История России в творчестве А. С. Пушкина

Поэзия Пушкина, его лирические стихотворения повествуют о жизни его души, души человека, необыкновенно чутко отзы­вающегося практически на все проявления жизни.

Своим учителем Пушкина считали такие великие писатели, как Гоголь, Достоевский, Гончаров, Тургенев… Не случайно М. Горький назвал поэта «началом всех начал».

В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции миро­вой и русской литературы, «видел и внимал» всю окружавшую его жизнь. Его произведения именно потому так близки многим читателям.

История России — одна из тем, занимающих важное место в творчестве поэта. Это подтверждается большим количеством литературных произведений, в которых автор не просто воспро­изводит те или иные события, но дает им свою оценку с позиций поэта и гражданина.

Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Оле­ге», написанная в 1822 году. В нем дается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врага­ми, в частности над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».

Тема героизма русского народа, победителя и освободителя, звучит в строках седьмой главы «Евгения Онегина»:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «перун кагульских бе­регов» Румянцев, «вождь полунощного флага» Орлов. Этой же те­ме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина», напи­санное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.

Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа. После тяжело пережитого всеми передо­выми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в России наступила эпоха реакции. А. С. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее помощью побудить са­модержца к созидательной деятельности. Он создает цикл про­изведений о Петре I. Кстати, в этом проявились и традиции эти­ки и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государ­ством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историче­ским произведениям. А. С. Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра, взывает в стихотворении «Стансы»: «Будь… па­мятью, как он, не злобен».

23 стр., 11182 слов

Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века

... Россию после пятилетней учебы в Германии и попытавшегося не без успеха оспорить у Тредиаковского звание первого русского поэта [3]. В русской литературе XVIII века ... не интересует, хороший или плохой поэт Державин, его презрение направлено на поэзию ... при этом на освященный традицией авторитет Горация. Между тем ... деяниями великих мужей; усечение последней строки заостряет смысл: <...> А ты ...

А. С. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава»:

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.

Похожие мысли встречаются и в «Медном всаднике», где он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшим «Россию на дыбы» и прорубившим «окно в Европу».

Трагедия «Борис Годунов» — в определенном смысле нова­торское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевско­го, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступле­ния, оправдывая себя «благими намерениями», забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.

«Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение А. С. Пушкина по объему исследовательской рабо­ты, которую проделал писатель. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта» — до­кументальным произведением с массой свидетельств, харак­теризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но «Ка­питанская дочка» — это романтическое произведение. На разни­цу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.

Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-ноэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Лизаветы Харловой.

Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Карлицкий, с камнем на шее «вниз по Яику». Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный А. С. Пушкиным, Марина Цветаева назва­ла словом «чара».

Оценивая значение исторических произведений А. С. Пуш­кина для последующего развития русской литературы, надо сказать, что они положили начало традициям русской истори­ческой прозы. Без этих произведений не появились бы ни «Вой­на и мир» JI. Н. Толстого, ни «Петр I» А. Н. Толстого.