композиционно является четвертой главой написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени».
В данной главе раскрываются образы следующих персонажей: главного героя Григория Александровича Печорина, второстепенных персонажей Янко, ундины, слепого мальчика, хозяйки хаты и денщика Печорина. Все персонажи, кроме Печорина, появляются только в главе «Тамань». вступает в конфликт с Янко, ундиной и слепым мальчиком, которые первоначально были заодно друг с другом.
Глава «Тамань» входит в «Журнал Печорина», открывая его. Именно с этой главы начинается раскрытие внутреннего мира Печорина посредством самохарактеристики.
Повествование в данной главе ведется от лица самого Печорина, который при описании случившегося ничего не скрывает. Такая форма повествования позволяет как можно глубже заглянуть в душу Печорина, о котором читатель до этого узнавал лишь от других людей.
В основе главы находится история Печорина и контрабандистов. Завязкой сюжета является знакомство Печорина со слепым мальчиком, который вызвал у него ощущение существующей «загадки». Развитие действия связано со слежкой Печориным за слепым мальчиком, который встретился с девушкой и Янко. Кульминационным моментом является попытка ундины утопить Печорина за то, что он узнал о том, чем они занимаются. Развязкой является отъезд Янко и девушки, оставивших слепого мальчика и старуху на произвол судьбы.
Глава «Тамань» имеет важную для идейно-смыслового содержания композиционную особенность: глава начинается своеобразным выводом ко всей истории: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить». Такая композиционная особенность позволяет читателю понять, что сюжетные перипетии – не главное, что главное – внутренний мир Печорина.
Главным конфликтом в «Тамани» является внутренняя борьба. М.Ю. Лермонтов в главе «Тамань», как и во всем романе, хотел продемонстрировать противоречивый характер Печорина. С одной стороны, он представлен как человек наблюдательный, решительный, неравнодушный к людям и окружающему миру, поскольку Печорин, несмотря на усталость, следил за слепым мальчиком, Янко и девушкой, желая «достать ключ загадки». С другой стороны, Печорин совершает действия только из любопытства, не имея перед собой никакой высокой цели, что становится причиной, по которой он ломает судьбы «честных контрабандистов».
Печорин и Ундина в романе Герой нашего времени (отношения и сравнительная ...
... что скрывать. Так и не раскрывшая своего настоящего имени Печорину восемнадцатилетняя девица была связана с контрабандистами. Ее напарника звали Янко, а слепой мальчик, с которым общалась Ундина, был кем-то ... не боится выглядеть в невыгодном свете. И все же при всех своих бесспорных достоинствах Печорин остается Печориным. В «Тамани», как в предыдущих и последующих главах, он приносит горе тем, с ...
Показывая перегруппировку героев, когда Янко с ундиной уплывают без слепого мальчика, оставив страдать и старуху, М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что Печорин меняет жизнь других людей.
Как и в других главах, автор демонстрирует, что вмешательство в жизни других людей делает их несчастными, что становится причиной несчастья и самого Печорина. Наблюдая за отъездом Янко и девушки и за долгим плачем оставшегося ни с чем слепого мальчика, он ощущает грусть и вину за то, что он потревожил «честных контрабандистов».
Противоречивость Печорина проявляется и в следующем: когда Печорин знает о существовании «загадки», он смел, решителен, наполнен интересом к жизни; когда он узнал правду, он стал равнодушен к произошедшему.
Важным в главе «Тамань» является не столько результат встречи Печорина с контрабандистами для контрабандистов, сколько результат этой встречи для Печорина. Главный герой, разгадав «загадку», вновь приходит к равнодушию и скуке, не позволяющим ему быть счастливым.
Отличительной особенностью главы «Тамань» является сплетение романтизма и реализма.
Важное место в «Тамани» занимают пейзажные зарисовки, выполняющие несколько функций: во-первых, подчеркивают романтические черты в повествовании, во-вторых, служат раскрытию образа смелого Янко, в-третьих, демонстрирует способность Печорина видеть красоту природы, так как природу описывает именно Печорин, а не кто-нибудь другой.
Из-за того что в романе фабула не совпадает с сюжетом, глава «Тамань» является четвертой только в композиционном плане. Хронологически данная глава занимает первое место, поэтому она выполняет важные функции при раскрытии образа Печорина.
Глава «Тамань» является отдельной повестью с законченным сюжетом. Однако она занимает свое место в системе всего романа. Она идет следом за главами, в которых образ Печорина в основном раскрывался посредством восприятия другими персонажами. Как и другие главы, входящие в «Журнал Печорина», «Тамань» носит исключительно исповедальный характер. В «Тамани» внутренний мир Печорина раскрывается через его дневниковые записи, однако многое в его характере остается загадкой, которую читатели разгадывают при прочтении следующих глав.
Как и в других частях романа, в «Тамани» отражены и положительные, и отрицательные черты Печорина, что позволяет автору сказать о том, что Печорин – это «герой времени».