Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.
Автор: Сергиенко Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов МОУ СОШ №142 г. Омска., Особенности работы над сочинением при обучении по системе Л.В.Занкова
Развитие речи обучающихся всегда является одной из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Особенную трудность испытывают школьники при изложении своих мыслей в письменной форме. Для речи детей дошкольного возраста">развития письменной речи традиционно используются такие виды работ как написание изложений и сочинений.
Обычно учителя более охотно используют в своей работе написание изложений. Педагогов очень пугает возможность орфографических ошибок, их обилие у таких малограмотных людей, какими являются учащиеся младших классов. Таким доводам убедительно возражала известный педагог и методист Мария Александровна Рыбникова. Она писала, что учителя, которые страшатся сочинений из-за возможности ошибок, напоминают мамашу, которая не позволяет ребенку встать со стула из боязни, что он расшибет себе нос. Но ведь если так поступать, ребенок никогда не научится ходить. Ведь это неизбежно: начнет ходить, будет падать, но, в конце концов, научится, и падать будет все меньше и меньше. И вот также надо решиться учить писать. Сначала орфография со стилем будут расходиться, но постепенно они уравняются, у школьника выработаются навыки, ребенок начнет писать что-то содержательное и интересное.
В системе развивающего обучения в речевой деятельности младших школьников придается особое значение именно сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, включая эмоциональную сферу ребенка как средство усвоения содержания образования и осмысления социального опыта. Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
Развитие речи посредством сочинения
... подготовка к сочинению. В этом случае план можно перестраивать и совершенствовать. Время составления плана должно определяться целью сочинений и их видом. К примеру, план сочинения ... развития речи учеников. Сочинение как средство развития речи Речь младших ... подготовки к сочинению, могут использовать разные варианты работы. Ведь каждая ступень работы над сочинением носит в себе творческий характер, ...
«Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил»,– пишет академик М.Р. Львов. Но при этом дети любят писать сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нём можно проявить свою самостоятельность, своё отношение. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает их к стройному и последовательному изложению своих мыслей, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.
Работа над сочинениями начинается с I класса сначала в коллективной форме, когда дети создают устные рассказы на близкие им темы: «Моя мама», «Моя любимая игрушка», «Мое любимое занятие» и т.д. Введение подобных сочинений не требует особой предварительной работы. Объявив тему, достаточно обсудить с детьми круг возможных проблем, вопросов, на которых можно остановиться. Например, перед сочинением «Моя любимая игрушка» можно поставить такие вопросы: «Как описать игрушку и выразить свое отношение к ней? Чем мне дорога эта игрушка? Как относятся к ней и почему другие люди — взрослые и сверстники?». Затем свои устные зарисовки ребята пробуют создавать уже самостоятельно, и задача учителя состоит в небольшой корректировке формы высказываний, помощи при затруднениях выразить свою мысль. Очень важно при этой работе создавать ситуацию успеха, всячески поощряя работу школьников.
На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе собственных наблюдений, впечатлений детей и на основе полученных знаний, поощрять непосредственность и эмоциональность при передаче мыслей и чувств. Самые первые сочинения целесообразно писать либо по следам какого-то яркого события, которое затронуло ребят («Ну и снегопад»), либо на основе наблюдений ряда событий в жизни или с помощью иллюстраций («Два упрямца»).
На этом этапе предлагаются темы, которые понятны и интересны детям:
- Чей след я видел на снегу?
- Кого ждала рябина в гости?
- Могут ли белки жить в воде?
- Моя любимая игрушка.
- Заяц и еж.
- Загадка.
Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений полностью отсутствует обычно принятая подготовка. Это дает возможность каждому ребенку раскрыться по-своему. Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность. Этим они напоминают детские рисунки, где часто еще нет техники, но восприятие окружающего мира излито с такой подкупающей непосредственностью, с таким ярким, детским, своим видением. Вот это качество – искренность высказываний – особенно надо сберечь в детских работах («Кого ждала рябина в гости»).
На следующем этапе работы над сочинениями появляются более сложные задачи:
Дипломная работа лепка как средство развития мелкой моторики
... выпускной работы – выявить и реализовать педагогические условия, обеспечивающие развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Объект – развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Предмет – педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Гипотеза: развитие мелкой моторики у ...
- воспитывать умение последовательно и доказательно выражать собственное мнение;
- помогать выбирать стиль изложения и в соответствии с ним грамотно выстраивать свою работу, выбирать языковые средства;
- научить отбирать необходимый материал по темам, требующим предварительной подготовки;
- развивать умение планировать собственную деятельность.
С развитием детей, приобретением опыта написания темы сочинений становятся более сложными и глубокими:
- Что такое красота?
- Почему я люблю читать?
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Хотят ли русские войны?
- Почему грустим о лете?
- Школа будущего.
Отдельные темы можно использовать во всех классах, что позволит пронаблюдать творческий рост ученика, развитие его внутреннего мира, расширение речевой сферы, пополнение словарного запаса. Например, можно использовать для этого такие темы:
- О чем чирикал воробей?
- Загадка.
- Самый счастливый день.
- Моя семья.
В процессе работы над сочинениями школьники должны двигаться от самостоятельных спонтанно написанных работ без непосредственной подготовки к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных жанров (описание, рассуждение, повествование).
Это движение становится возможным за счет:
- активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся;
- нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на языковое развитие;
- серьезной работы над сочинением после его написания (устного обсуждения в классе, редактирования, использования детских работ на уроках).
Важно в работе использовать различные виды сочинений:
- сочинение-рассуждение («Может ли заяц дружить с ежом?»)
- сочинение-сопоставление («Собака и волк»)
- рассказ по собственным наблюдениям («Первый снег»)
- сочинение по картине («Грачи прилетели»)
- сочинение по литературному произведению («Чук и Гек»)
- сочинение-сказка («Осень и мои башмаки»)
Большой проблемой для ребят является орфографический барьер. Как же его преодолеть, особенно на начальном этапе? На уроке, когда пишутся сочинения, у каждого ученика на парте должен быть орфографический словарь, пользоваться которым надо научить заранее. Кроме того, дети могут спросить правописание слова, которое вызвало затруднение, у учителя, не отвлекая остальных учащихся. Конечно, ошибки будут, главным образом, у тех ребят, которые не умеют распределять свое внимание между двумя сторонами работы, и, увлекаясь рассказом, забывают следить за написанием слов. Есть и такие ребята, которые дотошно проверяют каждое слово и сдают работы без ошибок. Анализ всех орфографических ошибок проводится после каждого сочинения. Сначала разбираются те основные ошибки, которые связаны с орфограммами, известными детям. Затем затрагиваются и неизвестные ребятам правила.
На следующий день после написания проводится и разбор содержания сочинений, когда все еще свежо в памяти. Во 2 классе каждую работу подробно разбирает учитель, стараясь показать то, что наиболее удалось ребенку. В 3-4 классах с оценкой сочинения, разбором его достоинств и недостатков уже могут выступать сами учащиеся. Ребята со всей строгостью обсуждают отступления от темы, подмечают, когда наблюдения берутся напрокат из книги, а не являются собственными, исправляют стилистические ошибки и повторы. И здесь учителю важно регулировать процесс обсуждения, помогать находить, прежде всего, положительные стороны работы, а не сводить все только к жесткой критике. В процессе анализа выбираются лучшие работы.
Роль сочинений в развитии речи младших школьников методическая ...
... младших школьников приносит им много радости, а учителю – удовлетворение от познания их личностей. Работая по системе Л. В. Занкова, надо с первого класса обучать школьников написанию сочинения. Исходным при написании сочинения ...
Опыт работы убеждает в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво – большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках даёт положительные результаты. Работа над сочинением не только развивает ребенка, но и способствует формированию личности ученика, помогает формировать его жизненную позицию, способствует развитию коммуникативных навыков школьника. Кроме того, никакие наблюдения учителя над детьми, никакие беседы не могут сравниться с тем, что дают сочинения для проникновения во внутренний мир ребенка. Кроме того, сочинения, наряду с другими видами работ по развитию мышления и речи, в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка.