«Странное, причудливое, фантастическое в повести Н. А. Гоголя «Портрет» Звучит вальс А. Глазунова

Тема: «Странное, причудливое, фантастическое в повести Н.А. Гоголя «Портрет»

Звучит вальс А. Глазунова.

В творчестве каждого писателя, художника есть тема, имеется особое значение.

Каждый художник задумывается о судьбе своих творений, о смысле собственного творчества, о том, кому и как его произведения служат и будут служить.

Гоголь: «Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрит, и если произведение вызывает споры, значит в нем есть новое, значительное…».

Наш урок-обобщение по повести Н.А. Гоголя «Портрет» посвящены данной теме и мы ставим следующие задачи:

  1. Умение работать в группе в сотрудничестве.

  2. Каждой группе попытаться отразить свою работу и оценить по тем критериям, которые заданы.

  3. Суметь понять широкий смысл заглавия темы и заглавия повести, работа с текстом.

а) увидеть роль выразительных средств в художественном тексте.

б) показать, как мы умеем сравнивать, сопоставлять и обобщать.

  1. Попытаемся найти жизненные задачи, общечеловеческие задачи, отраженные в повести «Портрет». Насколько эта повесть современная сегодня?

Итак, работают группы:

Каждый даны вопросы, которые мы, в течение изучения повести рассматривали, а сейчас их обсуждаем:

^

1) История создания повести, цикл повестей «Арабески»

2) Композиция повести

Тема искусства и его назначение всегда волновала русских писателей. Размышлял об этом и Гоголь. По его мнению, искусство возникло служить человеку.

Впервые повесть опубликовали в сборнике «Арабески».

В 1835 г. в начале 1824 г. писатель создает новую редакцию. Этим произведением он открыл Цикл Петербургских повестей (сюда входят произведения «Нос», «Гнев красных»).

Гоголь опирается на романтическое произведение Оскара Уайльд «Портрет Дориана Грея» и произведение Оноре де Бальзака «Гобсек» (отражен образ ростовщика).

Композиционная повесть распадается на 2 части.

В I части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия – Чертков (первоначально).

II часть – знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет.

8 стр., 3834 слов

Образ и характеристика художника в портрете гоголя

... для самого Гоголя: Сочинение по повести Гоголя портрет Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести “Портрет ” является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения. В начале повести Гоголь знакомит ...

Каждая часть – законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.

В I части используется прямая композиция.

Во II части – рамочная, т.е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема.

Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром – портрет ростовщика.

^

Гоголь и художники (живопись)

В период создания повести «Портрет» Гоголь увлекается картинами Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и Александра Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании образа «высокого творения» главного образа художника-монаха, создавшего страшный портрет ростовщика.

Гоголь пытается передать контраст между божественным искусством и модными поделками.

Художник Александр Иванов писал Гоголь: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего стараться постигнуть высокую тайну Созданья».

Среди протоколов гоголевского ростовщика называет известные в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает актер Петр Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные значки его, как угли, блистали на желтоватых балках с кровяными прожилками».

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное творение (в Петербург) усматривают черты художника Александра Иванова, чей труд над картиной «Явление мессий» стал для Гоголя образцом истинной прелести искусства.

Черты Иванова указывают и в другом персонаже – старике-художнике, равнодушном к жизненным благам.

Сам художник Иванов писал отзыв в 1838 году: «Художник должен быть современно свободен, никогда и ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельной».

Художники советской эпохи.

Кукрыниксы (Крылов, Куприянов, Соколов) создали серию демонстраций к повести «Портрет».

От картины к картине меняется лицо Чарткова. Его характер.

Итак, работают группы.

Каждой даны вопросы, которые мы, в течение изучения повести рассматривали, а сейчас их обсуждаем:

1 группа: 1) Что такое портрет? Что в нем странного, фантастического?

2) Как изображает Гоголь постепенное падение Чарткова?

Описание выписок, одно из средств создания образа. В портрете отражается смысл психологической характеристики внутреннего созерцания человека.

Описание портрета.

Портрет придает происходящему зловещий оттенок.

Чартков не в силах сопротивляться портрету. Часто повторяет слово «неожиданный», т.е. помимо своей воли.

Сон-явление; фантастическое сменяется реальным. Чартков велит вынести портрет из мастерской, т.к. он не в силах сопротивляться.

Сон его выдает сокровенные мысли, его тактику (подсознательную тягу к золоту).

Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план:

Таинственный сверток с золотом, спрятанный стариком из портрета.

7 стр., 3172 слов

В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести ...

... их. В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще ...

Старик любуется результатом своего труда.

Чартков считает, что портрет виноват в том, что случилось.

Следовательно: 1) Странность – внешность человека на портрете

2) Странные истории, происходящие с Чартковым.

Цитаты (о показании Чарткова как личности)

Костюм

Золото

Образ мыслей

Группа №2

  1. Какие чувства вызывает портрет у Чарткова?

  2. Сон? (Приемы, исполненные Гоголем).

    Как вы понимаете понятие «сон — явь»?

Вот художник покупает портрет (цитата).

Чувство страха, испуга, смятения, ужаса.

Сон? (Сон повторяется 3 раза, прием повтора).

Страх и ужас порождает комары.

Сон и явь (приемы антитезы, повторение).

Сон – проявление подсознательных страхов, предостережение.

а) Сон – странность, чудеса!

Сон странным образом сбывается!

Золотые червонцы, схваченные во сне, оказались и после пробуждения.

б) Сон – первый шаг через к реальной жизни.

В характере Чарткова заложено, предопределено духовное падение:

Он вперился весь в золото, глядя неподвижно…

Метафоры:

Вперился в золото (т.е. попал под власть золота, оцепенение).

2 сон: «Черты старика двинулись, губы хотели высосать его».

(т.е. деньги, богатство – в обмен на душу).

3 сон – он крестится. Обращается к Богу.

Цитаты.

3 группа

1) Как ведет себя Чартков, получив такое богатство?

Теперь в его власти было все те, на что он надеялся и глядел завистливыми глазами…

Слово «Черт» — часто повторяется!

2) как последующие поступки его характеризуют?

1) встреча с профессором;

2) изменение характера, что повлияло? Высокомерие, гордость, зависть, т.е. теряется дар художника.

Жажда денег неотделима от его желания войти в круг людей, принадлежащих к высшему обществу.

Следование моде, ее нелепым и причудливым желаниям стало для Чарткова законом!

4 группа

1) Почему Чарткова сделали модным (профеесор о Чарткове)

Талант покидает Чарткова. Кисть его хладеет и тупеет (Цитата)

Но в душе еще боролись два желания: труд и желание жить богато.

2) Как меняется отношение художника к своей работе?

Найти в тексте приемы контраста сравнения, противопоставления.

Цитата: «Скучно, невмочь, некогда».

Гоголь использует прием антитезы – при изображении другого художника, его товарища с ранних лет.

Чистое, непорочное, как невеста произведение художника.

Эпитеты, сравнения.

Состояние Чарткова.

Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ.

5 группа

1) Как описывает Гоголь усилия Чарткова написать картину.

Цитата: «Им овладела ужасная зависть до бешенства».

Художник обрек себя на духовную смерть, потерю дарования.

Зависть превратила Чарткова из создателя в разрушителя.

Он предал себя, свое призвание художника ради денег, скопления золота, богатства.

Он яростно завидует художникам, которые создают произведения искусства.

2) Фантастика?

Какова роль, тайнственного, фантастического в повести?

Фантастика (на доске!) — это особая форма отражения действительности, несовместимая с реальным представлением о существующем мире.

Фантастика есть в фольклоре, сказаниях, в искусстве, в сверхчеловеческих образах.

В литературе фантастика развивается на основе романтизма, т.е. изображение как исключительного героя.

Гоголь активно использовал фантастику в изображении.

Антитезы: добра и зла

Бога и демона

Фантастика – реальность

Сон – явь

Фантастическое раскрывает душу Чарткова.

Какова роль портрета ростовщика?

Художник, создавший портрет ростовщика отразил душу старика.

Злая душа этого человека, когда ростовщик умирает, получает новую материальную обстановку и продолжает жить, делая свои черные дела.

Портрет странен, — лицо, наряд, глаза, демон!, фантастический вид, таинственный ростовщик.

Художник силой искусства, отразил жизнь ростовщика в портрете.

6 группа

1) В чем смысл названия повести? Как вы его понимаете?

2) Кто из героев повести является истинным художником?

В чем великая сила художника?

1) Портрет — это не только таинства

а) страшный, фантастический, старик на полотне.

б) это и портреты, созданные Чартковым.

в) и то, что с ним стало, сам портрет, лицо Чарткова

Повесть не только о погубленном таланте художника, но и взгляды автора (Гоголь) на искусство и художники.

2) Истинный художник 1) товарищ Чарткова

2) художник Монах, т.е. тот чьи картины вызывают благоприятные чувства, врачуют организм человека.

Гоголь верил, что «красота спасет мир» (сл. Достоевского).

Художник, его сила в том, что как бы ни был плох человек, художник создает искусство, точно воплощающее сущность человека.

Портрет не только продлевает земное существование души ростовщика, он (портрет) снабжает Чарткова злыми деньгами, с которых и начинается его отступление от своего призвания.

^

Можно ли ее связать с общечеловеческими проблемами сегодня?

(ученики делают свои выводы).

Повесть развивает эстетический и художественный вкус; дает возможность наслаждаться красотой человеческой души.

В тексте множество имен великих мастеров кисти, писателей, поэтов: Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Д.Г. Байрона…

Это расширяет эстетический кругозор и помогает воспитывать личность.

Следовательно, общечеловеческие задачи ставятся сегодня остро.

Сегодня как никогда, важен творец, создатель, важна свобода творчества, роль меценатства.

Искусство должно служить человеку, как созидание, а не разрушение.

Писатель заставляет задуматься о том, как деньги разрушают личность.

Под воздействием искусства мы, читатели, слушатели, становимся добрее, чище, лучше.

Таким образом, Н.В. гоголь в повести «Портрет» раскрыл главные темы:

  1. созерцание и назначение искусства,

  2. роли и значения художника в жизни людей.