше время. Объект курсовой работы — Изобразительное искусство СССР Предмет работы — история и теория плаката ...
3. Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36.
4. Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории, − М., 2007. – 275 с.
5. Шалеева В.М. Личность, и ее роль в обществе // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 10-16.
Сочинение по истории
«Роль личности в истории» — итоговое сочинение, которое пишут ученики, выбравшие для сдачи ЕГЭ такой предмет, как история.
Данная область науки является непростой для изучения, ведь существует множество теорий и дискуссий касательно каждого периода и даже каждой исторической темы. Потому при написании сочинения вы должны придерживаться официально утвержденной версии.
К примеру, ваше сочинение затрагивает период татаро-монгольского ига. В последнее время данная тема крайней актуальна у историков, и существует множество мнений касательно данного периода, начиная от суждения, что нашествия не было вообще, и заканчивая теорией о том, что татаро-монгольское иго – это лишь прикрытие междоусобных войн. Но сочинение на тему «Роль личности в истории» должно содержать только официально принятую информацию, иначе при проверке будет засчитана фактическая ошибка.
«Татаро-монгольское иго – это период захвата монголами земель Руси, затянувшийся более чем на 2 века», — такое суждение вполне может присутствовать в сочинении ученика.
Десятка людей, изменивших ход истории и сознание человечества на протяжении последнего тысячелетия
Чингисхан (1155-1227 гг.)
Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона, носившего название «Яса».
Но в отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но консолидированной цивилизацией. Именно в ее границах потом началось тюркское возрождение исламского мира, своим вторым натиском (после арабов) чуть было не добившего Европу.
В государстве монголов был установлен принцип веротерпимости. Путешественники описывали, что перед шатром великого хана стояли церковь, мечеть, буддийская пагода и приплясывали шаманы.
Но самое главное, что Чингисхан явился своего рода апокалиптическим напоминанием европейскому христианскому и азиатскому исламскому мирам. Вслед за десятилетиями междоусобиц, в которых единоверцы истребляли друг друга ради куска земли или россыпи золотых монет, приходит «бич Божий» и отбирает у всех подряд и землю, и золото, и саму жизнь.
Родной язык и его место в жизни личности и народа
... президента более внимательно взглянуть на сущность и место родного языка в жизни сограждан. Родной язык -- это факел, освещающий человеку мир, помогающий ему в нём разобраться и найти себе достойное ... сложилось, что украинский и русский - родные языки нашего народа. Они оба должны быть государственными, чтобы нести народу знания и культуру, способствовать экономическому развитию и процветанию. Они ...
Монголы и вообще народы Азии почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества. В европейской (в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового багрового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей.
Мартин Лютер (1483-1546 гг.)
Эрфуртский студент, получивший степень магистра «свободных искусств», к 1510 году испытывает столь сильный приступ «страха Божьего», что решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. Там он предается аскезе и постигает глубины догматического богословия.
Если бы Рим знал, какому именно «смиренному рабу» он дарует священнический сан и титул доктора богословия! Мучительные поиски истины и напряженное изучение Священного Писания привели Лютера к выводу, что сверкающее здание Римской Церкви, столетиями выстраивавшееся почти над всем христианским миром, есть не более чем украшенная гробница.
95 тезисов, опубликованных в 1517 году в знак протеста против торговли индульгенциями, и Аугсбургское исповедание веры наносят почти смертельный удар католицизму. Их итогом является появление «свободного» европейского христианства (протестантизма), основополагающими стопами догматики которого становятся признание абсолютного авторитета Священного Писания, «личной веры» как краеугольного камня человеческого спасения, доктрина «всеобщего священства» (отсутствия какой-то особой благодатной традиции, в рамках которой только и может существовать священство, независимое от морального облика носителей сана).
Лютер показал своим примером, что может сделать один человек, если он наделен волей, верой и работоспособностью. Лютер сумел бы сделать еще больше, если бы во время крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера не призвал к расправе над восставшими. Это движение проходило под очевидными религиозными протестантскими лозунгами, говорившими о том, что восставшие понимали христианство как религию социального равенства, противостоящую несправедливости и угнетению. Встав на сторону князей и аристократов, Лютер поставил весь профетический жар Реформации всего лишь на службу североевропейским противникам Священной Римской империи. Это и обеспечило конечное примирение протестантизма с католицизмом.
Папа Григорий VII (около 1021-1085 гг.)
В миру именовавшийся Гильденбранд из Тосканы, Папа Григорий VII обучался в Риме, а монашество он принял в известнейшем монастыре Клюни. Клюнийцы проповедовали, с одной стороны, отречение духовенства от светского образа жизни, а с другой — освобождение Церкви от влияния светской власти.
Гильденбранд стал яростным поборником и того и другого. Его борьба за установление власти Церкви над светским миром императоров, королей и баронов началась еще в пору, когда он стал кардиналом и ближайшим советником Папы Льва IX (1049-1054).
Сначала он добился того, что Папы стали назначаться без согласия императорской власти решением коллегии кардиналов (епископами римской области, священниками главных римских церквей и несколькими диаконами, состоящими при Папе и его кафедральном храме).
Гильденбранд преодолел сопротивление светской аристократии, но не решился сам занять после смерти Льва IX престол, посадив на него Александра II (1061-1073).
«История российского кино в моей жизни». материал
... в том, что всё это – моё. В наше время, в эпоху рационального отношения к жизни, к людям, когда человеческие отношения подменяются компьютерными технологиями, кто-то должен стать ... сопереживать героям. По сути, это история Ромео и Джульетты, перенесенная в советское время. Десятиклассники Роман и ... мудрыми, умными были учителя в тех фильмах. И сейчас кино помогает мне в моей профессии. На уроках ...
После него он сам и стал наконец Папой, управляя Церковью до 1085 года.
Папство Григория VII есть история побед и поражений. Высшая точка этого понтификата — зима 1077 года, когда отлученный от Церкви Папой император Генрих IV должен был прийти в Каноссу и там босым на коленях три дня униженно просить о прощении. Низшая — 1084 год, когда император отомстил, избрав на папский престол Климента III, прозванного потом «антипапой». Григорий VII дошел до того, что отдал Рим на разграбление кровожадным норманам и сарацинам (мусульманам) Роберта Гвискара, осевшим на Сицилии.
Потом, ужаснувшись содеянному, он удалился в Салерно, где и умер в 1085 году, сказав перед смертью: «Всю жизнь я любил правду и ненавидел беззаконие, за что и умираю в изгнании».
Великий Папа Григорий VII хотел основать всемирную теократическую монархию под властью Рима. Всякая власть считалась им ниже папской. «Святой отец» имеет право раздавать и короны, и омофоры. Весь мир должен лежать у его ног.
Недаром именно в эпоху активной деятельности Гильденбранда случился раскол Церкви на Православную и Римскую. Принципы церковного устройства, сформулированные Григорием VII, легли в основу того явления, которое назвали римским католицизмом, и именно они на протяжении столетий определяли (а во многом определяют и сегодня) его лицо.
Владимир Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.)
Симбирский гимназист, основавший со временем победоносную партию большевиков, конечно же, не был религиозным деятелем в том смысле, в каком это принято понимать. Но заряд поступательной (или разрушительной?) энергии, который он вдохнул в человечество революцией 1917 года, не иссяк до сих пор и носил, несомненно, характер религиозный. Коммунистическая вера в светлое будущее, ради которого надо умереть или жить в муках сегодня, заменила собой для миллионов людей и христианство, и ислам, и многие другие религии.
Имя Ленина со священным трепетом произносили на протяжении десятилетий в разных концах Земли. Произносят и сегодня. Что же такое для этих безвестных черных, желтых, красных, белых приверженцев коммунизма Владимир Ленин? Какую такую страшную неправду усмотрел он в организации мира, какими словами сумел назвать ее так, чтобы его услышали и поняли на всех континентах?
Сказал ли он то, что «Бога нет, а значит, все позволено»? Что «социализм прав» абсолютно? Или в высмеянной и, казалось бы, пародийной формуле о коммунизме, который есть «советская власть плюс электрификация всей страны», как в буддийской мантре, заложена страшная магическая сила?
Не является ли образ «великого и мудрого» Ленина, созданный сталинскими лжецами и палачами, религиозным мифом?
Загадка вождя русской революции еще не разгадана. Еще не написана книга, которая раскрыла бы его тайну. Страстная ненависть к нему, равно как и фанатичная любовь, не остывшие до сих пор в человечестве, все еще не дают возможность взглянуть на него объективно, с холодной беспристрастностью.
Очевидно одно. Ленин — фигура настолько мистическая в своем тотально реализовывавшемся нигилизме, что вне изучения его личности понимание религиозной истории человечества просто невозможно.
Жанна д’Арк (1412-1431 гг.)
Орлеанская дева явилась как бы из сердца Франции, чтобы спасти слабого, трусливого и вероломного дофина, возвести его на престол своей страны, одержать несколько побед, обратить англичан в бегство. Смысл подвига хрупкой крестьянской девушки скрыт от людей Нового времени. Она слышала потусторонние голоса (некоторые считали их ангельскими, другие — наоборот), была сиротой, видела жестокость и убийства. Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную и опасную ведьму. Дофину, когда он стал королем, она больше не нужна была живой, а мертвых проще приспособить служить людям, а также их своекорыстию и их деньгам.
Против чего направлен рассказ «После бала»?
... писателя направлено против деспотизма и порабощения личности, против унижения и бесчеловечного отношения к людям. Человеческая жизнь - главная ценность, по мнению Толстого. Против чего направлен рассказ После бала ... стал против таких «двойных» людей, как Петр Владиславович, против их власти. Многие задумались о себе и окружающих, прочитав рассказ. Сочинение-рассуждение “После бала” - рассказ ...
Жанна останавливала армии, поворачивала войска, брала крепости. Ее голоса были с нею, пока не пролилась кровь. Она посвятила свою жизнь королю, а когда он предал ее, она не могла больше жить.
Вольтер посмеялся над Жанной. Назвать Деву шлюхой было в стиле острот века. Однако век расправился и над девами, и над королями, и над шлюхами, и над остряками. Век расправился даже над ее ближайшим сподвижником — Жюлем де Рэ, которого дети знают как Синюю Бороду, мрачного душегуба и развратника. А он был ее верным рыцарем и сподвижником. Он видел, как ее схватили, но не мог спасти, и жизнь его уже больше не имела смысла, равно как не имела смысла память, которая осталась о нем в веках.
Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)
Кромвель происходил из весьма успешной пуританской семьи. Один из его предков, деятель реформации Томас Кромвель, был казнен на пике своей карьеры. Прагматик по убеждениям, он сделал состояние, удачно женившись, был избран в парламент и стал одним из лидеров оппозиции. В 1643 году, когда конфликт между парламентом и королем перешел в решающую фазу, Кромвель бросил заседания и начал формирование боевых отрядов. Ради дела он не щадил сил и тем более родственников, например, конфисковал имущество дяди, чтобы вооружить войско. Кромвель контролировал все финансовые и кадровые вопросы, охотно принимал в войско бедняков, награждал офицерскими званиями за храбрость, а не за происхождение.
В армии была железная дисциплина, его солдаты пели религиозные гимны перед боем и теснили королевские войска столь успешно, что противник не мог поверить, что во главе стоит не кадровый военный, а помещик средней руки.
Кромвель лично настоял на казни короля. И это был переломный момент не только его биографии, но и всей истории Европы. Впервые человек, именовавшийся «помазанником Божиим» и принцип власти которого пытались объяснить «божественными законами», был признан виновным в преступлении против народа, в разжигании гражданской войны. Кровь его потрясла мир и престолы.
Кромвель был жестким религиозным фанатиком. Он запретил роскошь, закрыл театры и отменил публичные увеселения. Место его в истории было бы менее заметным, если бы не несчастный король Карл, на счастье Кромвеля и в самом деле оказавшийся тираном и клятвопреступником.
Личность лорда Оливера не может не вызывать отвращения у всех приверженцев романтической концепции мировой истории. Его практичность и способность в трудную минуту ставить на службу земным интересам искренний фанатизм своих последователей не может не привлекать к нему любопытства тех, кто стремился и стремится управлять миром с помощью религиозных лозунгов и денег.
Кто делает историю: отдельные личности или народ?
... именно людьми». Самыми выдающимися историческими личностями, оставившими глубокий след в истории, являются величайшие вожди пролетариата и ... всегда были противниками культа личности и постоянно выступали против чрезмерного преувеличения роли отдельных руководителей, славословия и ... творцом истории. Трудящиеся массы творят историю, прежде всего, своим производительным трудом. Их руками создаются все ...
Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.)
Он родился в корсиканском городке Аяччо, оказался вознесенным на вершины славы с помощью Французской революции, стал императором и женился на дочери императора, был побежден и умер на маленьком островке в Южной Атлантике.
Последними его словами были: «Франция┘ Армия┘ Авангард┘». Что же позволяет нам занести Наполеона в число людей, коренным образом повлиявших на религиозную историю мира?
Конечно, нам недостаточно того, что еще при его жизни в нем подозревали апокалиптического зверя и искали в буквах его имени скрытое число 666. Нам недостаточно и того, что он был первым, кто дерзнул, притащив для этого Папу, возложить на себя императорскую корону, не считаясь при этом с мнением всех остальных королей и императоров («Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье», — писал он Мюрату).
Нам недостаточно даже того, что именно его «Гражданский кодекс» определил и до сих пор определяет основы европейской юриспруденции, дав совершенно новое понимание такому термину, как «права человека».
Наполеон полностью изменил представление о той роли, которую личность может сыграть в истории. Он умел заставить любить себя почти религиозной любовью. В битвах его гренадеры шли на смерть только для того, чтобы крикнуть в свой последний миг: «Да здравствует император!» Он платил им сторицею и, когда в 1815 году с кучкой приверженцев высадился на юге Франции, то пошел на встречу высланным против него войскам с распахнутой грудью: «Солдаты, вы меня узнаете? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!» Солдаты бросились к нему.
Наполеон всегда будет оставаться символом человеческих возможностей, воли и, может быть, молодости, которая готова погубить себя ради такого призрачного понятия, как «слава».
Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)
Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквами стал окончательным.
Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о «выборе вер». Безусловно, история мира была бы совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.
В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию «работников последнего часа» — в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о «Москве — Третьем и Последнем Риме» работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.
Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а «колыбель городов русских» — сегодня столица суверенной бедствующей державы.
С думой о России и о человеке по произведениям Куприна и Бунина
... Перед смертью оторвали его от семьи, от детей и внучат.» Люди с трудом расстаються со своими близкими, и Бунин указал на лицо, скорбное лицо Василя. «Уже почти ... после войны в нашей стране. И в настоящее время Бунин предстает в нашем сознании пусть по-прежнему только как бытописатель дореволюционной России, но все же как ...
Во времена Владимира московские земли были населены мирными язычниками, напитавшими христианство неистребимыми пережитками. Та прозрачная вера Владимира Святого, которая привела его к убеждению, что надо накормить последнего нищего и отпустить невольников, не жизнеспособна в людском сообществе. Так сказали князю мудрые люди. С этим соглашаются мудрецы наших дней. Вот и получается, что от всего наследия Святого Владимира действенной оказалась лишь брошенная невзначай фраза: «Веселие Руси есть питие».
Император Петр I (1672-1725 гг.)
Русский царь, дерзнувший выйти из душных рамок национально-религиозной традиции. Христианин, не сомневавшийся ни разу в чистоте своей православной веры, переломивший хребет института Церкви во имя глобальной идеи, чуждой самому строю мышления современников. Титан, надорвавший здоровье в бесконечной череде разгула, пьянства, глумления над ближними и дальними. Отец, судивший и казнивший собственного слабого и сомневающегося сына. Создатель новой столицы, новой армии, нового облика страны, новой бюрократии. Государь, мысливший на века вперед, пристрастный к имперской символике Древнего Рима.
Первый русский, взбунтовавшийся против отечественной бесформенности, лени, тяжести, неповоротливости, косности. Русский пассионарий, приказывавший натягивать полотнища в опочивальнях, чтобы хотя бы по ночам возвращаться в привычный избяной интерьер своего детства.
Петр, исполинская фигура русской истории, разломал сакральный образ царя-батюшки, который так хитро и кропотливо складывал его отец Алексей Михайлович. Разломал, чтобы последние Романовы двадцать лет перед крушением империи по крохам этот образ восстанавливали в тишине сельца Федорово.
Петр неприемлем для тех, кто видит в России зерно великого смысла по охранению чистоты веры. Петр — враг всех носителей идеи русской исключительности, а для крайних националистов — враг Церкви Христовой, одно из воплощений Антихриста, впустивший мировое зло в русский рай. Живого его боялись за крутой нрав, за быструю расправу, за требовательность к инициативе. Петр обращался к соратникам, но вместо соратников видел лишь трусливых холопов. Он надеялся, что образование воспитает в них представление о достоинстве и побудит нацию к деятельному участию в жизни. Пассионарий — это апокалиптический зверь, сочли благочестивые охранители. И ряска вновь сомкнулась над болотом русской жизни.
Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1900-1989 гг.)
На вопрос о том, какова его политическая платформа, он как-то ответил, что это «шахада». Так называется исламское исповедание веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед — Пророк Его». Вся жизнь Хомейни и то, что он сделал в самом конце ее, есть подтверждение этого принципа.
Почему Иран не пошел за шахом Резой Пехлеви, который завалил страну дешевыми иностранными товарами, добился существенных социальных гарантий для бедноты, пытался реформировать государственную систему и даже стоял на пороге того, чтобы объявить Иран ядерной державой? Наверное, потому, что принцип «золота» (свободного рынка) не оказался столь всепобеждающим в сердцах людей, как принцип Бога, сформулированный в Коране.
Хомейни почти что наш современник. Но, несмотря на это, мы вставляем его в десятку персон тысячелетия. Именно он сумел доказать, что потенциал религии в нашем, казалось бы, столь секулярном мире отнюдь не исчерпан. Что скрытая энергия, дремлющая в сердцах людей, может в один прекрасный день быть разбужена и под лозунгом «Молчание для мусульманина — измена Корану!» (как это было осенью 1978 года в Тегеране) перевернуть кажущийся незыблемым порядок вещей. И тогда даже всей американской, советской, натовской и израильской мощи не хватит для того, чтобы остановить распространение волны новой революции.
Жизнь Хомейни заканчивалась в атмосфере постепенного крушения всех его надежд. Сделав ставку на клерикальное руководство, он тем самым заложил бомбу замедленного действия под те идеалы, к принятию которых хотел подготовить человечество. Жреческая каста не могла пойти против своих интересов. После того как молодежь революции была уничтожена в войне против Ирака, остается только ждать того часа, когда Иран вновь вольется в строительство мира по американским стандартам «золотого тельца».
Что еще следует знать об историческом сочинении?
Критерии, которые необходимо соблюсти, — это осветить следующие обязательные моменты:
- 2 события, произошедших в описываемый период времени;
- 2 личности, связанные с описываемыми событиями, также вы должны охарактеризовать данные личности;
- 2 причинно-следственные связи между событиями;
- оценка данного периода для дальнейшего развития России.
Таким образом, может быть раскрыта тема «Роль личности в истории». Сочинение может набрать максимум 11 баллов.
Пример исторического сочинения (отрывок)
«1019-1054 – годы правления Ярослава Мудрого. Данный правитель запомнился в истории как человек, оказавший на развитие Руси огромное влияние. Прежде всего, Ярослав заключал династические браки, одним из которых был брак его дочери Анны с французским королем. Союз Анны способствовал укреплению отношений между Русью и Францией.
Кроме того, Ярослав Мудрый издал первый свод русских законов – «Русская правда». Данный документ стал прообразом будущего законодательства на Руси и помог закрепить основные права и обязанности жителей русской земли».
В этом небольшом отрывке уже присутствует несколько критериев исторического сочинения – указаны 2 личности, 2 исторических события, 1 причинно-следственная связь. Продолжая свое сочинение в подобном духе, ученик заслужит высокий балл.
Сочинение по обществознанию «Роль личности в истории»
Сочинение по обществоведению значительно отличается от исторического изложения. Чтобы получить высокий балл за свою работу, ученику необходимо выполнить лишь 3 основных пункта:
- раскрыть значение выбранного суждения;
- использовать специальные термины;
- привести 2 аргумента.
Таким образом, для написания сочинения потребуются точные знания в области выбранной темы. Важно отметить, что данные критерии относятся к эссе по обществознанию по ЕГЭ. Но это не значит, что если вы пишете обычное сочинение на уроке, то можно пренебречь всеми критериями. Проверка сочинения по ЕГЭ более жесткая, но данные пункты необходимо соблюдать в любом случае.
К примеру, в центре вашего сочинения оказывается Карл Маркс – немецкий философ, его непосредственное суждение. Ваша задача — не просто объяснить значение высказывания или рассказать краткую биографию жизни философа. Вам необходимо обозначить роль данного человека, его деятельность. Так, аргументом значимости личности Маркса послужит пример большевизма.
Сочинение «Роль личности в истории», аргументы, которые вы приводите, должны содержать термины из обществознания. В рамках нашего примера это могут быть такие слова, как капитал, собственность, экономика, труд и т. д.
Личности, которые изменили историю
Роль личности в истории является предметом дискуссий. Одни считают, что личность на ход истории может оказать решающее влияние, и часто именно так и происходит, другие — что на ход истории оказывают влияние прежде всего общие исторические закономерности, а роль отдельных личностей, даже самых знаменитых, невелика. Так что же в действительности? Были ли на самом деле в истории люди, без которых глобальных ход событий оказался бы совсем иным? Попробуем разобраться.
Роль личности в истории — за и против
Ход истории определённо связан с деяниями отдельных личностей, в этом нет никаких сомнений. Решения правителей оказывали огромное влияние на судьбу государств и народов, полководцев — на исход войн, исследователей — на открытие и освоение новых территорий. Огромное влияние на историю оказали люди, создавшие новые религиозные и философские учения (такие, как Иисус Христос или Карл Маркс), учёные и изобретатели. Другой вопрос — насколько сопоставим вклад в историю деяний отдельного человека и народа в целом, а также объективных тенденций и закономерностей? Можно например, сказать, что если бы Колумб не совершил плавание в Америку, рано или поздно её открыли бы другие, если бы Ньютон не создал механику, рано или поздно другой учёный разработал бы аналогичную теорию и т. п. Можно заметить также, что многие знаменитые личности, чей вклад в историю неоспорим, вряд ли были бы таковыми без усилий последователей. Например, вряд ли бы кто сегодня знал про Иисуса Христа или Маркса, если бы другие не приняли на вооружение их идеи и не потратили бы массу усилий на их пропаганду и развитие. Не вполне очевиден также личный вклад многих знаменитых полководцев и завоевателей. Например, известно, что Александр Македонский своими походами определённо изменил историю, но ведь идея завоевания Персии появилась ещё раньше, а войну готовил ещё отец Александра Филипп. Что если бы на месте Александра Македонского был кто-то другой — начал бы он поход, сумел бы разгромить персов — на этот вопрос ответить непросто.
Ещё один аргумент против решающей роли личности в истории в том, что для великих свершений нужны подходящие условия и факторы. Сложно, например, внедрить гениальное изобретение, если оно появилось раньше своего времени и общество к нему равнодушно. Поэтому паровой двигатель появился не в античную эпоху, а на много столетий позже, хотя древнегреческие изобретатели и построили прототипы паровых машин. Другой пример — Ганнибал определённо был выдающимся полководцем, но так и не смог выиграть войну против Рима. Он достиг немалых успехов, но потерпел в конце концов поражение — с одной стороны, из-за интриг и пассивности карфагенского сената, не поддержавшего его в решающий момент, а с другой — из-за того, что в плане обеспечения ресурсами Рим был объективно сильнее Карфагена.
И, тем не менее, примеры того, как отдельные люди своими поступками действительно, без каких-либо натяжек, изменили историю, можно найти. Выберем 5 известных людей, изменивших историю, по следующим критериям:
- они лично оказали непосредственное влияние на ход истории;
- вряд ли кто-то другой на их месте сделал бы то же самое;
- если бы они не сделали того, что сделали, глобальный ход исторического процесса практически наверняка был бы совсем иным.
1) Фемистокл
Современная цивилизация в том виде, в котором мы её знаем, во многом построена на фундаменте древнегреческой. В Древней Греции берут начало философия, театр, многие науки и модели общественно-политического устройства. Однако в 5 в. до н. э. Древняя Греция, не достигнув своего расцвета, могла бы исчезнуть, будучи завоёванной Персидской империей, и это наверняка бы произошло, если бы не Фемистокл.
Накануне греко-персидских войн Фемистокл уже был в Афинах популярным политиком. Этому помогло его ораторское искусство, а также то, что каждого из 20 тысяч афинских граждан он знал по имени. В 494 г. до н. э. Фемистокл получил должность архонта — одного из высших должностных лиц в государстве, что позволило ему во многом определять политику Афин. И всё же принимать единоличные решения он не мог, поэтому в дальнейшем ему пришлось немало постараться, чтобы всё пошло именно по его плану.
После поражения персов при Марафоне в 490 г. до н. э. Фемистокл прекрасно понимал, что это лишь первая попытка, и персы ещё вернутся, причём со значительно более мощными силами. Нужно было готовиться к войне, например, создавать мощный флот, но афиняне не воспринимали персидскую угрозу всерьёз. К тому же многие хотели, чтобы серебро из государственных рудников было роздано населению, а не шло на строительство флота. Но Фемистокл всё-таки смог протолкнуть непопулярное решение. Он обманул афинян, придумав мнимую угрозу в лице города Эгины, якобы планировавшего войну против Афин, а лидера партии аристократов Аристида, который был против строительства флота, смог изгнать из города при помощи процедуры остракизма. Мощный флот в 200 кораблей был построен, и он сыграет ключевую роль в предстоящей победе греков над персами.
В 480 г. до н. э. персидский царь Ксеркс с огромной армией и флотом вторгся в Грецию. Хотя многие греческие полисы решили объединить силы и совместно выступить против персов, согласия между ними не было. Не видя возможности сражаться с огромной персидской армией, греки оставили Афины и эвакуировались на Саламин. В проливе между островом и материком был собран греческий флот. Он был меньше персидского, и вряд ли мог тягаться с ним в открытом море, но в узком проливе у неповоротливых, но более крепких греческих триер были хорошие шансы. Тем не менее, многие, особенно спартанцы, были за то, чтобы уйти из пролива и бежать ещё дальше, защищая лишь Пелопонесс. Фемистокл убеждал остальных греков остаться и дать бой, но видя, что те всё-таки готовы уйти, пошёл на беспрецедентный шаг. Он отправил письмо Ксерксу с предупреждением о том, что греки собираются бежать с Саламина и нужно напасть на них как можно быстрее. И Ксеркс купился на эту уловку. Он направил свой флот в пролив и дал сражение уже собравшимся бежать грекам. Сражение пошло по плану Фемистокла. В узком проливе персидские корабли мешали друг другу, кроме того, они оказались менее крепкими и ломались таранами греческих триер. Несмотря на изначальное численное превосходство, персидский флот потерпел сокрушительное поражение. Хотя он не был уничтожен полностью, соотношение сил в результате битвы изменилось в пользу греческого флота.
Греки получили превосходство на море, но не на суше, и Фемистокл пошёл на ещё одну хитрость. Он послал Ксерксу новое предупреждение о том, что греки, якобы собираются разрушить мосты между Европой и Азией и отрезать армию Ксеркса от Персии. Испугавшись, Ксеркс разделил свою армию — часть ушла защищать проливы от мнимой угрозы со стороны греков, а часть под командованием Мардония осталась недалеко от Афин. В результате греки выступили-таки против персов и в сражении при Платеях армия Мардония была разбита. Война закончилась победой греков.
Хотя греки признали заслуги Фемистокла и воздали ему немалые почести, нашлось немало и тех, кто завидовал его возвышению. В конце концов Фемистокл был обвинён во взятках и изгнан из Афин. Парадоксально, но в итоге Фемистокл поступил на службу к персидскому царю, который ранее обещал за его голову огромную награду в 200 талантов.
2) Жанна д’Арк
Без Франции также достаточно сложно представить мировую историю. Эта страна оставила немалый вклад в культуре, науке и общественно-политических традициях, да и в различных исторических событиях сыграла важную роль. Однако ещё в 15 веке Франция могла прекратить своё существование, и это наверняка бы произошло, если бы не Жанна д’Арк.
В 1337 г. началась длительная и изнурительная Столетняя война между Англией и Францией. Причём английские короли претендовали на французский престол и ставили целью полностью оккупировать Францию и присоединить её к своим владениям. Внутри Франции в это время существовали разные группировки, боровшиеся за власть, кроме того, отделившаяся от Франции Бургундия воевала на стороне англичан. И хотя поначалу война шла с переменным успехом, в начале 15 в. англичане оказались близки к реализации своей цели. В 1415 г. англичане развернули наступление в северной Франции, французская армия была разбита в сражении при Азенкуре. А в 1420 г. англичане вынудили французского короля Карла VI, страдавшего приступами безумия, подписать договор, по которому его сын дофин Карл VII лишался прав на престол, а наследником объявлялся английский король. Вслед за этим англичане вступили в Париж, а дофин со своими сторонниками бежал на восток Франции.
К 1428 г. англичане контролировали значительные территории на севере и юге Франции. Соединить их и продолжить дальнейшее наступление мешала мощная крепость Орлеан, и англичане начали её осаду. Дофин Карл вёл себя пассивно, и англичане наверняка бы взяли Орлеан и победоносно завершили бы Столетнюю войну, если бы не Жанна д’Арк.
Может ли обычная 17-летняя девушка из деревни спасти страну, в то время, как все остальные ничего для этого не делают? Оказывается, может! Что для этого нужно сделать? Ну для начала Жанна отправилась к капитану ближайшего города и объявила о своей миссии. Она заявила, что высшие силы дали ей задание спасти Францию и она требует дать ей оружие и солдат и отправить к дофину Карлу. Капитан высмеял Жанну и отправил её домой, но Жанна не унималась. Через некоторое время она пришла снова и повторила своё заявление. В народе нашлись и те, кто поверили Жанне, тем более, что жившие в средние века люди были весьма религиозны. Были и другие факторы, которые помогли Жанне пробиться-таки к дофину. Во-первых, она точно предсказала исход «битвы селёдок». В этой битве численно превосходящий французский отряд попытался перехватить конвой, вёзший припасы англичанам, осаждавшим Орлеан. Французы были уверены в успехе, однако действовали крайне глупо и в итоге проиграли битву. Во-вторых, тёща дофина Карла Иоланда увлекалась всевозможной эзотерикой и пророчествами, и, услышав о Жанне, убедила дофина пригласить её ко двору. Так Жанна д’Арк попала на приём к дофину. Её ждали всевозможные расспросы и проверки, в т. ч. со стороны богословов — дофин хотел убедиться, что это не какой-то обман или происки дьявола.
В конце концов Жанне дали войска, с которыми она отправилась к Орлеану. Осада, которая к тому времени шла около полугода, была снята за 4 дня. Но на этом неприятности англичан не закончились. Жанна д’Арк с армией двинулась дальше, намереваясь захватить крепости на Луаре, а затем освободить старинную резиденцию французских королей Реймс. Англичане собрали армию, намереваясь остановить её, но в битве при Пате потерпели сокрушительное поражение. Армия Жанны д’Арк занимала город за городом. Через некоторое время французы освободили Реймс, где дофин Карл был провозглашён королём.
Однако затем при французском дворе снова начинаются интриги, планы дальнейшего наступления откладываются. Жанна д’Арк отправляется в Компьень, осаждённый бургундцами, где во время вылазки попадает в плен. Бургундцы передают её англичанам, а те, устроив фиктивный суд, обвиняют Жанну в ереси и сговоре с дьяволом, после чего сжигают на костре. Тем не менее в ходе войны уже наступил перелом, и в 1453 г. Франция одерживает победу, полностью изгоняя англичан со своей территории.
3) Кузьма Минин
В истории России есть свой герой, аналогичный Жанне д’Арк. Если бы не простой горожанин из Нижнего Новгорода Кузьма Минин, история России могла бы закончиться в начале 17 века. Причём задача в 1611 г. у Минина была более сложной — часть страны, включая столицу, была оккупирована, а ни армии, ни власти в России уже не было. Всё нужно было организовать самому, но Минин справился.
Он убедил нижегородцев собрать деньги, на которые организовал профессиональное ополчение. Затем им был создан «Совет всея земли», взявший на себя управление Россией. Действуя взвешенно и мудро, Минин смог примирить различные группировки, ложными обещаниями обмануть часть иностранных интервентов, и, в конце концов, разгромить поляков, освободить Москву и восстановить русское государство. См. подробнее лучшие правители России.
4) Чингисхан
В отличие от предыдущих, этого персонажа вряд ли можно считать положительным героем. Завоевания Чингисхана сопровождались настоящим геноцидом. По оценкам историков, армия Чингисхана истребила около 40 миллионов человек, или 10% населения Земли! Тем не менее, Чингисхану надо отдать должное. Он действительно изменил историю, и создание крупнейшей в истории континентальной империи — целиком его собственная заслуга.
Хотя Чингисхан и имел знатное происхождение (его отец был вождём одного из монгольских племён), ещё когда ему было 9 лет, отец был отравлен, а Чингисхан скитался по степи, попал в рабство, бежал, а затем долго собирал сторонников и боролся за влияние с другими вождями.
В конце концов Чингисхан сумел объединить прежде разрозненные и враждовавшие между собой монгольские племена, провёл реформы и создал дисциплинированную и непобедимую армию. Вскоре до тех пор мало кому известные и малочисленные монголы начали масштабные завоевания, захватив значительную часть Евразии и кардинально изменив ход мировой истории. См. подробнее — величайшие завоеватели всех времён.
5) Ленин
Не будь Ленина, история двадцатого века была бы совсем иной. Что же сделал Ленин?
Ленин был лидером сравнительно малочисленной партии большевиков, члены которой придерживались марксистской идеологии. Подобные партии, верившие, что социально-экономическое устройство общества надо поменять с капиталистического на социалистическое, были и в западных странах. Иногда они даже пытались захватить власть, но все такие попытки неизменно и быстро проваливались. Капиталисты раз за разом одерживали верх и не давали провести социалистический эксперимент. А вот у Ленина получилось.
В феврале 1917 в России свергли царя и власть перешла к Временному правительству. Параллельно были созданы советы, которые контролировались разными партиями социалистического толка — эсерами, большевиками, меньшевиками и др. Но члены этих партий, включая, по большей части, и самих большевиков, не думали о захвате власти и построении в России социализма, в отличие от Ленина, который поставил эту цель сразу же, как вернулся в Россию из-за границы в апреле 1917. Ленину пришлось постараться, но он своего добился. Он убедил большевиков начать реализацию своего плана, добился увеличения влияния своей партии в советах, и, наконец, в октябре 1917 организовал военно-революционный комитет, куда привлёк, помимо большевиков, эсеров и анархистов, сверг временное правительство и захватил власть в России. Правда власть в разваливающейся России ещё надо было удержать, и Ленин тоже смог это сделать. Под его руководством большевики выиграли гражданскую войну и начали строить в России социализм. Ну а как пошла бы история, не будь СССР и других социалистических стран, сложно себе представить.