Ранние прозаические произведения Лермонтова

Обращение к прозе – закономерный процесс, связанный с новыми явлениями в русской литературе 30-х годов. Лермонтов не мог не быть захвачен этим процессом. Его самое раннее прозаическое произведение – незаконченный исторический роман “Вадим” (1832- 1834).

Роман был посвящен чрезвычайно актуальной проблеме: участию дворянина в крестьянском восстании.

Вадим с тайными планами мести становится слугой помещика Палицына. Он разжигает в крепостных ненависть к помещику и примыкает вместе с ними к пугачевскому восстанию. Легко заметить определенное

сходство лермонтовского замысла с ” Дубровским “.

Однако Лермонтов в то время не мог ничего знать о работе Пушкина над художественным воплощением аналогичной проблемы. Однако социально-историческая проблематика интересовала Лермонтова лишь в той мере, в какой она давала возможность рассказать о романтическом герое-мстителе, противостоящем обществу и вступающем с ним в неравную борьбу.

Вадим У Лермонтова наделен чертами романтического героя, обиженного не только людьми, но и Богом (он горбун), что заставляет вспоминать Квазимодо из романа В. Гюго “Собор Парижской богоматери”.

Огромные духовные возможности и сила протеста перерастают у Вадима в демоническую злобу и жажду мщения. Его сближение с восстанием объясняется вовсе не сочувствием народу, который он презирает, а желанием использовать его в своих личных целях. Действия Вадима, его жестокость и безнравственность не оправданы в романе.

Однако Лермонтов еще не делает попытки объективно осмыслить этот характер, показать зависимость героя от реальной действительности, которой он прямо противопоставлен в романе.

Романтический принцип контраста проявляется в соотношении демонической натуры Вадима и его сестры Ольги – “ангела, изгнанного из рая за то, что слишком сожалел о человечестве”, как сказано о ней в романе. В стилистическом отношении первое прозаическое произведение Лермонтова неоднородно. В нем используются элементы книжного, условно-романтического языка (линия Вадим – Ольга) и разговорная речь, в которой встречаются диалектизмы (народные сцены).

Черты такой стилистической двойственности были присущи и ранней драматургии Лермонтова.

Следующее прозаическое произведение Лермонтова, работа над которым также не была доведена до конца, посвящено уже не исторической, а современной действительности. “Княгиня Лигввская” (1836) во многом отличается от “Вадима”. Это социально-психологический роман, действие которого происходит в Петербурге. В основе сюжета – история отношений главного героя – гвардейского офицера Печорина с княгиней Верой Лигов-ской, в которую он был некогда влюблен, и наметившийся конфликт с бедным чиновником из дворян Красинским.

13 стр., 6087 слов

Сочинения. : «Герой нашего времени» как социально-психологический ...

... характера и переживаний своего героя, «типичныйх обстоятельств» общественной жизниЮ объясняющих личность Печорина. Все этой естьв романе. С этой точки зрения роман Лермонтова социально-психологический. По Белинскому: «Роман нельзя читать не ...

Так появляется социальная проблематика, вносящая нечто новое в творчество Лермонтова. Образ Красинского не нашел продолжения в последующих произведениях Лермонтова, но в нем заключены тенденции, которые оказались перспективными в историко-литературном плане. Красинского отличает известная двойственность. В нем есть черты “маленького человека” (ведущие к Гоголю ); это возбуждает жалость, сочувствие.

Но он охвачен стремлением утвердить себя в пределах той же социальной системы. Мотивы индивидуалистического бунта станут характерными уже для героев Достоевского. Многие из них могли бы повторить мысли лермонтовского персонажа: “Деньги, деньги и одни деньги, на что им красота, ум и сердце?

О, я буду богат непременно, во что бы то ни стало, и тогда заставлю это общество отдать мне должную справедливость”.

“Княгиня Литовская” – существенный шаг по пути к созданию “Героя нашего времени”. Уже здесь отчетливо проявляется возросшее мастерство Лермонтова в психологической обрисовке характеров, данных объективно. По сравнению с “Вадимом” более четко и последовательно решается проблема “человек и среда”; дан первый набросок характера Печорина, хотя и нельзя считать, что в “Княгине Литовской” изложена предыстория того Печорина, с которым мы встретимся в “Герое нашего времени”.

Ранние прозаические произведения Лермонтова 1Ранние прозаические произведения Лермонтова 2Ранние прозаические произведения Лермонтова 3Ранние прозаические произведения Лермонтова 4Ранние прозаические произведения Лермонтова 5 1

votes, average:

5.00

out of 5)

2 стр., 909 слов

Лермонтов и Печорин. Автор и герой

... смог, прыгнув в окно, схватить его. И здесь выходит на поверхность истинное отношение Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на поверхность хотя бы в такой ... что по определению Пушкина: "Гений и злодейство две вещи несовместные". А Лермонтов гений. Отношение Лермонтова к своему герою хотя будто бы и высказано в предисловии, где он называет ...