Поэзия Пушкина, его лирические стихотворения повествуют о жизни его души, души человека, необыкновенно чутко отзывающегося практически на все проявления жизни.
Своим учителем Пушкина считали такие великие писатели, как Гоголь, Достоевский, Гончаров, Тургенев… Не случайно М. Горький назвал поэта «началом всех начал».
В своей поэзии Пушкин унаследовал лучшие традиции мировой и русской литературы, «видел и внимал» всю окружавшую его жизнь. Его произведения именно потому так близки многим читателям.
История России — одна из тем, занимающих важное место в творчестве поэта. Это подтверждается большим количеством литературных произведений, в которых автор не просто воспроизводит те или иные события, но дает им свою оценку с позиций поэта и гражданина.
Одно из первых таких произведений — «Песнь о вещем Олеге», написанная в 1822 году. В нем дается поэтическая версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».
Тема героизма русского народа, победителя и освободителя, звучит в строках седьмой главы «Евгения Онегина»:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
В строках стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» перед нами встают прославившиеся в боях «перун кагульских берегов» Румянцев, «вождь полунощного флага» Орлов. Этой же теме посвящено стихотворение «Бородинская годовщина», написанное в 1831 году по поводу взятия предместья Варшавы.
Однако слава Отечества — это не только военные победы, но и процветание народа. После тяжело пережитого всеми передовыми людьми того времени разгрома декабристского восстания 1825 года в России наступила эпоха реакции. А. С. Пушкин вновь обращается к истории, чтобы с ее помощью побудить самодержца к созидательной деятельности. Он создает цикл произведений о Петре I. Кстати, в этом проявились и традиции этики и эстетики декабристов, которые именно с этой целью — на положительном примере показать, как надо управлять государством, — тоже часто обращались в своем творчестве к историческим произведениям. А. С. Пушкин, приводя царю Николаю I пример Петра, взывает в стихотворении «Стансы»: «Будь… памятью, как он, не злобен».
Поэт-самохвал: «Памятник» Державина и статус поэта в России XVIII века
... Россию после пятилетней учебы в Германии и попытавшегося не без успеха оспорить у Тредиаковского звание первого русского поэта [3]. В русской литературе XVIII века ... не интересует, хороший или плохой поэт Державин, его презрение направлено на поэзию ... при этом на освященный традицией авторитет Горация. Между тем ... деяниями великих мужей; усечение последней строки заостряет смысл: <...> А ты ...
А. С. Пушкин видел в образе Петра I образцового правителя государства. Он пишет в поэме «Полтава»:
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Похожие мысли встречаются и в «Медном всаднике», где он говорит о славном правлении Петра, называя его «властелином судьбы», поднявшим «Россию на дыбы» и прорубившим «окно в Европу».
Трагедия «Борис Годунов» — в определенном смысле новаторское произведение, в котором народ показан движущей силой истории. В этом произведении автор, предвосхищая Достоевского, развенчивает теорию, что якобы цель оправдывает средства. Оба — и царь Борис, и Раскольников — совершают преступления, оправдывая себя «благими намерениями», забывая, что именно ими вымощена дорога в ад.
«Капитанская дочка» — наиболее значительное историческое произведение А. С. Пушкина по объему исследовательской работы, которую проделал писатель. «Капитанскую дочку» автор написал, работая над «Историей Пугачевского бунта» — документальным произведением с массой свидетельств, характеризующих ожесточение противоборствующих сторон. Но «Капитанская дочка» — это романтическое произведение. На разницу этих двух произведений указывала Марина Цветаева в эссе «Мой Пушкин», по-своему оригинально проведя границу между понятием реализма и романтизма.
Пушкин-исследователь знает кровавую цену восстания со всеми ужасающими подробностями. Пушкин-ноэт помнит о ней, устами Швабрина пугая Машу участью Лизаветы Харловой.
Помним о ней и мы, думая о возможности Гринева отправиться, как и его прототип, сержант Карлицкий, с камнем на шее «вниз по Яику». Эту поэтизацию, этот романтический ореол вокруг Пугачева, созданный А. С. Пушкиным, Марина Цветаева назвала словом «чара».
Оценивая значение исторических произведений А. С. Пушкина для последующего развития русской литературы, надо сказать, что они положили начало традициям русской исторической прозы. Без этих произведений не появились бы ни «Война и мир» JI. Н. Толстого, ни «Петр I» А. Н. Толстого.