— это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.
«Деревня»
В этом стихотворении поэт использует прием антитезы, где умиротворенный пейзаж противопоставлен описанию тяжелой жизни крепостных крестьян:
«Редеет облаков летучая гряда…», «Погасло дневное светило…», «К морю».
«Погасло дневное светило…»
Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».
Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.
«Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева. ...
... осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени. «Есть в осени первоначальной» Есть в осени первоначальной Короткая, ...
«Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…
«Вновь я посетил…»
Стоят одна поодаль, две другие Друг к дружке близко…
«Младая роща»
Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.