Тема: «Странное, причудливое, фантастическое в повести Н.А. Гоголя «Портрет»
Звучит вальс А. Глазунова.
В творчестве каждого писателя, художника есть тема, имеется особое значение.
Каждый художник задумывается о судьбе своих творений, о смысле собственного творчества, о том, кому и как его произведения служат и будут служить.
Гоголь: «Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрит, и если произведение вызывает споры, значит в нем есть новое, значительное…».
Наш урок-обобщение по повести Н.А. Гоголя «Портрет» посвящены данной теме и мы ставим следующие задачи:
-
Умение работать в группе в сотрудничестве.
-
Каждой группе попытаться отразить свою работу и оценить по тем критериям, которые заданы.
-
Суметь понять широкий смысл заглавия темы и заглавия повести, работа с текстом.
а) увидеть роль выразительных средств в художественном тексте.
б) показать, как мы умеем сравнивать, сопоставлять и обобщать.
-
Попытаемся найти жизненные задачи, общечеловеческие задачи, отраженные в повести «Портрет». Насколько эта повесть современная сегодня?
Итак, работают группы:
Каждый даны вопросы, которые мы, в течение изучения повести рассматривали, а сейчас их обсуждаем:
^
1) История создания повести, цикл повестей «Арабески»
2) Композиция повести
Тема искусства и его назначение всегда волновала русских писателей. Размышлял об этом и Гоголь. По его мнению, искусство возникло служить человеку.
Впервые повесть опубликовали в сборнике «Арабески».
В 1835 г. в начале 1824 г. писатель создает новую редакцию. Этим произведением он открыл Цикл Петербургских повестей (сюда входят произведения «Нос», «Гнев красных»).
Гоголь опирается на романтическое произведение Оскара Уайльд «Портрет Дориана Грея» и произведение Оноре де Бальзака «Гобсек» (отражен образ ростовщика).
Композиционная повесть распадается на 2 части.
В I части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия – Чертков (первоначально).
II часть – знакомит нас с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет.
Образ и характеристика художника в портрете гоголя
... для самого Гоголя: Сочинение по повести Гоголя портрет Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести “Портрет ” является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения. В начале повести Гоголь знакомит ...
Каждая часть – законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.
В I части используется прямая композиция.
Во II части – рамочная, т.е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема.
Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром – портрет ростовщика.
^
Гоголь и художники (живопись)
В период создания повести «Портрет» Гоголь увлекается картинами Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и Александра Иванова «Явление Христа народу». Это увлечение отразилось в создании образа «высокого творения» главного образа художника-монаха, создавшего страшный портрет ростовщика.
Гоголь пытается передать контраст между божественным искусством и модными поделками.
Художник Александр Иванов писал Гоголь: «Во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего стараться постигнуть высокую тайну Созданья».
Среди протоколов гоголевского ростовщика называет известные в Петербурге ростовщика-индейца, которого описывает актер Петр Каратыгин: «Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные значки его, как угли, блистали на желтоватых балках с кровяными прожилками».
В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное творение (в Петербург) усматривают черты художника Александра Иванова, чей труд над картиной «Явление мессий» стал для Гоголя образцом истинной прелести искусства.
Черты Иванова указывают и в другом персонаже – старике-художнике, равнодушном к жизненным благам.
Сам художник Иванов писал отзыв в 1838 году: «Художник должен быть современно свободен, никогда и ничему не подчинен, независимость его должна быть беспредельной».
Художники советской эпохи.
Кукрыниксы (Крылов, Куприянов, Соколов) создали серию демонстраций к повести «Портрет».
От картины к картине меняется лицо Чарткова. Его характер.
Итак, работают группы.
Каждой даны вопросы, которые мы, в течение изучения повести рассматривали, а сейчас их обсуждаем:
1 группа: 1) Что такое портрет? Что в нем странного, фантастического?
2) Как изображает Гоголь постепенное падение Чарткова?
Описание выписок, одно из средств создания образа. В портрете отражается смысл психологической характеристики внутреннего созерцания человека.
Описание портрета.
Портрет придает происходящему зловещий оттенок.
Чартков не в силах сопротивляться портрету. Часто повторяет слово «неожиданный», т.е. помимо своей воли.
Сон-явление; фантастическое сменяется реальным. Чартков велит вынести портрет из мастерской, т.к. он не в силах сопротивляться.
Сон его выдает сокровенные мысли, его тактику (подсознательную тягу к золоту).
Гоголь незаметно переводит фантастическое в реальный план:
Таинственный сверток с золотом, спрятанный стариком из портрета.
В чём заключается гибель и спасение таланта художника по повести ...
... их. В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще ...
Старик любуется результатом своего труда.
Чартков считает, что портрет виноват в том, что случилось.
Следовательно: 1) Странность – внешность человека на портрете
2) Странные истории, происходящие с Чартковым.
Цитаты (о показании Чарткова как личности)
Костюм
Золото
Образ мыслей
Группа №2
-
Какие чувства вызывает портрет у Чарткова?
-
Сон? (Приемы, исполненные Гоголем).
Как вы понимаете понятие «сон — явь»?
Вот художник покупает портрет (цитата).
Чувство страха, испуга, смятения, ужаса.
Сон? (Сон повторяется 3 раза, прием повтора).
Страх и ужас порождает комары.
Сон и явь (приемы антитезы, повторение).
Сон – проявление подсознательных страхов, предостережение.
а) Сон – странность, чудеса!
Сон странным образом сбывается!
Золотые червонцы, схваченные во сне, оказались и после пробуждения.
б) Сон – первый шаг через к реальной жизни.
В характере Чарткова заложено, предопределено духовное падение:
Он вперился весь в золото, глядя неподвижно…
Метафоры:
Вперился в золото (т.е. попал под власть золота, оцепенение).
2 сон: «Черты старика двинулись, губы хотели высосать его».
(т.е. деньги, богатство – в обмен на душу).
3 сон – он крестится. Обращается к Богу.
Цитаты.
3 группа
1) Как ведет себя Чартков, получив такое богатство?
Теперь в его власти было все те, на что он надеялся и глядел завистливыми глазами…
Слово «Черт» — часто повторяется!
2) как последующие поступки его характеризуют?
1) встреча с профессором;
2) изменение характера, что повлияло? Высокомерие, гордость, зависть, т.е. теряется дар художника.
Жажда денег неотделима от его желания войти в круг людей, принадлежащих к высшему обществу.
Следование моде, ее нелепым и причудливым желаниям стало для Чарткова законом!
4 группа
1) Почему Чарткова сделали модным (профеесор о Чарткове)
Талант покидает Чарткова. Кисть его хладеет и тупеет (Цитата)
Но в душе еще боролись два желания: труд и желание жить богато.
2) Как меняется отношение художника к своей работе?
Найти в тексте приемы контраста сравнения, противопоставления.
Цитата: «Скучно, невмочь, некогда».
Гоголь использует прием антитезы – при изображении другого художника, его товарища с ранних лет.
Чистое, непорочное, как невеста произведение художника.
Эпитеты, сравнения.
Состояние Чарткова.
Речь умерла в его устах, слезы рыдания вырвались в ответ.
5 группа
1) Как описывает Гоголь усилия Чарткова написать картину.
Цитата: «Им овладела ужасная зависть до бешенства».
Художник обрек себя на духовную смерть, потерю дарования.
Зависть превратила Чарткова из создателя в разрушителя.
Он предал себя, свое призвание художника ради денег, скопления золота, богатства.
Он яростно завидует художникам, которые создают произведения искусства.
2) Фантастика?
Какова роль, тайнственного, фантастического в повести?
Фантастика (на доске!) — это особая форма отражения действительности, несовместимая с реальным представлением о существующем мире.
Фантастика есть в фольклоре, сказаниях, в искусстве, в сверхчеловеческих образах.
В литературе фантастика развивается на основе романтизма, т.е. изображение как исключительного героя.
Гоголь активно использовал фантастику в изображении.
Антитезы: добра и зла
Бога и демона
Фантастика – реальность
Сон – явь
Фантастическое раскрывает душу Чарткова.
Какова роль портрета ростовщика?
Художник, создавший портрет ростовщика отразил душу старика.
Злая душа этого человека, когда ростовщик умирает, получает новую материальную обстановку и продолжает жить, делая свои черные дела.
Портрет странен, — лицо, наряд, глаза, демон!, фантастический вид, таинственный ростовщик.
Художник силой искусства, отразил жизнь ростовщика в портрете.
6 группа
1) В чем смысл названия повести? Как вы его понимаете?
2) Кто из героев повести является истинным художником?
В чем великая сила художника?
1) Портрет — это не только таинства
а) страшный, фантастический, старик на полотне.
б) это и портреты, созданные Чартковым.
в) и то, что с ним стало, сам портрет, лицо Чарткова
Повесть не только о погубленном таланте художника, но и взгляды автора (Гоголь) на искусство и художники.
2) Истинный художник 1) товарищ Чарткова
2) художник Монах, т.е. тот чьи картины вызывают благоприятные чувства, врачуют организм человека.
Гоголь верил, что «красота спасет мир» (сл. Достоевского).
Художник, его сила в том, что как бы ни был плох человек, художник создает искусство, точно воплощающее сущность человека.
Портрет не только продлевает земное существование души ростовщика, он (портрет) снабжает Чарткова злыми деньгами, с которых и начинается его отступление от своего призвания.
^
Можно ли ее связать с общечеловеческими проблемами сегодня?
(ученики делают свои выводы).
Повесть развивает эстетический и художественный вкус; дает возможность наслаждаться красотой человеческой души.
В тексте множество имен великих мастеров кисти, писателей, поэтов: Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Д.Г. Байрона…
Это расширяет эстетический кругозор и помогает воспитывать личность.
Следовательно, общечеловеческие задачи ставятся сегодня остро.
Сегодня как никогда, важен творец, создатель, важна свобода творчества, роль меценатства.
Искусство должно служить человеку, как созидание, а не разрушение.
Писатель заставляет задуматься о том, как деньги разрушают личность.
Под воздействием искусства мы, читатели, слушатели, становимся добрее, чище, лучше.
Таким образом, Н.В. гоголь в повести «Портрет» раскрыл главные темы:
-
созерцание и назначение искусства,
-
роли и значения художника в жизни людей.